Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
21 октября 2018/Кино и сериалы

Рецензия на третий сезон «Сорвиголовы» Netflix

19 октября Netflix выложил все 13 эпизодов третьего сезона своего лучшего супергеройского сериала, «Сорвиголовы». После свежих новостей об отмене «Железного кулака» и «Люка Кейджа» безусловно приятно было увидеть по-настоящему сильный сезон во внезапно оскудневшей телевселенной, тем более, что ждать его на этот раз пришлось два с половиной года (между первым и вторым сезоном пауза была всего в год). Ожидание того стоило.
19 октября Netflix выложил все 13 эпизодов третьего сезона своего лучшего супергеройского сериала, «Сорвиголовы». После свежих новостей об отмене «Железного кулака» и «Люка Кейджа» безусловно приятно было увидеть по-настоящему сильный сезон во внезапно оскудневшей телевселенной, тем более, что ждать его на этот раз пришлось два с половиной года (между первым и вторым сезоном пауза была всего в год). Ожидание того стоило.
Рецензия на третий сезон «Сорвиголовы» Netflix

Этот сезон выглядит исповедью Marvel/Netflix, которые словно осознали, что «лучше меньше, да лучше» и решили играть от своих сильных сторон. Мы видим некое возвращение к истокам — третий сезон гораздо больше похож на первый, нежели на второй. Здесь нет никакой магии, бессмертных ниндзя и бездонных дыр посреди города — снова Мердок, Нельсон и Пейдж против Кингпина. А чтобы все это не смотрелось совсем уж вторично, сценаристы выводят проблему на новый уровень серьезности и изящно вписывают Меченого (Bullseye) в качестве второго злодея. И он становится самым ярким образом сезона, пока остальные элементы тащат на себе интригу, человечность и заземленность.

Мы находим Мердока там же, где оставили его в финале «Защитников» — в келье под опекой монахинь, едва живого. Как он выбрался из подземелья нам так и не объясняют, видимо, потому, что вменяемого способа придумать просто невозможно.

Мэтт не просто разбит физически, не только лишился обоняния, оглох на одно ухо и потерял сверхспособности из-за этого, он еще и переживает кризис веры. Как буквально — колеблется его вера в Бога — так и в более общем смысле, он ставит под сомнения все свои идеалы и убеждения, становясь холодным и саркастичным, отталкивая людей, которые пытаются о нем заботиться.

Рецензия на третий сезон «Сорвиголовы» Netflix

И вот тут сразу хочется отметить, что этот сезон, несмотря на общее хорошее впечатление, до отказа напичкан клишированными мини-арками супергероики, напоминая сборник «всех хитов». «Герой сомневается в себе и своей миссии» — лишь начало (хотя тут любопытный твист в том, что снимать костюм герой и не думает, он хочет отказаться от Мэтта Мердока, принимая, что он прежде всего — Сорвиголова, и эту маску ему с себя не содрать).

«Злодей смешивает героя с грязью в глазах общественности» — тоже избитая тема. В принципе, она интересная и можно было бы простить ее вторичность, если бы сериал решил уделить ей больше внимания. Люди решают, что Сорвиголова теперь злодей и угроза, но что с того? Он всегда был вне закона, не парился над тем, что о нем думают. Мы не видим, чтобы это хоть на что-нибудь повлияло, поэтому вся арка выглядит несколько бестолково, хотя казалось куда более интересной и многообещающей.

Далее из нафталиновых сюжетов у нас есть «друзья пытаются помочь, герой их отталкивает», «герой теряет способности, затем медленно их возвращает усиленными тренировками» и «герой решается убить злодея, потому что иначе его не остановить».

Marvel даже решается на сюжетный ход, которые они только что провернули с Джессикой Джонс (так подумать, это и в последнем «Люке Кейдже» было). И это далеко не полный список поворотов и элементов, которые мы встречали в тех же комиксах не раз и не два, просто не хочется забредать в спойлеры дальше, чем и без того приходится.

Но при всем этом я не могу сказать, что сезон ощущается как предсказуемый и вторичный. Несмотря на все номинальные повторы он умудряется придать им некий свой привкус, повернуть по-новому и не вызвать скуки.

Рецензия на третий сезон «Сорвиголовы» Netflix

Что же касается сильных сторон сезона — тут тоже мало нового, он выигрывает не за счет радикального изменения формулы или резкого поворота сюжета, а за счет кропотливого изучения собственных наработок и доведения их до совершенства.

Да, мы снова возвращаемся к Фиску (под визг довольных фанатов), но это уже не тот Амбал, что мы видели в первом сезоне, а их противостояние с Мердоком тоже приобретает новый оттенок. Фиск все еще в тюрьме и оттуда ему приходится действовать совсем другими методами, пусть не менее опасными и действенными в итоге. И вот этот новый Кингпин, у которого отобрали все, но который как никогда раньше готов на любые жертвы лишь бы выбраться на волю и отомстить тем, кто посмел посягнуть на его империю, выглядит еще интереснее.

Уязвленный, ранимый, разлученный с возлюбленной Ванессой Фиск еще сильнее внушает ужас.

Именно такой злодей — хладнокровный и расчетливый мафиозный босс — идеально подходит Сорвиголове, который вынужден разрываться надвое, пытаясь то посадить его законным способом как Мэтт Мердок, то стараясь разрушить его империю силой, надевая маску. И отчаяние Мердока, когда и того и другого оказывается недостаточно, отлично связывает нас с героем.

Рецензия на третий сезон «Сорвиголовы» Netflix

Только недавно я писал в рецензии на второй сезон «Железного Кулака», что разборки с мафией смотрятся мелкими в качестве проблемы супергероя, здесь же впечатление обратное — вражда с Фиском смотрится куда серьезнее разборок с ниндзя. И все дело в том, как подавать это противостояние.

Мафия в «Кулаке» была предельно скучная, картонная, телевизионная, она не идет ни в какое сравнение с представлением Фиска. Мало того, что тут мы имеем харизматичного, отлично прописанного и сыгранного героя во главе этой преступной гидры, а не просто безликого плохиша, но и сами злодеяния, методы работы и масштаб влияния мафии воспринимаются совершенно по-другому.

Новый Фиск, сдержанный, вкрадчивый и двуличный, впечатляет еще больше бешеного здоровяка, прессующего людям головы дверью автомобиля. Здесь Фиск тоже срывается несколько раз в свой режим берсерка, но это скорее просто напоминание о его истоках, большую же часть времени Кингпин великолепно держит себя в руках и умело манипулирует теми, кто имеет неосторожность заговорить с ним.

И именно такая подача Амбала напоминает, что суперзлодеи с щупальцами и лучами из глаз, безусловно, впечатляют, но ничто так не внушает ужас, как обычный человек, вынужденный полагаться на более привычные методы обретения власти, но готовый на любые жертвы.

Власть Фиска проникает в саму систему, использует закон и общественное мнение в своих интересах, его щупальца распространяются все дальше, подкупая и запугивая убийством родных и близких — до тех пор, пока общество становится абсолютно бессильно что-либо с ним сделать. И вот это пугает по-настоящему, потому что недалеко уходит от реальности.

В общем, второе (третье, если считать камео в предыдущем сезоне) пришествие Фиска вышло отлично, поэтому ругать создателей шоу за возвращение к старому злодею вместо изобретения чего-то нового абсолютно не хочется — оно того стоило. В любом случае, мы по нему скучали и расставаться с ним желания нет.

Рецензия на третий сезон «Сорвиголовы» Netflix
Рецензия на третий сезон «Сорвиголовы» Netflix

Винсент ДʼОнофрио — великолепный актер, которому за исключением рядового Кучи в «Цельнометаллической оболочке» и Тараканища в «Людях в черном» не слишком везло с фильмами и заметными ролями, но тут он получает шанс блеснуть и выжимает из него все. Фанаты злодея влюбляются в него еще больше, когда смотрят на актера в обычной жизни и поражаются тому, как меняется его голос, взгляд и повадки, когда он надевает белый костюм.

Но актерская игра — это аспект, который выделяет «Сорвиголову» в общем из супергеройских сериалов. Тот же Чарли Кокс, казавшийся мне изначально странным выбором на главную роль — невзрачный, щуплый, совсем не грозный — выдает нечто потрясающее в этом сезоне. Я понял, насколько больше дает его персонаж по сравнению с прочими героями в трико просто за счет актерской игры.

Такая базовая составляющая актерского мастерства как line delivery тут раскрывается очень наглядно — послушайте, сколько нюансов в каждой его фразе, сколько пауз, придыханий, изменений тона. Сколько человечности и усталости, отчаяния или надежды он умудряется вложить в каждое слово. Сравнивать с Кулаком и его дубовым «Я — бессмертное оружие, победитель дракона…» кажется попросту несправедливым.

Карен в этом сезоне тоже хочется отметить особенно, потому что на этот раз девушку загоняют в еще более стылые мрачные воды и то, как она отыгрывает этот безумный страх на грани безумия, как впиваются в зрителя ее распахнутые влажные глаза и дрожит голос, когда она преодолевает этот страх, чтобы атаковать в ответ — это выглядит не менее впечатляюще, чем десяток бэк-флипов от Сорвиголовы.

Рецензия на третий сезон «Сорвиголовы» Netflix
Рецензия на третий сезон «Сорвиголовы» Netflix

Реализация Меченого тоже получилась отличной, как ни тяжело в это поверить, вспоминая хихикающего психа в исполнении Колина Фаррелла. Здесь Булзай показан действительно пугающим социопатом с полным отсутствием эмпатии и трудностями с социализацией. Его превращение в злодея сделано кропотливо и убедительно, поэтому общее впечатление он оставляет крайне приятное.

Экшен с его участием — самый интересный в сезоне, швыряние ручек, осколков стекла, дубинок, ваз, тазиков и досок, может, и выглядит не слишком реалистичным, особенно учитывая безупречные рикошеты, но смотрится креативно и зрелищно. Если у Фаррелла самым впечатляющим убийством было удушение бабушки орешком в самолете, то у этого Булзая полно мощных кровавых фаталити, от которых и получаешь долгожданный вау-эффект супергеройского сериала.

Меченый в такой подаче и впрямь выглядит отличным противником для Сорвиголовы — их стычки всегда выходят напряженными и зрелищными, а кто выйдет победителем из любой из них, оставляют неочевидным на протяжении всей драки. К счастью, Мердок быстро понимает, что к этому парню лучше держаться как можно ближе, ведь любое расстояние работает на него, потому что в тебя сразу начинает лететь все, попавшееся Меченому под руку.

Итог

Это отличный сильный сезон, который, как мне кажется, заставил создателей телевселенной чаще оборачиваться на свои более приземленные главы вроде «Карателя» и того же первого сезона Мердока, чем на выспренную оперу с кланом Руки, которую разыгрывали в стольких вариантах.

Я не буду плакать о закрытии «Железного Кулака» — он был ужасным и света в конце тоннеля не брезжило, а вот об отсутствии продолжения истории Люка Кейджа, оборвавшейся на таком интересном твисте, я уже жалею. И все же, если Marvel/Netflix решили втянуть животы, обрубить все лишнее и неработающее, чтобы по-настоящему довести до совершенства то, что у них вышло лучше всего (Мердок, Джессика, Каратель) — оно того стоит. Кулак и Кейдж все равно никуда не денутся, появляясь в чужих шоу и оставаясь частью «Защитников». Может, их и отменили только затем, чтобы анонсировать их слияние в «Героев по найму», что было бы действительно интересно (особенно, если их сделают в стиле тимапа из «Люка Кейджа», где Дэнни просто помогает Кейджу и не лезет на первый план).

У этого сезона вышло не провалить много тяжелых и рисковых моментов, в том числе возвращение Фиска, которое могло смотреться блекло на фоне оригинальной истории, введение Меченого, который мог просто затеряться на фоне Амбала или показаться чересчур фантастичным для приземленной истории, и много другого, не столь бросающегося в глаза, но крайне важного для общего впечатления.

Драки, особенно после халтурных маханий конечностями в «Железном кулаке», дают отдых глазам — они снова отлично поставлены, внятно сняты, снабжены эмоциональным фоном и объяснены сюжетно.

Они в меру реалистичны, в меру зрелищны, а смотрятся все так же напряженно, как три с половиной года назад, потому что смертность героя все так же очевидна, а его возможности жестко ограничены, из-за чего ему легко сопереживать и болеть за его победу. И тут есть эффект новизны, эти сцены не спутаешь со старыми, меняются локации, обстоятельства и то, с помощью чего Мердок в итоге решает проблему (радует, что его суперслух на этот раз используют полноценно и разнообразно).

Это не идеальный сезон — кому-то может не хватить масштабности происходящего или ярких фантастических элементов, динамики или неожиданных поворотов, но это качественный том истории, который лишен недостатков второго сезона. Это впечатляющая работа над ошибками, которая вселяет веру в будущие проекты телевселенной и заставляет ждать их с таким же нетерпением, как это было на заре всей линейки Marvel/Netflix.

Рецензия на третий сезон «Сорвиголовы» Netflix

Рецензии на сериалы вселенной Marvel/Netflix:

Рецензия на третий сезон «Сорвиголовы» Netflix