16 марта 2018
Обновлено 16.03.2018

Рецензия на «Аннигиляцию» без спойлеров

Новый фильм Алекса Гарленда («Из Машины»), научно-фантастическая драма с элементами бади-хоррора «Аннигиляция», вышла в ограниченный прокат в США 23 февраля, а остальному миру оставалось только смотреть ее с 12 марта на Netflix. Но даже дома посмотреть ее захотели немногие. А очень зря.
Новый фильм Алекса Гарленда («Из Машины»), научно-фантастическая драма с элементами бади-хоррора «Аннигиляция», вышла в ограниченный прокат в США 23 февраля, а остальному миру оставалось только смотреть ее с 12 марта на Netflix. Но даже дома посмотреть ее захотели немногие. А очень зря.
Рецензия на «Аннигиляцию» без спойлеров - фото 1

Алекс Гарленд — это не только сценарист и режиссер «Из Машины», снимающий свой второй фильм. Мы знакомы с его работами куда ближе, правда, большинство из нас не знают о его роли в них.

Алекс начинал как комиксист, но быстро забросил этот формат. Не найдя, чем еще заняться, он начал писать роман под названием «Пляж». Тот стал бестселлером в 1996-м, а в 2000 году сценарист Джон Ходж адаптировал его для отличного фильма Дэнни Бойла с ДиКаприо.

Следующий фильм они уже делали вместе без посредников: Гарленд пишет, Бойл снимает — 2002 год, «28 дней спустя». Затем третья совместная картина — неоднозначное, но ценное «Пекло».

В 1998 и 2004 Гарленд написал еще два романа: «Тессеракт» и «Кома», оба были встречены критиками довольно холодно и успеха «Пляжа» не повторили, первый рассказывает о гангстерах и простых людях Манилы, второй описывает коматозные видения, напоминая «Мост» Бэнкса.

В 2010 Гарленд адаптирует для экрана чужой роман, фильм «Не отпуская меня» с Кэри Маллиган, Эндрю Гарфилдом и Кирой Найтли получает признание критиков. В том же году выходит знакомая ценителям игр с отличной историей Enslaved: Odyssey to the West для которой Алекс пишет сценарий в соавторстве.

В 2012 выходит «Дредд» — наконец, достойная экранизация комикса, максимально близко подошедшая к духу оригинала. Гарленд значится в проекте как сценарист и продюсер, но многие занятые в фильме люди давно говорили, что он по сути был и режиссером ленты. Изначально инвесторы не хотели доверять человеку без режиссерского опыта свой проект, поэтому получился такой компромисс — более опытного режиссера наняли, но де факто Гарленд все делал сам.

В 2013 Алекс пишет сценарий нового DmC: Devil May Cry, а в 2015 выходит его первый официальный проект в качестве не только сценариста, но и режиссера, который становится хитом и получает «Оскар» за спецэффекты, несмотря на скромный бюджет.

Тесса тут кстати очень мягкая и застенчивая, сильно отличающаяся от себя в «Торе». Но и Портман, естественно, отличается от себя в «Торе», хотя снова играет ученого. Тут ей есть что играть. Викандер же, сильно поднявшаяся благодаря тому же Гарленду, параллельно его новому фильму прыгает по камням в «Ларе Крофт».

Тесса тут кстати очень мягкая и застенчивая, сильно отличающаяся от себя в «Торе». Но и Портман, естественно, отличается от себя в «Торе», хотя снова играет ученого. Тут ей есть что играть. Викандер же, сильно поднявшаяся благодаря тому же Гарленду, параллельно его новому фильму прыгает по камням в «Ларе Крофт».

Рецензия на «Аннигиляцию» без спойлеров - фото 3
Рецензия на «Аннигиляцию» без спойлеров - фото 4

И вот теперь в этом контексте зацените: 2018 год, сценарист/режиссер «горячий» после высоко оцененного дебюта снимает фантастический фильм с Натали Портман, Тессой Темпсон (Валькирия из «Тора»), Дженнифер Джейсон Ли (Дейзи из «Омерзительной восьмерки») и Оскаром Айзеком… и студия внезапно отменяет его широкий прокат.

Фильм снимали для показа в кинотеатрах, но после того, как тестовый показ дал неутешительные результаты, финансист Paramount Дэвид Элиссон, которому фильм показался слишком умным и сложным, потребовал от Гарленда изменить фильм — сделать главную героиню человечнее, чтобы ей было легче сопереживать, и поменять концовку. Продюсер Скотт Рудин внезапно стал на сторону режиссера. И так как именно Рудин по контракту имел право определять финальный монтаж картины, вопрос закрыли. Фильм остался таким, каким его видел Гарленд. Студия сказала «окей» и отменила широкий прокат ленты, продав картину Netflix (мировой прокат за исключением США и Китая).

Но это лишь одна сторона проблемы — студия не поверила в то, что фильм окажется доступен и интересен массовой аудитории (и спорить с этим довольно сложно, но «Маму»-то в кинотеатрах крутили), другая сторона — собственно, интерес прессы и зрителей. Где он?

Мы любим ныть о том, как мало хороших фильмов, что кино умирает, тупеет, становится вторичным, а качественной умной фантастики и вообще нет. И вот выходит «Аннигиляция» — отличный сложный фильм, похожий на смесь «Соляриса» с «Пикником на обочине»/«Сталкером», действительно сложный, действительно оригинальный (как визуально, так и идейно) — и где радостные толпы на улицах? Где хотя бы что-то? Прошел незамеченным? Вы сами не следили за новой картиной создателя «Из Машины»? Да, на youtube полно роликов с разбором концовки, версиями интерпретаций деталей и просто мнениями, но в сравнении с шизой, творившейся повсюду по поводу «Пантеры» месяц назад — это крохи.

Что же до прессы и особенно тех самых изданий, которые так любят раскручивать ветку социальной справедливости — которые воспевали «Пантеру» за гимн черных, а «Охотникам за привидениями» прощали все за то, что в главных ролях — женщины-ученые. Ну вот вам — «Аннигиляция», пять женщин (биолог, психолог, геолог, физик и парамедик) в главных ролях, мужчины появляются лишь на втором-третьем планах, причем все это не толерантности ради, не из-под палки, это настолько естественно, что однополости состава даже не придаешь значения.

Вот ваши ролевые модели — сильные женщины, женщины-ученые, женщины-солдаты, уверенные в себе, умные, разумно поступающие в опасных ситуациях. И фильм отличный в отличие от «Охотниц» — так где сирены? Где провозглашение этой картины лучшей на все времена, где хоть какая-то поддержка от вас? Почему вы его не поднимаете на знамя, хотя охотно воспевали кусок дерьма? Что, слишком мало хайпа вокруг фильма, чтобы он вас заинтересовал?

Какое же это все-таки лицемерие и бред. За фильм обидно до боли. Да, это не уровень Тарковского или Кубрика, но что-то позволяющее о них вспомнить.

Это Гигеровская эстетика, причем цветастая, весенняя, и от этого еще более жуткая — костяные ветки, белесые клоаки, все эти замечательные ответы на вопрос «как еще можно показать труп, чтобы стало жутко», а вот так.

Это Гигеровская эстетика, причем цветастая, весенняя, и от этого еще более жуткая — костяные ветки, белесые клоаки, все эти замечательные ответы на вопрос «как еще можно показать труп, чтобы стало жутко», а вот так.

О самом фильме говорить хочется как можно меньше. Главное, что вам нужно знать — его стоит смотреть всем, кто давно ждал умной фантастики или просто хорошего сложного кино, которое ничего не разжевывает и дает поспорить с друзьями над интерпретацией (именно поэтому я сравнивал его с «Мамой», после нее тоже оставалась куча вопросов). Посмотрите, возвращайтесь, обсудим.

Для тех кому этого мало, сюжет таков: метеорит падает на Землю и вокруг места крушения (он попал в маяк) возникает разрастающаяся аномальная зона, куда одна за другой отправляются группы исследователей, но не возвращается никто. Не то что-то их убивает, не то они сходят с ума и убивают друг друга. Очередной командой становятся 5 женщин, по разным причинам решающиеся на суицидальную миссию, их задача — дойти до маяка, который может дать ответы на все вопросы и помочь остановить аномалию, пока она не поглотила весь мир.

Фильм снят настолько красиво, что я впервые не могу смириться с тем, что смотрю что-то дома — я хочу посмотреть это в кино. Это снято для большого экрана, как и настаивал Гарленд, расстроенный историей с Netflix. Мир внутри аномалии вышел завораживающим и жутким, придумать действительно что-то новое, оригинальное и убедительное — крайне сложно, но «Аннигиляции» это удается.

Конечно, это не ужастик, потому что задача напугать у фильма не стоит вообще, но элементы боди-хоррора здесь определенно присутствуют — то, что происходит с людьми под влиянием аномалии действительно жутко и может лишить сна. Это не привычные кровь и кишки, это идеи того, как может измениться наше тело — идеи, от которых куда больше не по себе, чем от сцен из той же «Мамы». Картинка прямолинейна и конечна, идея же пускает корни в голове и развивается уже вами, поэтому остановить этот процесс сложнее.

«Охотницы за аномалиями»

«Охотницы за аномалиями»

По заявлению самого Гарленда, это фильм о саморазрушении. Причем в книге об этом ничего не было, Алекс наложил свою идею поверх чужой истории (автор романа фильмом, кстати, очень впечатлен). Алекс высказывает крайне интересную мысль, причем прямым текстом в самом фильме: все люди стремятся к саморазрушению. Суицид, наркотики, алкоголь — это лишь самые очевидные проявления данной черты, но это не значит, что все остальные не идут по тому же пути. Кто-то разрушает свой счастливый брак, кто-то саботирует отличную карьеру, но все мы в той или иной степени идем к саморазрушению.

Эта мысль связывается параллелью с живыми клетками, которые запрограммированы на самоубийство. Клетки, которые отказываются умирать, мы называем раковыми. Раздвоение делящейся клетки, лежащее в основе всего живого, тоже находит отражение в фильме — как напрямую, так и в виде метафоры.

Тарковского вспоминают неслучайно (причем американцы в первую очередь) — «Аннигиляция» нетороплива, но дело не в этом. Просто тут, так же как в «Солярисе», психика команды ученых испытывается на прочность инопланетной средой. Вместо мыслящего океана — пузырь аномалии. Как и в «Сталкере» мы идем через Зону к некому месту, где все должно решиться, все должно стать кристально ясным. И идущие туда не боятся смерти, они принимают цену этого пути даже не потому, что он так важен, что стоит риска, а просто потому, что не слишком ценят собственную жизнь.

Общая загадочность происходящего и отсутствие объяснений сильно повышают требования к концовке — что же все-таки найдут герои на этом маяке. Многие фильмы проваливались на этом — напускали тумана, загадывали загадки, но финал выходил таким банальным и бледным, а отгадки такими скучными и бредовыми, что весь предыдущий путь обесценивался. Думаю, каждый вспомнит много примеров таких разочарований в финале. Даже «Пекло» самого Гарленда для меня отчасти в этой категории. «Сквозь горизонт», впрочем, куда более однозначный и яркий пример.

Как бы то ни было, на этот раз Гарленд справляется. Финал выходит диким, необычным и запоминающимся. Он отвечает далеко не на все вопросы и саму концовку даже актеры в фильме понимают каждый по-своему, но сказать, что это заваленный «престиж» фокуса нельзя.

Рецензия на «Аннигиляцию» без спойлеров - фото 7
Рецензия на «Аннигиляцию» без спойлеров - фото 8

Лично для меня последний месяц был кисло-сладким – я ждал двух научно-фантастических лент, которые связались в моей голове в одну пару: «Аннигиляция» и «Немой». Оба – новые проекты от режиссеров-вундеркиндов, первый же проект которых стал культовым: «Из Машины» у Гарленда и «Луна 2112» у Джонса. Оба выходят на Netflix. И оба мне очень понравились, несмотря на то, что вышли абсолютно разными. «Немой» очень человечен и эмоционален, хаотичен в своем отношении к сюжету, «Аннигиляция» же относится к структуре истории крайне ответственно, больше заботясь о символизме и общем посыле, чем о раскрытии и оживлении своих героев. Оба фильма придают большое значение деталям и создают мощную атмосферу, хоть она, опять же, выходит очень разной.

«Немого» критики разнесли, зрители тоже не слишком поняли. У «Аннигиляции» на данный момент, по иронии, оценка почти зеркально противоположна. У фильма Джонса 13% положительных отзывов критиков, у ленты Гарленда тоже 13%, но отрицательных, положительных, соответственно, 87. Зрительская же оценка лишь немногим выше. Но расстраивает прежде всего количество проголосовавших и написавших ревью –их куда меньше, чем у блокбастеров или «Оскаровских» фильмов – именно это выглядит печальнее всего. Хочется, чтобы эти фильмы по крайней мере получили шанс выйти на массовую аудиторию, найти своего зрителя. И можно быть уверенными, что для кого-то они точно бы стали одним из самых ярких и приятных киновпечатлений года.

Итог

Картина явно понравится не всем, кому-то она покажется слишком медленной, кому-то, кто обращает внимание лишь на базовый слой происходящего и не берет в расчет символизм — нелогичной, кому-то просто бредовой и наркоманской. И даже если общими усилиями попытаться разгадать скрытый смысл, на мой взгляд, фильм все равно оставляет слишком много вопросов. В нем просто нет всех ключей, достаточных для того, чтобы как-то уверенно его интерпретировать. Построить свою красивую версию можно, найти на нее намеки, но уверенно заявить, что именно это и имел в виду Алекс, не выйдет. Для кого-то это плюс, для кого-то минус.

Фильм безусловно умный и красивый, но информации для однозначности нет, а без нее не получается сделать и полноценного вывода — все слишком размыто. С другой стороны, «Из машины» тоже поражал открытой концовкой. Что будет делать Ева дальше — никто не знает. Тут нечто похожее — Гарленд, надо полагать, верен себе.

Я не скажу, что это шедевр, но это точно красивая, качественная, умная фантастика, которая занимает свое заслуженное место на не слишком длинной полке достойных представителей жанра, рядом с тем же «Из машины», «Солярисом», «Сталкером», «Одиссеей 2001», «Луной 2112» и так далее. Ясно, что некоторые фильмы здесь великие, некоторые просто хорошие, но под определение «смотреть всем поклонникам фантастики» «Аннигиляция» попадает точно.

Тем же, кто уже посмотрел картину, предлагаю разобрать и обсудить ее в спойлерном материале «Объяснено», где я предложу несколько своих версий произошедшего в аномальной зоне.

Комментарии 105
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Мистер Злобная Желчь
Мистер Злобная Желчь
Ладно, ладно, уломал, пойду смотреть этот фильм. На вопрос, почему его никто не смотрит, ответ, да потому что кто-бы знал, что он снят то!!! Ни рекламы, ничего. Зашел на Канобу, а тут : "Ах ты тварь, нытик, что нет хорошего фильма. Вот, тебе фильм, вот! Почему не смотришь?!" Да потому что только из этой статьи узнал, что он есть :)