Рецензия на Resident Evil 7: Biohazard

Сергей Цилюрик
К созданию Resident Evil 7 Capcom подошла основательно: новый движок, новые персонажи, новая перспектива, новые геймплейные механики, очередной возврат к истокам. Помогло ли это все компании возродить свой главный хоррор-сериал? Определенно да, но получилась игра все же не такой, как мы ожидали.

Resident Evil 6 хотела угодить всем и сразу – известное благое намерение, которые редко выливается во что-то хорошее. Кампания за Леона пыталась привлечь любителей классических частей: зомби, монстры, катакомбы, город в огне – вольный пересказ сразу и второй, и четвертой части. Крис, со своей историей трагичного спецназовца и нескончаемыми перестрелками, играл на аудиторию любителей шутеров. За Джейком гонялся бессмертный монстр – словно Немезис. Ада Вонг делала упор на стелс.

Распыляясь на столько элементов, разработчики измеряли их качество только часами геймплея – вы поглядите, по 10 часов на каждую кампанию!

Только что толку. Сегменты с зомби по атмосфере и в подметки не годились классическим выпускам. Перестрелки оставались все такими же неуместными и надоедливыми, как и в Resident Evil 5 – механика-то все еще строилась на совсем не шутерной Resident Evil 4. Стелс полноценным тоже не был. Излишняя заскриптованность происходящего и обилие дурацких QTE еще сильнее портили каждую из кампаний.

Почему я начал статью с воспоминаний о шестой части? Да потому что после нее даже самые преданные фанаты начали ставить на Resident Evil крест. Даже бюджетную Resident Evil Revelations 2 игроки приняли куда теплее. Неудивительно, что Capcom решила исправиться и снова переизобрести сериал, как это сделал однажды Синдзи Миками с Resident Evil 4. В качестве ориентира были выбраны ставшие в последнее время популярными хорроры от первого лица вроде Amnesia: The Dark Descent и Outlast. Выпущенная к анонсу на Е3 демоверсия была полностью лишена боев и врагов (потом их добавили, но совсем чуть-чуть) и больше напоминала «симулятор ходьбы» – еще один новомодный жанр сюжетных игр. Разработчики утверждали, что показанное в Beginning Hour не войдет в финальную игру, но позволит сложить впечатление о том, чего от Resident Evil 7: Biohazard стоит ждать. Оба этих утверждения оказались не совсем честными.

Как это ни странно, Resident Evil 7 при ее кардинальном отличии от предшественницы тоже пытается быть всем и сразу – и этого по короткой демке никак было не понять.

Рецензия на Resident Evil 7: Biohazard | Канобу - Изображение 0
Рецензия на Resident Evil 7: Biohazard | Канобу - Изображение 0

Игра начинается именно так, как и можно было бы предположить по трейлерам. Итан бегает по особняку, собирает ключевые предметы, решает головоломки. Но при этом по дому также бродит и Джек, встреча с которым чревата неприятностями. Дело в том, что Бейкеры бессмертны – как это водится в Resident Evil, благодаря новому биологическому оружию. Даже если высадить в Джека весь свой боезапас и заставить его рухнуть на пол в изнеможении, он через пару минут снова примется искать вас по всему зданию.

Подобные кошки-мышки с бессмертным противником напоминают Alien: Isolation – не исключено, что ее любителям и Resident Evil 7 во многом придется по вкусу.

Мне, впрочем, Alien: Isolation не очень понравилась: постоянно мешающий неубиваемый враг очень быстро перестает пугать, превращаясь в обузу, в надоедливую преграду, которую невозможно никак обойти. Так же и тут – в довольно типичный для Resident Evil обход дома с постепенным получением доступа к новым комнатам вклинивается злыдень, постоянно бегающий за героем и вставляющий ему палки в колеса (лопату в голову). В игре нет толковой стелс-механики: разработчики всерьез предлагают просто «сидеть в тени», но нет ни индикатора видимости, ни понимания, когда Джеку надоест уже ходить кругами вокруг того места, где отсиживается несчастный Итан.

И при этом Джек постоянно болтает, ругается, несет какую-то чушь. Возможно, беготня от озверевшего матерящегося реднека для кого-то – эталон хоррора, но у меня это вызывает скорее брезгливость.

Рецензия на Resident Evil 7: Biohazard | Канобу - Изображение 0

Но вот ведь поворот: стоит добраться до подвала особняка, и Джека как ни бывало. Там появляются новые враги – безликие Molded (в русской версии – «плесневики»), которые тут же меняют всю динамику игры. Одного такого можно было встретить в подвале в последней версии Beginning Hour.

Сражаться с Джеком было бессмысленно – приходилось убегать, прятаться и, сбросив «хвост», продолжать собирать ключи. Плесневики наоборот – не дают пройти дальше, не ввязавшись в драку.

Они многочисленны и одинаковы, с ними игра из пряток превращается в самый настоящий FPS. Корни этого сегмента, бесспорно, также кроются в «Резиденте», где экшена традиционно хватало, а патронов – далеко не всегда. Но здесь не только врагов много и боеприпасов вечно недостает, так еще и целиться очень неудобно. Как и во многих шутерах, нужно зажать кнопку прицела, чтобы пули летели не черте куда, а в цель, а это сильно замедляет героя и сужает угол обзора. Монстры постоянно качаются из стороны в сторону, а убить их можно или обезглавливанием, или полным расчленением (на которое, само собой, скудного арсенала Итана не хватит). Бесценные пули постоянно летят «в молоко»: так изначально задумано? Делает ли это игру более хоррорной? Все обстоит куда лучше, если играть в VR-режиме на PS4, но, возможно, клавиатура и мышь тоже могут спасти положение.

Впрочем, даже если ваш ответ на предыдущий вопрос – «да», Resident Evil 7 все равно совершает катастрофическую, непростительную для ужастиков оплошность: в ней есть только один тип врагов (не считая здоровых жуков, которые лишь однажды попадаются на одном из уровней), и это делает ее предсказуемой. А предсказуемость для хоррора – это смертный приговор.

Рецензия на Resident Evil 7: Biohazard | Канобу - Изображение 0

Отстрел монстров в Resident Evil 7 постоянно чередуется с более мирными сегментами, причем они настолько контрастируют, что складывается впечатление, будто разные куски игры делали разные команды разработчиков. Диссонанс не ограничивается геймплеем, но перекидывается и на антураж: то у нас «Ведьма из Блэр», то «Зловещие мертвецы» с прямыми цитатами из фильма, то «Пила», то самый настоящий F.E.A.R. (даром что сценарист RE7 ранее работал над аддонами к первой части шутера от Monolith). Нет целостности и в облике героя: где-то Итан реагирует на происходящее подобающим образом (то есть орет и ругается, конечно же), а в других моментах он до неправдоподобия флегматичен. В самом начале игры он получает серьезную травму и никак это не комментирует – словно происходящее никаких эмоций у него не вызывает. Всякое сопереживание герою в такие моменты испаряется полностью.

Не менее удивляет и влияющий на концовку выбор, который герою приходится сделать в середине игры. В нем два варианта: очевидный и очевидно неверный – и если отдать предпочтение второму, то последствия этого решения игра бесцеремонно обнулит в течение буквально пяти минут. И зачем тогда был нужен этот фарс?

Впрочем, несмотря на сценарные огрехи, сам сюжет в Resident Evil 7, пожалуй, наиболее адекватный среди всех выпусков серии. Понимаю, что это не такой большой комплимент, но общая адекватность предыстории, без сомнения, радует.

Говоря о Resident Evil 7, нельзя не затронуть очень важный для фанатов вопрос – ощущается ли игра как часть легендарной серии? С точки зрения сюжета она, конечно, оправдывает свое название (Biohazard – «Биологическая угроза»), но привязки к предыдущим выпускам тут, можно сказать, и нет.

Зато в геймплее – несмотря на полное переосмысление всех устоев – седьмая часть часто оказывается на удивление знакомой. Три типа дверей в особняке с разными характерными символами – и три ключа. Головоломки. Арсенал – точь-в-точь как в первой части. Необходимость тщательно осматривать предметы, крутя их перед собой – тоже. Про ограниченный инвентарь и сундуки для складирования лишних вещей, которые волшебным образом телепортируются в следующий такой же сундук, и говорить нечего.

Да и геймплей в целом – за исключением дурацких линейных сегментов – выдержан вполне в духе классических «Резидентов». Говоря прямо, если убрать из игры вид от первого лица, и развешать по поместью Бейкеров фиксированные ракурсы камеры – получится предельно «каноничная» часть Resident Evil.

Пожалуй, именно в этом и заключается главное достоинство RE7: ей удалось сделать новый выпуск серии совершенно не таким, как предыдущие, но в то же время очень узнаваемым.

Рецензия на Resident Evil 7: Biohazard | Канобу - Изображение 0
Рецензия на Resident Evil 7: Biohazard | Канобу - Изображение 0

А еще Resident Evil 7 невероятно красива. Capcom вслед за Konami вложилась в создание движка, способного выдавать почти фотореалистичную картинку, и результаты на примере RE7 просто потрясающие. Многие пейзажи выглядят неотличимо от фотографий; у людей бывают огрехи в мимике (особенно у Маргариты), но в целом анимация также очень правдоподобная. Resident Evil 7 – настоящий пир для глаз. Впрочем, в VR-режиме все обстоит несколько иначе – об этом подробнее мы расскажем в другом материале.

Но при явной высокобюджетности Resident Evil 7 сильно не хватает контента.

Сюжетная кампания проходится часов за 10 уже в первый раз, даже если подолгу тупить и все исследовать, – а кроме нее тут ничего и нет. Ни кооператива, ни тех же «Наемников», что были неотъемлемой частью серии еще с 99 года. 4, 5 и 6 части цикла предлагали кучу дополнительного контента, за которым можно было проводить десятки и сотни часов. В седьмой же после прохождения можно попробовать себя на высочайшем уровне сложности (который, правда, сильно меняет многое, а не просто выкручивает цифры урона и здоровья врагов), да и только. Уверен, для многих этого будет мало.

Рецензия на Resident Evil 7: Biohazard | Канобу - Изображение 0

Resident Evil 7 получилась очень странной. При огромном бюджете местами она ощущается экспериментальной инди-игрой, которая вряд ли сможет привлечь такое же количество фанатов, как четвертая или пятая части цикла. Наверняка разные ее сегменты найдут отклик у тех или иных игроков – но сложно представить себе человека, которому понравится вся игра целиком.

Но это все же и не концептуальный хоррор в духе P.T. – им, к сожалению, была только демо-версия. У полной игры гораздо больше общего с основной серией, чем можно было ожидать. От этой схожести, наверное, стоило отказаться совсем, либо же наоборот – усилить ее, чтобы угодить старым фанатам.

Я же больше всего рад тому, что сериал Resident Evil в очередной раз поменялся, дал мне новый опыт, заставил взглянуть с новой стороны на знакомые элементы. Пусть эта его попытка меня и не сильно впечатлила, я надеюсь, что следующая часть нащупает для себя верное направление и выложится в нем по полной, а не будет пытаться поочередно надавить на разные хоррор-фетиши. И тогда у нее все будет хорошо.

7
Resident Evil 7: Biohazard
релиз - 24 января 2017
Платформы
Оценка пользователей
7.8
Оставить отзыв

Последние рецензии