Открытия 2017 — игры. Эксклюзивы, Nintendo Switch и самая важная игра обо всем
Nintendo Switch и ее игры
После провала Wii U в Nintendo многие веру потеряли (а в России и до этого мало кто верил). Анонс Nintendo Switch особо не помог — больно уж странно выглядела идея гибридной консоли. Да и опять же: мощность никакая, игр на старте мало, ну что тут ловить? С запуском тоже все было странно: у кого экран царапался в момент, у кого джойконы постоянно дисконнектились, из мощных эксклюзивов только «Зельда», которая вышла и на Wii U, а благодаря эмулятору — и на ПК. Но несмотря на все трудности, идея выстрелила. Полноценная консоль, которую можно взять с собой в дорогу и продолжать играть в метро — действительно крутая штука. А «Зельды» хватило, чтобы удержать интерес игроков до выхода других крутых игр.
Splatoon 2, ARMS, Super Mario Odyssey — даже среди одних только эсклюзивов на Switch в 2017 году было во что поиграть. К тому же это действительно великолепные игры, украсившие бы любую платформу.
А уж сколько всего успело навыходить от сторонних разработчиков! Даже ААА-игроки заинтересованы в консоли, что доказывают порты (хорошие) L.A. Noire, DOOM и Skyrim. Консоль оказалась куда удобнее и даже мощнее, чем мы могли ожидать. Лично для меня Switch вообще умудрилась стать основной платформой, а ведь я сначала тоже был максимально скептично настроен.
Сегодня темпы продажи «свича» сопоставимы с результатами PS4 на старте, так что у Nintendo все, кажется, хорошо. В 2018-м до Switch доберутся обе части Bayonetta, да и третья уже анонсирована, где-то там маячит полноценная новая Fire Emblem, Kirby Star Allies и Metroid Prime 4. Без игр не останемся.
PlayStation 4 и ее эксклюзивы
Тут ничего сильно нового — открытие почти ежегодное. У PlayStation сильные эксклюзивы, Sony вкладывает в их создание массу сил и денег, привлекая самые талантливые команды. И особенно приятно, что среди эксклюзивных игр периодически появляются новые франшизы — как Horizon Zero Dawn в этом году. Чем игра хороша мы уже писали в рецензии и в отдельном мнении.
Редкая игра способна вызвать внутри искренний отклик. Такой, чтобы захотелось простить ей все недостатки и забыть про сон минимум на неделю. Horizon как раз такая. У нее полно недостатков, неизбежных, учитывая нулевой опыт разработчиков в выбранном жанре. И тем не менее вот результат — безумно затягивающая вещь, которую хочется рекомендовать, о которой хочется рассказывать друзьям.
Помимо Horizon у Sony в 2017 году была Uncharted: The Lost Legacy, отличная Gravity Rush 2, Yakuza 0, попавшая в наш список «30 главных игр 2017», странная, но крутая Persona 5, ремейк трилогии про Крэша Бандикута и куча временных и консольных эксклюзивов вроде Nioh и Nier: Automata.
А сколько еще готовится на 2018 год! God of War, Spider-man, The Days Gone, Detroit и, возможно, The Last of Us: Part II. В общем, в следующем году в открытиях этот пункт тоже будет.
Крутые консольные игры выходят на PC
Уж не знаю, что тут влияет больше — борьба с пиратством или взросление аудитории, готовой наконец-то платить за игры и пробовать новые жанры. Но факт есть — ПК как игровая платформа крепнет. Те же файтинги, к примеру, лет 10 назад на ПК почти не выходили, а сегодня у нас есть и Tekken 7, и Injustice 2 — два крупнейших релиза в жанре в этом году. Bayonetta и Vanquish хоть и с большим опозданием, но тоже добрались до компьютеров. Сюда же и Nier: Automata, Nioh и Destiny 2. Ура!
Слияние Xbox и Windows
В продолжение начатой выше темы. Xbox именно как консоль остался практически без эксклюзивов — все новые игры выходят сразу и на ПК. Кто от этого выигрывает? Да все! Если вы предпочитаете играть только на Xbox, то какая вам к черту разница, где еще доступны эти игры? А ПК игроки, благодаря новой политике Microsoft, получили кучу мощных проектов: те же Forza Motorsport 7 и Cuphead. В некоторых случаях даже не обязательно покупать две копии, платишь раз и играть можешь сразу на обеих платформах. На мой взгляд — это небольшой шажок в будущее, где платформенное разделение все-таки должно умереть, а играть мы в любые игры будем там, где нам удобно.
Dark Souls 3: The Ringed City
Да-да, финальному дополнению для финальной (предположительно!) части Dark Souls я посвятил целый отдельный блок. И не только потому, что это отличное большое DLC. Нет, ценность его в другом — оно достойно закрыло историю одной из важнейших игровых серий. Ответило на те вопросы, которые в этом нуждались сильнее всего, а местами наши представления о вселенной игры перевернуло полностью.
The Ringed City — это отличное дополнение. Оно обогащает и без того прекрасную мифологию игры, подкидывает новую пищу для размышлений и новые инструменты для уничтожения врагов, чтобы размышлять было не скучно. За 8 лет существования серии ничего сопоставимого в индустрии так и не появилось, так что Souls-игры на своем месте в истории закрепились плотно. Ну, а теперь, когда сага закончилась, нам остается только перепроходить игры и пытаться выстроить целостное описание происходящих в них событий.
«Маленькие» игры, которые нас удивили
Наиболее обширно эту тему мы уже раскрыли в двух материалах: 10 лучших мобильных игр 2017 и 10 лучших инди-игр 2017. Там вы сможете почитать все максимально подробно, здесь же просто приведу список инди и просто маленьких игр, впечатливших нас больше всего в 2017-м (потому что их очень много):
Но есть еще парочка игр: об одной мы не говорили ни разу, а о другой хотим рассказать поподробнее, нежели в подборке «10 лучших».
Игра «обо всем» у нас уже как-то была, называлась она Spore. Впрочем, в реализации своей задумки она тогда не слишком преуспела, а вот у EVERYTHING все получилось. Потому что в ней почти нет геймплея. Вот так парадоксально. Ну как вообще может выглядеть игра обо всем? Разве применимы к такой задумке стандартные игровые механики, на которых как раз была выстроена Spore?
Все, что нужно делать в EVERYTHING — летать бесплотным духом и вселяться во все: в оленей, в деревья, в камни, в микробов, в континенты, в галактики, в птиц, в грибы, в пауков, в медведей, в облака, ВО ВСЕ.
А дальше можно перемещаться, общаться с другими представителями своего «вида», в этом своеобразный юмор — камни тут, например, скучают, ноют и исполняют особые каменные песни. Ну и размножаться можно, в любом состоянии. Странно? А чего еще вы ждали от аниматора Дэвида ОʼРайли, который до этого создал симулятор горы!
Но несмотря на ироничность и юмор — это очень серьезное произведение, которое еще и озвучено лекциями философа Алана Уотса. Периодически буквально будут включаться архивные записи его выступлений, рассказывающие основы его интерпретации восточной философии. Вы — не ваше тело, а всё, вся вселенная. То, чем вы занимаетесь прямо сейчас — это то, чем занимается вселенная. Все едино. Это очень поверхностный пересказ, конечно, но игра способна пробудить интерес к идеям Уотса, заставить задуматься о чем-то по-настоящему важном. Поэтому важна и сама EVERYTHING.
Golf Story
Автор текста: Александр Башкиров
Мы уже включили Golf Story в число наших любимых инди за 2017 год. Но и за пределами узкого круга «индюшатины» это очень яркая, сделанная с огромной любовью дебютная игра.
Два славных парня из Квинсленда воплотили в ретро-пиксели два своих главных увлечения: Golf на восьмибитной NES и настоящий вид спорта про попадание мячом в лунку с больших расстояний. Причем трудно сказать, что для этих ребят важнее. В Golf Story хватает очень внутренних и локальных шуток для любителей настоящего гольфа. Но с не меньшим тщанием здесь воспроизведен мир из восьмибитного симулятора. Есть даже встроенная игра-пародия, которая еще больше занижает графику, звук и геймплей — чтобы было совсем уж аутентично.
В довольно серьезный психологический сюжет про гольфиста средней руки, решившего последний раз в жизни попробовать себя в высшей лиге, вживлены абсурдные элементы японской ролевой игры, хоррора и детектива. Причем в целом все воспринимается очень органично из-за стилизованного пиксель-арта и прекрасно написанных диалогов, которые еще больше украшает сильная австралийская окраска речи всех персонажей.
Самые японские, откровенно-игровые элементы Golf Story служат метафорой экстремальности увлечения.
Все герои тут — люди с тяжелой формой гольфа головного мозга. Все проблемы в их жизни связаны с тем, как далеко улетел мяч и правильную ли клюшку они выбрали. Общая идея игры прекрасная: гольф требует такой самоотдачи и сосредоточенности, что настоящий гольфист не должен бояться зомби и крокодилов на площадке. Его должно волновать лишь то, насколько далеко они могут утащить мяч или испортить отскок.
5 неожиданно крутых ААА-игр
Разве кто-то сомневался, что новая Call of Duty будет как минимум по-дежурному качественной? Или кто-то не доверял Prey, когда других наследников BioShock просто не осталось? Да и Assassinʼs Creed: Origins уже до выхода убедила нас, что серию она не опозорит и даже поднимет на новый уровень. С ААА-играми чаще всего все ясно сильно заранее, но в некоторый проектах сомневаешься до самого релиза. В 2017-м таких было немного.
Resident Evil 7: Biohazard
Слишком уж глубоки были раны, нанесенные шестой частью. Верить в лучшее хотелось, но сомнения все равно оставались. Трейлеры говорили: «Смотри, тут теперь настоящий хоррор! Все как раньше и даже круче! На Silent Hills даже похоже!». Но умом верить в такой поворот просто не получалось. В итоге же случился достойный софт-ребут серии, сохранивший все лучшее из ее наследия, но направивший франшизу в новое русло.
Сериал Resident Evil в очередной раз поменялся, дал новый опыт, заставил взглянуть с новой стороны на знакомые элементы. Эта его попытка не идеальна, но следующая часть вполне может нащупать для себя верное направление и выложится в нем по полной.
Nier: Automata
За Nier: Automata говорило имя Platinum Games в графе «разработчик». Против — принадлежность к, собственно, серии Nier. Слишком уж своеобразной была оригинальная игра, во много претенциозной, по-плохому безумной. Как и материнская серия Drakengard, от которой Nier и произошла. Таро Йоко — вообще творец неоднозначный: для кого гений уровня бога Кодзимы, для кого бездарный обманщик. Да и у Platinum Games далеко не все игры хороши: были и Anracgy Reigns, и The Legend of Korra, и TMNT: Mutants in Manhattan. Но Automata все же удалась (хотя кое-кто считает игру в нее мазохизмом) и даже смогла достучаться до широких масс — неслыханное для Drakengard дело!
Один раз пройти NieR: Automata достаточно легко. Тогда подумаешь: «Чего-то не хватает» — хотя все упущения, пробелы в сценарии спишутся на то, что это чувственное аниме про красивую девицу в виниловых ботфортах. И если вы решите на этом остановиться, все нормально. А все, что дальше, можете посмотреть на YouTube. Просто Таро Йоко придумал еще одну игру, вспоминать и осмысливать которую приятнее, чем проходить ее.
The Surge
«Dark Souls в космосе от разработчиков Lords of the Fallen» — даже такая небрежная характеристика звучала неплохо. Но клон есть клон, много ли можно ждать от творчества фанатов серии From, делающих копию со скромным бюджетом? Но The Surge оказалась крутой самобытной игрой, не пытающейся точно воссоздать механику серии-прародителя. Тут полно своих идей и все работают. А еще игра не про космос, кстати!
Вы оцените масштабы. Никому неизвестная немецкая контора, разрабатывавшая странные «тайкуны» и проходные квесты выдает настоящую ААА-игру, которую без скидок не стыдно сравнивать с Dark Souls. Кто-нибудь такого ожидал?
Nioh
История похожа на The Surge, только еще «масштабнее». Ждали копию Dark Souls с японски клоном Геральта в главной роли, а получили суровый слэшер в духе Ninja Gaiden с подробнейшим историческим контекстом. Игра не только испытает ваши нервы и сноровку, но и пробудит (или сильнее разожжет) интерес к японской культуре и мифологии, что даже важнее.
Традиционные костюмы, исторические личности, существа из японской мифологии — игра вполне может выполнять просветительскую функцию. Это игра для фанатов Dark Souls и Ninja Gaiden. Бескомпромиссный ролевой слэшер, который испытает и вашу сноровку, и нервы, но сделает это честно. Вещь для самых стойких, но для таких людей Nioh станет одной из самых любимых игр.
The Evil Within 2
Оригинальная The Evil Within была игрой не для всех. Глубокая идея и мощная атмосфера легко разбивались о невероятно кривой геймплей в лучших традициях польских шутеров. Местами это смотрелось как не очень смешная пародия на Resident Evil 4 от самого же Синдзи Миками. Во второй части к этому мог примешаться еще и бестолковый открытый мир, что многих сильно беспокоило. И ведь примешался, но оказался совсем даже не бестолковым! А сам геймплей заметно подтянулся, игра стала страшнее, монстры — изощреннее (какой уж там SIlent Hill), а сюжет смог удерживать в напряжении несмотря на то, что в первой части почти все тайны и так раскрыли. Разве не круто?
The Evil Within 2 — это не новое слово. Это компиляция всех жанровых наработок за последние лет пятнадцать. Превосходная и местами даже пугающая — а хоть немного жутких хорроров в индустрии мало. Получив больше творческой свободы от Синдзи Миками, авторы игры сделали главное: они сохранили фирменный шизофренический стиль оригинала и разбавили его собственным художественным окрасом.