31 октября 2016
Обновлено 01.11.2016

Рецензия на «Доктора Стрэнджа»

Сегодня, 31 октября, в нашем прокате стартовал «Доктор Стрэндж» — иногда мы все же смотрим блокбастеры раньше американских зрителей (у них фильм стартует лишь 4 ноября). Залы были почти полными уже на первых полуночных сеансах — четырнадцатый фильм Marvel зрители ждали с нетерпением. И не зря. Введение мистического измерения и магии в киновселенную супергероев вышло на редкость удачным.
Сегодня, 31 октября, в нашем прокате стартовал «Доктор Стрэндж» — иногда мы все же смотрим блокбастеры раньше американских зрителей (у них фильм стартует лишь 4 ноября). Залы были почти полными уже на первых полуночных сеансах — четырнадцатый фильм Marvel зрители ждали с нетерпением. И не зря. Введение мистического измерения и магии в киновселенную супергероев вышло на редкость удачным.

Судьба киношного Стрэнджа получилась тесно связана с Шерлоком Холмсом — все время натыкаешься на какие-то отголоски, фантомы британского сыщика. Мага играет Камбербэтч, игравший Шерлока, который должен стать новой главной звездой киновселенной Мстителей после ухода на пенсию Дауни младшего, так же игравшего Шерлока. Бывшую девушку Стрэнджа играет Рейчел МакАдамс, игравшая бывшую девушку Холмса, Ирен Адлер. Вонга играет Бенедикт Вонг (никакого отношения к Шерлоку, просто забавно). Но самое главное — персонажи эти действительно похожи.

Стрэндж высокомерен и амбициозен, ему постоянно требуется вызов, новая загадка, которую он мог бы решить. Немыслимая операция, которую он бы провел и снова доказал бы собственное превосходство. Никого не напоминает?

Да, доктора Хауса это напоминает, но он тоже был списан с Холмса и его тоже играл британец, старательно изображавший американский акцент. Еще одна явная деталь, которая роднит всех этих героев — Камбербэтч не просто сыграл Стрэнджа, он слился с персонажем с первых же кадров. После просмотра абсолютно невозможно отделить Стрэнджа от Камбербэтча, так же как невозможно представить кого-то кроме Дауни в костюме Железного Человека.

Рецензия на «Доктора Стрэнджа» - фото 1

Бенедикт в который раз проделал безупречную работу. И все же, еще одним героем можно и вовсе любоваться бесконечно — Тильдой в роли Древнейшего. Подумать только, когда-то мы были против ее выбора, ведь это меняло пол и расу персонажа. Да какая к чертям разница — Тильда смотрится здесь абсолютно потрясающе. Про нее уже хочется посмотреть отдельный приквел. Столько загадочности в одном взгляде, в улыбке, в жестах — у нее не так много экранного времени, но как точно она подает каждую сцену. Фантастическая игра.

Любишь Бенедикта во всех его ролях? Пройди тест «[Какой ты Камбербэтч](https://kanobu.ru/articles/kakoj-tyi-kamberbetch--369830/)»!

Любишь Бенедикта во всех его ролях? Пройди тест «Какой ты Камбербэтч»!

Казалось бы, мы видели уже столько ориджин стори различных супергероев, что смотреть на еще одну должно было быть неинтересно, но Стрэндж и впрямь вносит свежую струю в киновселенную. Да, это не «Стражи галактики», которые расширили мир марвеловского кино до границ вселенной, а также переосмыслили чувство юмора франшизы, и все же.

История Стивена, впрочем, интересна больше не с магической, а с человеческой стороны.

[Далее идет короткий пересказ начала истории, которое известно и по трейлерам, но некоторые считают спойлерами]

Смотреть на Стрэнджа-врача, на его пренебрежительное отношение к коллегам и раздутое самомнение тоже увлекательно, но быстро начинаешь чувствовать самый значимый минус фильма — торопливость. Да, он идет два часа, но доктору за это время нужно показать себя гениальным врачом, затем самовлюбленным мудаком, который отпихивает даже самых близких людей, затем разбиться и изуродовать руки, психануть по этому поводу, пойти на все лишь бы вернуть себе способность оперировать, не найти ответа у западной медицины и обратиться от отчаяния к восточной, добраться до Непала, познакомиться с магами, поступить в обучение, провалиться, затем начать делать успехи, столкнуться со злодеем, узнать о внутреннем конфликте ордена, совершить прорыв и… нужно еще минут 40 для третьего акта и большой битвы к конце.

[Конец типа спойлеров]

Я понял, что натыкаюсь в кино на это ощущение торопливости, нехватки времени, недостаток воздуха в сценах в последнее время все чаще и чаще. Истории явно не хватает времени на полноценное раскрытие всех персонажей, на правильную подачу сцены или развитие линии с должным вниманием и ритмом. Два-три часа — и хоть ты тресни.

Зачастую, это вина создателей. Не формат плох, не история неподходящая, а просто люди не умеют грамотно использовать то время, что у них есть. Сжимать смыслы, умудряться в одной сцене и представить персонажа, и ввести в мир, и задать основной конфликт. Лучшие режиссеры экономят время и место попросту справляясь меньшими усилиями, делая все в одном кадре, не умаляя при этом смысловой нагрузки того или иного аспекта.

Задумываешься поневоле — ну ведь хватало этих двух-трех, а то и полутора часов некоторым, чтобы рассказать полноценную историю, и там тоже было множество персонажей и сложный фантастический мир — почему там не возникало ощущения скомканности, обрывочности, недосказанности?

Рецензия на «Доктора Стрэнджа» - фото 3

«Стрэнджу» явно не хватает времени — например, в начале он дает затравочную сцену Стивена-гениального доктора, старается отжать под нее максимально времени, чтобы внутри она смогла хоть немного подышать, обмакнуть в себя зрителя, создать атмосферу — и все же после мы уже несемся вперед, уже авария, уже операция, уже шок Стивена. Потому что у истории еще куча глав, а время тикает. Вот уж и впрямь — прикройте часы, их тиканье начинает раздражать.

В этой картине вынужденный бешеный темп истории не заставляет сомневаться в таланте создателей, как часто бывает с другими фильмами — здесь они явно сделали все, что в их силах, но классическая формула дает о себе знать. Ориджин-стори нужно время, большому конфликту со страшным боссом нужно время, и на то, и на другое его обычно не хватает, поэтому либо становление героя выходит скомканным, либо злодеи — не ахти. Как в первом «Железном Человеке» или «Бэтмене: Начало». «Стрэндж» решает сделать ставку на историю героя и уделить ей основное внимание, но и злодеи у него выходят не то чтобы из рук вон плохо.

Да, герой Миккельсена не встанет и близко с его же Ганнибалом, мы мало успеваем узнать о нем и никакой трагической судьбы нам не показывают. Но по крайней мере, в его позиции есть своя логика и мы можем ее понять. Дормамму же, главный противник Стрэнджа в комиксах, пока появляется мимолетно, как Танос во «Мстителях» или «Стражах Галактики».

Рецензия на «Доктора Стрэнджа» - фото 4

И все же, не покидает ощущение упущенных возможностей. Сапоги Мордо словно намекают на какую-то историю или сцену, посвященную чисто их возможностям, но в результате мы видим их работу лишь мельком. Остальные артефакты тоже получают лишь краткое упоминание, а ведь можно было бы вкинуть туда и предысторию этих предметов, делая из чем-то большим, чем просто «крутыми гаджетами».

Единственный артефакт, которому уделяют должное внимание — это накидка левитации, она вышла очень милой и трогательной, почти как BB-8, но это высвечивает и то, что можно было бы сделать с другими предметами, ритуалами, заклинаниями, будь у истории шанс исследовать их подробнее.

Это лишь примеры общей тенденции — например, фильм знакомит нас с зеркальным измерением, своеобразным черновиком реальности, «Сумраком», в котором можно биться без страха навредить реальному миру и обывателям. Нас знакомят с ним, а затем один раз используют измерение в боевой сцене — и больше про него не вспоминают. Со многими деталями видна незавершенность их арок. Мы видим, как на стену вешают ружье, а потом понимаем, что оно так и не выстрелило.

В начале нам демонстрируют, что Стрэндж мнит себя знатоком музыки, потом это отбивается один только раз в середине и повисает в воздухе — вроде как решили поработать на раскрытие персонажа, но эта музыкальная деталь лежит без дела — нет времени к ней возвращаться, потому что нет времени возвращаться к характеру Стрэнджа.

Рецензия на «Доктора Стрэнджа» - фото 5

И вот тут лежит моя, наверное, самая большая претензия к фильму. Как во многих героических сагах личность нашего чемпиона меняется и влияет на сюжет только вначале. Мы видим Странджа гением, мудаком, сломленным и отчаявшимся инвалидом, старательным учеником — на этих этапах мы еще чувствуем его личность, он принимает решения, он ошибается, он может вспылить, струсить, проявить харатктер. Затем возникает опасность, нависшая над миром, и герою только и остается, что бежать и спасать его. Он ничего не решает, он не может психануть и все бросить — он выглядит уже не как обычный человек, а как стрела, пущенная в цель.

Это придирки не чисто к «Стрэнджу» — большинство саг идут по этому пути и сталкиваются с этой проблемой, но нельзя отделаться от мысли, что Стрэндж был куда интереснее и многограннее, пока был обычным человеком, заносчивым мудаком, музыкальным эрудитом, дерьмовым водителем. Как только он становится магом, вся его мудаковатость и заносчивость исчезают, мы видим обычного хорошего парня — прилежного, уважительного, ответственного, спокойного и уверенного в себе, он становится более блеклым и обезличенным чем Древнейшая. У той хотя бы были ее улыбочки, загадка и мрачная тайна.

Рецензия на «Доктора Стрэнджа» - фото 6

Так или иначе, я могу долго пытаться найти минусы у этого фильма, факт в том, что он мне понравился. Действительно понравился. Да, это не некий сумасшедший прорыв, но все же это очень качественный продукт и шаг в верном направлении, который не так-то просто было сделать. И это кино, которое приятно смотреть.

Да, влияние «Матрицы» и «Начала» болезненно очевидны. Да, визуалка безумна в довольно ограниченном объеме — у безграничного воображения создателей явно есть границы, и они утыкаются в кучу фракталов и детский калейдоскоп. Неужели ничего больше в голове не родилось? Промокашку бы сожрали ради благого дела.

Да, боевые сцены выглядят одновременно и оригинальными и опять же испытывающими нехватку воображения, смелости концептов. Чувствуется какая-то ограниченность полета фантазии. Да, магию хотелось бы систематизировать лучше и показать более подробно, но опять же, то что есть — весьма неплохо.

Это не снисходительное одобрение, это скорее запоздалое осознание, что фильм, который понравился мне в кино, в кои-то веки не разваливается в голове на части на следующий день, когда смотришь на конструкцию повнимательнее и представляешь, что могло получиться, если немного подумать.

Сходите в кино. Новая страница Marvel вышла очень приятной.

Комментарии 136
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Qelit
Qelit
Только приехал с кинотеатра, я приятно удивлен. Ожидал что фильм будет хорошим, но не настолько. Эмоций полно. Думаю фильм понравится даже тем, кто не знаком с первоисточником.
No one can stop death
No one can stop death
как зовут этого актера?