11 февраля 2016
Обновлено 24.03.2016

Рецензия на «В центре внимания»

Выходящая на наши экраны 11 февраля драма «В центре внимания» снята по реальным событиям и фокусируется на группе журналистов The Boston Globe (ведущих раздел Spotlight, в честь которого и назван фильм), которые расследуют совращение малолетних священниками бостонской митрополии. Это один из главных претендентов на Оскар в ряде основных номинаций, в котором задействован целый ансамбль прекрасных актеров: Майкл Китон, Марк Раффало, Рейчел МакАдамс, Лив Шрайбер, Стэнли Туччи и Билли Крэдап.
Выходящая на наши экраны 11 февраля драма «В центре внимания» снята по реальным событиям и фокусируется на группе журналистов The Boston Globe (ведущих раздел Spotlight, в честь которого и назван фильм), которые расследуют совращение малолетних священниками бостонской митрополии. Это один из главных претендентов на Оскар в ряде основных номинаций, в котором задействован целый ансамбль прекрасных актеров: Майкл Китон, Марк Раффало, Рейчел МакАдамс, Лив Шрайбер, Стэнли Туччи и Билли Крэдап.
Рецензия на «В центре внимания» - фото 1

В этом году в оскаровской гонке соревнуются два похожих фильма. «Игру на понижение» и «В центре внимания» объединяет то, что они основаны на реальных событиях. Оба фильма фокусируются на целой группе героев, которую в обоих случаях воплощает на экране потрясающий звездный состав, оба рассказывают о трагедии, которая потрясла весь мир. «Игра» разбиралась с финансовым кризисом, «В центре внимания» же рассказывает о том, как преступления священников, насилующих детей, были преданы огласке. И их оказалось куда больше, чем кто-либо мог представить.

Рецензия на «В центре внимания» - фото 2

Следующую пару абзацев можно записать в легкие спойлеры, но я считаю важным дать вам представление о масштабе описываемых событий, и о том, почему эта история (к тому же прекрасно рассказанная в данном случае) стоит вашего внимания, несмотря на тяжелую тему, к которой не всем зрителям захочется обращаться.

Это не некая локальная трагедия, которая случилась и прошла. Ужас ее не только в том, что некие священники совращали неких малолетних. Куда больше ужасает то, что Церковь прекрасно знала о насильниках, но вместо того, чтобы отдать их в руки правосудия, она потратила все силы на то, чтобы скрыть следы систематических преступлений, запугать и подкупить жертв, свидетелей и всех, кто пытался расследовать это дело. «Провинившихся» же священников не только не лишали сана, но вообще никак не наказывали – их просто переводили в другое место, а когда насилие повторялось и там – переводили снова.

Такое наперсточничество продолжалось годами, общественность была в неведении, а те, кто знал или подозревал, отводили глаза. Никто не хотел повредить авторитету Церкви, ведь Церковь – это святое, опора общества. Как можно подрубать опору из-за пары паршивых овец? Как выяснилось, паршивых овец была вовсе не пара, а количество детей, чья психика была навсегда изуродована этими событиями, только росло.

Конец легких спойлеров

Рецензия на «В центре внимания» - фото 3

Мне вспоминается серия «Южного парка», в которой мистер Гаррисон в слезах спрашивает у отца, почему тот не растлевал его в детстве – чем он провинился, чем он хуже других детей, неужели он был недостаточно хорош, недостаточно привлекателен? Это как раз о том, что многие ужасные вещи – и насилие над детьми в частности – замалчивается обществом до такой степени, что становится нормой. Тебя не растлевает твой священник? Да что с тобой не так?

Меня пугает в этой ситуации больше всего даже не сам факт насилия (это отдельный кошмар), и даже не действия Церкви (они пытались «минимизировать ущерб» как любая другая корпорация), а молчание тех немногих, кто знал или подозревал. Многие жертвы насилия, которые выросли и решились рассказать о том, что с ними сделали, не были никем услышаны.

Рецензия на «В центре внимания» - фото 4

Как вообще такое могло случиться в социуме, который провозглашает одним из своих основных принципов: «Дети – это святое»? В социуме, который сходит с ума, если по телевизору ребенку покажут сиську или более одного раза за фильм скажут «fuck». И не дай бог дитя сядет играть в эти ваши жестокие видеоигры.

Видимость морали оказалась куда важнее самой морали, когда пришла пора сделать хоть что-нибудь и, в самом прямом смысле, спасти детей, у которых забирали их будущее.

Сражаться с вымышленной опасностью, безусловно, всегда легче, чем с реальной и по-настоящему кошмарной к тому же.

Что двигало людьми, которые выбрали замять этот вопрос, даже если это касалось их собственных детей, ставших жертвами домогательств? Отрицание? Страх перед Церковью, которая настолько влиятельна, что замнет любое сопротивление? Конформность, нежелание поднимать крик, предпочитая принять реальность молча и пытаться продолжить жить как раньше?

Рецензия на «В центре внимания» - фото 5

Если задуматься, мы не готовы к подвигам. Никто из нас. Мы привыкаем к рутине, к череде знакомых действий, повторяющихся изо дня в день, к прогнозируемой (до известной степени), а потому безопасной жизни. Когда наступает момент подобный раскрытию такой правды, это шокирует кого угодно. Не только открывшимися ужасающими фактами, но и вопросом «Что мне теперь с этим делать?».

В такие моменты ты быстро понимаешь, что произошло нечто огромное, что не вмещается в твой обычный день, в твою жизнь, оболочка этого дня и жизни, как ты ее представлял, лопается. Чтобы ты ни выбрал, прежней она уже не будет, как ни старайся. Либо ты решишь поступить по совести и отправиться в крестовый поход, либо струсишь и попытаешься притвориться, что ничего не видел. Но осознание этой трусости изменит твой взгляд на жизнь и на самого себя навсегда.

Ясно, что педофилов нужно ограждать от детей. Это так же очевидно, как то, что нельзя давать некрофилу работу в морге, фетишисту – в женской раздевалке, а каннибалу накрывать шведский стол из аппетитных свежесрезанных задниц.

Но именно это и произошло в Бостоне, это продолжает происходить в той или иной степени по всему миру, несмотря на разоблачение, продолжит происходить, несмотря на фильм. Но чем больше людей узнают о произошедшем, о доказательствах, о реальности и масштабе проблемы, тем больше детей удастся уберечь от подобной судьбы.

Рецензия на «В центре внимания» - фото 6

В этот раз я, как и в случае с рецензиями на «Игру на понижение» и «Американскую историю преступлений» снова больше говорю о событиях, легших в основу фильма/сериала, чем о самих произведениях. Как я уже писал, мне кажется важнее объяснить зрителю важность этих событий и то, как они перекладываются на нашу реальность.

Это не просто нечто, произошедшее далеко за океаном, это не вымышленная история и не надуманные проблемы. Это влияет на нашу с вами жизнь и поэтому я не советую пропускать и этот фильм.

О самой же картине можно сказать не так много. Здесь не приходится придираться к логике сюжетных поворотов или качеству графики, можно сказать только, что этот сложный материал подан как нельзя качественно.

Несмотря на то, что здесь сложно выделить одного главного героя или героиню, со временем ты проникаешься чувствами каждого из команды. Режиссер и великолепный актерский ансамбль не пытались выдавить голливудскую драму из каждой сцены – история драматична сама по себе. Наоборот, все сцены разыграны на редкость сдержанно, нарочито спокойно, чтобы реализация фактов смогла просочиться в наше сознание и ужасала сама по себе, чтобы эмоции вызывала именно осознание реальности, а не красиво разыгранная сцена с кучей криков и битья посуды. Не зрелище.

Если «Игра на понижение» наоборот пыталась выжать из своей правдивой истории максимум кинематографичности, бодрости, драйва, то здесь подход обратный, но не менее эффективный и подходящий конкретно этому материалу.

Рецензия на «В центре внимания» - фото 7

Безусловно приятно видеть в одной картине Бэтмена и Халка, Саблезубого и Доктора Манхеттена, создателя сыворотки Капитана Америки и… кого там сыграет Рейчел в «Докторе Стрэндже». Но в персонажах фильма очень быстро перестаешь видеть знакомые образы, а затем и самих известных актеров, видишь настоящих людей, журналистов, столкнувшихся с главной статьей своей жизни, которую им очень вряд ли дадут довести до конца.

Фильм не давит какими-то подробностями или откровенными кадрами, он фокусируется на журналистской работе, опросе пострадавших, попытках достать материалы суда, завоевать доверие жертв, адвокатов, чиновников.

Это звучит скучно, но картина справляется с задачей увлечь этой историей, заставить болеть за команду раздела Spotlight и ждать торжества справедливости. Справедливости запоздалой и неполной, но хотя бы такой.

Рецензия на «В центре внимания» - фото 8

Есть фильмы на важные темы, которые при этом очень тяжело смотреть. Они не держат динамику, повествование выходит скомканным, черствым, каждая новая сцена валится на тебя, как пыльный мешок. Таким для меня был «Убить гонца», например. Но есть те, кто умеют положить важную историю на подходящую музыку, уловить ритм и удержать его, превращая череду диалогов в захватывающую и трогательную картину, наводящую на размышление. Как «Обыкновенное сердце», «Игра на понижение» и теперь – еще и «В центре внимания».

Ясно, что в нашем прокате эта драма выходит в один день с «Дэдпулом» и большинство выберет пойти именно на него. И это более чем понятно. Но, может быть, вы вспомните про этот фильм через неделю, потому что дальше в феврале смотреть, считай, нечего, поэтому я надеюсь, вы дадите фильму шанс.

Комментарии 186
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
twolegsmermaid
twolegsmermaid
Какая бы жопа ни происходила на западе, они это старательно умалчивают, а когда все потеряют к этому интерес - снимают кино или пишут книгу, и делают на этом бабло. Вывод: чтобы ни происходило, мы сделаем бабло.