Рецензия на «Левшу»

«Левша» – это довольно странный фильм. С одной стороны – навязчиво, карикатурно шаблонный. С другой – потрясающе человечный и чувственный.
Фильм мне понравился, заставил сопереживать героям, а не просто восхищаться великолепной (действительно великолепной) игрой актеров. Проблема в том, что я не знаю, как донести до вас свои ощущения. Если разбирать фильм на составляющие, получится, что хвастаться ему практически нечем.

Сюжет прост как палка, причем не некая уникальная веточка из леса, а безыдейная такая палка, сделанная на заводе простых палок.

Боксер находится на пике успеха, встречает нового противника, переживает трагедию, теряет все, падает на дно, собирает волю в кулак, тренируется, левел-апится, побеждает этого противника и возвращает себе все утеряное. Никаких откровений, никаких сюрпризов.

Раз это фильм о боксе, может, его стоит смотреть ради сцен поединков? И снова мимо. Бокс снят зрелищно, технично, красиво. Есть погружение в бой, есть азарт и переживание за исход. И все же, если нечаянно задуматься, исход каждого боя (их всего 4) можно предугадать чисто по требованиям все того же прямого как путь праведника сюжета. Здесь герой, очевидно, должен выиграть, а здесь, конечно, он проиграет, потому что нужно дать отчаяния и боли, чтобы было откуда взлетать в итоге.

Рецензия на «Левшу» | Канобу - Изображение 12443
Рецензия на «Левшу» | Канобу - Изображение 12444

Может, сценарий, столь дуболомный в общей структуре, блещет в нюансах, в диалогах и проработке героев? Не-а. О героях мы не знаем практически ничего, ни любимый цвет, ни с чем они пьют чай, ни за какую команду болеют. Диалоги зачастую пестрят довольно деревянными шаблонами, а некоторые сцены безбожно перетянуты и вызывают ощущение, что сценарист лениво и устало долбит нам экспозицией по голове.

Жена героя хочет, чтобы герой завязал с боксом, пока ему башку не отбили. Десять минут мы смотрим на то, как она его уговаривает: тягучий диалог вязнет в повторах, перемешиваясь с вроде как постельной сценой.

«Левшу» не назовешь глубоким авторским кино, но это не мешает Джейку в очередной раз создать уникальный и сильный образ, снова сменить энергетику и ощущение от своего персонажа.

Когда герои наконец затыкаются и мы вздыхаем с облегчением, готовясь насладиться голой Рейчел МакАдамс, монтажер, которого так не хватало в этой нудятине, просыпается и щелкает ножницами. Хлоп – и уже утро. Ну да, секс это скучно, секс мы вырежем, лучше мы еще 5 минут поперетираем то, что можно было дать двумя фразами и одним взглядом.

Вообще, секс – это действительно скучно. В кино, в смысле. Даже если это полноценная постельная сцена, где камера снимает, собственно, коитирующих, а не занавески. Но этот диалог был настолько затянут, что я ждал постельной сцены как избавления. Слова «коитирующий» не существует, оно встречается только в среднего пошиба порно-рассказах, я проверял, поэтому не запоминаем.

Рецензия на «Левшу» | Канобу - Изображение 12445
Рецензия на «Левшу» | Канобу - Изображение 12446

Удивительно и то, что на Джейке список потрясающих актерских работ не заканчивается. Рейчел МакАдамс, рвущая сердца зрителей в текущем сезоне «Настоящего детектива» (она там чудо как хороша), здесь не добавляет фильму практически ничего, к сожалению.

Форест Уитакер, который умопомрачительно прекрасен во всех ролях (и особенно в «Пес-призрак: Путь самурая» Джармуша), здесь, вполне ожидаемо, тоже создает глубоко человечный образ. Его персонаж получается чуть ли не более сложным и многомерным, чем главный герой.

Но самым большим сюрпризом становится юная Уна Лоуренс, играющая дочь Джилленхола. Эта девочка поразила меня еще в трейлере, и первые впечатления не обманули – она действительно играет поразительно экспрессивно, полностью растворяясь в роли.

В сценах с отцом она умудряется переигрывать Джилленхола, перетягивать внимание, брать искренностью и полнотой погружения. Ее боль, ее одиночество читаются в каждом взгляде с необыкновенной четкостью. Конечно, никаких гарантий нет, но я не удивлюсь, если Уна станет в будущем одной из наших любимых актрис.

Рецензия на «Левшу» | Канобу - Изображение 12447
Рецензия на «Левшу» | Канобу - Изображение 12448

Ричард Броуди, кинокритик The New Yorker, написал о «Левше» изящное «Актеры здесь не просто тащат на себе фильм, они отвлекают от него». И вот в этом, наконец, и открывается секрет картины – это фильм не о боксе, это не захватывающая история с неожиданными твистами, это драма. Фильм о жизни, о боли, о лишениях и отчаянии.

Сюжет прост не потому, что его лень было завивать и накручивать, а потому что он, по сути, не важен. Детали не так важны. Пусть герой будет боксером, пусть он получит все, а затем лишится всего, одного за другим: титула, карьеры, денег, семьи. И пусть он посмотрит на самого себя там, на краю обрыва, найдет в себе силы отступить от пропасти и найти пусть назад, через смирение и покаяние.

Здесь неважно, боксером будет герой или булочником, не важно, что исход боев считывается с прозрачной структуры сюжета, важен путь, который мы проходим вместе с персонажем Джейка.

Да, эта история, которую мы слушали тысячи раз, но на этот раз она разыграна так ярко, так честно и с такой самоотдачей, что нельзя отказаться от того, чтобы не пройти через этот катарсис вместе с героями.

Иногда фильм – это не просто новая история, иногда это комната для размышлений, психотерапевтический сеанс, комплекс упражнений для сознания, площадка для созерцания жизни – в данном случае, жизни во всей ее безжалостной простоте. Без заумных идей, без философских концептов, просто созерцание боли и борьбы с собой.

Возможно, это выглядит не слишком соблазнительно, как я уже упоминал – этот фильм не так просто рекомендовать, но я верю, что вы выйдете из зала довольными, как и я. Испытавшими нечто сильное и нужное вам именно сейчас.

Последние статьи