Киноитоги 2015 от Александра Трофимова
Когда я начал готовиться к этой статье, досматривать ленты, которые не успел отсмотреть, искать по чужим топам и ревью жемчужины, затерявшиеся в потоке, я запоздало осознал, что 2015 год для кино оказался… никаким.
Он вышел настолько пустым, что при попытке вспомнить хоть что-то стоящее, запавшее в душу, я вспоминал всего пару лент, да и то с усилием. Вроде лето было набито блокбастерами, вроде постоянно что-то смотрели, вроде все, как всегда, но если попытаться составить топ, то над ним приходится выжимать кота, чтобы хоть чем-то его наполнить.
Это мой второй год в качестве кинокритика, поэтому я не мог не заметить разительный контраст между прошлым годом и этим. Просто сравнивая в голове списки ловишь себя на ощущении, что список 2014 – это собрание лучших фильмов года за три, а список 2015 – на самом деле подборка лент первого полугодия, а то и меньше.
В прошлом году (киноитоги 2014) мой топ ломился от шедевров, я не знал, что выбрать, куда их вставить, мне не хватило и 20 позиций, чтобы впихнуть все то, что мне по-настоящему запомнилось. Не просто хорошее кино, которое посмотрел, понравилось, можно идти дальше, а действительно запавшее в душу. Кино, которое никому не отдашь, за которое хочется благодарить создателей и радоваться тому, что оно добралось до экранов, а не сгинуло в производственном аду.
В этом году я смотрю на топ в 10 позиций как на штаны после резкого похудания. Где я брал объемы, чтобы наполнить все это? Мне хватило бы топа из трех позиций и то он смотрелся бы чуть натянуто.
Нет, безусловно, хорошее кино в этом году было и его было не так мало. Но что-то прорывное, гениальное, пробирающее до слез, такое, что придется выдирать из твоих мертвых рук – где оно?
Что такого было в прошлом году? Что помнится и любится до сих пор? Не преувеличивая, не подсматривая в свои прошлогодние статьи и не включая ничего, что бы я не сел пересматривать прямо сейчас: «Бердман», «Выживут только любовники», «Тропы», «Ида», «Отель Гранд Будапешт», «Стрингер», «Враг», «Лок», «Побудь в моей шкуре», «Одержимость», «Исчезнувшая», «Фрэнк», «Рэйд 2», «Боже, помоги девушке», «Венера в мехах», «Охотник на лис». Я ведь могу продолжать – они еще не кончились.
Я вспоминаю вышеперечисленные прошлогодние фильмы куда ярче, чем ленты этого года. Да, на момент составления топая еще не видел «Выжившего» Иньярриту и «Омерзительную восьмерку» Тарантино, как и «Игру на понижение», «Викторию», «Новейший завет», «Макбет», «Аномализу» и другие многообещающие фильмы. Скорее всего, они заставят ленты в моем топе потесниться и мне снова придется переписывать его к моменту «Прощального взгляда на 2015», который я планирую как и в прошлом году написать перед «Оскаром». Но даже если так – картина все равно печальная.
И ведь проблема не только в том, что было мало откровенных шедевров – нет, вообще серьезного кино в этом году очень мало, гораздо меньше, чем в прошлом.
Неужели и впрямь так резко грянул тот самый кризис середины, когда студии просто не хотят снимать ничего, кроме блокбастеров, основанных на уже существующей интеллектуальной собственности: книгах, комиксах, играх, старых фильмах и сериалах?
Да, в этом году были еще замечательные «Лобстер» и «Безродные звери», «Из Машины» и «Молодость», «Убийца» Дени Вильнева и «Убийца» Хоу Сяосяня, «Реальные упыри» и «Головоломка», «Наследие Рокки: Крид» и «В центре внимания», «Конец тура» и «Джобс». Этот список тоже можно продолжить, но я не уверен, что его можно поставить рядом с двадцаткой прошлого года и он не будет смотреться как бедный родственник.
Если вы смотрите по большей части развлекательное кино, то в этом плане год тоже не назовешь урожайным. В том году вышло 11 фильмов по комиксам. В этом – 4. И один из них был «Фантастической четверкой».
Тут все конечно зависит от вашего вкуса, но для меня и в плане развлекательного кино 2015 принес больше разочарований, чем удовольствия. Отличные «Безумный Макс», «Kingsman: Секретная служба» «Миссия невыполнима: Племя изгоев» и «Марсианин» не покрывают разочарований от новых частей или версий любимых франшиз: «Терминатора», «Юрского парка», «Бонда» и «Звездных войн». А «Восхождение Юпитер», «Пиксели» и «Фантастическая четверка» вообще умудрились нанести существенный удар каждый по своему жанру.
Я уже подходил к этому выводу в киноитогах этого лета, но был уверен, что осень, когда по традиции выходят фильмы, целящиеся на «Оскар», ситуация исправится. К сожалению, они исправилась лишь отчасти – фильмов вышло не так много и даже лучшие из них не смогли затмить для меня картины, занимавшие первые три строчки личного топа.
Я дополнил летний список всего, что посмотрел, картинами за весь год – возможно, что-то я добавить забыл, но он может помочь вам окинуть взглядом прошедший киногод и вспомнить, какие ленты больше всего запомнились лично вам, было ли их достаточно. Получилось у вас больше приятных сюрпризов или горьких разочарований?
- Порадовали:
- Kingsman: Секретная служба
- Kung Fury
- Агенты А.Н.К.Л.
- Алоха
- Безродные звери
- Безумный Макс: Дорога Ярости
- Вне себя
- Воспоминания о Марни
- В центре внимания
- Головоломка
- Голос улиц
- Голоса
- Джобс
- Игра на понижение
- Из машины
- Конец тура
- Маленькая смерть
- Марсианин
- Медленный Запад
- Мир будущего
- Миссия невыполнима: Племя изгоев
- Молодость
- Мордекай
- Мост шпионов
- Наркотик
- Наследие Рокки: Крид
- Пока мы молоды
- Реальные упыри
- Сикарио
- Смерть «Супермен жив»: Что случилось?
- Турбокид
- Убийца
- Ультраамериканцы
- Шпион
- Я, Эрл и умирающая девушка
- Разочаровали:
- 007: Спектр
- Антураж
- Багровый пик
- Виктор Франкенштейн
- Восхождение Юпитер
- Добрый динозавр
- Звездные войны: Пробуждение силы
- Земля Будущего
- Идеальный голос 2
- Миньоны
- Мир Юрского Периода
- Мистер Холмс
- Пиксели
- Пэн: Путешествие в Нетландию
- Страшные сказки
- Супер Майк XXL
- Терминатор: Генезис
- Третий лишний 2
- Фантастическая четверка
- Черная месса
- Хитмэн: Агент 47
- Смешанные чувства или вообще никаких:
- 50 оттенков серого
- Большие глаза
- Бруклин
- Девушка из Дании
- Жертвуя пешкой
- Кэрол
- Левша
- Мстители: Эра Альтрона Прогулка
- Робот по имени Чаппи
- Фокус
- Форсаж 7 Человек-муравей
Дюжина догоняющих:
- Убийца (Nie yin niang)
- Конец тура
- В центре внимания
- Головоломка
- Молодость
- Джобс
- Kingsman: Секретная служба
- Миссия невыполнима: Племя изгоев
- Медленный запад
- Мир будущего
- Марсианин
- Голоса
Переходим к топам. Как и в прошлом году при составлении десятки лучших картин остались обрезки. Фильмы, которые могли бы войти в этот топ. Возможно, это сбивает с толку – я сказал, что мне бы хватило и топа из трех позиций, что его нечем наполнять, а затем выкатываю список из 22 лент. Дело в том, что в 2014-м у меня даже после двадцатки лучших все еще оставались картины, которые не влезли даже в нее. Здесь – ее хватит чтобы перечислить вообще все, что мне запомнилось. Да и моя привязанность к этим лентам все же ниже, чем даже к десятке догоняющих прошлого года. И все же – это хорошее кино, на которое точно стоит обратить внимание. Больше особо и не на что.
О «Джобсе», «Убийце», и «Конце тура» я рассказал в отдельной статье. Хотелось отметить любопытный фильм «Голоса» с нашим бессменным Дэдпулом Райаном Рейнольдсом. Это ироничная, сюровая и в то же время совсем не глупая повесть о шизофренике, которого науськивает убивать людей собственный кот (а пес отговаривает). Я думал, что забуду этот фильм, но он остался со мной до конца года.
«Мир будущего» же это пятнадцатиминутный мультфильм, нарисованный примитивнее «Масяни». И он стал одним из самых неожиданных открытий Каннского фестиваля. Маленькая девочка получает сообщение из будущего от клона самой себя и получает возможность взглянуть на этот мир – странный, сюрреалистичный и обреченный на скорую гибель. Я смотрел на кадры, на трейлер и все не мог поверить, что это один из немногих прорывов этого года. Стоило мне посмотреть короткометражку, сомнения ушли – она действительно прекрасна. Подача и тон – ироничный, но крайне мрачный сюр – напоминает «Лобстера», о котором мы поговорим чуть ниже.
Основной топ:
10. Воспоминания о Марни
9. Наследие Рокки: Крид
8. Реальные упыри
«Воспоминания о Марни» может стать последним мультфильмом студии Ghibli, которую собирались закрывать после ухода Миядзаки. В 2016 году нас ждет лишь перевыпуск старого мультфильма от лучшей анимационной студии в мире – «Еще вчера», где Миядзаки значится как продюсер – для американской аудитории с озвучкой от Дейзи Ридли и Дейва Пателя. Это приятные новости, но не повод забывать о «Марни».
Это меланхоличная история о девочке, переезжающей в пригород и попадающей под очарование старого дома на отмели. Он кажется заброшенным, но однажды она обнаруживает в нем свет, а затем и знакомится с одной из обитательниц дома – девочкой по имени Марни. Нам остается лишь гадать, реальна ли она или всего лишь плод воображения нашей героини. Как обычно у Ghibli простая история превращается в симфонию эмоций, медитативное исследование жизни. Приятно, что даже американские обзорщики не забывают про нее в своих топах.
О «Криде» мы обязательно поговорим подробно в середине января, когда он появится в наших кинотеатрах (upd: читать рецензию). Скажу лишь, что фильм потрясающе хорош. Его хочется подсовывать всем тем, кто пытался в этом году сделать сиквел, ребут или спин-офф старой франшизы и с треском провалился. «Крид» становится всем вышеперечисленным и показывает, как вдыхать новую жизнь в старые серии, умело совмещая отсылки к старым фильмам с самостоятельной историей. Посмотри, как это нужно делать, Джей Джей.
Что до «Реальных упырей», то я уже рассказывал о них весной (рецензия). Это очаровательная новозеландская комедия запоминается надолго и всерьез претендует на комедию года.
7. Безродные звери
6. Сикарио
5. Из машины
О «Безродных зверях» я рассказал подробнее в статье «Что посмотреть на праздниках». Это жуткий, но захватывающий фильм об африканских детях-солдатах от режиссера первого сезона «Настоящего детектива» с Идрисом Эльбой.
«Из машины» в этом топе вполне ожидаемо, серьезный фильм об искусственном интеллекте – это всегда интересно, но этот вышел и вовсе прекрасным. На фоне восстания истеричных и нелогичных машин в «Генезисе» и «Эре Альтрона» Эйва смотрится идеалом машинного разума, который нам тяжело понять до конца.
«Сикарио» в нашем прокате фильм шел как «Убийца», но мне удобнее называть его так (Sicario – оригинальное название, переводящееся с испанского как «наемный убийца»), чтобы не путать с Хитманами, Ассасинами и тайваньским «Убийцей» – еще одним замечательным фильмом этого года, о котором я расскажу в другой статье.
«Сикарио» – очередной прекрасный фильм Дени Вильнева, подарившего нам «Пленниц» и «Врага», которые стали важными шагами в триумфальном восхождении Джейка Джилленхола к статусу одного из величайших актеров современности. В этом году Джейк, к сожалению, оступился дважды – он дал нам еще две отличных роли в «Левше» и «Эвересте», но сами эти два фильма оказались недостаточно впечатляющими, чтобы забраться в топ года.
Новый фильм Вильнева рассказывает мрачную историю трех представителей спецслужб, борющихся с мексиканцем наркокартелем. Это могло бы быть сюжетом для обычного боевика, но «Сикарио» показывает нечто куда более глубокое. Это история о героине, спускающейся все глубже в кроличью нору жестокости и беззакония. Два опытных агента привлекают ее к делу. Несмотря на то, что героиня Эмили Блант – далеко не новичок и повидала многое во время рейдов, она открывает для себя новые грани беззакония и бесчеловечности, до которых скатываются все участники этой бесконечной войны – включая «хороших парней», которые давно поняли, что по правилам они ее не выиграют.
Героиня Эмили Блант – не совсем главный герой фильма. Она – протагонист, наблюдатель, чьими глазами мы воспринимаем историю и чьи чувства по поводу происходящего становятся ключевыми. Но человеком, который приводит все происходящее в действие, является персонаж Бенисио Дель Торо. Герой Джоша Бролина же выступает катализатором этих событий.
Картина великолепно снята, что неудивительно, учитывая предыдущие работы Вильнева и имя оператора. Роджер Дикинс – один из величайших мастеров своего дела. Он снимал для Коэнов «Старикам тут не место» (в котором тоже играл Бролин) – фильм, перекликающийся с «Сикарио» по тону и подходу.
Это фильм о путешествии в ад. Не просто в страшную наркостолицу Мексики, а также в ад внутри самого себя. Великолепно написанный, снятый и сыгранный фильм. Я не могу сказать, что он впечатлил меня больше «Пленниц» и «Врага», но он однозначно масштабнее и прямолинейнее в своем подходе. Прекрасная работа, которая подойдет как эстетам, так и обычному зрителю.
4. Лобстер
3. Kung Fury
2. Я, Эрл и умирающая девушка
Под конец года я осознал, что Kung Fury не был просто очередным видео на youtube, которое скрасило нашу жизнь на полчаса и благополучно забылось, смытое потоком новых роликов. Это было событие.
Упорство и труд одного человека, который смог заразить своим энтузиазмов еще ряд таких же сумасшедших и подарить нам полчаса чистого оргазма. Это было потрясающе. Я надеюсь, что этот фильм станет лишь первой ласточкой новой эпохи любительского кино для широкой аудитории. 23 миллиона просмотров – так держать!
«Я, Эрл и умирающая девушка» (рецензия) был одним из немногих фильмов в этом году, еще при просмотре которого я понял, что он попадет в мой топ. Самое искреннее и проникновенное кино года, умудрившееся наполнить печальную историю потрясающими шутками, драйвом и талантливыми находками. Мне очень не хватает такого кино.
«Лобстер» – это замечательное кино, которое я очень ждал. Очень светлое и ироничное, несмотря на всю свою жестокость, беспросветность и антиутопичность. Формально, это фантастика – нам показывают мир, где любой, кто не может найти себе партнера, на котором затем женится, отправляется в отель для одиночек, где ему дается последний шанс – около месяца на поиск пары среди таких же неудачников, как ты. Если ему или ей это не удается, их превращают в любое животное по выбору.
Но на деле картина оказывается чистой воды сюром, напоминающим работы Терри Гиллиама. Некоторые законы этого странного мира и ситуации, которые они создают, зачастую кажутся фарсом. При этом драма персонажей от этого не воспринимается менее серьезно.
Любовь и выбор своей половины в этом мире сами по себе воспринимаются несколько иначе. Считается, что для создания пары необходима некая общая черта, которая бы объединяла будущих супругов. У каждого человека есть некая «главная особенность», которую они называют вместе с именем, когда представляются залу – кто-то хромает, кто-то имеет дефект речи, у кого-то великолепные волосы.
Общество верит, что пара может быть основана только людьми с одинаковыми главными особенностями, поэтому если в отеле не найдется кого-то с твоей – просто так образовать пару с симпатичной девушкой не выйдет.
Главный герой близорук, поэтому ищет себе такую же пару. Его бывшая жена ушла от него к другому близорукому, поставив его собственную жизнь под угрозу. Он прибывает в отель и узнает, что там регулярно проводится охота на холостых беглецов, которые спрятались в лесу, чтобы их не превратили в животных. За поимку каждого из них к твоему сроку в отеле добавляется один день.
Кажется, что среди этих беженцев и нужно искать островок свободы среди этого безумия, но оказывается, они тоже живут по странным правилам с крайне жесткими наказаниями. Холостякам наоборот нельзя образовывать пары. За флирт наказывают, за поцелуй отрезают губы, за секс – о, вы не хотите знать.
Актерский состав прекрасен: Колин Фаррел и Рейчел Вайс, Леа Сейду, Майкл Си Райли и Бен Уишоу. Смотреть на такого – кроткого и забитого – Фаррела после усатого мачо из «Настоящего Детектива» интересно само по себе. Сейду и Уишоу приятно видеть после «Спектра» (они играли бонд-гел и Q соответственно) в ролях, где есть, что играть.
Этот фильм уходит в метафоры и доведение до абсурда достаточно глубоко, чтобы каждый увидел тут отражение каких-то черт нашего мира, которые его волнуют. Давление общества на холостых и бездетных, жертвы ради любви, ради свободы и то, как часто они оказываются взаимоисключающими.
Прекрасный фильм, который незаслуженно обойден вниманием. Самое свежее и оригинальное произведение года в серьезном кино. Не пропустите.
1. Безумный Макс: Дорога Ярости
Ничего больше на первом месте быть и не могло (те, кто видел мой «топ киноразочарований года» знал, что «Звездных войн» в списке лучших можно не ждать). Самый поразительный кинематографический прорыв года, показывающий, как надо снимать экшен, как возрождать старые франшизы, как реализовывать сильные женские персонажи и как же великолепен семидесятилетний Джордж Миллер, осуществивший один из самых ярких камбеков в истории. Браво!
Итого:
Восторги:
- Безумный макс: Дорога Ярости
- Я, Эрл и умирающая девушка
- Kung Fury
- Лобстер
- Из машины
- Сикарио
- Безродные звери
- Реальные упыри
- Наследие Рокки: Крид
- Воспоминания о Марни
- 007: Спектр
- Звездные войны: Пробуждение силы
- Фантастическая четверка
- Мир Юрского Периода
- Терминатор: Генезис
- Багровый пик
- Виктор Франкенштейн
- Восхождение Юпитер
- Страшные сказки
- Земля Будущего
Год получился действительно не таким щедрым, как предыдущий, но все же он дал нам много ярких прорывов и многообещающих прецедентов. Следующий год будет полон супергеройских схваток между бывшими и будущими друзьями, а также экранизаций видеоигр, которые окончательно решат судьбу невезучего жанра. Надеюсь, что и серьезное кино наверстает упущенное за этот год и хлынет потоком.
Жду ваши собственные топы в комментариях.