Рецензия на «Выжившего»

Александр Трофимов
7 января до российского кинопроката добрался «Выживший» – новая картина Алехандро Гонсалеса Иньярриту (чей «Бердман» в прошлом году затмил всех на «Оскаре»), посвященная нелегкому пути смертельно раненого траппера в снежных лесах Америки начала девятнадцатого века. Фильм основан на реальных событиях, а на главных ролях блистают Ди Каприо, Харди и младший Глиссон. Безусловно, «Выживший» – главный претендент на все основные «Оскары» (кроме женских ролей) в этом году, который обязательно нужно посмотреть, причем именно в кино.
Рецензия на «Выжившего» | Канобу - Изображение 1

Вероятно, вы уже многое слышали об этом фильме. И нечленораздельные восторженные охи, и мантру «Ну на этот-то раз они не могут не дать ему Оскар», и что-то там про пугающую безжалостную Природу. Но при этом, вполне возможно, вы не до конца пронимаете, сможете ли насладиться таким фильмом. Смотреть как Ди Каприо два с лишним часа ползает по снегу весь переломанный и высасывает мозги из обглоданных звериных скелетов – как бы ни было это здорово снято, это может представляться скучным фильмом не для всех.

Но это не так. Нет, он не полностью лишен скуки и затянутости, его можно было сделать короче и несколько динамичнее, но все это несущественно. Фильм захватывает и погружает в себя: в зиму, в голод, в боль и отчаяние, но сам опыт при этом не становится болезненным, он скорее похож на откровение, как бы пафосно это ни звучало.

О сюжете рассказывать не хочется совсем ничего. Он весь уместится в одном предложении, поэтому хочется, чтобы вы смотрели фильм без каких-либо ожиданий конкретных поворотов, поэтому я раскрою самый минимум.

Рецензия на «Выжившего» | Канобу - Изображение 2
Рецензия на «Выжившего» | Канобу - Изображение 3

Следует признать, что начало фильма получилось самым динамичным и насыщенным. Мы видим группу трапперов, направляющихся с добытыми шкурами домой, но попадающими под атаку индейцев. Эта скромная по масштабам боевая сцена может заставить потесниться даже День Д в исполнении Спилберга. Настолько она объемная, многомерная, непредсказуемая и жестокая.

Мы не видим нападающих, в панике носимся вместе с трапперами между деревьев, палим без разбора. И где-то на задворках сознания бьется мысль, что луки здесь выглядят эффективнее ружей и пистолетов, которые так долго приходится перезаряжать. Ради того, чтобы не увидеть – пережить одну эту сцену, уже стоит сходить в кино.

Рецензия на «Выжившего» | Канобу - Изображение 4

Несмотря на то, что это фильм о выживании сильно раненого человека в диких условиях, на меня больше впечатления произвела не беспощадная природа с ее смертоносным холодом, хищниками и поисками скудного пропитания, а угроза другого толка – человеческая. Не только в образе безжалостных индейцев, но и в образе соратников главного героя, которые от безвыходности и тягот подобной жизни идут на немыслимые поступки.

Именно это отличает картину Иньярриту от других фильмов о выживании вроде «В диких условиях» или «Троп». Обычно ты знаешь, что пусть этот конкретный бедолага оказался вдалеке от цивилизации, где-то там горит камин и миллионы играют в Angry Birds. Здесь иная история.

«В диких условиях» здесь оказывается не только главный герой: и индейцы, и французские торговцы и американские трапперы – все они живут жизнью, которую ты бы никому не пожелал. Эта крайне очевидная мысль – что двести лет назад жизнь была далеко не сахар – раскрылась в моей голове полноценно именно благодаря этому фильму. На что приходилось идти людям, чтобы выжить, ради несчастных шкур, которые в тот момент были до зарезу нужны дамочкам в «цивилизованной Европе».

Рецензия на «Выжившего» | Канобу - Изображение 5

Занятно, что в этот раз, как и в «Волке с Уолл-стрит», рядом с Ди Каприо оказывается опасный конкурент. На этот раз вместо МакКонахи – Том Харди. Вряд ли, конечно, ему дадут «Оскар» за главные роли в «Легенде» или «Безумном Максе», но вот отхватить статуэтку за роль второго плана Харди вполне может. И абсолютно заслуженно. Он чуть ли не затмевает Ди Каприо своей игрой. Да, герой Лео мало разговаривает и больше хрипит, а Харди достался весьма любопытный подонок, и все же. Здорово снова видеть их в одном кадре, чего не было со времен Нолановского «Начала».

Донал Глиссон, который в этом году успел, кажется, везде («Звездные войны», «Из Машины», «Бруклин») тоже впечатляет своей игрой, несмотря на не столь значительную вроде роль в сюжете.

Главной звездой этого фильма для меня, правда, стали вовсе не они и даже не Иньяритту, а Эммануэль Любецки.

Оператор, которой своей работой перевернул представление о том, что такое кино и насколько живым, тактильным, реальным оно может быть. После «Выжившего» мои впечатления от его гения были столь сильными, что я решил написать о нем отдельно, чтобы он не перетягивал на себя всю рецензию.

Рецензия на «Выжившего» | Канобу - Изображение 6
Рецензия на «Выжившего» | Канобу - Изображение 7
Рецензия на «Выжившего» | Канобу - Изображение 8

Так или иначе, фильм у Алехандро получился великолепный. Не из-за того, кто в нем снимается или про что сама лента, а потому, что это редкий фильм-переживание, способный погрузить вас в себя, искупать в ледяной воде, дать услышать свист индейской стрелы над ухом, угостить сырой печенью бизона, в которую вы вгрызетесь не раздумывая, потому что внезапно очень хочется жить.

Это однозначно главный фильм года для серьезного кино, так же как «Безумный Макс» стал откровением и новой ступенью для экшен-жанра (Том Харди, ты умеешь выбирать проекты).

Любопытно то, что эти два разных мира – кино фестивального и развлекательного – так сблизились в этом году.

«Дорога ярости» была настолько талантливой, бурлила столь бешеной энергией, что ее не стыдно стало ставить выше серьезных драм. А «Выживший» сделал шаг к массовому зрителю, не идя ни на какие компромиссы. Ди Каприо не спасает от медведя Железный Человек, не соблазняют сисястые русалки, нет в нем и говорящих зверей или сортирных шуток. Он просто настолько хорош, что его нельзя пропускать никому.

Это не просто фильм, одна из тысяч историй, это экспириенс – как «Гравитация» и «Бердман». До фильма ты думаешь: «Будет ли интересно смотреть про каких-то трапперов в лесу», а во время просмотра удивляешься «Как после этого смотреть что-то еще?».

Рецензия на «Выжившего» | Канобу - Изображение 9

Поставлю ли я его выше «Бердмана» (которого в прошлом году влепил на вершину своего топа еще до просмотра, вслепую, и не прогадал)? Нет. Смогу ли пересмотреть его? Вряд ли. Буду ли гнать в кино всех подряд, вне зависимости от их вкусов и предпочтений? Однозначно. Потому что это и есть настоящее, живое кино, при его рождении надо присутствовать, так же как надо хоть раз попробовать свежее пиво, прямо на заводе или в пивоварне, чтобы понять его реальный вкус. Это настоящее большое кино. И уже не важно, о чем оно и к какому жанру его относить.

Комментарии (202)
По мне так это главное разочарование года. Фильм абсолютно без сюжета,нет,он есть но для галочки,сразу становится ясно что Харди - предатель,что убьёт сына,что ограбит капитана,что умрёт в конце. Индейцы это самые загадочные ребята в фильме,на кой им один американец который раненый и полудохлый? - чем руководствуются индейцы - непонятно,видимо больше крови для бога крови. Бабу искали - видно было что у американцев её нет - смысл тратить силы на преследование? шкуры они и так захватили,в общем - не ясно. Экшен в фильме в первый час показан весь без остатка,остальные полтора часа мы смотрим как дико везёт Дикаприо,то он индейца доброго нашёл,то на ёлку упал,то волки его не съели,то заражение крови он не получил,рыбу сырую жрал - не отравился, холодно - вот конь мёртвый. Главный герой абсолютно не раскрыт,кто он,зачем он туда пошёл,откуда сын,какое его прошлое...Харди больше Оскара заслуживает чем Лео,смотреть на кривляющегося актёра на протяжении двух с половиной часов - кажется пустой тратой времени.
Не очень понравился фильм. Ожидал намного большего. Ну и герою ДиКаприо просто фантастически везёт во многих моментах, не говоря о том, что он должен был умереть от загноения ран после встречи с мишкой, тем более в таких условиях, максимум за двое суток.
Как можно смотреть на Лео в дубляже? Фу, у него половина игры в голосе

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE