Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Александр Трофимов
24 марта наступило, самый долгожданный супергеройский фильм вышел на экраны и… был тут же освистан критиками. У картины определенно есть проблемы, его впору называть «Бэтмен против Супермена против вагона проблем и костяной обезьяны: На заре волны увольнений в WB», и все же этот фильм способен нереально, до дрожи впирать.
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» | Канобу - Изображение 7317

От человека, не сумевшего перешагнуть через проблемы «Интерстеллара», «Эры Альтрона» и «Пробуждения силы» все ждали еще одного разноса, который бы влился бы в те 68% негативных рецензий, которые сейчас висят на томатах. Я и сам ждал от себя этого. Ждал, что окажусь в их числе, поведу Снайдера на эшафот и никакие былые заслуги, никакие гениальные «Хранители» не спасут его от простого вердикта: он визуалист, неспособный внятно рассказать историю.

С утреннего сеанса я выходил шокированным. Мне понравилось. Несмотря на проблемы я сумел получить от фильма удовольствие, ни разу не заскучать, ни разу не поперхнуться некой совсем уж возмутительной деталью – и в этом, видимо, и кроется секрет 78% положительных отзывов от простых зрителей на тех же томатах.

Да, это особое кунг-фу – суметь подготовить себя к минусам, сосредоточиться на сильных сценах, простить хаотичное повествование и не ведущие никуда сюжетные линии, выжать максимум из спорного фильма. Но похоже, что у большинства получилось.

Я не стану идеализировать фильм и говорить, что критики неправы. С перечисленными недостатками сложно не согласиться, я хочу донести лишь то, что это не «Бэтмен и Робин», не «Фантастическая Четверка» и даже не «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (этому говну, кстати, 87% критиков влепили зачет, а уж там бреда и логических дыр было столько, что хватило бы вымостить МКАД даже с учетом разворовывания в процессе). Это снова «Человек из Стали», только менее скучный, менее фейспалмный, но еще более хаотичный. И в нем есть Бэтмен. Лучший Бэтмен в истории кино, который рвет жопы. Но давайте попробуем по порядку.

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» | Канобу - Изображение 7318
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» | Канобу - Изображение 7319
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» | Канобу - Изображение 7320

В начале фильма нам показывают битву Супермена и Зода – глазами Брюса Уэйна. Признаюсь, для меня эта часть так и осталась самой красивой, глубокой и ценной во всем фильме. Прогон одних и тех же событий с разных точек зрения, добавление новых слоев смысла – это вообще очень крутая вещь, достаточно вспомнить «Назад в будущее 2». Здесь же Снайдер наконец отлично показал то, что вышло крайне хреново в самом «Человеке из стали» – ужас простых людей, вокруг которых рушился и город, и мир. Параллели с 11 сентября от этого, конечно стали еще более навязчивыми, но что поделать. Наблюдать за дракой богов со стороны оказалось более интересно, чем изнутри. У всей сцены была глубина, великолепная атмосфера и она одна уже замечательно постулировала мотивацию Бэтмена открыть охоту на Супермена. Да и сам факт того, что этот фильм работает так плотно с последствиями «Человека из Стали», нельзя не отметить.

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» | Канобу - Изображение 7321

Затем начинается запутанная и переусложненная история Лекса с его злодейским планом стравить двух героев. Самое хреновое в этой линии даже не то, что нам так нормально и не объясняют, зачем Лексу это сдалось и чего конкретно он хочет добиться, чьей победы желает. И не то, что она держится на сценарных костылях вроде секретных наемников, которые используют зачем-то вооружение, которое отследить обратно к ним может любой четырехрукий владелец закусочной. Самое хреновое в планах Лекса то, что они выглядят абсолютно ненужными – Бэтмен и Супермен и без него готовы были вцепиться друг другу в глотку. Да, подтолкнуть их можно было, но городить такой огромный огород ради этого точно не стоило.

Вот вам и первая большая проблема фильма – вся линия Лекса вторична и переусложнена, при этом ей явно не хватает объяснений, чтобы мы вообще понимали, с чего Лекс в это ввязался.

Сам Лекс в исполнении Айзенберга куда адекватнее, чем я представлял по взбешенным отзывам. Да, это не гениальный злодей, но вполне терпимый. Самое обидное – верится, что там есть интересный свежий персонаж. Сценаристы его представляли и явно знали, почему он так повернут на своей идее. Но времени не хватило – и вот мы получаем недораскрытого злодея с абсолютно невнятной мотивацией. Возможно, в режиссерской версии будет чуть лучше, но на эти дополнительные полчаса уже слишком много надежд.

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» | Канобу - Изображение 7322
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» | Канобу - Изображение 7323

Если фильм вызывает настолько живой интерес к своим персонажам, даже если он сам не использует их как надо и смешивает в беспорядочную бурду, его уже не назовешь абсолютно никчемным.

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» | Канобу - Изображение 7324
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» | Канобу - Изображение 7325
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» | Канобу - Изображение 7326
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» | Канобу - Изображение 7327

Промо сольного фильма Дианы

Заветная битва героев сама по себе смотрится очень неплохо. Конечно, мои позачерашние фантазии насчет комплексного плана Бэтмена не оправдались. Он полагается по большей части на криптонит, но использует его по-разному и эффект от него вышел достаточно интересным, драка не выглядит решенным делом даже в середине, в ней достаточно напряжения и динамики. Забавно, но на те слабости Супса, которые я перечислял в статье, давит не Бэтмен, а Лекс – вот он как раз использовал много перечисленных мною пунктов в своем комплексном плане. К сожалению, план этот, как я уже писал выше, все равно не выглядит убедительно и оправданно.

Финальная драка с троллем предсказуемо скучна. Она не так ужасна, как финальный бой в «Фантастической четверке», все смотрится на уровне, но смысла в ней все же не было, это искусственный элемент, который был нужен только для того чтобы помирившиеся герои могли из кого-то вместе сделать мачо-салат. Чудо-женщина проявляет себя в бою так хорошо, что кажется, что оба титульных героя могли бы просто постоять в стороне, а она бы порезала обезьянку сама.

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» | Канобу - Изображение 7328
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» | Канобу - Изображение 7329

Еще один странный элемент – кошмары Брюса о постапокалиптичном мире, узурпированном Супсом. Вы видели их в трейлерах – солдаты с нашивкой Супермена, Бэтс в убойном плаще – это конечно упражнения в новом жанре «Купания Тора». Так же как эпизод с колодцем истины или как его там в «Эре Альтрона» выглядел неуместно и был нужен только для того, чтобы прорекламировать нам следующий фильм Тора, так и кошмары Бэтмена нужны только для того, чтобы заложить почву для будущего не совсем понятно чего. Отличие лишь в том, что сцена с купанием сама по себе не давала ничего (если вы не женщина или гей, которые могли хотя бы обмазаться полуголым Хэмсвортом в кадре), а сцены нуар-апокалипсиса дают нам пару лишних сцен Бэтмена, раздающего люлей еще более беспощадно и бескомпромиссно, чем в остальных драках.

Кстати учтите, с человеческими жизнями тут особо никто не церемонится – ни Бэтмен, ни Супс. На этом не заостряют внимания, в кадре никого вроде не убивают откровенно, но все, как в старых фильмах что одного, что другого – если остановиться и задуматься, то вот там за кадром эти люди, наверное, немного померли. Меня это, впрочем, ни капли не смущало – все выглядит вполне в рамках логики этого мира. Когда вы носитесь на бэтмобиле в третьем «Акхэме» и сбиваете людей на полном ходу, можно конечно успокаивать себя отмазой с электрошоком, но камон.

Есть в фильме, конечно, и пара отсылок к другим персонажам Лиги. Одна застигла меня врасплох и очень порадовала, это было круто. Но за пределы камео эти отсылки не выходят. Такие себе «сцены после титров» внутри фильма. После титров, кстати, ничего нет.

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» | Канобу - Изображение 7330

Отличия от Marvel

Основное отличие я уже назвал, но оно кажется мне очень важным. Видно, что миры всех персонажей здесь живут своей жизнью и за пределами конкретной сцены, что случается далеко не в каждом фильме. У Marvel все очень функционально – сцена работает, но жизни за ее пределами нет, она не простирается вовне. Я продолжаю хвалить «Мстителей», «Стражей» и фильмы Marvel в целом, но как я уже когда-то писал, фильмы DC обычно куда хуже работают, но при этом в них есть эта глубина, атмосфера и внутренняя жизнь, а герои не замкнуты в тех строках диалога, что им написали. Marvel не пытается быть чем-то большим, чем развлекательное кино, и в этом плане их можно назвать бездушными даже, ограниченными, хотя и требовать от них чего-то большего странно, они замечательно справляются с задачей нас развлекать.

У Снайдера же в его хромающих хаотичных фильмах получается дать артхауса, авторского кино, показать кадры не просто красивые, но живые, выражающие позицию.

Он ведь здесь снова показывает убийство родителей Бэтмена – зачем, казалось бы? Оказывается, сцена эта в фильме преподносится не как экспозиция, а как заставка на титрах (которые у Снайдера всегда запоминающиеся). И такой красивой и великолепно снятой мы смерть Уэйнов еще не видели, поэтому она не выглядит лишней.

Обидно, что грядущая «Гражданская война» (переведенная у нас как «Первый мститель: Противостояние», чтобы не дай бог не ставить слова Америка и Война рядом) гарантированно получит куда более хвалебные отзывы. Несмотря на то, что от оригинального комикса у них осталось еще меньше, чем у «БпС». Идеологическое противостояние двух героев тоже выродилось в нечто непонятное, похожее на ревность.

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» | Канобу - Изображение 7331

Выводы

Так что в итоге? Получили мы фильм мечты о битве величайших героев комиксов? Однозначно нет. Это полный провал, который если и стоить смотреть, то ради кусков с Бэтменом? Тоже нет.

Итоговый фильм похож на диван из Икеи, который за бутылку вам собирал ваш алкоголичный сосед сверху, некогда преподаватель языкознания, ныне – мебельный абстракционист. Он так видит, и вы даже отчасти понимаете, почему.

О «Фантастической четверке» я писал, что в ней мелькают проблески хорошего, глубокого фильма, который покромсали в капусту и вывели к чему-то куда более примитивному. Тут похожая ситуация, но далеко не такая печальная. Здесь ни монтажеру, ни студии не удалось окончательно загубить то, что вложили в этот мир Снайдер и сценаристы.

А ведь у них многое получилось из того, что легко было провалить. Новый вариант Бэтмена, абсолютно непохожий на предыдущие, великолепные новый костюм и супсбастер-броня, крутой бэтмобиль (материал об истории бэтмобилей), заставляющий тамблер выглядеть разжиревшей блохой, и гармоничный мир соседствующих Готэма и Метрополиса. Да и реакция людей на Супермена, на последствия катастрофы – это тоже отчасти раскрыто, хотя оно не столько проговаривается, сколько ощущается в воздухе.

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» | Канобу - Изображение 7332
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» | Канобу - Изображение 7333
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» | Канобу - Изображение 7334

Да, «Бэтмену против Супермена» порядком досталось, до релиза дожила явно не лучшая версия изначальной задумки, но даже то, что хрипит и кашляет на экране все равно дышит мощью и размахом, атмосферой и огромным потенциалом. Будем ждать продолжений и надеяться, что к «Лиге Справедливости» студия сообразит, как не превращать в фарш собственное кино.

Последние статьи