30 главных фильмов и сериалов 2018 — полный список
«Леденящие душу приключения Сабрины» (1 сезон)
Денис Варков
Одним из самых спорных проектов этого года стало возвращение маленькой ведьмы Сабрины на телеэкраны. Благодарить за это стоит успех «Ривердейла» от The CW, за который ответственен Роберто Агирре-Сакаса. Он же стал шоураннером и Сабрины, основанной на комиксе The Chilling Adventures of Sabrina. Правда, в сериале от комикса остались лишь ключевые герои и общая концепция мрачности.
Новая «Сабрина» не похожа на прошлую версию и гораздо ближе к «Ривердейлу» (там и пасхалок к родственному сериалу немало — оба сериала основаны на комиксах Archie Comics, в которых Арчи Эндрюс и Сабрина Спелман живут неподалеку). Общая атмосфера «Леденящих душу приключений Сабрины» получилась забавным миксом из подростковой драмы, хоррора с уклоном в жизнь ведьм и их историю, а также типичной истории становления, где в центре юная девушка, идущая наперекор традициям и установленным правилам.
Многие моменты были изменены. Например, кот Салем, который был любимым персонажем фанатов сериала 1996 года, в новой версии не говорит. Но зато его лучше вписали в мифологию ведьм, что не вызывает никаких вопросов, а лишь глубже вовлекает зрителя в вымышленный мир ведьм, который заметно отличается от других интерпретаций (хоть и есть ряд пересечений.
Сериал очень наивен, в нем большое влияние социальной повестки, в середине ненадолго превращается в процедурал, в спешке вспоминая затем об общем сюжете, но его спасает короткий формат — за десять серий «Сабрина» просто не успевает надоесть, а актриса, исполнившая главную роль — Кирнан Шипка — действительно хорошо прочувствовала образ Сабрины из комиксов. Ее образ — что-то между классическими комиксами и The Chilling Adventures of Sabrina, но в нем есть и что-то свое, что, подобно сериалу 90-х придает героине харизмы, делая ее приключения местами даже захватывающими.
«Ходячие мертвецы» (9 сезон)
Денис Варков
9 сезон «Ходячих мертвецов» действительно стал переломным для сериала. Несмотря на то, что ряд вопросов, перетекающих из сезона в сезон, остался на месте, AMC с подачи нового шоураннера Анджелы Канг решились на несколько смелых решений.
Этот сезон стал последним для Эндрю Линкольна, исполнителя роли Рика Граймса — главного героя, с кого начался сериал и кто до сих пор присутствует на страницах комикса-первоисточника. Мало кто ожидал, что он действительно покинет сериал, но история Граймса продолжится уже в сольной трилогии фильмов, которые будут созданы AMC.
В 9 сезоне произошло сразу два временных прыжка, причем второй на шесть лет. В результате этого дочери Рика Джудит Граймс уже десять лет — столько же было Карлу в начале «Ходячих мертвецов». Но на этом AMC не остановились — в сюжете появился еще один ребенок Рика, сын Мишонн.
Пока неясно, как будет развиваться его линия, но, если вспомнить, что канал планирует еще десять лет развивать вселенную, то, возможно, нам покажут уже взрослого Рика-младшего, ставшего заменой отцу?
Но самое главное достижение сериала в 9 сезоне — «Ходячие мертвецы» наконец представили Шепчущихся. Это община выживших, придуманная в комиксе Робертом Киркманом, которая выживает среди мертвецов, используя их кожу для маскировки. Они бродят вместе с мертвыми, маскируясь под их запах и повадки, и направляют ходячих против тех, кто нарушает границы их территорий. Фанаты ждали их появления с 5 сезона, когда Рик и его группа впервые добрались до Вашингтона.
Я подробно рассказывал, почему эпизод с «уходом» Рика из сериала мог стать его отличным финалом, но, к сожалению, «Ходячие мертвецы» продолжаются со всеми приевшимися фанатам клише. Возможно, новые лица в сериале и конфликт с Шепчущимися что-то изменят во второй половине 9 сезона, но веры в это немного. Наблюдать за персонажами с каждым сезоном все труднее, и надежды на сериал совсем не осталось.
«Суперсемейка 2»
Денис Варков
«Суперсемейка 2» — это продолжение главного супергеройского проекта студии Pixar, выпущенного в 2004 году. Сиквел вышел через 14 лет после выхода оригинального мультфильма, что само по себе уникальный случай для анимации и супергеройского киножанра. Но что самое удивительное — продолжение приключений семьи Парр не стало хуже, несмотря на то, что за прошедшие полтора десятилетия мир заметно изменился.
Что интересно, в 2004 году, когда вышла первая часть «Суперсемейки», анимационный фильм смог привлечь людей тем, что показал необычный взгляд на жанр супергероики — как раз в то время, когда от него все начали уставать.
И в 2018 году, когда людям тоже начали приедаться бесконечные фильмы про супергероев (хоть и заметно изменившиеся с 2004 года), продолжение истории о семье Парр снова попало в десятку — анимационному фильму удалось соблюсти тонкую грань между освещением современных изменившихся ролей в семье и изображением классических приключений супергероев, которых сегодня очень мало — без подвязки к киновселенным, масштабов и напускной мрачности.
В своем мнении о сиквеле я писал:
«Суперсемейка 2», не имея основы в виде комиксов, выдает лучшую супергеройскую историю 2018 года. Простую, динамичную, яркую и искренне смешную. Здесь нет неуместных шуток, для ее восприятия не нужно смотреть восемнадцать фильмов, а главное — она найдет способы достучаться до каждого зрителя. И тому причина — тема семьи, которая в тех или иных аспектах касается каждого. Надеюсь, третью часть не придется ждать еще 14 лет.
«Мстители: Война Бесконечности»
Денис Варков
Фильм «Мстители: Война Бесконечности» — это результат 10 лет работы Marvel Studios. В этом кроссовере появились практически все персонажи, представшие перед зрителями в предыдущих проектах. Это первая встреча Мстителей и Стражей Галактики на киноэкранах. До Marvel Studios никто и никогда не делал столь масштабных кинокроссоверов по комиксам и вряд ли кто-то окажется способен сделать их на таком уровне, как это получилось у Marvel.
В своем мнении о фильме я писал:
«Мстители: Война Бесконечности» — это редкий для киноиндустрии случай, когда в формат фильма был полностью перенесен комикс. Marvel Studios взяли стандартное глобальное событие из комиксов с массой персонажей, опасным злодеем, желающим уничтожить вселенную или ее часть, а также со всеми типичными ошибками подобных кроссоверов.
К сожалению, фильм не идеален. У него хватает проблем — как сюжетных, так и логических. Если бы он был построен иначе, то драма в финале работала бы гораздо лучше, но это все субъективно. Важно признать, что фильм уже вошел в историю жанра. Киновселенная, к которой зрители привыкли, не будет прежней — встреча с Таносом окажет влияние на всех супергероев, и это будет исследоваться в дальнейших сольных проектах и кроссоверах меньшего масштаба.
К слову, Танос — это по факту центральный герой фильма. «Война Бесконечности» — это не история о Мстителях, это рассказ о том, как безумный титан попытался изменить вселенную и преуспел. Он ради этого пожертвовал всем, чем мог. И потому это на сегодняшний день один из лучших антагонистов в фильмах Marvel Studios. Его мотивация, хоть и покажется некоторым спорной, все же гораздо лучше утомивших однотипных планов других злодеев, которых зрителю представляли ранее.
После успеха «Войны Бесконечности» трудно представить, какими будут «Мстители 4». Сможет ли продолжение истории оказаться масштабнее и сильнее в эмоциональном плане, чем главный кинокроссовер вселенной Marvel на сегодняшний день? Узнаем совсем скоро.
«Хэппи» (1 сезон)
Денис Варков
Сериал Happy! от SyFy основан на одноименном комиксе Гранта Моррисона и Дэрика Робертсона, и это одна из самых недооцененных историй знаменитого комиксиста. На фоне его экспериментов с мультивселенными история детектива Ника Сакса (Кристофер Мелони), который спасет маленькую девочку в компании воображаемого летающего единорога, и правда выглядит гораздо проще, чем другие проекты Гранта. Но это пока что лучшая экранизация комиксов, которую я видел. «Хэппи» удалось превзойти оригинал, развив побочные линии и практически всех персонажей.
В рецензии на 1 сезон я писал:
«Хэппи» — история о полицейском, который когда-то был лучшим из лучших, но постепенно опустился на самое дно. Жестокий и отвратительный мир вокруг с годами сломал Ника Сакса, превратив его в алкоголика-неудачника, зарабатывающего на жизнь убийством людей.
Короткий комикс из четырех выпусков стал сериалом из восьми серий, исследующим общество, разлагающееся изнутри в преддверие Нового года. В «Хэппи» отличный контраст между праздничной атмосферой, типичной для детективных процедуралов мрачностью и пестрящим безумием, в которое Ника Сакса втягивает его новый друг по прозвищу Хэппи.
Сериал не для всех, но он заметно выделяется не только на фоне других экранизаций комиксов, но и на фоне всевозможных рождественских эпизодов в различных телешоу (намеренно-позитивных).
А чего стоят безумные и пародийные вставки и отступления, которые есть почти в каждой серии! Они отлично передают характер главного героя и добавляют в историю немного гротеска.
«Мир Дикого Запада» (2 сезон)
Никита Казимиров
Первый сезон «Мира Дикого Запада», стартовавший в 2016 году, обещал настоящую революцию в индустрии сериалов. Дорогая постановка, выдающаяся актерская игра, сложный и необычный сценарий Джонатана Нолана, раскрывающий актуальную в наше время тему, — тогда казалось, что канал HBO окончательно и бесповоротно занял место «короля сериалов». Однако после завершения второго сезона престол очень сильно пошатнулся.
У авторов были подготовлены все ружья, чтобы громко выстрелить, — но они отделались обычным пшиком и поспешным занавесом. Слишком переусложненный, претенциозный сюжет не дает зрителю ничего толкового и лишь затрудняет восприятие истории. В итоге при просмотре ты не получаешь наслаждения, а только борешься с сюжетными линиями и прыжками во времени, надеясь понять хотя бы десятую часть замысла сценаристов. Выходит не всегда успешно.
Так ладно, если бы трудная история дарила неповторимый опыт и раскрывала проблему искусственного интеллекта с необычных точек зрения. Но нет же, все скатывается и утрируется до банальностей, которые еще несколько десятков лет назад стали моветоном в научно-фантастическом жанре. Такое чувство, будто никто из съемочной команды так и не придумал, как грамотно продвинуть поднятые в первом сезоне идеи вперед, потому все дружно приняли решение повторить то же самое, что было раньше. Но второй раз подобный трюк не работает.
Александр Трофимов в своей рецензии тоже подметил, как много времени второй сезон тратит на бессмыслицу:
Второй сезон «Вестворлда» умудряется сильно разочаровать. Он много топчется на месте, не знает, о чем рассказывать, а все, что рассказывает в результате, выглядит напыщенным, надуманным и выдаваемым за некое гениальное откровение. Череда логических дыр и ведущих в никуда веток, общая бедность и однообразие происходящего, отсутствие какого-либо заметного движения сюжета и развития персонажей окончательно добивают.
Тем интереснее, что рядовому зрителю, который выбирает себе сериалы наобум или по принципу популярности, «Мир Дикого Запада» все равно покажется вершиной эпизодического формата. Это до сих пор очень дорогое и красивое шоу, которое запросто может одурачить, создать впечатление, будто за красивым фасадом скрывается глубокое наполнение.
Однако реальность куда более прозаична, потому второй сезон рекомендуется исключительно в качестве методички «Как не стоит снимать об искусственном интеллекте».
«Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»
Денис Варков
Сиквел «Фантастических тварей» — лишь промежуточный этап в новой франшизе в знаменитой магической вселенной «Гарри Поттера». По сути фильм стал подготовительным этапом в будущей войне волшебников. Часть из них на стороне Геллерта Грин-де-Вальда, желающего изменить установленные в мире правила и позволить волшебникам выйти из тени не-магов, другие же хотят ему помешать, потому что веками магглы и маги сосуществовали исключительно благодаря принципу невмешательства.
После побега из Америки Геллерт отправляется в Париж, где собирает своих сторонников, среди которых самым ценным для него становится Криденс Бэрбоун, юноша-обскур, обладающий огромной силой. Он прибыл во Францию с целью узнать свое происхождение, и за ним охотится, кажется, вообще весь магический мир.
Новая часть «Фантастических тварей» получилась не идеальной — фильм заметно проседает из-за переизбытка сюжетных линий, в нем множество расхождений с каноном «Гарри Поттера», к тому же здесь немало и «роялей в кустах», которые помогают закрывать сюжетные дыры совершенно «магическим образом». Впрочем, основной идее фильма это не вредит, и «Преступления Грин-де-Вальда» отлично работают как пролог к полноценной войне волшебников, которую мы увидим в будущих фильмах серии.
Во мнении о фильме я писал:
Лично мне логика Геллерта не показалась неправильной. Именно поэтому я могу понять мотивацию поддержавших его персонажей. Они сражаются не только за право не скрываться от не-магов, но и за будущее, которое может быть разрушено войнами людей, не представляющих о том, что рядом с ними существует мир, о котором они ничего не знают. В таком контексте «Фантастические твари» создают интересный этический вопрос — кто действительно прав в этой ситуации. И я не могу дать на него однозначного ответа, поскольку не могу сказать, что Грин-Де-Вальд не прав в своих решениях. По крайней мере в этом фильме, личного интереса он проявляет гораздо меньше, чем многие персонажи, которых зритель должен считать положительными.
«Хищник» (2018)
Денис Варков
Нового «Хищника» пришлось ждать очень долго, а писать и снимать его доверили Шейну Блэку. Кстати, в оригинальной картине 1987 года режиссер снялся в небольшой роли. Получился у Блэка не фантастический триллер о противостоянии группы военных и инопланетного охотника, а черная комедия в его типичном стиле. Только на этот раз много экшена и крови, поскольку рейтинг R.
Хронологически действие происходит перед «Хищниками» с Эдрианом Броуди, но после событий «Хищника 2» с Дэнни Гловером. Сценарий много раз переписывали, а весь третий акт и вовсе пришлось переснять, поэтому у фильма есть ряд заметных сценарных проблем, которые, тем не менее, покрываются через потрясающе откровенные и смешные диалоги главных героев в духе «Поцелуя на вылет» или «Славных парней».
В мнении о фильме я писал:
Подначки, бьющие в самые больные места персонажей, поспешные решения, которые могут дорого стоить, регулярные шутки разной степени качества — всего этого в «Хищнике» очень много. Именно поэтому жанр фильма я бы в первую очередь определил как «комедия», а уже затем — «фантастика» и «экшен».
В Сети можно найти первый вариант сценария «Хищника» 2018 года, и он был гораздо безумнее — с пришельцами-гибридами и хищниками, которые вынуждены объединиться с людьми, чтобы выжить. В фильм все это, к сожалению, не попало. Тем не менее, он получился зрелищным блокбастером, доказывающим, что франшиза о космических охотниках может со временем принимать совершенно иные формы и при этом не потерять в качестве.
«Сорвиголова» (3 сезон)
Ибрагим Аль Сабахи
С экшен-сценами все в этом сезоне хорошо, как и в предыдущих. Качество варьируется от неплохого до отличного. В этом плане «Сорвиголова» всегда был одним из лучших по постановке на телевидении. Не так много сериалов, где можно увидеть хотя бы хорошие по хореографии драки, что уж говорить об отличных.
С сюжетом все чуть сложнее. В некоторых местах слишком давят на драму, причем на довольно избитую, подкидывают некоторые твисты, которые тоже читаются заранее. Об этом в своей рецензии уже писал Александр Трофимов, а потому я не буду повторяться о проблемах сезона или сериала в общем.
Я лучше скажу, почему он достоин внимания. И ответ очень прост: это лучший супергеройский сериал на сегодняшний день. И даже к третьему сезону он не потерял в качестве. Имея определенные недостатки, он все равно на голову выше конкурентов. По всем параметрам: по постановке, по сценарию, по актерской игре. В нем полно интересных и симпатичных персонажей за которыми приятно наблюдать, есть экшен-сцены, которыми можно восхищаться, достаточно серьезный сюжет, берущий много хорошего от лучших образцов криминальных драм.
Одним из главных сюрпризов оказалось то, что этот сезон выглядел как финальный. Основной конфликт исчерпан. Можно даже сказать, что оба конфликта. Внутренние терзания героя тоже подошли к своему завершению. Мэтт Мердок поставил точку в отношениях с Кингпином и своими демонами. Сорвиголова мог смело закрываться на этой высокой ноте. Его главных врагов мы узрели, его драму мы пережили. Ничего нового, кроме способностей Меченого, сезон не подарил, а далее перспективы удивить зрителей стремились к нулю. А вот наступить в лужу вполне могли.
И вот 30 ноября появилась новость, подтверждающая кончину одного из самых популярных сериалов Netflix. Точную причину закрытия мы не знаем, так как слухов ходило много. Рейтинги стали ниже, в соцсетях упоминаний меньше, создатели сказали все, что хотели, да и Disney нависает со своим потоковым сервисом. Истинную причину мы скоро, возможно, узнаем. А пока мы имеем компактный и хороший трехсезонный супергеройский сериал, которым гордился бы каждый канал.
«Остров собак»
Александр Трофимов
Любой разговор о фильмах Уэса начинается и заканчивается перечислением очевидных аспектов его визуального стиля. Изображаемое пространство у него обычно строго симметрично, камера стоит как вкопанная посередине, а если и двигается, то чаще всего с минимумом свободы — проездами на тележке вдоль сцены, панорамированием и т. д.
Это создает эффект театра, где вы сидите в самом центре зала, отсюда и симметрия, и привязанность к одной точки зрения на сцену, и редкие смены плана.
Причем не просто театра, а театра кукольного, театра теней, с их четкими персонажами-архетипами, сюрреалистичными декорациями, четкостью и масштабностью каждого жеста, движения, фразы — так, чтобы и с последнего ряда было видно, слышно, ясно. Магическим образом это не лишает картины многослойности и нюансов, не скрадывает эмоциональный эффект абстрактностью подачи, а лишь увеличивает контакт с историей и героями.
Палитра Уэса тоже узнается с одного кадра — пастельные тона, яркие пятна цвета, привлекающие внимание, очень гармоничная и приятная глазу гамма. Андерсон словно собирает свои миры — от декораций до костюмов и реквизита — из конфетных фантиков и упаковочной бумаги от рождественских подарков, настолько все там дышит ванилью и шоколадом, источает уют, умиротворение и ощущение волшебства.
Визуально фильм неизбежно прекрасен, музыка великолепна, актерский состав, снова как обычно у Уэса, пестрит знакомыми именами: Брайан Крэнстон в главной роли пса Чифа, Эдвард Нортон, Джефф Голдблюм и Билл Мюррей в роли его товарищей. А также: Грета Гервиг, Фрэнсис Макдорманд, Скарлетт Йоханссон, Харви Кейтель, Йоко Оно, Тильда Суинтон, Кэн Ватанабэ и Лив Шрайбер.
И да — в этом кукольном мультике про говорящих собак самые потрясающие диалоги в любовной линии, что я видел за последнее время. Это вам не «Я не люблю песок», это тонко, трогательно, изобретательно и произнесено бархатной хрипотцой Скарлетт Йоханссон.
Iʼm supposed to be spinning a nine-pound bowling-ball over my head at this point, but you just have to imagine that part…
Под всеми этими фантиками-обертками абстракций, гипербол, стилизации, театральности и нарочитой искусственности прячутся самые настоящие и самые светлые эмоции, что у вас вызовет кинематограф в этом году.
«Миссия невыполнима: Последствия»
Дмитрий Петренко
«Миссия невыполнима: Последствия» на выходе получила восторженные отзывы как прессы, так и зрителей. На наш взгляд, совершенно заслуженно — так что мы не могли не включить картину в список главных фильмов года. О том, чем именно хороша новая часть похождений Итана Ханта, вы можете прочитать в нашей рецензии. Здесь же — краткое признание в любви от человека, для которого «Последствия» стали одним из лучших боевиков последних лет.
Современные герои уже не те. В прямом смысле — и это видно даже по тому, в кого играют дети на улице. Если раньше самыми «вкусными» считались роли персонажей Ван Дамма, Сталлоне и Шварценегера, то сейчас в топах песочниц и горок… супергерои. Киновселенная Marvel окончательно укрепилась в массовом сознании как главный поставщик экшн-фильмов и боевиков, и тягаться на этом поле другим авторам стало, по большому счету, бессмысленно. Иногда бывают яркие, но такие редкие проблески вроде Джона Уика или Безумного Макса, но в целом уже можно сказать, что герои нынешнего времени — это бесконечные воины, мутанты и волшебники в обтягивающих трико.
Тем удивительнее наблюдать, как «Миссия невыполнима», франшиза, которой засматривались еще в середине девяностых, продолжает не только собирать в прокате очень приличные суммы, но и оставаться актуальной, не затхлой, лишенный нафталинового душка. «Последствия», вышедшее в прошлом году, — это старомодный, но чудесным образом не устаревший боевик, в котором креативности и киноискры больше, чем во всех фильмах Marvel и DC по ту сторону «Стражей Галактики» и «Темного рыцаря».
Я не припомню другого фильма в этом году, который так же крепко хватал бы меня, простите, за яйца и не отпускал до финальных титров. «Миссия» — это все еще «Миссия»… Даже не так: новая «Миссия» — это лучшая «Миссия». События сменяют друг друга с колоссальной скоростью, география действий обширнее, чем в годовом отчете какого-нибудь трэвел-блогера, а количеству плот-твистов на час экранного времени позавидует М. Найт Шьямалан.
Темп в 140 ударов в минуту, взятый фильмом на старте, будет барабанной дробью в ушах греметь до самого финала, а там, где, кажется, ничего не происходит, найдется место для удачной шутки персонажа Саймона Пегга или банальной, но все еще стильной, походки Итана Ханта. Но самое приятное, что вы можете вообще ни бельмеса не разбираться во вселенной «Миссии Невыполнима» и не знать ничего о событиях предыдущих фильмов, чтобы получать удовольствие от «Последствий». Выстрел из пистолета остается выстрелом из пистолета на всех языках и во всех вселенных.
«Аннигиляция»
Никита Казимиров
У «Аннигиляции» Алекса Гарленда несколько печальная судьба. В полноценный прокат фильм так и не попал, ограничившись доступом через Netflix. И это большая потеря не только для поклонников научной фантастики или любителей пошевелить извилинами, но и для всех людей, хоть раз смотревших кино. Ведь очередная работа Гарленда — это кинематограф в первозданном виде, искусство высшей пробы.
Падение метеорита привело к появления загадочной аномальной зоны, которую назвали «Мерцание». Она распространяется все дальше, но никто так и не может сказать, что же внутри нее. В очередную экспедицию отправляются биолог Лина, психолог Вентресс, физик Джози, геолог Касс и парамедик Аня. Аналогия со «Сталкером» Тарковского считывается моментально, но при похожей завязке Гарленд выворачивает происходящее в уникальное русло.
Пускай сценарий основан на первом романе серии Southern Reach Джеффа Вандермеера, режиссер сумел выдвинуть на первый план личные идеи, чем изрядно преобразил первоначальную структуру. Главенство человеческой страсти к саморазрушению прослеживается тут везде — в диалогах героев, их мимике, визуальных образах, даже между строк и в постановке кадра. Фильм входит с тобой резонанс сразу на нескольких уровнях и погружает в глубокий транс, из которого не так легко выйти даже спустя дни после просмотра.
С чисто эстетической точки зрения «Аннигиляция» как минимум поражает. Гарленд продвинул немного вперед границы боди-хоррора и показал ужасы, в которых мерзость сталкивается с изяществом. Отдельные кадры хоть печатай и вешай на стену, настолько они прекрасны.
Александр Трофимов в своей рецензии поставил фильм в один ряд с вершинами жанра sci-fi:
Я не скажу, что это шедевр, но это точно красивая, качественная, умная фантастика, которая занимает свое заслуженное место на не слишком длинной полке достойных представителей жанра, рядом с тем же «Из машины», «Солярисом», «Сталкером», «Одиссеей 2001», «Луной 2112» и так далее. Ясно, что некоторые фильмы здесь великие, некоторые просто хорошие, но под определение «смотреть всем поклонникам фантастики» «Аннигиляция» попадает точно.
Сравнение с Тарковским и Кубриком в наше время нужно еще заслужить. Пускай «Аннигиляция» не дотягивает до высот их творений, ее все равно нужно обязательно посмотреть всем любителям хорошего кино. Это работа, открытая для интерпретаций, вонзающаяся в твое нутро прочно и надолго. О ней хочется говорить часами, не забыв вставить фразу о том, как ты жалеешь, что так и не увидел «Аннигиляцию» на больших экранах. Ведь там она впечатлила бы еще сильнее.
«Патрик Мелроуз»
Дмитрий Кинский
«Патрик Мелроуз» стал для меня самым большим открытием не только в 2018 году, но и за последние лет пять. В отличие от других сериалов, которые пытаются казаться приветливыми хотя бы на первых порах, этот сразу, без всякого предупреждения, толкает ничего не подозревающих зрителей в глубокую пучину отчаяния, ясно давая понять свое настроение и тональность.
Главную роль в сериале получил Бенедикт Камбербэтч, и на этот раз его герой не гениальный частный-детектив-социопат или Верховный маг Земли, а вполне себе обычный среднестатистический смертный — несчастный и в каком-то роде даже жалкий, смею заметить. Смена амплуа ему явно пошла на пользу, позволила сбросить глупую мишуру пафоса и раскрыть себя как по-настоящему сильного актера.
Поначалу может показаться, что это всего лишь история про наркомана, который никак не может завязать и вернуться к нормальной человеческой жизни, — таковы были мои первые впечатления. Но вскоре всплывают новые детали, и ты понимаешь, что за этим скрыто нечто большое. Даже невзрачный на первый взгляд третий эпизод, полностью посвященный флэшбэкам, обретает в конце-концов смысл.
«Патрик Мелроуз» не только поднимает тему сексуального насилия, но и грамотно развивает ее, наглядно показывая последствия травмы, и до чего может опуститься человек. Наркотики и алкоголь в данном случае — лишь вершина айсберга, под которой скрыты ненависть, страх, отчаяние, обида и даже сочувствие.
И каждый из этих моментов авторам удалось раскрыть, не прибегая к словам. Да чего уж там, слово «насилие» за все пять серий прозвучало от силы пару раз, хотя о нем стало известно задолго до первого упоминания. И дело даже не в мелких деталях, умело разбросанных повсюду.
Здесь велика заслуга самого Камбербэтча, который мастерски передает любые эмоции. Вкупе со сценаристами, которые из раза в раз захлопывают перед зрителями двери, как бы оставляя нас в неведении о творящихся с главным героем ужасах, это складывается в общую картину.
А все бережно развешанные ружья стреляют с завидной исправностью до последней (в буквальном смысле!) минуты сериала. Причем эдакая ковровая бомбардировка, а по-другому это назвать просто нельзя, начинается только после появления первого луча надежды. Как оказалось, за ним героя ждет лишь беспросветная череда ошибок и неверных решений, которые разрушат не только его самого, но и дорогих ему людей.
«Аквамен»
Денис Варков
Признаюсь, после «Бэтмена против Супермена» и «Лиги справедливости» я совсем потерял веру в способность Warner Bros. снять хорошее кино по комиксам DC. И в «Аквамена» я тоже не верил, поскольку комиксы про него мне читать всегда было очень тяжело. Но фильм Джеймса Вана смог меня удивить.
«Аквамен» выглядит правильной версией «Черной пантеры». Тут та же история, но наоборот. Не бастард хочет отобрать трон у законного короля, а сын вне брака пытается помешать войне и вынужден претендовать на трон, которого он не хочет. Все это написано на уровне ранних фильмов Marvel Studios со смешными шутками, пафосом и общей наивностью, которая не портит фильм, а наоборот лишний раз напоминает, что все это сказка, а не супергеройский эпик.
Но главное достижение фильма — фантастический дизайн подводных королевств и их обитателей. Создатели продумали все мелочи — от оружия до различий между жителями Атлантиды, каждый из которых после погружения на дно океана изменился и потерял человеческий облик. Кто-то еще похож на людей, а кто-то уже деградировал — и все это наглядно продемонстрировано.
За два часа фильм ни разу не проседает, постоянно меняя места действия, расширяя лор Атлантиды в киновселенной DC и представляя крайне изобретательные экшен-сцены. Причем как на суше, так и на Земле. В картине несколько антагонистов, но наиболее впечатляющим (и близким к аналогу из комиксов) оказался Черная манта. Его противостояние с Акваменом еще продолжится в будущих фильмах (в том что, будет сиквел, уже нет сомнений — спасибо китайцам, массово сходившим на фильм).
«Аквамен» показывает, что Warner Bros. способны снять отличное кино по комиксам DC. Главное, что им стоило понять давно — не нужно повторять за Marvel Studios и стремиться делать единую вселенную. «Аквамен» хорош как раз своей обособленностью. Я уверен, что и другие картины смогут стать успешными при таком же подходе.
«Черная пантера»
Денис Варков
Пожалуй, самый спорный фильм Marvel Studios. Он был тепло принят на Западе, но очень холодно встречен в России. Это можно объяснить как менталитетом нашего народа, так и тем, что проблемы, поднимаемые в «Черной пантере», попросту непонятны большинству россиян. Тем не менее, ТʼЧалла стал стал первым чернокожим супергероем в киновселенной, которого вывели на передний план и которому посвятили целый фильм.
«Черная пантера» — не традиционная супергероика. Мир здесь никто не спасает, а сюжет построен вокруг Ваканды и решения, нужно ли самой технологически развитой стране на планете выходить во внешний мир из изоляции и делиться с другими странами своим опытом.
В мнении о фильме я писал:
Вообще «Черная пантера» — это максимально обособленный от остальной киновселенной фильм, который легко воспринимается даже если вы не смотрели предыдущие кинокомиксы. Это огромный и, наверно, главный плюс, потому что Marvel Studios постаралась сделать так, чтобы познакомиться с Вакандой и ее историей мог каждый зритель.
И если выглядит фильм красиво, то в сюжетном плане он сильно разочаровывает. Отличного злодея в лице Улисса Кло, сыгранного Энди Серкисом, Райан Куглер отодвинул на второй план, уделив все время «зеркальному» Эрику Киллмонгеру. Забавно, что сам ТʼЧалла в сольном фильме о Черной пантере моментально уходит на второй план при появлении любого второстепенного персонажа — в особенности его сестры Шури. Настолько скучным получился псевдо-шекспировский образ молодого короля, неготового к этой роли.
Так или иначе, Marvel Studios возлагает на Черную пантеру большие надежды, и в будущих проектах киновселенной будет больше не только ТʼЧаллы, но и Ваканды. Ведь страна с таким уровнем развития неминуемо должна быть в первых рядах при любых серьезных опасностях, подстерегающих Землю. Остается надеяться, что сиквел будет лучше, а новый злодей окажется не таким плоским, как Киллмонгер.
«Веном»
Денис Варков
«Веном» — это первый фильм в будущей киновселенной Sonyʼs Universe of Marvel Characters, главную роль в котором исполнил Том Харди. Идея сделать свою киновселенную родилась у Sony давно, и после огромных успехов «Венома» в прокате можно ожидать не только сиквела, но и другие проекты — «Морбиуса» с Джаредом Лето, «Черную кошку» и «Серебряного соболя». Вот только как будет существовать киновселенная врагов Человека-паука без самого дружелюбного соседа?
«Веном» на это ответа не дает, представляя собой довольно слабый фильм уровня «Невероятного Халка» с «зеркальным» злодеем, который копирует главного героя во всем, но предстает как его «лучшая» версия, более сильная и злая, чем сам Веном.
Что разочаровало в фильме больше всего, так это игра Тома Харди. Он крайне талантливый актер, но здесь не смог вызвать совершенно никаких эмоций.
В мнении о фильме я писал:
Он просто отыгрывает типичный образ парня, который оказался чрезмерно самоуверенным, что вылилось в проблемы по всем фронтам. А с появлением в его жизни Венома образ Харди не сильно меняется — он все тот же, просто понимает, что остаться в стороне у него не получится. И справляется актер с этими эмоциями без особого успеха.
И такой подход в «Веноме» во всем — здесь мало качественного экшена, сюжет очень провисает, рейтинга R, который так ждали фанаты, здесь нет, а злодеев вы забудете спустя несколько дней после просмотра. Меня настораживает, что киновселенная стартует с такого слабого фильма (в MCU, например, «Железный человек» до сих пор остается лучшим первой сольной картиной о супергерое).
Возможно, Sony придумает какой-то интересный подход и своих антигероев (а Веном и Морбиус все же не совсем злодеи) затем соберет их в аналог Громовержцев или Темных мстителей. Время покажет.
«Маньяк»
Никита Казимиров
Режиссура Кэри Фукунаги («Настоящий детектив»), актерский дуэт Эммы Стоун и Джоны Хилла, первооснова в виде одного из необычнейших норвежских сериалов — казалось, что у «Маньяка» есть все карты, чтобы разыграть превосходную партию и выбиться в лидеры сериального формата этого года. Но что-то пошло не так, потому шоу одни считают неплохим, другие — абсолютно ужасным, но однозначной оценки ему никто так и не смог дать.
В лучшие моменты сериал дарит нам необычный взгляд на киберпанк, в котором все пороки Сети буквально оживают и даже персонифицированы. Создает уникальную и почти беспрецедентную химию между персонажами, в которых вполне удачно перевоплотились Стоун и Хилл. Погружает в самые психоделичные трипы, достойные артхаусных фестивалей.
Но приятные впечатления от каждой удачной находки будто специально портятся спорными решениями вроде нарочно затянутой экспозиции и занудного пояснения ненужной информации. Видно, как Фукунага пытается найти эпизодической форме новое применение, только поток фантазии очень часто приводит его в логические тупики. В основе «Маньяка» будто лежит противоречие, но, увы, это совсем не комплимент или хотя бы характеристика смысловой составляющей.
Егор Парфененков в своей рецензии оказался разочарован сериалом. Из примечательного он подметил лишь актерскую игру Эммы Стоун, которая и правда тут крайне хороша.
И в итоге потенциальный хит оказался не более чем проходной авторской поделкой.
Однако я бы не стал разбрасываться столь категоричными заявлениями, ведь именно авторские вкрапления Фукунаги и делают «Маньяка» самобытным. Его нельзя однозначно измерить объективными критериями, а забросив на первой серии, не найдя ничего примечательного, вы запросто впоследствии можете вернуться и залпом проглотить остальной сюжет. Потому как минимум дать шоу шанс однозначно стоит.
«Возвращение домой»
Александр Башкиров
Как и в случае с «Маньяком» Кэри Фукунаги, «Возвращение домой» обязательно стоит попробовать посмотреть — не из-за истории, не из-за персонажей, не из-за какого-то твиста в финале, а просто потому, что настолько прекрасно ни одну историю о лохматой собаке еще не рассказывали: ни на телевидении, ни в какой-то другой медиа.
В основе Homecoming лежит отличный подкаст Илая Хоровица и Мики Блумберга, который еще в 2016 году стал одним из самых моих любимых драматургических произведений. Хоровиц с Блумбергом выступают основными сценаристами телевизионной версии, а Эсмейл в этот раз совсем не принимал участие в работе над сценарием: он просто расслабился и… режиссировал.
Но вот в чем парадокс: от простого движения камеры и саундтреков из известных фильмов камерная пьеса не превратится в эпический фильм. Масштаб действия определяется не усилиями режиссера, а ставками, последствиями, которые влечет за собой верное или неверное действие персонажа, и самими этими действиями.
В столь усердно цитируемых Эсмейлом фильмах про паранойю на кону всегда стояла жизнь (или хотя бы рассудок) главного героя, за ним охотились, его пытались убить или как-то подставить, ему приходилось показывать чудеса изворотливости, участвуя либо в драках, погонях и перестрелках, либо в изощренных психологических поединках, он пытался раскрыть какой-то заговор, в основе которого лежали или убийство, или политическая интрига, и напряжение в фильме создавалось именно этим контентом. Саундтрек и режиссерские приемы его всего лишь поддерживали, развивали, превращали и без того отличный сценарий в шедевр мирового кино.
Homecoming — это пьеса о разговорах двух людей в одной комнате, где на кону — карьера главной героини, сомнабулической Хайди Бергман в исполнении Джулии Робертс, которая проводит большую часть действия во флэшбэках, не понимая, что происходит вокруг нее и почему. Она делает попытки докопаться до истины, но происходит это до того робко, неуклюже и неумело, что вместо напряженных триллерных сцен получается бытовая комедия. Возможно, именно этого Эсмейл и добивался…, но тогда все эти полеты камеры и драматические саундтреки тем более не оправданы местечковостью и глупостью происходящего.
Даже главный злодей тут — менеджер среднего звена, столь же неумело и неуклюже пытающийся ликвидировать последствия административной ошибки, а рыцарь в сверкающих доспехах — мелкий бюрократ, не очень компетентно идущий по его следу. Под максимально стильной и напыщенной подачей материала в «Возвращении домой» скрывается история, которую можно было без всяких потерь рассказать втрое короче и без движения камеры (или вообще без камеры), с чем оригинальный подкаст вполне успешно и справлялся.
Чтобы оправдать такой видеоряд и такую музыку, Эсмейлу надо было отказываться от всего сюжета подкаста, оставлять только идею огромной корпорации, самыми зловещими методами «помогающей» вернувшимся на родину солдатам справляться с воспоминаниями о боевом прошлом, показывать, что получается из таких солдат, придумывать новых героев и новые сюжеты в духе Dollhouse Джосса Уидона (очень похожий по задумке сериал, который Эсмейл тоже усердно цитирует — скажем, босса злодея неспроста играет Фран Кранц). Но режиссер для этого слишком уважал первоисточник — и в результате снял самую дорогую, подвижную и красивую в мире иллюстрацию к не требующей видеоряда истории.
«Тихое место»
Никита Казимиров
После выхода «Тихого места» критики сразу же принялись называть хоррор Джона Красински прорывом и революцией в жанре. Заявления чересчур громкие, учитывая, что уже во второй половине фильм исчерпывает собственную концепцию и не находит ей должное развитие. Но за то, как поставлены первые сорок минут, картине можно простить очень и очень многое.
Почти все хорроры давят на животные инстинкты и обычную людскую жажду выжить, но «Тихое место» возвело этот подход в абсолют. Большая часть событий разворачивается в абсолютной тишине, из-за этого любой резкий звук, будь то крик монстра или обычный вздох персонажа, воспринимается гораздо острее. Простая идея, но настолько эффективная, что сам себе задаешься вопросом: «А почему раньше до этого никто не додумался?».
Ведь магия даже не в правдоподобных отношениях между персонажами (ведь Джон Красински и Эмили Блант и в реальной жизни супруги), чарующей композиции каждого кадра и необычной концепции. По-настоящему величие картины ты осознаешь в момент, когда вместо тишины кадра ты начинаешь слышать собственное сердцебиение или пульсирующую в висках кровь. А если не повезет, то еще и нечто упавшее поблизости.
Часто ли кино заставляет тебя иначе воспринимать мир? Причем не благодаря каким-то умным и провокационным идеям, а только воздействуя на одно из основных внешних чувств?
И ладно, что в сценарных дырах могло бы спрятаться от монстров все семейство главного героя. В плане логичности кинолента не выдерживает никакой критики, а сценарий держится на одной-единственной идее. Я отмечал это еще в рецензии, и со временем очевидные ошибки стали восприниматься еще неприятнее. Но любить меньше я фильм не стал.
Тут хватает сценарных огрехов, но за то, как «Тихое место» работает с твоим восприятием мира вокруг, можно простить ему все. Вспоминая, как ты всерьез вздрогнул от обычного енота, а потом горевал по его гибели, кажется, что это было какое-то наваждение, не могут современные хорроры так пугать. Но когда ты приходишь домой, закрываешь дверь, а твой слух настороженно, почти с первобытным страхом улавливает каждый шорох и стук, только тогда понимаешь: «Тихое место» — первоклассное кино.
После этого хоррора смотреть, к примеру, ту же «Монахиню», которая вполне хороша по современным меркам, очень скучно. Ведь она берет приемами, устаревшими около десятилетия назад, а «Тихое место» действительно старается изобрести нечто новое.
«Первому игроку приготовиться»
Павел Чуйкин
«От души душевно в душу» — именно так можно кратко охарактеризовать новую экранизацию Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться», снятую по книге американского писателя Эрнеста Клайна.
Речь идет о нежной и впечатлительной душеньке гика неопределенного возраста. В этой ленте он найдет множество отсылок к известным и не очень играм, фильмам, комиксам, сериалам и другим атрибутам поп-культуры прошлого и настоящего. По словам маэстро Спилберга, это кино и его сотни натыканных там и сям пасхалок похожи на дорогу в лесу. Вы едете на машине, смотрите вперед, а по краям проносятся деревья. Водителю не стоит пялиться на них слишком надолго, иначе есть шанс разбиться.
С одной стороны, «Первому игроку приготовиться» — примитивное подростковое кино с огромным количеством несостыковок, слабо прописанными главными героями, желанием угодить зрителям всех возрастов и неоднозначной философией сурового эскапизма. С другой, это ода гиковскому движению, гимн фантастическому кино и ария компьютерным играм.
Перед нами уникальный многослойный фильм, которому даже не надо стараться быть крутым — «Первому игроку приготовиться» создан гением и поэтому доводит зрителя до визуального оргазма и без стеснений лупит по ушам эпичными запилами из музыкальных хитов 80-х.
Не стоит смотреть эту киноленту с точки зрения классического зрителя-ворчуна. «Первому игроку приготовиться» в принципе нужно воспринимать не только глазами — его надо пропускать через сердце и душу, а мозг оставить за пределами кинозала или комнаты. Иначе у вас появится много справедливых и не очень приятных вопросов, а они здесь не уместны.
Ну кому, скажите, нужна эта ваша логика, когда зрителю на два часа вернули детство и заставили поверить, что в жизни возможно все?
«Люк Кейдж» (2 сезон)
Александр Башкиров
К моменту премьеры 2 сезона «Люка Кейджа» телевселенная Marvel/Netflix выбрала у меня весь кредит доверия: ухнувшая в никуда вторая половина 1 сезона «Кейджа», абсолютно ненужный и невзрачный 2 сезон «Джессики Джонс», полностью провальные 2 сезона «Железного кулака» (и нет, во втором сезоне он не стал «значительно лучше»). Я уже не думал, что когда-либо буду смотреть сериал от Marvel/Netflix без слова «Каратель» в названии.
Заинтересоваться темой меня заставил вот этот абзац в рецензии Саши Трофимова:
Вроде как после разнесения в щепки лазером целых городов странно вздрагивать от ужаса на перестрелке в обычном кафе, но снято это настолько жизненно и серьезно, что пробирает от сцены очень сильно. Это страшно.
Во 2 сезоне шоураннер Чео Ходари Кокер учел свои лучшие наработки из первого: он рассказывает о личном конфликте Кейджа с сестрой покойного Корнелла, Мэрайей Диллард-Стоукс, рвущейся из криминала в политику. В нашем материале о лучших злодеях Marvel я говорил, почему тактика Стоуксов выглядит еще интереснее, чем манипуляции Кингпина: Мэрайя постоянно аппелирует к «расовой правоте» и упрекает Люка в том, что он идет против своих, забыл свои корни…
И уже в начале второго сезона представлен новый комиксовый противник, Джон Мэкэйвер, который на сей раз выглядит не карикатурой, а органичной «внешней угрозой» замкнутому криминальному мирку Гарлема. Это отмороженный психопат c Ямайки, до поры до времени выдающий себя за современного цивилизованного бандита… пока он не начинает отрезать людям головы и выставлять их на палках на всеобщее обозрение.
С каждой новой атакой Бушмастера я думал, что Саша в своей рецензии говорит как раз об этом случае… но, разумеется, самая жуткая трагедия сезона происходит в качестве «ответки» Мэрайи на действия Мэкэйвера. Сверхзлодей в «Кейдже» используется для того, чтобы разбить и переформировать альянсы персонажей, но в итоге никто из них не перерождается, не меняет сущности, и даже сам Кейдж в финале осознает, что его предназначение лежит далеко-далеко от той самой узкой и честной дорожки.
В этой правдивости характеров и отображении тщетности их борьбы с Системой «Люк Кейдж» действительно приближается к «Прослушке» и «Клану Сопрано», он вызывает эмоции, которые сериал по комиксам не должен вызывать в принципе. Нам показывают не просто Пиррову победу, но дают понять, что все 3 центральных персонажа расстались со всеми надеждами на спасение души в момент, когда решили нанести первый удар.
«Видоизмененный углерод», 1 сезон
Павел Чуйкин
В начале 2018 года стриминговый гигант Netflix представил «Видоизмененный углерод» — сериал-экранизацию одноименного романа Ричарда Моргана. С бюджетом в 100 млн долларов на десять часовых серий «Видоизмененный углерод» стал самым дорогим сериалом для Netflix и одним из самых красивых телешоу на малых экранах. В нем удачно смешаны бульварный детектив в духе Реймонда Чандлера, популярные наработки футурологов и визуальный ряд «Бегущего по лезвию».
Проект выделяется обилием постельных сцен и голых тел, суровыми реалистичными драками и закрученным сюжетом. Тут много хорошей актерской игры (Юэль Киннаман, Джеймс Пьюрфой и Марта Игареда), качественная режиссура и по большей части достойная операторская работа.
Правда, есть проблема с зачем-то дергаными съемками драк, убогими героями второго плана (исключение из правил ИИ-отель «Ворон», созданный по мотивам творчества Эдгара По), жестко провисающимна экваторе сюжетом, перебором с обликами главного героя и слишком большим количеством загадок, которые все и сразу раскрываются за последние две серии.
«Видоизмененный углерод» также способен довести до визга поклонников космической фантастики и киберпанка, в частности: неон, дождь, бессмертные богачи, небесные дома, импланты, китайская уличная еда, летающие машины, новая религия и суровые постулаты об уродстве человеческой души.
По слухам, проект продлили на второй сезон, а главный герой Такеши Ковач предстанет перед зрителями в новом теле — на этот раз им окажется актер Энтони Маки (Сокол из «Мстителей»).
«Человек-паук: Через вселенные»
Никита Казимиров
У мультфильма про Человека-паука Майлза Моралеса были все шансы провалиться. Комиксы Marvel совсем не славятся анимационными адаптациями, Marvel Studios к его созданию была непричастна, доверив все работу Columbia Pictures и Sony Pictures Animation, да и центральный персонаж не то чтобы знаком массовому зрителю, особенно если сравнивать с Питером Паркером. Однако вселенская справедливость все-таки восторжествовала: «Через вселенные» — это лучшая работа по комиксам в 2018 году… если вообще не за все время.
Всего лишь два часа хватило, чтобы представить Моралеса не как копию Паркера, но в качестве самобытного героя со своим набором достоинств и недостатков. Питер старается научить его всему, что знает сам, однако Майлз не намерен копировать своего ментора. Сталкиваясь с Пауками из других вселенных, он постепенно формирует уникального себя, осознает, что быть героем можно по-разному, оставаясь при этом благородным защитником слабых и угнетенных.
Кстати, о Паркере. Можно сказать, что в мультфильме его образ получился чуть ли не лучшим в истории, даже учитывая комиксы. Как минимум за последние лет пять уж точно. Он здесь не кажется тем веселым и неунывающим смельчаком, которым его часто представляют. Но и в чистую депрессию, как, к примеру, в Spider-Man: Reign, его образ не скатывает. В жизни супергероя осталось мало хорошего, да и сам Питер уже далеко не в лучшей форме, однако он продолжается геройствовать, потому что это он умеет лучше всего, не позволяя весу всего мира сломить его.
Порадовали и другие герои. Гвен наверняка пленит вас своей изящностью, Нуарный Паук подойдет более серьезным людям, ожидающих мрачных мотивов, Свин-Паук, пускай и кажется исключительно комическим героем, оказывается намного любопытнее, чем думалось сначала. Ну, а Пени Паркер вообще стала моей любимицей даже до премьеры, а после — залезла в список обожаемых персонажей из всей поп-культуры в целом.
И самое главное, что ни один из разнообразных, экспериментальных компонентов при просмотре не рушит впечатления, не мешает другим элементам действовать слаженно. Здесь все, начиная от потрясающей картинки (прости, DC, ты оказалась в проигрыше даже на своем поле!) и заканчивая даже хип-хоп композициями, работает на создание неповторимого опыта. Sony словно извинилась перед всеми за абсолютно провальный предыдущий перезапуск франшизы. Что ж, извинения приняты!
Примечателен еще и тот факт, что в «Через вселенные» почти нет грехов «типичного фильма Marvel». Шутки тут не убивают драматизм, а смелые решения встречаются регулярно. После просмотра мультфильма кажется, что-то же «Возвращение домой» с Томом Холландом — это насквозь коммерческое произведение, созданное лишь для вытряхивания денег. История альтернативных Паучков метит в ранг настоящего искусства.
И от того лишь сильнее хочется, чтобы кассовые сборы оправдали ожидания студии, а последующие части подняли планку качества. Такого подарка фанаты комиксов не получали уже давно, но самое главное, что мультфильмом могут спокойной наслаждаться даже те, кто и не догадывается, что существует больше одной версии Человека-паука. «Через вселенные» — это яркое, захватывающее, смелое приключение, внушающее надежду, что жанр «фильмов по комиксов» еще найдет, чем удивить. Если вы до сих пор не смотрели мультфильм, так скорее же исправьте это, чего вы ждете?! А если смотрели… Так пересмотрите еще раз!
«Барри», 1 сезон
Александр Башкиров
Нет ничего более мерзкого, чем фильмы и сериалы про наемных убийц от людей, лично не сталкивавшихся с криминалом и не читающих криминальной хроники. В нашем интервью Хэйдер отлично прошелся по сценаристам и режиссерам, которые почерпнули все знания об этой профессии из фильмов Квентина Тарантино и воображают их самураями-философами в стильных черных костюмах.
Сами Хэйдер и Берг подошли к вопросу куда реалистичнее, обратили внимание на судьбы реальных ветеранов Афганистана и Ирака, которые иногда находят применение своим смертоносным способностям в мирной жизни. Бэрри Блок Хэйдера — тишайший, деликатнейший человек… у которого за вкрадчивым голосом и желанием никого не обидеть скрывается бог знает какое количество «афганского синдрома» и умение за полторы секунды расстрелять из пистолета полную машину чеченских бандитов, а потом скрыться с места происшествия.
Но, как и в первом «Брате» Алексея Балабанова, бандитским разборкам в первом сезоне «Бэрри» уделены считанные секунды, основное экранное время посвящено попыткам ветерана-одиночки адаптироваться к жизни богемы большого города. Город на этот раз — Лос-Анджелес, а среда — театральная труппа, которая по голливудской традиции ставит исключительно сцены из известных фильмов (все-таки в Эл-Эй театр — это сугубо прикладное искусство, ступенька, готовящая к настоящим серьезным ролям в рекламных роликах).
В моей рецензии на «Бэрри» я уже восхищался тем, до чего реалистичными у Берга с Хэйдером получились отношения в актерской среде — талант, бездарность, ревность, зависть и прочие составляющие местного небольшого клуба целующихся змеек. Здесь я бы хотел обратить внимание на перформанс актера-ветерана Генри Уинклера в роли владельца театра/ведущего актерских курсов, который сумел превзойти даже Фрэнка Ланджеллу и Майкла Дугласа в аналогичных ролях в Unscripted и «Методе Комински».
Формально образ тот же — постаревший, что называется, has been, который не очень уверенно пытается найти себе место в голливудской индустрии 2010-х, одновременно продвигая идеи Станиславского и искусства ради искусства в совершенно непредназначенном для этого окружении. Разница в том, что в труппе Уинклера все-таки выступает наемный убийца, и каждое брошенное горе-режиссером на ветер слово может привести к особо тяжким реальным последствиям.
Такая ответственность на ничего не подозревающем «гражданском» персонаже в сериалах не висела со времен Лоррэйн Бракко в роли психиатра Тони Сопрано… и Уинклер сумел великолепно раскрыть человечность своего героя, показать, как он из самых лучших побуждений выступает ангелом смерти для других героев сериала.
«Ральф против интернета»
Денис Варков
«Ральф против интернета» — продолжение «Ральфа» 2012 года, где рассказывалось о персонажах аркадных игровых автоматов, которые вели свою жизнь втайне от людей. В сиквеле Ральф в компании своей подруги Ванилопы фон Кекс отправился в Интернет, и это лучшая часть мультфильма. В мнении о нем я писал:
Создатели мультфильма с умом подошли к продумыванию интернета. Здесь самые разные мелочи призваны показать его не как узел мировой связи, а как живой мир, где многие элементы интернета (и даже некоторые сайты) становятся персонифицированными. Например, твиты в Твиттере — это небольшие птички, обменивающиеся сообщениями пользователей. Всплывающие спам-баннеры — это рекламные блоки трудяг, зарабатывающих себе на жизнь, назойливо донимая пользователей сети. Даже некоторые антивирусы получили жизнь в виде стереотипных телохранителей!
При этом «Ральфу против интернета» не удалось повторить успех первой части. Если абстрагироваться от мировой Сети и ее визуализации, то можно заметить, что строится сиквел по тем же тропам, что и оригинальный мультфильм. Это ни в коем случае его не портит, просто первая часть была прорывом и целилась в геймеров, наслаждавшихся при просмотре сотнями пасхалок и отсылок. В продолжении этого гораздо меньше.
Самым яркий пример повторов — новая игра в центре сюжета. Это снова гонки, в которых хочет участвовать Ванилопа. Только в этот раз перед нами экстремальный экшен с опасностями на каждом шагу, от взрывов в тоннелях до акул в канализации, что не против полакомиться проезжающими мимо автомобилями.
Из-за многочисленных самоповторов «Ральф против интернета» воспринимается иначе. Он развивает вымышленный мир, переносит «Историю игрушек» в интернет, где персонажи игр сталкиваются с персонифицированными явлениями мировой паутины, но это совсем другой проект, в котором немного осталось от того, что впечатлило тысячи геймеров. Смотреть его увлекательно и смешно, но ожидания от мультфильма были иные.
«Острые предметы»
Егор Парфененков
Уже четвертая психологическая драма в наших итогах, которая через ТВ-экраны или стриминговые сервисы проводит курсы ментальной терапии со зрителем. 2018 выдался уникальным годом для сериалов — буквально каждое второе шоу умудрялось залезть в голову, затрагивая темы вроде депрессии, одиночества, ПТСР и прочих расстройств.
Даже фильмов на схожую тематику вышло меньше — в кино год в принципе не блистал чем-то действительно сильным или важным. Благо, спасали Showtime, HBO и Netflix.
«Острые предметы» можно поставить в противовес «Патрику Мелроузу» — оба сериала говорят о семейном абьюзе, но каждый подает проблему по-своему. В «Мелроузе» он выражается физически, в отношениях между отцом и сыном из светского общества. «Предметы» же выделяют эмоциональное насилие матери над дочерью в провинциальной глубинке.
У Жан-Марка Валле (вы его знаете по «Далласкому клубу покупателей» и почти шедевральной «Большой маленькой лжи») уникальный авторский стиль — он возлагает все на монтаж с мимолетными немыми слайд-шоу, напрочь пренебрегая звуком и музыкой. Благодаря этому режиссеру удается добиться того самого эффекта «замедленной бомбы» — зрителей пичкают случайными нарезками натуралистичного насилия (мертвые подростки, изнасилование, окровавленные бритвы), поначалу не представляющими между собой что-то связанное.
А уже под конец начинает формироваться целостная картина — и тогда в ход идут все накопившиеся за несколько серий эмоции. Потому что становится банально невыносимо и страшно.
Причем не только зрителю. Эми Адамс, на которой держится большая часть «Острых предметов», отказалась вновь исполнять роль главной героини в потенциальном втором сезоне. Причина — страх перед образом, невозможность еще раз переживать съемки в теле настолько деструктивного персонажа. Пожалуй, более убедительного доказательства хищной, жестокой силы сериала не требуется.
«Конь БоДжек», 5 сезон
Никита Казимиров
В пятом сезоне все фирменные черты анимационного сериала сохранились, так что особо впечатлительным лучше подготовить носовые платочки или крепкий виски, который бережется для глубоких размышлений. Ворох внутренних комплексов, скрытых обид, конфликтов и переживаний тяжким грузом вываливается на зрителя посредством разговоров и прочих взаимодействий антропоморфных животных и карикатурных людей. Все проблемы, поднимаемые в «БоДжеке», максимально приближены к реальности. Никакого пафоса и иронии — лишь бессердечная констатация фактов.
На этом фоне отлично развивается основная сюжетная линия о детективном сериале «Филберт» (представьте себе True Detective с конем в главной роли), который до боли напоминает жизнь БоДжека. Сценарные выдумки начинают смешиваться с реальностью, а зависимость от болеутоляющих таблеток приводит все к более пагубным последствиям. В плане истории о выдумке, неотличимой от мира настоящих вещей, шоу приблизилось к шедевральности «Внутренней империи» Дэвида Линча.
Только вместо парада сюрреализма ты сталкиваешь с чем-то настолько близким, что почти хочется выключить серию и забыть о сезоне навсегда. Знаете, когда в каком-то произведении всплывает момент, болезненно релевантный для тебя? «Конь БоДжек» — это один сплошной подобный момент.
Однако про юмор авторы тоже не забыли. Он тут далеко не глупый, однако не в том претенциозно-напыщенном плане, что, скажем, в «Рике и Морти». Отдельные искрометные шутки и сцены запросто проходят где-то на границах кадра, однако менее смешными от этого не становятся. Редчайший случай, когда никто не собирается навязывать тебе ненужный позитив в моментах, которым он не требуется, однако при желании ты все равно можешь его найти. Свобода трактовки — один из признаков настоящего искусства, а в «БоДжеке» ее хватает сполна.
В целом же у нас тут уникальная ситуация, когда художественное произведение не потакает идеям эскапизма человека 21-го века. Пятый сезон не внушает веру в лучшее завтра, но и в бесконечный мрак не скатывается. В нем все так, как, простите за банальность, в реальной жизни. Без прикрас, с небольшими победами, сражающими наповал поражениями и суетой сует, от которой никуда не деться.
А все это брюзжание в социальных сетях в духе «„БоДжек“ довел меня до депрессии и экзистенциального кризиса» лишь подтверждает, насколько монументальным получилось шоу. И как низко пала человеческая цивилизация. Ведь этот мультфильм вовсе не призван довести вас до суицида и прочих дурных вещей. Наоборот, после него хочется разрушить все сдерживающие тебя оковы, разбить зеркало с давно осточертевшим отражением и попытаться наконец-то жить, а не просто существовать.
«Хан Соло: Звездные войны. Истории»
Егор Парфененков
Судьба спин-оффа, по сути, была предрешена еще на стадии съемок. Режиссеров увольняли, сценарий переписывали, а Олдену Эренрайку, исполнителю главной роли, так и вовсе нанимали инструктора по актерской игре. Историю о разгильдяе-контрабандисте решили занести в рамки блокбастерного шаблона, в итоге выдав приторный экшен с рядом логических и производственных провалов.
И это лишь половина — проблемы затронули и лор, а именно пренебрежение каноном и добавление новых, ничем не обусловленных сюжетных деталей.
В итоге вышло, что «Соло» не только наскучивал зрителям во время просмотра, но вместе с тем обесценивал события оригинальных частей. Отмена будущих спин-оффов франшизы говорит, что Disney планировали задать такой курс для всех своих фильмов, — а именно, снова отрезать руки креативным режиссерам и понемногу стирать границы старого канона. Благо, мы смогли это предотвратить.
Я никогда не относил себя к фанатам оригинальных «Звездных войн» — поэтому меня не так задело изменение лора. Тронуло другое — то, о чем писал в своем разборе «Соло»Максим Иванов.
Отсутствие самого духа «Звездных войн», его эпика и фантастичности — это стало главной проблемой фильма.
Можно сказать, что седьмая часть сумела передать новому поколению ту магию, которую люди 70-х ощущали во время просмотра первых фильмов — лишь осовременив картинку и введя более актуальных персонажей.
У «Соло» этого не получилось — он оказался слишком безжизненным для обеих эпох зрителей. Потому что от «Звездных войн» тут остались разве что название и антураж — все остальное поглотили мейнстримные шаблоны в духе сотен современных экшн-фильмов. Проходных как для нового поколения, так и тем более для старого.
«Лето»
Дмитрий Барченков
7 июня 2018. В прокат выходит фильм «Лето», который уже успел получить премию за «Лучший саундтрек» в Каннах и признание российской публики в Сочи. Кирилл Серебренников под домашним арестом почти год.
7 ноября 2018 года. Первое открытое слушание по Делу «Седьмой студии». В зале суда, где и мне «посчастливилось» побывать, немного абсурдное действо с полуторачасовым чтением иска и необычными цитатами, которые еще долго будут гулять по разным социальным сетям.
25 декабря 2018 года. В московском «Гоголь-Центре» состоялась премьера спектакля Кирилла Сербренникова «Барокко», который режиссер поставил через адвоката. Собрание сцен, оформленных барочной музыкой и рассказывающих о тех или иных случаях борьбы художника с внешним миром. Режиссер находится под домашним арестом почти 500 дней.
К чему эти даты и точки из условной биографии Серебренникова? Без них довольно трудно понять, что вкладывал в свое «Лето» режиссер, который понимал, что вот-вот его «заберут» со съемок, а награды, которые фильм будет собирать, картина получит без главного создателя.
И действительно «Лето» — это один из самых удивительных байопиков на моей памяти. Его ругают за отрыв от реальных событий, неправдоподобность и бессюжетность, но он в свою очередь никому не стремится угодить. Фильм — подлинный гимн свободе творчества, которой во времена становления Цоя и популярности Майка Науменко (именно эти события — ядро сюжета ленты) не было, и сейчас найти не так просто, как хотелось бы.
Виктор Цой вместе с Натальей Науменко садятся в трамвай, пытаясь сохранить купленный для Майка кофе. Вдруг, как по волшебству, в черно-белый мир проникают мультяшные картинки, и все пассажиры начинают петь Игги Попа.
Но радость длится недолго — герой по прозвищу Скептик разрушает идиллию, говоря зрителям, что происходящего в жизни не было. «Но хотелось бы!» — замечает персонаж Александра Кузнецова.
И конечно, фильм сложно рассматривать в отрыве от контекста, в котором проходил съемочный процесс (двусмысленное слово, да?), взять хотя бы то, что в полной мере насладиться им в России не получится. Обилие матерных фраз, без которых дух ленинградской авангардной тусовки может улетучиться, в российской прокатной версии «запикивается», да так, что порой совсем непонятно, что тот или иной герой имел в виду. Но даже если забыть про весь этот «интершум», «Лето» ни сколь не теряет позиций.
«Призраки дома на холме», 1 сезон
Никита Казимиров
Создать грамотное хоррор-произведение — задача не из легких. Как показал 2018-й, почти невозможная, разве что вдруг случайно не открылась свежая концепция. Потому поначалу может показаться, что сериалу «Призраки дома на холме» нечем тебя удивить. Но первое впечатление обманчиво, и это отлично.
Важное уточнение — нет, в плане стандартных попыток напугать тут никто не открыл Америку. Пускай вариативность злых духов приятно впечатляют, сами они не могут предоставить что-то необычное. Стуки, стоны, странное бормотание, непонятные силуэты — все словно взяли из методички «1000 и 1 хоррор на любой вкус».
Однако один трюк шоураннер Майк Флэнеган все-таки провернул успешно — от скримеров тут не спрятаться при помощи отведенного взгляда, а музыка вас и не думает предупреждать. Зачастую призраки стоят где-то в расфокусировке на границе кадра. Когда ты случайно замечаешь их во время, казалось бы, совершенно обычной сцены — кровь стынет в жилах. Но даже при исчезновении приведений легче не становится.
У семейства Крэйнов хватает проблем разного рода, но большинство из них глубоко скрыты, а их проявление — процесс болезненный. Фамильный дом стал лишь катализатором, финальным толчком в бесконечную пропасть самокопания, депрессии и нервных срывов. Каждый сходит с ума по-своему, и шоу это успешно демонстрирует. Пожалуй, даже слишком успешно, ведь когда какая-то из тревог героев начинает резонировать конкретно с тобой, наступает состояние, близкое к панике.
И становится ясно, что те самые «призраки» из названия сериала — это вовсе не беспокойные духи или порождения потусторонних сил. Речь идет о вполне себе живых созданиях, но сломленных, извращенных настолько, что они теперь напоминают всего лишь отблески реальных людей.
Осознание этой глубины падения, когда человек стал лишь своей тенью, даже подобием тени, нагоняет реальный, ни с чем не сравнимый страх. Ужаснее только одно — если вдруг понимаешь, что подобное можно сказать и про тебя.
Ещё не всё посмотрел, что планировал, но по большому счёту в плане фильмов 2018 год уныло проходной.
Хан Соло дичь, а Аквамен сосёт. В первом никакой логики в сценарии и детский лепет в диалогах. Во втором, тот же детский лепет и показушные нравоучения. Хотя сняты очень красиво.
Гм! Можно узнать, что "умного" и тем более "научного" в "Аннигиляции"? В нем не больше "научности", чем в игре S.T.A.L.K.E.R.