09 марта 2017Игры
Обновлено 11.03.2017

Рецензия на The Legend of Zelda: Breath of the Wild

The Legend of Zelda: Breath of the Wild — самая крупная и амбициозная игра Nintendo за всю историю компании. Она заняла второе место в топе лучших игр всех времен на Metacritic, вызвав дополнительный ажиотаж вокруг новой консоли Switch. Но это на Западе, где очень многие игроки и журналисты выросли на «Зельде» и привыкли буквально молиться на каждый новый выпуск серии. А что на счет нас? Сможет ли новая «Зельда» столь же сильно тронуть тех, для кого серия культом не стала?
The Legend of Zelda: Breath of the Wild — самая крупная и амбициозная игра Nintendo за всю историю компании. Она заняла второе место в топе лучших игр всех времен на Metacritic, вызвав дополнительный ажиотаж вокруг новой консоли Switch. Но это на Западе, где очень многие игроки и журналисты выросли на «Зельде» и привыкли буквально молиться на каждый новый выпуск серии. А что на счет нас? Сможет ли новая «Зельда» столь же сильно тронуть тех, для кого серия культом не стала?

Чтобы отправиться в Хайрул и получить от путешествия максимум впечатлений не обязательно быть фанатом «Зельды». The Legend of Zelda: Breath of the Wild не делает различий между новыми и старыми игроками — все они попадут в одинаково новый, незнакомый и негостеприимный мир, в котором хочется потеряться на десятки часов, исследовать все его секреты и пережить все приключения, которые он может предложить.

При этом забавно признавать, что на вопрос о том, заслуживает ли Breath of the Wild всех этих восторженных возгласов однозначного ответа нет. Дело в том, что ее очень трудно сравнивать с другими играми — за тридцать лет серия сама по себе стала жанром, в котором никто другой так и не смог представить равносильной альтернативы. В новом выпуске игра сильно изменилась, учла многие популярные тенденции — но это все еще «Зельда», и ее волну необходимо сначала поймать.

Это не «вторая The Elder Scrolls 5: Skyrim» и не «Ведьмак от Nintendo» — здесь нет ролевой системы, нет закрученного сюжета и харизматичного героя. Даже несмотря на достаточно гнетущее положение дел в Хайруле, в «Зельде» нет ни чернухи, ни жестокости, ни секса — все внимание здесь сконцентрировано исключительно на создании чувства искреннего, немного наивного приключения в открытом мире, который завис на пороге апокалипсиса.

Если вы не представляете хорошей игры без внешней атрибутики современных ААА-игр вроде погонь и перестрелок из Grand Theft Auto 5, потрясающе реалистичных видов из Horizon: Zero Dawn и десятков колоритных персонажей из The Witcher 3: Wild Hunt, то Breath of the Wild едва ли покажется вам «игрой десятилетия» — это совершенно другой открытый мир. Он работает по другим правилам и продвигает другие ценности. Если подготовиться к этому заранее, то шансов проникнуться будет заметно больше.

Скажу больше, при прямом сравнении «Зельда» перечисленным выше играм во многом проиграет. Как, впрочем, и они ей. Это разные плоскости, запускать игры Nintendo вообще лучше без оглядки на проекты других студий, иначе в сравнениях легко запутаться. Но запускать их все же стоит – Breath of the Wild уж точно. Сейчас объясню, почему.

Рецензия на The Legend of Zelda: Breath of the Wild - фото 1

Завязка у Breath of the Wild очень простая: главный герой Линк просыпается после векового сна и выясняет, что сто лет назад зло неожиданно напало на королевство Хайрул и победило. Большая часть населения тогда погибла, принцесса Зельда пропала, а сам Линк был тяжело ранен в бою — но друзья успели поместить его в волшебный сон, чтобы однажды он вернулся и всех спас.

Так что у нас нет особого выбора — придется обойти весь мир, заручиться поддержкой оставшихся жителей Хайрула и подготовить последнюю атаку на главного злодея. Но вот какого-то четкого порядка действий нам не дают — в первые 4-6 часов игра еще пытается направлять вас, отмечая конкретную точку на карте, но потом окончательно отпускает в свободное плавание.

Breath of the Wild возводит принцип «иди куда хочешь» в абсолют — не важно, куда вы отправляетесь, вы все равно натолкнетесь на какое-нибудь приключение. Можете даже не брать сюжетные задания — рано или поздно они сами вас найдут.

Рецензия на The Legend of Zelda: Breath of the Wild - фото 2

В отличие от всех прошлых игр серии, все регионы в игре доступны с самого начала и не требуют особого снаряжения. Надо лишь суметь добраться до них и выжить. Периодически вам будут встречаться важные персонажи, которые будут выдавать задания и объяснять Линку, что вообще происходит в мире через 100 лет после его «смерти». Но в этих диалогах, лишь малая часть из которых озвучены, проступает один из главных архаизмов игры — острый недостаток драматизма и эмоций. В старых играх с этим еще можно было смириться, но в 2017 году на новом поколении консолей ждешь улучшений не только в геймплее и графике, но и в работе сценаристов.

Выглядит все, к слову, весьма неплохо — несмотря на сравнительно небольшие мощности Switch и Wii U, стилизация и работа со светом сглаживают невысокое качество текстур и среднюю детализацию локаций, заставляя регулярно жать на кнопку для снятия скриншотов.

Этот скриншот сделан в портативном режиме — в нем и разрешение, и детализация ниже, чем в «домашнем». Да и качество итоговых картинок консоль подрезает.

Этот скриншот сделан в портативном режиме — в нем и разрешение, и детализация ниже, чем в «домашнем». Да и качество итоговых картинок консоль подрезает.

Мир в Breath of the Wild огромный и очень живой — большую часть времени им управляет обычная, а не игровая логика.

Если что-то сделано из дерева, это можно поджечь или порубить на дрова, если вы видите что-то живое — значит его можно поймать и приготовить. Это дает необычайный простор для экспериментов и тактики.

Это, к слову, в Хайруле и привлекает в первую очередь – все время натыкаешься на новые способы взаимодействия с миром, что только разжигает желание его исследовать. Тут даже на, казалось бы, проходную чепуху можно запросто залипнуть. Например, однажды у меня в инвентаре скопилось неприлично много еды, и я решил приготовить пару блюд. В «Зельде» нет строгих рецептов, можно брать 5 любых ингредиентов, кидать на сковородку и смотреть, что получится. Я начал с простых комбинаций и постепенно начал усложнять свои кулинарные шедевры, перейдя от рандомного перебора к настоящей поварской тактике. Просидел почти час.

И знаете, это было реально увлекательно.

Я не проходил квесты, не сражался с врагами, не вникал сюжет. Я просто сидел у костра, жарил шашлыки и омлеты, слушал пение птиц и любовался закатом. И мне было интересно. Во многих играх с открытым миром такой крафт быстро становится рефлекторным действием, которое вы делаете просто потому что надо, а здесь это медитативное и увлекательное занятие, которое на протяжении десятков часов не успевает надоесть. Это лучшим образом характеризует Breath of the Wild и ее мир. Он умеет затянуть сам по себе, без искусственных «удерживателей» вроде квестов и поисков коллекционного барахла, тонной мелких тонкостей и своей внутренней (да и внешней) красотой.

Рецензия на The Legend of Zelda: Breath of the Wild - фото 4

Но не стоит думать, что Хайрул примет вас с распростертыми объятиями – этот мир коварен, у него есть свои правила и их лучше выучить поскорее. Прежде всего необходимо научиться считаться с погодой и климатом вокруг. Именно здесь я впервые возненавидел дождь в играх. Казалось бы, что в нем такого — льет себе и льет, в том же «Ведьмаке 3» Велен становился еще более унылым, но убивать монстров это не мешало. А вот в «Зельде» все иначе: видимость падает до пары десятков метров, по мокрым скалам не вскарабкаешься, и невозможно даже костер разжечь, чтобы «промотать» у него немного времени.

А уж если разразится полноценная гроза, то совсем плохо — приходится прятать все металлическое снаряжение в рюкзак, оставаясь практически беззащитным перед врагами — но лучше так, чем притянуть молнию и погибнуть на месте. Казалось, что в играх может удивить в 2017 году? А вот, молния, которая не плоский спецэффект на горизонте, а действительно бьющая в макушку и поджигающая деревья.

Рецензия на The Legend of Zelda: Breath of the Wild - фото 5

Хайрул живет сам собой, без вашего участия. Местные гоблины не просто патрулируют свои клочки земли — они разводят костры и охотятся на животных, убегают от грозы и объезжают диких лошадей. По ночам они уходят спать, сложив дубины в кучу — при желании можно тихо пробраться в лагерь и украсть или просто спалить весь арсенал, чтобы на утро вернуться с мечом наперевес и наблюдать, как они жалко мечутся в поисках хоть какого-нибудь оружия. Игра не просто генерирует истории, а подталкивает вас к тому, чтобы вы их создавали.

В Breath of the Wild есть элементы выживания, но это не Rust и не ARK: Survival Evolved. Несмотря на то, что вам придется регулярно сверяться с прогнозом погоды и думать о том, где бы достать теплую одежду для заснеженных горных пиков или ингредиенты для прохладительных напитков, необходимых для переходов по пустыне, борьба с природой не становится самоцелью, а лишь дополнительно оживляет окружение, делая путешествие сложнее и разнообразнее.

Любое пешее путешествие в мире Breath of the Wild становится приключением, и это лучшая из возможных характеристик для игры с открытым миром. Вы не просто движетесь из одной точки в другую, ожидая, пока по дороге на вас нападут монстры или отвлечет случайный путник, оказавшийся в беде — в любой момент вы можете свалиться в яму и просидеть там до утра, потому что пошел дождь и стены стали слишком скользкими. Это усиливает вашу связь с миром игры, это делает его живым. Все в «Зельде» работает на такой эффект, ни одна механика не прикручена для просто галочки.

Рецензия на The Legend of Zelda: Breath of the Wild - фото 6

Но не стоит думать, что все очарование игры целиком сосредоточено в таких абстрактных вещах. Именно играть в Breath of the Wild тоже интересно. Взять, например, забавных с виду врагов – на самом деле они смертельно опасны, и каждое нападение на крупный лагерь монстров требует тщательной разведки и планирования. Кидаться на врагов в лоб будет очень плохой идеей.

Боевая система основана, по сути, на трех кнопках (удар, прыжок и щит), но на деле куда глубже, чем кажется.

Линк не может просто «закликивать» врагов легкими атаками в лоб — важно как можно раньше научиться правильно уклоняться и парировать щитом, чтобы проводить серии ударов, иначе в бою с несколькими противниками вас очень быстро задавят числом.

Дополнительное разнообразие вводит использование рун — Линк может швырять бомбы, управлять металлом, замораживать воду и погружать предметы (а потом и противников) в стазис — но овладеть быстрым применением этих приемов довольно сложно.

Рецензия на The Legend of Zelda: Breath of the Wild - фото 7

Но даже безвыходные ситуации порой приводят к неожиданным открытиям. Еще в самом начале игры я поджег траву рядом с лагерем бокоблинов в надежде, что огонь доберется до взрывающихся бочек, но в самый неподходящий момент началась гроза — огонь потух, меня заметили, и вот я уже со всех ног убегаю от целой стаи монстров, которых на тот момент был не в состоянии одолеть. Вскоре я заметил, что ржавый меч у меня на спине начал искрить от электричества в воздухе. Недолго думая я швырнул его в преследователей. Промахнулся, разумеется, но погода закончила работу за меня — в валяющееся на земле оружие ударила молния, и от погони осталась лишь кучка лута.

Разнообразие трудностей и нестандартные пути их преодоления усиливают неостановимую тягу к исследованию мира The Legend of Zelda. Здесь действительно хочется залезть на каждую гору и помочь каждому NPC. И не нужно никаких наград и поощрений, возникает естественное желание увидеть побольше. Этот мир скрывает множество приключений, пройти мимо которых кажется настоящим преступлением.

Участки карты открываются при помощи вышек, но каждая из них — само по себе испытание. Например, эту нужно было освободить от колючих зарослей, а другая стояла посреди озера жидкой грязи.

Участки карты открываются при помощи вышек, но каждая из них — само по себе испытание. Например, эту нужно было освободить от колючих зарослей, а другая стояла посреди озера жидкой грязи.

Приятно видеть, что Nintendo вынула голову из песка и пригляделась к тому, что популярно на других платформах. Breath of the Wild собрала в себе все главные современные тренды, от открытого мира с выживанием и вышками до стелса и требовательной к навыкам игрока боевой системе, которая иногда заставляет вспомнить о серии Souls.

Нет ощущения, что разработчики собирали «с миру по нитке», чтобы создать монстра Франкенштейна из всего, что популярно. Классические и новые элементы прекрасно работают вместе, создавая живой мир, в котором нет ничего лишнего, в котором каждый элемент тщательно продуман — стоило мне подумать, что подземные Святилища с головоломками слишком простые, как за следующим же холмом мне подкинули испытание, с которым я возился почти час.

Из необычных миссий мне больше всего запомнилась вылазка на базу бандитов Ига — без предупреждения игра превратилась в очень напряженный стелс, но куда более неожиданным оказался юмор, с которым он был подан. Как оказалось, у гигантских ниндзя есть лишь одна слабость — бананы, и после налета на кладовую проходить задание стало намного проще. Так что и с постановкой в игре тоже полный порядок.

Босс в той миссии, к слову, тоже был весьма забавный.

Босс в той миссии, к слову, тоже был весьма забавный.

Главной проблемой The Legend of Zelda: Breath of the Wild остается ее доступность. Консоли Nintendo есть в доме далеко не у каждого игрока, и для многих именно «Зельда» может стать главным толчком к покупке Nintendo Switch. Но сейчас консоль с необходимым минимумом аксессуаров и игрой обойдется вам больше чем в 30 тысяч рублей, а это немало для весьма спорного устройства.

Впрочем, есть способ дешевле. Breath of the Wild вышла еще и на Wii U, которую сейчас можно найти за куда более вменяемые деньги. Заодно еще Bayonetta 2 сможете попробовать.

Технически версии для разных консолей отличаются минимально — при подключении к телевизору Switch выдает картинку разрешением 900р, тогда как на Wii U придется ограничиться 720р и немного более низким качеством текстур. Но вне прямого сравнения кадров вы едва ли увидите разницу, особенно в динамике — несмотря на то, что игра порой выдает великолепные пейзажи, графика в ней очевидно отходит на второй план.

К слову, в «домашнем режиме» на Switch иногда ощутимо проседает частота кадров — особенно часто это проявляется в густых лесах и во время сражений с большим количеством врагов.

Впрочем, не скажу, что Switch лишена своих преимуществ. Я сам проходил игру именно на новой консоли (хотя тестировал и Wii U-версию), и должен признаться, что довольно много наиграл в дороге. Несмотря на огромные масштабы, Breath of the Wild отлично дробится на небольшие отрезки, которыми вполне комфортно проходить игру в общественном транспорте.

В течение года для Switch выйдет еще несколько многообещающих игр (Fire Emblem, Xenoblade 2, Splatoon 2), но сейчас покупку консоли объективно оправдывает только «Зельда».

Рецензия на The Legend of Zelda: Breath of the Wild - фото 10

В итоге Nintendo все-таки смогла сделать большой шаг вперед и выпустить игру, которую приятно оценивать без оглядки на «это же Nintendo». Сделать игру, следующую общему курсу индустрии, но сохраняющую собственное лицо – большое дело, знаете ли.

Breath of the Wild захватывает и завораживает, у нее в запасе всегда находится что-нибудь, что не позволит «добраться вот до этой точки и все». Она остается свежей на протяжении десятков, а то и сотен часов.

Но если оценивать новую «Зельду» вне контекста платформы, нельзя закрывать глаза на недостатки. Это и весьма посредственная графика, и проблемы с оптимизацией (хотя тут дело скорее в консоли), и излишне умозрительный, сведенный почти до карикатуры сюжет. Но потрясающе плавный, «живой» геймплей и мир, живущий даже без вмешательства игрока, не позволяет быть слишком строгим к ней. А давние фанаты таи и вовсе смогут благополучно закрыть глаза на любые недочеты — на их улице сейчас праздник.

Тут, впрочем, гораздо важнее сам прецедент – Nintendo показала, что она видит, что происходит в индустрии и может работать с современными трендами. Breath of the Wild – лишь первый шаг. Безумно интересно, что будет дальше.

Комментарии 341
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
slipper
slipper
Боже мой... Что сейчас будет...