30 января 2017Игры
Обновлено 31.01.2017

Рецензия на Yakuza 0

В Японии игры цикла Ryuu ga Gotoku выходят каждый год и пользуются большим успехом; на Западе же, увы, Yakuza не ценят столь же высоко. «Нулевая» часть, хронологически предшествующая остальным, оказалась не только отличным поводом познакомиться с серией для всех тех, кто пока что обходил ее стороной, но и лучшим ее выпуском вообще.
В Японии игры цикла Ryuu ga Gotoku выходят каждый год и пользуются большим успехом; на Западе же, увы, Yakuza не ценят столь же высоко. «Нулевая» часть, хронологически предшествующая остальным, оказалась не только отличным поводом познакомиться с серией для всех тех, кто пока что обходил ее стороной, но и лучшим ее выпуском вообще.

В низкой популярности Yakuza за пределами Японии виноват, конечно же, сам издатель. Слишком просто сваливать все на непонятный гайдзинам восточный колорит – причина, скорее, в том, что новые части серии выходят на западе с запозданием в пару лет и никак толком не рекламируются. Sega даже не пытается бороться с неверным позиционированием игры в умах западных игроков – у тех, кто с Yakuza не знаком, ее образ в голове бесконечно далек от того, что она из себя представляет на самом деле.

Ну, раз Sega не хочет этим заниматься, то займемся мы.

Рецензия на Yakuza 0 - фото 1

Yakuza – это не GTA

Ни один текст о цикле Yakuza не может обойтись без обязательного вступления, объясняющего, что западные игроки, игнорирующие серию, категорически неправы. Еще с первой части за Yakuza закрепилась дурацкая ассоциация с Grand Theft Auto – ничем не оправданная. Единственная точка пересечения – тематика: обе серии посвящены криминальному миру.

Основная особенность GTA – обширный открытый мир; в Yakuza же герои бегают по небольшому, но очень насыщенному деталями району. GTA – это, в некотором роде, шутер, а Yakuza – beat’em up. Новые части GTA рассказывают о новых героях, в то время как в каждой части Yakuza протагонист или как минимум один из главных персонажей – Кадзума Кирю.

А еще в Yakuza по-настоящему интересный сюжет, в отличие от любой части GTA.

Рецензия на Yakuza 0 - фото 2

Раз сравнением с GTA этот замечательный цикл не описать (разве что противопоставлением), попробую провести параллели с другими играми. Сразу отмечу, что хоть я и говорю обо всей серии в целом, из выпуска в выпуск она меняется не так сильно, и для Yakuza 0 справедливо многое из того, что можно сказать про весь цикл.

Рецензия на Yakuza 0 - фото 3

Yakuza – это отличная криминальная драма

Yakuza 0 рассказывает истории двух персонажей – совсем еще молодых Кадзумы Кирю и Горо Мадзимы, которые впоследствии станут ключевыми лицами криминального мира Токио. Но пока что они не только не обрели известность и авторитет, но напротив – впали в немилость боссов якудзы. Кирю подставили, обвинили в убийстве – а тень от этого обвинения может упасть и на его покровителя. Чтобы выручить близких, Кирю отрекается от членства в якудзе и отправляется расследовать обстоятельства загадочного происшествия.

Рецензия на Yakuza 0 - фото 4

Мадзима же из-за того, что невольно ослушался приказа своего босса (об этом рассказывалось в Yakuza 4), лишился всего: своего кровного брата, статуса в клане, свободы и даже глаза. Продержав Мадзиму больше года в камере пыток, его босс отправляет героя в ссылку в Осаку: здесь Мадзима должен жить под неустанным присмотром и трудиться в пользу своего надзирателя, надеясь, что сотен миллионов иен хватит, чтобы тот замолвил словечко, и Мадзиму вернули в якудзу. Однако его ждут лишь разочарования и унижения, пока надзиратель не передает приказ – убить человека по имени Макото Макимура. Выполнить задание и стать убийцей – или навсегда потерять шанс вернуться в якудзу?

Рецензия на Yakuza 0 - фото 5

Yakuza 0 – это история становления двух героев. Кирю еще не стал непобедимым Драконом, которому в ноги готовы кланяться большие шишки. Здесь он – всего лишь чрезмерно серьезный, честный и неуклюжий парень, который изо всех сил старается жить по правильным понятиям. Но куда интереснее Мадзима: в последующих частях он предстает очень эксцентричным – едва ли не психопатом, недаром в английском дубляже первой части его озвучивал Марк Хэмилл. Здесь же мы видим его совершенно иным человеком – и Yakuza 0 объясняет, что вдохновило Мадзиму стать тем безбашенным фанатом Кирю, которого мы встречаем в других частях серии.

Сюжетные линии двух героев впоследствии переплетаются, ставки повышаются – на кону оказывается будущее многомиллиардного строительного проекта – а интриги закручиваются в катушку с настолько высоким напряжением, что оторваться просто невозможно.

Прохождение сюжетной линии Yakuza 0 – как просмотр хорошего сериала длиной в пару десятков часов.

Но кампания – не единственное, что есть в Yakuza 0.

Рецензия на Yakuza 0 - фото 6

Yakuza – это RPG

Своей структурой сериал Yakuza во многом напоминает JRPG. Рандомными боями, например. Прокачкой. Геймплеем, состоящим из беготни от триггера к триггеру, боев, мини-игр и выборов ответа в разговорах. Обилием сюжетных сценок в виде красивых пререндеренных роликов. Кучей неозвученных диалогов, которые надо традиционно проматывать «крестиком».

От последнего не стоит воротить нос. Все важные сюжетные сцены тут поставлены на высоком уровне – но есть еще и побочные квесты, в случае с которыми экономия на качестве постановки позволяет добиться огромного количества контента без компромиссов в части сценария.

Рецензия на Yakuza 0 - фото 7

Основная сюжетная линия в Yakuza 0 – несмотря на гиперболизированную постановку многих сцен – серьезна и даже трагична. А вот опциональные миссии – наоборот, в них разработчики оттягиваются на полную.

Настолько проработанных, разнообразных, увлекательных и зачастую уморительно смешных побочных заданий я не видел ни в одной JRPG – да что там, ни в одной японской игре!

Сделавшая ставку на сайд-квесты Final Fantasy XV на фоне Yakuza 0 – просто пыль под ногами, и даже моя любимая Xenoblade Chronicles вместе с сиквелом меркнет на фоне здешних опциональных историй. В плане качества их можно сравнить разве что с лучшими западными RPG вроде Fallout: New Vegas и The Witcher 3: Wild Hunt. Нет, здесь не предусмотрено нелинейности – просто к дополнительным заданиям разработчики Yakuza 0 подошли с таким же вниманием и любовью, что и лучшие западные студии.

И сайд-квесты здесь – это в первую очередь истории: почти у каждой из которых есть и завязка, и развитие, и кульминация, и плот-твист и полноценный финал. Некоторые из этих историй хочется рассказывать друзьям, как анекдоты, другие – скриншотить и вывешивать в Twitter с комментариями «почему вы все еще не играете в Yakuza 0?!». Но приходится держать себя в руках – это ведь, в конце концов, спойлеры, а сайд-квесты тут не менее важны, чем сюжетная линия. Поэтому в этой рецензии я ограничусь лишь одним примером. Ниже вы можете видеть небольшую сценку, которая происходит, если выиграть испытание в боулинге.

Да, это петух. Да, его зовут Наггет. Да, Кирю нанимает его к себе на работу на должность менеджера по недвижимости с зарплатой в 200 тысяч иен. Да, он еще и эффективный менеджер. Да, подобное безумие творится в доброй половине сайд-квестов, и оно как нельзя лучше напоминает, чем ценны японские игры: такого ведь больше нигде не встретишь!

Yakuza 0 не перестает удивлять – и это замечательно.

Рецензия на Yakuza 0 - фото 8

Yakuza – это туризм

Но на игру можно взглянуть и с другой стороны: здесь замечательны не только истории, но и места, где они разворачиваются. Yakuza 0 предлагает заглянуть в самые злачные районы Токио и Осаки, в здешние кварталы красных фонарей, в места, куда люди со всего города стекаются, чтобы отдохнуть и приятно провести время. Оба района по современным меркам совсем небольшие – но тут с любовью и с огромным вниманием к деталям прорисован каждый уголок. Колоссальное удовольствие можно получить, просто разгуливая по здешним улочкам и закоулкам, разглядывая вывески, ощущая, как вокруг вас течет бурная городская жизнь.

Более правдоподобной Японии вы в играх не найдете.

Рецензия на Yakuza 0 - фото 9

Более того, действие Yakuza 0 разворачивается в 1988 году, так что с ней можно совершить экскурс не только в злачные места Японии, но и в прошлое – в то время, когда пейджеры были писком моды, а Sega еще не придумала своего маскота. Впрочем, Япония была настолько продвинута (стоит только вспомнить, что город будущего в своем «Солярисе» Тарковский снимал именно в Токио), что уже 30 лет назад район Синдзюку выглядел очень похоже на сегодняшний.

И Yakuza 0 предлагает нам не только гулять, но и развлекаться так, как это делают местные.

Боулинг, маджонг, сёги, аркадные Space Harrier и OutRun, дискотеки, караоке, даже гоночный турнир на радиоуправляемых машинках – при желании можно зависнуть на мини-играх на десятки часов.

Мало? Тут можно и работать. Кирю занимается скупкой недвижимости, Мадзима руководит хостесс-клубами. Одевать и наряжать симпатичных девушек, учить их корректно вести себя с клиентами, отправлять на работу, следить за тем, чтобы посетители клуба были довольны, решать конфликты – дел непочатый край!

А можно, конечно, и почувствовать себя местным жителем и пойти мутузить гопников.

Рецензия на Yakuza 0 - фото 10

Yakuza – это beat’em-up

Streets of Rage, самый прославленный beat’em-up от Sega, запомнился жестким мордобоем на фоне ночного города, крутыми комбо, применением как подручных средств вроде бутылок, так и безумных супер атак (огонь базукой из полицейской машины, например), потрясающей по тем временам графикой и отличной музыкой. Yakuza все эти качества сохранила и преумножила.

Без преувеличения: в Yakuza – самый зрелищный, самый приятный мордобой из, пожалуй, всех современных экшен-игр. На это работает все – от тактильной отдачи контроллера до ракурсов камеры и включающегося на особо мощных ударах slo-mo. У здешней боевой системы нет какой-то особой глубины, а сама игра довольно проста, но удовольствия от боев – даже с рандомными хулиганами на улице – просто море.

У каждого из героев есть по три стиля боя, между которыми можно свободно переключаться во время сражения. По умолчанию они оба используют кулаки, чтобы проводить комбо и захваты, а также, при заполнении особой шкалы, делать красивые добивания. Со свободными руками им ничего не мешает хватать предметы окружения и выбитое из врагов оружие, пуская его в бой: это хочется делать буквально с каждой встречающейся вещью, просто чтобы полюбоваться на анимации (ох, что Мадзима с зонтиком вытворяет!).

Рецензия на Yakuza 0 - фото 11

Второй стиль Кирю делает его крайне ловким: герой лишается захватов и сильных ударов, но может буквально порхать вокруг противника, постоянно жаля его легкими быстрыми ударами. Третий же, наоборот, превращает его в берсерка – удары становятся размашистыми, способными раскидать целую толпу врагов, и во время комбо Кирю автоматически хватает лежащие на земле вещи. То есть после пары ударов кулаками он может схватить припаркованный рядом велосипед и вмазать им по физиономиям всех окруживших его гангстеров. Также можно носить с собой в инвентаре оружие вроде катаны и экипировать его при случае, чтобы заметно увеличить урон. Оружие, увы, ломается.

Все, кроме собственной бейсбольной биты Мадзимы: его второй боевой стиль выстроен на ее использовании. На третий же его вдохновляют брейкдансеры – одноглазый герой начинает так крутить ногами, что ни один гангстер на своих двоих не устоит.

Рецензия на Yakuza 0 - фото 12

Yakuza – это Metal Gear Solid

Слишком кликбейтовый подзаголовок? Возможно, и нет – в зависимости от того, за что вы любите MGS.

За запутанную историю, полную неожиданных поворотов, двойных агентов и невероятных многоходовочек? Тогда Yakuza 0 – игра для вас. Тут даже в сайд-квестах плот-твисты на каждом шагу!

За ярких героев и еще более ярких злодеев, с которыми им предстоит сразиться в босс-файтах? Тогда Yakuza 0 – игра для вас: тут все персонажи, включая антагонистов, хорошо прописаны, у них есть вполне четкие мотивации и они участвуют в поединках.

За безумную постановку сценок и боев? Тогда Yakuza 0 – игра для вас. Где еще вы найдете престарелого босса якудзы, нападающего на героя в канализации на мотоцикле и с металлической трубой?

Yakuza 0 – лучшая часть серии

Новые игры цикла Yakuza выходят каждый год, и даже удивительно, как команде Тосихиро Нагоси удается держать высокий стандарт качества и не скатываться в самоповторы. У цикла, конечно, есть недостатки, и в первую очередь это довольно примитивный геймплей, который Yakuza 0 во многом унаследовала. Впрочем, боевая система здесь ощущается лучше многих других выпусков за счет возможности менять стили прямо во время поединка. Персонажи показаны с новой, неожиданной стороны, а сюжет отлично закручен и при этом (в отличие от многих других частей) не скатывается ближе к финалу, оставаясь крепким и целостным. Сайд-квесты тут лучше, чем где бы то ни было, контента тоже достаточно много, чтобы не скучать.

Рецензия на Yakuza 0 - фото 13

Нулевая часть – идеальный выбор для тех, кто только собирается познакомиться с серией, ведь здесь не нужно держать в голове целый багаж знаний о событиях предыдущих частей.

Если раньше у вас могли быть какие-то оправдания насчет того, почему не стоит начинать играть в Yakuza, то с выходом Yakuza 0 их больше нет. Yakuza 0 – это лучшая игра серии, лучшая игра этого января.

Если вы любите видеоигры, и у вас нет аллергии на все японское или на бои в духе beat’em-up, то вы просто обязаны поиграть в Yakuza 0.

Комментарии 86
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
layerx3
layerx3
спасибо, что не 7