Киноитоги 2015 от Александра Трофимова

Александр Трофимов
Киноитоги – это шанс не столько поговорить об отдельных фильмах, сколько сложить картину кинопроката в единое целое и понять, что дал нам этот год. Естественно, тут будут списки всех фильмов, которые мне запомнились по тем или иным причинам, будет обязательный топ любимых, поэтому если вы боитесь, что пропустили что-то ценное в этом году, эта статья может помочь наверстать упущенное.
Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 1

Когда я начал готовиться к этой статье, досматривать ленты, которые не успел отсмотреть, искать по чужим топам и ревью жемчужины, затерявшиеся в потоке, я запоздало осознал, что 2015 год для кино оказался… никаким.

Он вышел настолько пустым, что при попытке вспомнить хоть что-то стоящее, запавшее в душу, я вспоминал всего пару лент, да и то с усилием. Вроде лето было набито блокбастерами, вроде постоянно что-то смотрели, вроде все, как всегда, но если попытаться составить топ, то над ним приходится выжимать кота, чтобы хоть чем-то его наполнить.

Это мой второй год в качестве кинокритика, поэтому я не мог не заметить разительный контраст между прошлым годом и этим. Просто сравнивая в голове списки ловишь себя на ощущении, что список 2014 – это собрание лучших фильмов года за три, а список 2015 – на самом деле подборка лент первого полугодия, а то и меньше.

В прошлом году (киноитоги 2014) мой топ ломился от шедевров, я не знал, что выбрать, куда их вставить, мне не хватило и 20 позиций, чтобы впихнуть все то, что мне по-настоящему запомнилось. Не просто хорошее кино, которое посмотрел, понравилось, можно идти дальше, а действительно запавшее в душу. Кино, которое никому не отдашь, за которое хочется благодарить создателей и радоваться тому, что оно добралось до экранов, а не сгинуло в производственном аду.

Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 2
Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 3

В этом году я смотрю на топ в 10 позиций как на штаны после резкого похудания. Где я брал объемы, чтобы наполнить все это? Мне хватило бы топа из трех позиций и то он смотрелся бы чуть натянуто.

Нет, безусловно, хорошее кино в этом году было и его было не так мало. Но что-то прорывное, гениальное, пробирающее до слез, такое, что придется выдирать из твоих мертвых рук – где оно?

Что такого было в прошлом году? Что помнится и любится до сих пор? Не преувеличивая, не подсматривая в свои прошлогодние статьи и не включая ничего, что бы я не сел пересматривать прямо сейчас: «Бердман», «Выживут только любовники», «Тропы», «Ида», «Отель Гранд Будапешт», «Стрингер», «Враг», «Лок», «Побудь в моей шкуре», «Одержимость», «Исчезнувшая», «Фрэнк», «Рэйд 2», «Боже, помоги девушке», «Венера в мехах», «Охотник на лис». Я ведь могу продолжать – они еще не кончились.

Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 4

Новая бонд-гел в «Лобстере»

Я вспоминаю вышеперечисленные прошлогодние фильмы куда ярче, чем ленты этого года. Да, на момент составления топая еще не видел «Выжившего» Иньярриту и «Омерзительную восьмерку» Тарантино, как и «Игру на понижение», «Викторию», «Новейший завет», «Макбет», «Аномализу» и другие многообещающие фильмы. Скорее всего, они заставят ленты в моем топе потесниться и мне снова придется переписывать его к моменту «Прощального взгляда на 2015», который я планирую как и в прошлом году написать перед «Оскаром». Но даже если так – картина все равно печальная.

И ведь проблема не только в том, что было мало откровенных шедевров – нет, вообще серьезного кино в этом году очень мало, гораздо меньше, чем в прошлом.

Неужели и впрямь так резко грянул тот самый кризис середины, когда студии просто не хотят снимать ничего, кроме блокбастеров, основанных на уже существующей интеллектуальной собственности: книгах, комиксах, играх, старых фильмах и сериалах?

Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 5
Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 6

«В центре внимания» у нас стартует только в феврале

Да, в этом году были еще замечательные «Лобстер» и «Безродные звери», «Из Машины» и «Молодость», «Убийца» Дени Вильнева и «Убийца» Хоу Сяосяня, «Реальные упыри» и «Головоломка», «Наследие Рокки: Крид» и «В центре внимания», «Конец тура» и «Джобс». Этот список тоже можно продолжить, но я не уверен, что его можно поставить рядом с двадцаткой прошлого года и он не будет смотреться как бедный родственник.

Если вы смотрите по большей части развлекательное кино, то в этом плане год тоже не назовешь урожайным. В том году вышло 11 фильмов по комиксам. В этом – 4. И один из них был «Фантастической четверкой».

Тут все конечно зависит от вашего вкуса, но для меня и в плане развлекательного кино 2015 принес больше разочарований, чем удовольствия. Отличные «Безумный Макс», «Kingsman: Секретная служба» «Миссия невыполнима: Племя изгоев» и «Марсианин» не покрывают разочарований от новых частей или версий любимых франшиз: «Терминатора», «Юрского парка», «Бонда» и «Звездных войн». А «Восхождение Юпитер», «Пиксели» и «Фантастическая четверка» вообще умудрились нанести существенный удар каждый по своему жанру.

Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 7

Я уже подходил к этому выводу в киноитогах этого лета, но был уверен, что осень, когда по традиции выходят фильмы, целящиеся на «Оскар», ситуация исправится. К сожалению, они исправилась лишь отчасти – фильмов вышло не так много и даже лучшие из них не смогли затмить для меня картины, занимавшие первые три строчки личного топа.

Я дополнил летний список всего, что посмотрел, картинами за весь год – возможно, что-то я добавить забыл, но он может помочь вам окинуть взглядом прошедший киногод и вспомнить, какие ленты больше всего запомнились лично вам, было ли их достаточно. Получилось у вас больше приятных сюрпризов или горьких разочарований?

Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 8

Дюжина догоняющих:

  • Убийца (Nie yin niang)
  • Конец тура
  • В центре внимания
  • Головоломка
  • Молодость
  • Джобс
  • Kingsman: Секретная служба
  • Миссия невыполнима: Племя изгоев
  • Медленный запад
  • Мир будущего
  • Марсианин
  • Голоса

Переходим к топам. Как и в прошлом году при составлении десятки лучших картин остались обрезки. Фильмы, которые могли бы войти в этот топ. Возможно, это сбивает с толку – я сказал, что мне бы хватило и топа из трех позиций, что его нечем наполнять, а затем выкатываю список из 22 лент. Дело в том, что в 2014-м у меня даже после двадцатки лучших все еще оставались картины, которые не влезли даже в нее. Здесь – ее хватит чтобы перечислить вообще все, что мне запомнилось. Да и моя привязанность к этим лентам все же ниже, чем даже к десятке догоняющих прошлого года. И все же – это хорошее кино, на которое точно стоит обратить внимание. Больше особо и не на что.

О «Джобсе», «Убийце», и «Конце тура» я рассказал в отдельной статье. Хотелось отметить любопытный фильм «Голоса» с нашим бессменным Дэдпулом Райаном Рейнольдсом. Это ироничная, сюровая и в то же время совсем не глупая повесть о шизофренике, которого науськивает убивать людей собственный кот (а пес отговаривает). Я думал, что забуду этот фильм, но он остался со мной до конца года.

Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 9

«Мир будущего» же это пятнадцатиминутный мультфильм, нарисованный примитивнее «Масяни». И он стал одним из самых неожиданных открытий Каннского фестиваля. Маленькая девочка получает сообщение из будущего от клона самой себя и получает возможность взглянуть на этот мир – странный, сюрреалистичный и обреченный на скорую гибель. Я смотрел на кадры, на трейлер и все не мог поверить, что это один из немногих прорывов этого года. Стоило мне посмотреть короткометражку, сомнения ушли – она действительно прекрасна. Подача и тон – ироничный, но крайне мрачный сюр – напоминает «Лобстера», о котором мы поговорим чуть ниже.

Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 10

Основной топ:

10. Воспоминания о Марни

9. Наследие Рокки: Крид

8. Реальные упыри

Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 11

«Воспоминания о Марни» может стать последним мультфильмом студии Ghibli, которую собирались закрывать после ухода Миядзаки. В 2016 году нас ждет лишь перевыпуск старого мультфильма от лучшей анимационной студии в мире – «Еще вчера», где Миядзаки значится как продюсер – для американской аудитории с озвучкой от Дейзи Ридли и Дейва Пателя. Это приятные новости, но не повод забывать о «Марни».

Это меланхоличная история о девочке, переезжающей в пригород и попадающей под очарование старого дома на отмели. Он кажется заброшенным, но однажды она обнаруживает в нем свет, а затем и знакомится с одной из обитательниц дома – девочкой по имени Марни. Нам остается лишь гадать, реальна ли она или всего лишь плод воображения нашей героини. Как обычно у Ghibli простая история превращается в симфонию эмоций, медитативное исследование жизни. Приятно, что даже американские обзорщики не забывают про нее в своих топах.

О «Криде» мы обязательно поговорим подробно в середине января, когда он появится в наших кинотеатрах (upd: читать рецензию). Скажу лишь, что фильм потрясающе хорош. Его хочется подсовывать всем тем, кто пытался в этом году сделать сиквел, ребут или спин-офф старой франшизы и с треском провалился. «Крид» становится всем вышеперечисленным и показывает, как вдыхать новую жизнь в старые серии, умело совмещая отсылки к старым фильмам с самостоятельной историей. Посмотри, как это нужно делать, Джей Джей.

Что до «Реальных упырей», то я уже рассказывал о них весной (рецензия). Это очаровательная новозеландская комедия запоминается надолго и всерьез претендует на комедию года.

Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 12

7. Безродные звери

6. Сикарио

5. Из машины

О «Безродных зверях» я рассказал подробнее в статье «Что посмотреть на праздниках». Это жуткий, но захватывающий фильм об африканских детях-солдатах от режиссера первого сезона «Настоящего детектива» с Идрисом Эльбой.

«Из машины» в этом топе вполне ожидаемо, серьезный фильм об искусственном интеллекте – это всегда интересно, но этот вышел и вовсе прекрасным. На фоне восстания истеричных и нелогичных машин в «Генезисе» и «Эре Альтрона» Эйва смотрится идеалом машинного разума, который нам тяжело понять до конца.

«Сикарио» в нашем прокате фильм шел как «Убийца», но мне удобнее называть его так (Sicario – оригинальное название, переводящееся с испанского как «наемный убийца»), чтобы не путать с Хитманами, Ассасинами и тайваньским «Убийцей» – еще одним замечательным фильмом этого года, о котором я расскажу в другой статье.

«Сикарио» – очередной прекрасный фильм Дени Вильнева, подарившего нам «Пленниц» и «Врага», которые стали важными шагами в триумфальном восхождении Джейка Джилленхола к статусу одного из величайших актеров современности. В этом году Джейк, к сожалению, оступился дважды – он дал нам еще две отличных роли в «Левше» и «Эвересте», но сами эти два фильма оказались недостаточно впечатляющими, чтобы забраться в топ года.

Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 13

Новый фильм Вильнева рассказывает мрачную историю трех представителей спецслужб, борющихся с мексиканцем наркокартелем. Это могло бы быть сюжетом для обычного боевика, но «Сикарио» показывает нечто куда более глубокое. Это история о героине, спускающейся все глубже в кроличью нору жестокости и беззакония. Два опытных агента привлекают ее к делу. Несмотря на то, что героиня Эмили Блант – далеко не новичок и повидала многое во время рейдов, она открывает для себя новые грани беззакония и бесчеловечности, до которых скатываются все участники этой бесконечной войны – включая «хороших парней», которые давно поняли, что по правилам они ее не выиграют.

Героиня Эмили Блант – не совсем главный герой фильма. Она – протагонист, наблюдатель, чьими глазами мы воспринимаем историю и чьи чувства по поводу происходящего становятся ключевыми. Но человеком, который приводит все происходящее в действие, является персонаж Бенисио Дель Торо. Герой Джоша Бролина же выступает катализатором этих событий.

Картина великолепно снята, что неудивительно, учитывая предыдущие работы Вильнева и имя оператора. Роджер Дикинс – один из величайших мастеров своего дела. Он снимал для Коэнов «Старикам тут не место» (в котором тоже играл Бролин) – фильм, перекликающийся с «Сикарио» по тону и подходу.

Это фильм о путешествии в ад. Не просто в страшную наркостолицу Мексики, а также в ад внутри самого себя. Великолепно написанный, снятый и сыгранный фильм. Я не могу сказать, что он впечатлил меня больше «Пленниц» и «Врага», но он однозначно масштабнее и прямолинейнее в своем подходе. Прекрасная работа, которая подойдет как эстетам, так и обычному зрителю.

Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 14

4. Лобстер

3. Kung Fury

2. Я, Эрл и умирающая девушка

Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 15

Под конец года я осознал, что Kung Fury не был просто очередным видео на youtube, которое скрасило нашу жизнь на полчаса и благополучно забылось, смытое потоком новых роликов. Это было событие.

Упорство и труд одного человека, который смог заразить своим энтузиазмов еще ряд таких же сумасшедших и подарить нам полчаса чистого оргазма. Это было потрясающе. Я надеюсь, что этот фильм станет лишь первой ласточкой новой эпохи любительского кино для широкой аудитории. 23 миллиона просмотров – так держать!

Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 16

«Я, Эрл и умирающая девушка» (рецензия) был одним из немногих фильмов в этом году, еще при просмотре которого я понял, что он попадет в мой топ. Самое искреннее и проникновенное кино года, умудрившееся наполнить печальную историю потрясающими шутками, драйвом и талантливыми находками. Мне очень не хватает такого кино.

«Лобстер» – это замечательное кино, которое я очень ждал. Очень светлое и ироничное, несмотря на всю свою жестокость, беспросветность и антиутопичность. Формально, это фантастика – нам показывают мир, где любой, кто не может найти себе партнера, на котором затем женится, отправляется в отель для одиночек, где ему дается последний шанс – около месяца на поиск пары среди таких же неудачников, как ты. Если ему или ей это не удается, их превращают в любое животное по выбору.

Но на деле картина оказывается чистой воды сюром, напоминающим работы Терри Гиллиама. Некоторые законы этого странного мира и ситуации, которые они создают, зачастую кажутся фарсом. При этом драма персонажей от этого не воспринимается менее серьезно.

Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 17

Любовь и выбор своей половины в этом мире сами по себе воспринимаются несколько иначе. Считается, что для создания пары необходима некая общая черта, которая бы объединяла будущих супругов. У каждого человека есть некая «главная особенность», которую они называют вместе с именем, когда представляются залу – кто-то хромает, кто-то имеет дефект речи, у кого-то великолепные волосы.

Общество верит, что пара может быть основана только людьми с одинаковыми главными особенностями, поэтому если в отеле не найдется кого-то с твоей – просто так образовать пару с симпатичной девушкой не выйдет.

Главный герой близорук, поэтому ищет себе такую же пару. Его бывшая жена ушла от него к другому близорукому, поставив его собственную жизнь под угрозу. Он прибывает в отель и узнает, что там регулярно проводится охота на холостых беглецов, которые спрятались в лесу, чтобы их не превратили в животных. За поимку каждого из них к твоему сроку в отеле добавляется один день.

Кажется, что среди этих беженцев и нужно искать островок свободы среди этого безумия, но оказывается, они тоже живут по странным правилам с крайне жесткими наказаниями. Холостякам наоборот нельзя образовывать пары. За флирт наказывают, за поцелуй отрезают губы, за секс – о, вы не хотите знать.

Актерский состав прекрасен: Колин Фаррел и Рейчел Вайс, Леа Сейду, Майкл Си Райли и Бен Уишоу. Смотреть на такого – кроткого и забитого – Фаррела после усатого мачо из «Настоящего Детектива» интересно само по себе. Сейду и Уишоу приятно видеть после «Спектра» (они играли бонд-гел и Q соответственно) в ролях, где есть, что играть.

Этот фильм уходит в метафоры и доведение до абсурда достаточно глубоко, чтобы каждый увидел тут отражение каких-то черт нашего мира, которые его волнуют. Давление общества на холостых и бездетных, жертвы ради любви, ради свободы и то, как часто они оказываются взаимоисключающими.

Прекрасный фильм, который незаслуженно обойден вниманием. Самое свежее и оригинальное произведение года в серьезном кино. Не пропустите.

Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 18

1. Безумный Макс: Дорога Ярости

Ничего больше на первом месте быть и не могло (те, кто видел мой «топ киноразочарований года» знал, что «Звездных войн» в списке лучших можно не ждать). Самый поразительный кинематографический прорыв года, показывающий, как надо снимать экшен, как возрождать старые франшизы, как реализовывать сильные женские персонажи и как же великолепен семидесятилетний Джордж Миллер, осуществивший один из самых ярких камбеков в истории. Браво!

Киноитоги 2015 от Александра Трофимова | Канобу - Изображение 19

Итого:

Восторги:

  1. Безумный макс: Дорога Ярости
  2. Я, Эрл и умирающая девушка
  3. Kung Fury
  4. Лобстер
  5. Из машины
  6. Сикарио
  7. Безродные звери
  8. Реальные упыри
  9. Наследие Рокки: Крид
  10. Воспоминания о Марни

Разочарования:

  1. 007: Спектр
  2. Звездные войны: Пробуждение силы
  3. Фантастическая четверка
  4. Мир Юрского Периода
  5. Терминатор: Генезис
  6. Багровый пик
  7. Виктор Франкенштейн
  8. Восхождение Юпитер
  9. Страшные сказки
  10. Земля Будущего

Год получился действительно не таким щедрым, как предыдущий, но все же он дал нам много ярких прорывов и многообещающих прецедентов. Следующий год будет полон супергеройских схваток между бывшими и будущими друзьями, а также экранизаций видеоигр, которые окончательно решат судьбу невезучего жанра. Надеюсь, что и серьезное кино наверстает упущенное за этот год и хлынет потоком.

Жду ваши собственные топы в комментариях.

Комментарии (122)
Что нужно делать со статьями человека который прется от попсовых гомиксов? Правильно! Не читать.
Неожиданно поймал себя на грустной мысли: в уходящем году я практически ничего не смотрел. Получилось так, что кино отошло на какой-то второй план. Основная доля покупок дисков пришлась на ленты прошлых лет, а в кино забежал отсилы раз 15 за весь год. "15, Карл"- как это модно сейчас говорить. Раньше это количество было квартальной нормой. Заметил, что громкие премьеры перестали интриговать, яркие афиши перестали интересовать. Месяц ходил на работу мимо здоровенного баннера "Юрского мира", и что? И ничего. Желания зайти в зал так и не возникло. И это "Юрский мир". Чего уж говорить о различных мордекаях, супер-майках и алохах, до которых дело, видимо, вообще не дойдет. 2015-й киногод я запомню как год... который я не запомню. Ну, на топ, пожалуй, все же наскребу: 10. "Виктор Франкенштейн", и то - за первую половину, в которой МакГиган привычно доказывает, что он один из лучших британских режиссеров, а МакЭвой выдает лучший перфоманс со времен "Грязи". В последней трети фильм вдруг пугается, что может выйти шедевром и начинает комкать все, что старательно воздвигал. 9. "Ант-мэн". По правде, не то, чтобы один из выходов года, но Вторая Фаза "Марвел" не баловала нас настолько, что любое внятное высказывание в этой вселенной я уже готов воспринять на ура. Занимает заслуженное второе место между "Другой войной" и "Стражами Галактики". 8. "Головоломка". Pixar, такие, какими мы их полюбили. Фирменный мультфильм для взрослых и детей, которым хочется чего-то большего, чем очередные принцессы на острове и ванильные динозавры (а вот это уже не тот Pixar). 7. "Вне себя". Неожиданно прямой и минималистичный фильм от единственно оставшегося интересного индуса в Голливуде. История, которая схватила за шиворот и проволокла по всем колдобинам на одном дыхании. Как всегда прекрасный Гуд и Рейнолдс, забавно "снимающий" Кингсли вплоть до мимики. Остался довольным и актерским, и режиссерским перевоплощением. 6. "Мэгги". Уже и не помню, когда в последний раз видел настолько тягучее и гипнотизирующее зомби-муви (да и в чести ли вообще эта "тягучесть" среди фильмов зомби-жанра?). Если бы не скомканная развязка, со спокойным сердцем поместил бы кино в первую пятерку. 5. "Kingsman. Секретная служба". А вот Мэттью Вон, в отличие от МакГигана, ничего не испугался и удержал планку от первого до последнего кадра. Именно такого - дерзкого и хулиганистого кино сейчас не хватает, к примеру, в "подростковом" сегменте, где сплошь и рядом томно закатывают глаза и с серьезной миной бунтуют против системы. Проще нужно быть, господа. 4. "Агенты А.Н.К.Л.". Интересно было наблюдать, как закадычные кореша Вон и Ритчи решили "помериться, у кого длиннее шпионская организация". И, по хорошему, победителя я так и не выбрал. Обе картины, по факту, должны занять одну строчку. Ритчи получает лишний "плюсик" за Хаммера-Курякина. Все же редко мы от чистого сердца гордимся кгб-шником в зарубежном фильме. 3. "Безумный Макс: Дорога Ярости". О фильме сказано, в общем, все. Образцовое возвращение классической франшизы в обновленном виде (плачь, "Терминатор"! Плачь, "Пробуждение Силы"!) Фильм Миллера мог бы заслужить и вторую строчку, но там - "мурашки, ахи-охи и ступор на выходе из зала". Стремительный бадабум, при всех его достоинствах - лигой пониже. 2. "Робот по имени Чаппи". Честно, до просмотра победителя этого рейтинга, думал, что лучше в 2015-м уже не будет. Бломкэмп снова в лучшей форме, хоть и, в отличие от "Девятого района", сильнее заигрывается в постмодернизм (видимо, это и отпугнуло многих). Весь фильм - одна чистейшая эмоция, похожие воспоминания приходят, пожалуй, из далекого детства, где были "Белый Бим черное ухо" и тот сюжет из "Ералаша", в котором маленький мальчик с наивнейшей улыбкой машет псу, брошенному на даче в конце каникул. Я не знаю, насколько там крут Сёркис, но слезы его виртуальные герои не выжали из меня ни разу. А у Коупли вышло с первой попытки. Отличный Патель, отличный Джекман, который ни разу не согласен с ролью микроскопа для забивания гвоздей и Die Antwoord, которые, каким-то чудом ухитрились не затеряться среди "айсбергов". 1. "Из машины". Черт с тобой, Гарлэнд, ты победил! Я прощу тебе даже повисающую в воздухе концовку - настолько круто было все, что ей предшествовало! "Кинофантастика здорового человека" - это сюда. Именно ТАКИЕ ленты должны собирать миллиарды, если человек собирается и дальше называть себя "разумным". Ибо видеть на двери кинозала табличку "отключите мозг" рядом с табличкой "отключите телефон" надоедает уже до зубовного скрежета...
В целом, согласен, за исключением Звездных Войн. Надо ведь понимать, что это фильм-эстафета, которую передают новому поколению. Ну и никак нельзя назвать его разочарованием. Максимум, смешанные чувства. Но лично меня фильм очень порадовал. Еще отдельное спасибо, что упомянул фильм "Из машины". Действительно очень хороший фильм, заставляющий задуматься над интересными вопросами.

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE