08 января 2017
Обновлено 10.01.2017

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова

Это был страшный год – во многих отношениях – и сфера кино не стала исключением. Прекрасные фильмы были, но большую часть из них пришлось разыскивать по каким-то темным углам. Если кто помнит, год назад я громко вздыхал, мол, 2014-й был набит шедеврами под завязку, а в 2015-м в топ и вставлять-то особо нечего. Знал бы я, что меня ждет через год и мой тогдашний «исхудавший» кинорацион показался бы мне пиром. Но давайте обо все по порядку.
Это был страшный год – во многих отношениях – и сфера кино не стала исключением. Прекрасные фильмы были, но большую часть из них пришлось разыскивать по каким-то темным углам. Если кто помнит, год назад я громко вздыхал, мол, 2014-й был набит шедеврами под завязку, а в 2015-м в топ и вставлять-то особо нечего. Знал бы я, что меня ждет через год и мой тогдашний «исхудавший» кинорацион показался бы мне пиром. Но давайте обо все по порядку.
Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 1

Супергероика

Два самых громких проекта, на которые многие возлагали такие надежды, и которых фанаты ждали годами – «Бэтмен против Супермена» и «Отряд самоубийц» – вышли, мягко выражаясь спорными (они оказлись на вершине моего «Топа киноразочарований 2016»), и заставили всю и без того проблемную киновселенную DC пошатнуться. Удастся ли «Чудо-женщине» и «Лиге Справедливости» выправить этот крен в следующем году или они станут лишь эхом той лавины, которая похоронила мир комиксов DC окончательно?

«Дэдпул» однозначно стал знаковым событием для Голливудского кинематографа, посрамившим недалеких продюсеров и студийных воротил, не веривших, что фильм со взрослым рейтингом, грубыми шутками и кровякой может собрать такую огромную кассу, годами не дававших зеленый свет конкретно этому проекту. Да, фильм Миллера и Рейнольдса внес долгожданную новую струю в застоявшийся жанр, но в конце года его и воспринимаешь больше как событие, отрывную вечеринку, чем самостоятельный фильм, который можно пересматривать бесконечно.

«Люди Икс: Апокалипсис» просто показали, насколько все занятые в этой франшизе устали от нее. И Лоуренс, отказывавшаяся сниматься, и готовый повесить «когти на гвоздь» Джекман и Сингер, который не смог выдавить из себя ни одной новой идеи.

Два фильма Marvel («Первый мститель: Противостояние» и «Доктор Стрэндж») получились крепкими, но это уже скорее диагноз – «крепкая четверка». Их можно смотреть, получать удовольствие, временами материться, потом даже пересматривать, но в топ лучших такое ставить рука не тянется. Там много профессионализма и отличного чутья на то, что работает, а что нет (которого не хватает супергеройским киновселенным других студий), но новаторства, настоящей смелости и авторского голоса там нет. А когда нет голоса автора – мы говорим с офисной стеной, эксель-документом, пучком гайдлайнов. И это чувствуется.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 2

В общем, в этом году комикс-муви оставили горький осадок. Они подарили нам много ярких, но очень быстро выветривающихся ощущений, над страной масок и цветных трико повеял какой-то совсем невеселый ветер. Эпоха супергероев может скоро подойти к концу – просто потому, что они перестанут вызывать у нас какие-либо эмоции. Многие говорили об усталости от этого жанра еще несколько лет назад, но теперь ее чувствует все больше народу, даже самые ярые фанаты комиксом.

Я не скажу, что меня уже тошнит от комикс-муви вообще, но от конкретно таких экранизаций комиксов я все же устал. Теперь ясно, что найденная в начале нулевых удачная формула – та самая, что позволила жанру стать главенствующим форматом летних блокбастеров – держит их мертвой хваткой.

Делать шаг влево или вправо студии боятся. Мне просто пришлось с сожалением признать, что никаких новых «Хранителей» я скорее всего не увижу (и я не про сиквелы/приквелы, я про любой фильм подобного уровня), а направление, в котором так правильно и осторожно полз Уэбб в первом «Новом Человеке-пауке», никто больше исследовать не будет.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 3

Экранизации видеоигр

2016-й стал знаковым для фильмов по играм – их было целых 4 (до этого в году было максимум 3). Да, два из них – мультфильмы («Angry Birds в кино», «Рэтчет и Кланк: Галактические рейнджеры»), но все же таких бюджетов в экранизацию видеоигр тоже до этого никто не вкладывал. По совокупным сборам гейм-муви тоже ставят рекорды – к сожалению, только внутри жанра.

«Варкрафт» собрал больше любой другой экранизации игры – $433 миллиона по всему миру – и все же был воспринят критиками и зрителями прохладно, да и то, что сборы дома, в Америке, составили всего десятую часть общемировых, тоже идет ему в серьезный минус.

«Кредо убийцы» получился еще слабее, его сборы, скорее всего, переведут картину Фассбендера в разряд громких провалов, после которых на киностудии летят головы. Вместе с ними могут полететь и все шансы несчастного жанра, наконец, выбиться из низов. Да, Ubisoft заявляла, что на большие сборы они не рассчитывают, главное – реклама франшизы, но и к такому разгрому критиков и апатии зрителей они тоже вряд ли были готовы.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 4

Голливуд дал гейм-муви шанс – режиссеров и актеров первой величины, внушительные бюджеты и удобные даты релиза – и затея, считай, провалилась. Да, «Варкрафт» оказался на 15-м месте в топе по мировым сборам 2016, а «Angry Birds» – на 21-м, но все же это не те успехи, которые могли бы позволить жанру взмыть вверх и заменить собой супергеройские кинокомиксы. Боюсь, следующий шанс фильмам по играм Голливуд даст еще нескоро. Несмотря на то, что 2016-й вышел рекордным по количеству лент, бюджетам и сборам, он может стать годом, который добил жанр окончательно. До этого гейм-муви получались ужасными потому, что ими никто не занимался всерьез, но если даже при всем желании и вовлеченном таланте не удалось ничего достичь – это приговор.

Да, ряд экранизаций игр уже в работе, включая довольно амбициозные, но проекты в Голливуде отменяют на любых сроках разработки, поэтому гарантий того, что планы не пересмотрят, нет.

Естественно, это не значит, что снять хороший фильм по игре невозможно, но это и впрямь осложняется множеством очевидных и довольно неожиданных вещей – я уже говорил о них подробно («5 причин, по которым у нас нет удачных экранизаций видеоигр»), а Саша Башкиров описывал конкретные примеры сценариев неудачных экранизаций.

Если жанр опять попадет в немилость, я буду сильно разочарован. Фильмы по комиксам долго спотыкались, пока не нащупали верный подход и не превратились в хэдлайнеров. Гейм-муви уже близко – еще 3-5 серьезных попыток и мы бы нащупали священный Грааль. Но студии вряд ли расщедрятся на эти попытки – по крайней мере пока их остальные дойные коровы не передохнут и у них не останется выбора.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 5

Гальванизация трупов

Попытки Голливуда воскресить все франшизы, которые их новая любимая аудитория – великовозрастные гики – помнят и любят до сих пор, продолжаются. В прошлом году пытались воскреснуть «Парк Юрского периода», «Безумный Макс», «Звездные войны» и «Герои», в этом – «День независимости», «Охотники за привидениями», «Великолепная семерка», «Тарзан», «Книга джунглей» и «Секретные материалы». В следующем году нас ждет «Бегущий по лезвию», «Призрак в доспехах», «Три икса», «Треинспоттинг», «Кинг Конг», «Могучие рейнджеры», «Красавица и чудовище», «Спасатели Малибу», «Мумия», «Джуманджи», «Твин Пикс» и даже «Убийство в восточном экспрессе».

Это, конечно же, далеко не полные списки восставших мертвецов, но и по ним видно, что полноценно вернуться к жизни получается у единиц, остальные же лишь оскверняют память о некогда любимых персонажах и историях.

То, что Голливуд циклится на проектах, основывающихся на чем-то опробованном и доказавшем свою популярность – серии книг, комиксов или, в идеале, старой кинофраншизе, давно не новость, но опустошительный эффект такого тренда в этом году был виден невооруженным глазом.

Естественно, хорошие фильмы никуда не исчезли – по-прежнему есть потрясающие работы мэтров, есть смелые эксперименты молодых талантов, но мощной середины, драм с нормальным бюджетом, которые метят на «Оскар» – их стало меньше. Именно поэтому мне было так сложно составить свой список.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 6

Топ-10 фильмов 2016

Скажу честно, мне не особо нравится получившаяся десятка. Это хорошие фильмы, но среди них мало тех, что я взял бы с собой на необитаемый остров, то есть картины, в которые влюбляешься на всю жизнь. Это просто хорошее кино.

Я делаю Киноитоги в этом году так поздно (обычно они появлялись 31 декабря) именно потому, что долго пытался «исправить» список, откопать фильмы, которые не успел посмотреть и найти среди них некие потерянные жемчужины, достойные заменить те позиции топа, в которых я был не до конца уверен.

Отчасти это получилось, список как минимум на половину состоит из картин, которые я посмотрел только сейчас. Часть из них попросту не показывали у меня в кинотеатре, часть – довольно нишевое кино, которое прошло мимо радаров. Так или иначе, я постараюсь рассказать вам о них, пусть и с опозданием.

О части картин списка я уже рассказал на днях в статье «Что посмотреть на праздниках», им и фильмам, на которые я успел в свое время написать рецензию, я уделю меньше внимания в топе, чтобы сосредоточиться на тех картинах, о которых мы еще вообще ни разу не говорили.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 7

Перед тем, как перейти к топу, сразу оговорюсь насчет ряда фильмов, которые многие из вас ожидают в нем увидеть. Первое – многие ленты 2016 года, которые оказались в топах зарубежных критиков и, скорее всего, составят шорт-листы большинства премий, выйдут в России лишь в наступившем году: «Молчание» Скоресезе, «Ла-Ла Лэнд» Шазелля, «Закон ночи» Аффлека, «Лев» Дэвиса, «Паттерсон» Джармуша, «Лунный свет» Дженкинса, «Манчестер у моря» Лонергана, «Скрытые фигуры» Мелфи и так далее (я коротко писал о них в «Главных фильмах 2017»). На домашнем видео они пока тоже недоступны, даже в оригинале.

Второе – составляющие половину топов российских критиков фильмы («Выживший», «Омерзительная восьмерка», «Игра на понижение», «Крид: Наследие Рокки, «В центре внимания») отсутствуют у меня, потому что они были в моем топе прошлого года. При составлении списков я все же (за редким исключением) ориентируюсь на мировую дату премьеры, считающуюся официальной датой выхода фильма, которая значится рядом с ним в скобках, поэтому все эти фильмы можно найти в моих топах за прошлый год. Но довольно оговорок – поехали.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 8

10. «Любой ценой»

Этот фильм взял бы приз зрительских симпатий «Канобу», существуй он в природе, именно его мне рекомендовали в комментариях снова и снова, называя одной из самых недооцененных и интересных картин года.

Он похож на «Старикам тут не место», но более приземленный, больше похожий на реальную историю. В остальном все на месте – пыльные и жаркие южные штаты, крохотные вымирающие городки, усталые рейнджеры. Два брата грабят один банк за другим, причем исключительно отделения конкретной сети, только по утрам, когда там нет посетителей, и берут лишь мелкие банкноты, чтобы не нарваться на краску и меченные купюры.

Никакого ураганного экшена, концентрация на персонажах и их мотивации – братьев и преследующих их рейнджеров. Сценарием занимался Тейлор Шеридан, написавший прошлогоднего «Убийцу» Дени Вильнева. «Сикарио» был однозначно страшнее и напряженнее, но эта лента берет другим – целеустремленностью героев, их готовностью к самопожертвованию, принятию собственных грехов. Это довольно простая, но на удивление цельная и подкупающая история, которая чем-то напоминает менее зрелищный, но и менее сопливый вариант «Города воров».

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 9

Актеров следует отметить отдельно – Крис Пайн получает, наконец, шанс блеснуть в серьезной роли и у него отлично выходит. Больше всего хвалят (вплоть до суления оскаровских номинаций) Джеффа Бриджеса, но меня он впечатлил не так сильно, потому что именно этот образ – бывалого южанина с тяжелым акцентом – он и играет почти во всех последних фильмах. Даже в «Призрачном патруле».

Кто меня по-настоящему впечатлил, так это Бен Фостер, которого мы только что видели в «Варкрафте» в роли ясноглазого Медива, а здесь он играет оторванного недалекого уголовника так, что совместить в голове эти две роли не сразу выходит.

Фильм оказался так низко в списке по той причине, что мне лично он показался слишком уж минималистичным, мне ближе подход «Старикам тут не место», несколько более опереточный, но более запоминающийся. Это действительно хороший фильм, который справился со всем, за что взялся, но я вряд ли вернусь к нему снова.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 10

9. «Кубо. Легенда о самурае»

Возможно, «Паранорман» так и останется самой цельной и удачной картиной студии «Лайка», упорно снимающей настоящие кукольные мультфильмы, но «Кубо» однозначно стал самым амбициозным, эпичным и визуально богатым. Временами он исполняет просто потрясающие кульбиты, очень точно попадая по чувствам зрителя, но иногда – оступается и сбрасывает набранные обороты. Именно из-за некоторой неровности он оказался в самом конце списка, и все же посмотреть его точно стоит.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 11

8. «Расплата» и «Мой парень – киллер»

Я не нашел ничего лучше, кроме как поставить эти два фильма на одну строчку. Поодиночке они, может, и не заслуживают места в топе, но на половину позиции претендовать могут.

Картины это с одной стороны очень разные (драма про героя с аутизмом и легкая стебная комедия), но общее у них то, что это две истории о киллерах, убивающих киллеров (пошедших против своих заказчиков), а партнершу героев в обоих случаях играет Анна Кендрик. Третья общая черта – они запали в душу лично мне, но я не ожидаю, что эти ленты окажутся в чьих-то еще топах года.

«Расплата» покоряет тем, что не проваливается в опасных для такой задумки аспектах – не выставляет аутистов ни уродами, ни супергероями, при этом использует эту черту персонажа для убедительного объяснения его способностей и выбранного образа жизни.

Да и как боевик он выглядит очень уверенно, поэтому мне кажется, «Расплата» заслуживает больше внимания, чем получила в итоге.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 12

Что до «Мой парень – киллер», то я долго ждал, пока появится проект сценариста Макса Лэндиса («Хроника», «Детективное агентство Дирка Джентли»), который я смогу назвать по-настоящему крутым – и я дождался. Если вам понравились его «Ультраамериканцы», то однозначно зайдет и «Киллер», если же они вам не понравились или не заинтересовали, ему все равно стоит дать шанс – все то, что Лэндис пытался сделать со Стюарт и Айзенбергом, здесь вышло куда смешнее, романтичнее, органичнее и естественнее с прекрасным Рокуэллом и Кендрик. Жанр тот же – смесь комедии, боевика и романтики, но уже никаких укурков и суперлюдей, если вас они напрягали.

Сюжет прост – девушка западает на парня, с которым познакомилась случайно, тот оказывается киллером, но килллером «хорошим», который после момента озарения решил, что убивать – все же грех и поэтому нужно брать заказы, а затем мочить самих заказчиков, ведь они задумали согрешить. Отличные боевые сцены с драками и перестрелками, похожими на танцы, действительно приятный юмор и живая романтика. Фильм пролетел мимо критиков и аудитории, но я советую обратить на него внимание. Легкий, солнечный, бодрый и динамичный.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 13

7. «Человек – швейцарский нож»

Это, мягко говоря, крайне необычный фильм. Он берет крайне мрачную и страшную идею (по-настоящему мрачную, а не «Бэтмен-мрачную») и рассказывает ее как волшебную оптимистичную историю дружбы, веры в себя и романтичной влюбленности. В картине столько безумных идей, взятых словно из сна, что я удивлен, что ее снял не Мишель Гондри («Наука сна», «Вечное сияние чистого разума»).

Молодой парень оказывается один на необитаемом острове, когда он уже готов покончить с собой от отчаяния, к берегу прибивает человеческое тело.

Поначалу оно кажется мертвым, но затем проявляет признаки жизни – крайне странные и неоднозначные. Наш герой находит своему новому полуживому другу множество странных применений, пытаясь доставить обоих домой, в лоно цивилизации. По дороге парочка сближается и переживает множество необычных приключений. Великолепная актерская работа Пола Дано и Дэниэла Редклиффа.

Часть аудитории отвернулась от смелого эксперимента – он показался им чересчур вульгарным, но во всей этой болезненной откровенности есть смысл, поэтому не спешите морщить нос. Картина способна увлечь, рассмешить, очаровать и умилить, а затем – ужаснуть и заставить крепко задуматься. К тому же, это отличный пример того, как подача истории может изменить ее восприятие, ведь если задуматься над смыслом концовки, умиляться будет довольно сложно.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 14

6. «Славные парни»

Один из немногих участников списка, о которых мы успели поговорить в течение года. Отличный пример того, как ностальгию можно использовать правильно. Здесь акцент делается не на уже известной нам истории, героях или локации, а на знакомой атмосфере и логике старых боевиков. Он вызывает в памяти почти забытые ощущения «того самого» юмора, тщательной работы над историей, персонажей, которых ставят во главу угла. Короче, идеальный пример избитого «таких фильмов уже не делают».

Райан Гослинг и вернувшийся в строй Рассел Кроу не забываются и к концу года.

Написать комедийный боевик, который будет не только смешить, но и по-настоящему трогать за душу, действительно нелегко. Шейну Блэку это удается уже не в первый раз, если вспомнить «Поцелуй навылет».

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 15

5. «Охота на дикарей»

Тайка Вайтити – еще один режиссер (помимо занявшего следующую строчку Вильнева), чьи картины оказываются в топе второй год подряд. И он усиливает позиции – «Реальные упыри» были лишь на восьмой строчке год назад. И все же, стоит признать, что фильмы сильно отличаются.

«Упыри» были яркими, ироничными, неуклюжими и прекрасными, они подарили глоток свежего воздуха в комедии, чем запомнились надолго. «Охота» – история уже не настолько яркая, так как пухлый сирота, месяцами скрывающийся в джунглях Новой Зеландии со своим отчимом от полиции всей страны – это уморительно, но не так ярко, как нарочито приземленные будни вампиров и оборотней.

«Охота» же обгоняет «Упырей» в плане драмы и серьезных эмоций, которая способна вызвать несмотря на свою комедийную природу. Это очень теплый и человечный фильма, который я не советую пропускать.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 16

4. «Прибытие»

Дени Вильнев выпускает по фильму в год, и они неизменно оказываются в моем топе. «Враг» занял девятую строчку в 2014-м, «Сикарио» – уже шестую в 2015, в этом году канадец поднялся еще выше над своими конкурентами.

Истории о пришельцах, которые тут же бросаются нас жрать или захватывать, жутко утомили. Инопланетяне, прилетевшие пообщаться – это гораздо интереснее и оставляет куда больше простора для фантазии.

Да, «Прибытие» это прежде всего личная драма, завернутая в историю о пришельцах, но это не значит, что она не поражает интересными образами инопланетян, концепцией их речи и мировосприятия.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 17

3. «Хардкор»

Фильм Ильи Найшуллера заинтересовал меня еще с начала съемок – это был амбициозный новаторский проект, который был абсолютно ни на что не похож, он давал кино новое ощущение сопричастности. Да, через довольно простую и не всем заходящую фишку, но все же.

Картина мои оправдания полностью оправдала, а местами дала даже больше, чем я рассчитывал. Да, сюжет был примитивней некуда, а злодей – словно списан из плохого комикса, но такой фарс подходил фильму. Ничего более динамичного и драйвового я в этом году не видел, а столько удачных свежих идей и симпатичных деталей мне не встречалось еще дольше. Илья отжег, за что ему огромное спасибо.

Несмотря на то, что американские обзорщики на youtube вовсю сходили с ума от трейлеров, на фильм пошло не так много народу, но это не меняет моего отношения – фильм заставил меня снова верить в наше кино. Изобретательное, смелое, бодрое. Не оказаться в топе этот фильм просто не мог.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 18

2. «Твое имя»

Прекрасный мультфильм, который я советую даже тем, кто не смотрит аниме. Средства выражения тут куда менее важны, чем суть истории. Странным образом «Твое имя» стало для меня еще и лучшей фантастикой года, так как принцип хорошего сайфая – использовать фантастический элемент для максимального раскрытия персонажей – тут воплощен отлично. Мультфильму прочат Оскар, а кассу он собрал вторую в истории Японии – $288 миллионов.

И да, это Матоко Синкай («5 сантиметров в секунду», «Сад изящных слов»), поэтому не удивляйтесь акценту на поездах, одержимости кадрами с открытием/закрытием дверей этих поездов, бесконечным перронам и переходам. Ну любит человек поезда, как Шелдон, что уж теперь.

Два школьника, парень и девушка, просыпаются в телах друг друга. Они живут чужой жизнь весь день, засыпают и возвращаются обратно в свои тела. Через несколько дней следует еще один обмен, потом еще, четкой системы не наблюдается, но оба постепенно привыкают к такой сумасшедшей жизни и стараются не портить чужой распорядок дня, отношения и так далее.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 19

Поначалу, конечно, их принимают за приболевших – они не узнают знакомых, не помнят, где работают, а на следующий день все нормально за исключением одного – они не помнят своих «странных» дней, когда никого не узнавали и выкидывали несвойственные им финты. Постепенно они додумываются оставлять друг другу записки с напоминаниями, пояснениями и просьбами. Девушка, к примеру, просит парня не забывать мыться, но при этом прося «Не смотреть! Не трогать!!!», а он в свою очередь умоляет не тратить все деньги на еду.

Историй с обменом телами Голливуд и Disney в частности сняли огромное количество, но в большинстве случаев они так и оставались серией гэгов с простенькой моралью в конце. Мол, герои поняли тяготы жизни друг друга и стали ближе. Здесь все куда глубже, серьезнее и трогательней. Я мог бы назвать пару фильмов, где мы видели схожие сюжетные повороты, но это будет почти спойлер, поэтому я оставлю их при себе.

Самый романтичный, неожиданный и теплый фильм года, ощущения после просмотра просто потрясающие. Не пропустите.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 20

1. «Служанка»

Эротический триллер или интеллектуальная драма – как ни называй новый шедевр Пака Чхан-ука, он стал для меня самым сильным киновпечатлением года. Поразительная синематография, постановка кадра, чарующая атмосфера загадки, влюбленности, интриги, азарта – все это сплетается воедино в абсолютно ни на что не похожий фильм.

Чхан-ук мастерски заигрывает с нашими ожиданиями, каждый раз умудряясь обескуражить следующим поворотом.

Он сумел превратить даже столь бытовую и не особо приятную процедуру как подтачивание острого зуба в потрясающе чувственную и напряженную сцену. Великолепная работа, которая займет достойное место рядом с его «Олдбоем», «Жаждой» и «Сочувствием госпоже Месть».

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 21

Итого:

  1. Служанка
  2. Твое имя
  3. Хардкор
  4. Прибытие
  5. Охота на дикарей
  6. Славные парни
  7. Человек – швейцарский нож
  8. Расплата + Мой парень – киллер
  9. Кубо
  10. Любой ценой
Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 22

Почему […] не в топе?

У каждого из вас есть свой список лучших, плюс определенные ожидания, сложившиеся после знакомства с топами других критиков, поэтому я хочу пробежаться по самым вероятным кандидатам вопроса из подзаголовка.

С «Дитя и чудовище» все просто – он не влез в топ, оставшись на одиннадцатой позиции. Неплохие «Парни со стволами» больше всего похожие на прошлогоднюю «Игру на понижение», любопытны – их можно посмотреть, но в топе им не место.

«Под покровом ночи» – довольно страшная и запутанная история с Джейком Джилленхолом, Эми Адамс, Майклом Шенноном и неузнаваемым в образе отбитого ублюдка Аароном Тейлором-Джонсоном. Меня она разочаровала тем же, чем и «Неоновый демон», который и вовсе угодил в мой «топ разочарований» – своей простотой.

Стоило ли городить огород ради такой простой мысли? Многоэтажная структура подачи истории контрастирует с примитивным содержанием, поэтому в конце никакого впечатления не остается. Ждешь символизма, настоящей жути вроде «Советника» и отвала башки как от «Малхолланд драйва», но не дожидаешься ничего. Внутри сотни подарочных упаковок, разрисованных вручную, лежит айфон.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 23

«28 Панфиловцев» запомнились мне очень здорово спланированной и поставленной сценой боя, но в плане общего сюжета, проработки персонажей и чего бы то ни было кроме самого боя, фильм провалился. Я не разбираюсь ни в истории, ни в военной технике, поэтому у меня придирок к деталям фильма не возникло, кого-то же выводили еще и неточности/нелогичности.

Выстроить сюжетную битву, где зритель будет понимать общую стратегию, баланс сил в каждый отрезок времени и переживать за героев – это непростая задача, и «Панфиловцам» это удалось лучше, чем тому же «Изгою-один», например. Там бой был поставлен куда более абстрактно и бестолково. Кто-то куда-то бежит, все взрывается, баланс сил неясен абсолютно.

И все же, полноценным фильмом «Панфиловцев» назвать сложно – это сцена. Хорошая, но без подобающего эмоционально-сюжетного контекста она многого не дает. Все попытки дать диалоги и как-то обрисовать героев вышли довольно деревянными. Отсылки к «Семи самураям» и «Великолепной семерке» получились и вовсе топорными.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 24

«Зеленая комната», «Кловерфильд,10»,«Ведьма» («The VVitch»),«Поезд в Пусан» определенно заслуживают внимания любителей хорроров и триллеров, но я совсем далек от этих жанров, поэтому в мой личный топ они не попали.

На трогательный «Синг Стрит» я тоже советую обратить внимание (школьник создает музыкальную группу, чтобы очаровать девушку), но мне в похожем жанре больше понравился подход «Боже, помоги девушке», мне это ближе.

Еще один фильм о взрослении, «Приступы», однозначно запомнился, но все же мне он показался короткометражкой, насильно раздутой до более-менее полного метра. Фильм идет всего 72 минуты, но затянутые сцены тренировок заставляют его чувствоваться как двухчасовой. Концовка, на мой взгляд, вышла слишком открытой – что хотел выразить ей автор, осталось до конца неясно.

Есть еще два хороших фильма, которые я оценить попросту не успел. Пол Верховен снял отличную драму «Она», которую хвалили критики – но далеко не все, он прошла для многих незамеченной. Женщина, ставшая жертвой насильника, решает найти и покарать его –сюжет довольно простой, но Верховен выжал из него максимум.

Про «Капитана Фантастика» я упоминал в «Главных Фильмах Августа», к супергероике он отношения не имеет. Это история отца-одиночки (Вигго Мортенсен), решившего воспитывать свою ватагу детей в дикой природе. Когда приходит момент ехать на похороны матери, дети сталкиваются с цивилизацией впервые и она вызывает у них шок.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 25

«Всегда сияй» – это скромный инди-триллер, который заинтересовал меня прежде всего из-за МакКензи Дэвис («Остановись и гори»). Две начинающие актрисы отправляются отдохнуть в лесную хижину, но напряжение между ними нарастает из-за того, что одной из них куда больше везет с ролями. Менее популярная актриса, которую и играет МакКензи, имеет взрывной характер и любит высказывать все в лицо, ее подруга же, напротив, молчаливая и робкая. Ее скромность и вежливость пленяют людей, тогда как напор откровенной Дэвис отпугивает окружающих.

Когда подруги остаются наедине и в разговорах начинает проступать их настоящее мнение друг о друге, напряжение просто потрясающее – воздух наэлектризован, ситуация действительно вызывает дискомфорт и ощущение чего-то страшного.

Это, вкупе с очень креативным приемом в начале, позволяет надеяться, что фильм тебя не отпустит до конца. К сожалению, примерно на середине он уходит в довольно неинтересные крайности и наивный символизм, что портит все впечатление.

Киноитоги 2016 от Александра Трофимова - фото 26

Что до блокбастеров, то в этом году меня больше всего порадовали «Зверополис», «Фантастические твари», «Варкрафт», «Изгой-один»и «Первый Мститель: Противостояние». К каждому из них у меня были претензии, которые мы подробно разбирали в рецензиях, но в конце года именно они вспоминались ярче всего.

«Гражданка» Marvel могла получиться куда эпичнее и масштабнее, но если оценивать фильм без сравнения с комиксом, он получился крепким – отлично поставленные драки: жесткие, динамичные, изобретательные – его главный плюс. На бестолково запутанный сюжет можно при пересмотре просто закрывать глаза.

Насчет «Дэдпула» я уже сказал – это определенно знаковый для индустрии фильм, потрясающий эксперимент, который сработал. Любовь фанатов и преданность материалу создателей окупились с лихвой. Но вот буду ли я его пересматривать каждый год – не знаю.

Что ж, вот и все, что я могу сказать об ушедшем киногоде на данный момент. Делитесь своими топами 2016, сравним наши приоритеты.

Комментарии 211
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
Эмм...а где "По соображениям совести"?