17 декабря 2016
Обновлено 17.12.2016

Рецензия на «Изгой-один: Звёздные войны. Истории»

15 декабря вышел первый спин-офф во вселенной «Звездных войн», уникальная история, которая в кои-то веки не крутится вокруг Скайуокеров, а позволяет нам глубже изучить знакомый мир и посмотреть на него совсем с другой стороны – глазами простых солдат, бойцов Сопротивления, не обладающих Силой и даже какой-то особой позицией в Альянсе. Впрочем, это не мешает им осуществить самое наглое ограбление в истории далекой-далекой галактики – выкрасть планы Звезды Смерти прямо из-под носа Империи.
15 декабря вышел первый спин-офф во вселенной «Звездных войн», уникальная история, которая в кои-то веки не крутится вокруг Скайуокеров, а позволяет нам глубже изучить знакомый мир и посмотреть на него совсем с другой стороны – глазами простых солдат, бойцов Сопротивления, не обладающих Силой и даже какой-то особой позицией в Альянсе. Впрочем, это не мешает им осуществить самое наглое ограбление в истории далекой-далекой галактики – выкрасть планы Звезды Смерти прямо из-под носа Империи.
Рецензия на «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» - фото 1

Блиц

Для начала пробежимся по вещам, которые нельзя не упомянуть, но которые не требуют долгого обсуждения, чтобы самые нетерпеливые могли уже убежать в кино:

  • Фильм однозначно удался. Он отличается от всех предыдущих частей саги, но умудряется сделать это плюсом, подкупить свежестью, реализмом, мрачностью.
  • Многим, мне – в том числе, «Изгой» понравился куда больше «Эпизода 7», так что, если вас разочаровал вторичный фильм Абрамса, этой картине стоит дать шанс, они сильно отличаются. Если же «Пробуждение Силы» вам понравился, ничего не мешает вам насладиться и спин-оффом.
  • Сюжет можно назвать немного сумбурным, особенно на контрасте с остальными частями саги, где все структурные элементы выпирали как позвонки дистрофика, но ничего фатального здесь нет. Он смотрится легко и ровно, финальная битва просто срывает крышу – так масштабно, красиво и многопланово войну во вселенной «ЗВ» еще не снимали.
  • Робот K-2SO и его шуточки прекрасны. Этот циник-правдоруб помещается в золотой середине между надоедливым С-3PO и суицидальным Марвином из «Путеводителя по галактике».
  • Кренник (злодей в белом) выглядит куда убедительнее и человечнее Кайло, Сноука или Хакса, хотя не имеет ни выпендрежного меча, ни изуродованной рожи. Да, он вряд ли запомнится всем так сильно как Дарт Вейдер, но с Таркиным он посоперничать вполне способен – чем он отчасти в фильме и занимается.
  • Сам Вейдер появляется на пару сцен, они приятные, но ожидать многого не стоит, даже Таркина в фильме больше, хотя его пришлось полностью воссоздавать на компьютере (актер Питер Кушинг умер еще в 1994 году), как и еще одного персонажа. Если честно, в людей компьютерная графика по-прежнему не умеет, выглядит как падение в uncanny valley.
Рецензия на «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» - фото 2

Картинка

Одно можно сказать с уверенностью – это самый красивый фильм саги. Абсолютно потрясающая съемка на множестве локаций. Поля застывшей лавы, тропические острова с пальмами и прозрачной водой, скальная гряда в ночной шторм, суетливый город с людными улочками – картинка настолько сочная, насыщенная, фактурная, что дух захватывает.

И дело, конечно, не только в тридэ – это заслуга режиссера, оператора, декораторов, осветителя, костюмера. Джей Джей должен кусать губы – у него так не вышло, хотя его картинка тоже была достаточно сильной, но не настолько. Лукас должен рыдать, так как его гринскриновые фальшивые интерьеры с сидящими на пуфиках людьми и близко не подходят к этому визуально-тактильному великолепию.

У Эдвардса мир сочится жизнью – не сказочной, а вполне обычной, грязной и опасной, но это добавляет прозрачности этому воздуху, погружает в далекую-далекую галактику так, как будто она совсем близко. Делает мир надуманной пафосной Санта-Барбары таким четким и настоящим, что в него проваливаешься.

Потертая броня штурмовиков, грязь и пыль на зданиях и технике, подтекающие трубы и скрипящие петли – все то, что мы любили в саге с самого ее начала, здесь проступает особенно явно, еще глубже затаскивая в происходящее.

Рецензия на «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» - фото 3

Сдвиг акцента с героев на события

Многие говорят про «Изгой» в первую очередь то, что он, наконец, показал войну знакомого нам мира так мрачно и реалистично, как не пробовали номерные фильмы саги. Это правда, боевых сцен, причем не дуэлей на мечах и не перестрелок в космосе, а масштабных баталий при участии пехоты, тяжелой техники, истребителей и даже Звездных Разрушителей и флота Альянса здесь определенно больше, чем в любом другом фильме и сняты они совсем иначе. С упором на цельную картину сражения больше чем на локальные приключения наших героев, на которых в саге всегда был главный акцент.

И это задает тон всему фильму – он вообще сдвигает фокус от фаворитизма главных героев к попытке показать всю картину целиком – жизнь простых людей, операции сопротивления, тяготы жизни под каблуком Империи и страшные хаотичные бои со множеством потерь.

Фильм выделяется из-за этого на общем фоне саги, открывает новые слои в этой истории, в нашем восприятии такого вроде «понарошного» мира, но, если посмотреть подряд потешную битву ушастых водоплавающих против дройдов из первого эпизода, а затем – грязную и реалистичную бойню Эдвардса, разница станет очевидной.

Сага с этим фильмом явно лишилась невинности в определенном смысле. Действительно страшные бои, герои, которые не владеют магией, вообще не выделяются на фоне обычных людей и мрут – мрут как мухи, иногда даже абсолютно беспафосно, буднично. Это определенно нечто ранее неслыханное в рамках данной франшизы (по крайней мере в ее киновоплощениях).

Рецензия на «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» - фото 4

И вот тут и пройдет разделительная линия. Скорее всего, многим понравится фильм, который, обещая, как половина фильмов последнего времени, сделать знакомый мир «мрачнее и реалистичнее» действительно это сделал, но при этом те же зрители пожалуются на то, что персонажи по меркам «Звездных войн» какие-то блеклые и незапоминающиеся, нет никаких громких сюжетных поворотов а-ля «Люк, я твой отец» и чего-то цепляющего за душу вроде любовной линии тут тоже нет. Пожалуются, возможно, и не заметив, что это две стороны одной медали. Мир удалось сделать реалистичнее только выкинув в трубу все атрибуты гипертрофированной сказки про Героев, воюющих со Злом, а с ними ушли и плюсы, которые те привносили в историю.

Рецензия на «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» - фото 5

Джин – еще одна Рэй?

Сравнение с «Пробуждением Силы» здесь не только напрашивается, оно становится крайне показательным. Абрамс снимал свой фильм по всем канонам саги – героиня-избранная, сирота на пустынной планете, получает шанс вступить на путь Приключения, волшебным образом она справляется с любым испытанием, встающим на ее пути и побеждает главного злодея. Это ее путешествие, ее история, которая вливается в реку таких же историй рода Скайуокеров, которые концентрируются на личностях и их внутреннем мире, их отношениях с близкими, больше чем на событиях внешнего мира. Семейная драма, героический опус, мыльная опера, как ее называл сам Лукас.

Здесь же мы видим еще одну героиню, так же, считай, осиротевшую, брошенную, одинокую, которая тоже получает шанс вступить на путь Приключения и тоже поначалу не слишком рвется на него вступать (не столько как Рей, скорее, как Люк). Затем она получает шанс выполнить ключевую для всей войны задачу, единолично меняя судьбу Вселенной. Она крадет планы все той же Звезды Смерти, так же как Люк затем взрывал эту Звезду – личным волевым усилием. Вроде все то же самое? Оказывается, нет.

Рецензия на «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» - фото 6

Джин Эрсо – это ни разу не Рэй, и даже не Люк, архетипу героя саги она соответствует слабо. Она неспособна управлять Силой, не машет световым мечом, не имеет родственных связей ни с кем из Скайуокеров, даже в Альянсе она не имеет никакого веса и привлекает внимание бойцов сопротивления лишь потому, что может помочь связаться с другим боевиком, куда более ценным.

Короче, ее уникальность в том, что она – дочь конструктора Звезды Смерти и воспитанница руководителя экстремальной группы сопротивления Со Герреры. Она знает, какой стороной держать бластер, она не теряет самообладания в бою, но и все на этом – этими качествами может похвастаться почти любой боец Альянса. Она – точно не Мэри Сью.

Если по трейлерам могло показаться, что она будет дерзкой и отталкивающей, эдакой каждой бочке затычкой, которая бегает и выпендривается, бросается пафосными фразочками и т.д. – это абсолютно мимо. Героиня предельно скромная, приземленная и простая. Идем, делаем. Разговоры и своя позиция у нее есть, но никакого раздражающего инфантилизма и жевания соплей тут нет.

Рецензия на «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» - фото 7

Обычные люди в сказочной вселенной

С остальными персонажами та же история. Они не супергерои, не бессмертные боги, которых заботливый Сценарий наделит нужными навыками в самый подходящий момент, укроет от верной смерти и подведет к пафосной речи в конце и нацепит медаль на шею. Это просто люди, достаточно смелые, чтобы сражаться, подавляя свой страх и неуверенность изо всех сил, способные пожертвовать собой ради цели, которая выглядит довольно мутно и неопределенно. Не рискнуть – пожертвовать. Это солдаты, не герои саги. Они олицетворяют не избранных, а серую массу обычных людей, которые геройствовали не меньше Люка, но сгинули в этой войне.

Да, персонажи «Изгоя» абсолютно невзрачны. Им симпатизируешь, их не перепутаешь между собой, у каждого своя роль и свои принципы, их не назовешь совсем непроработанными, но в сравнении с Рэй, По, Люком и Леей, даже Эзрой и Кэнаном, команда «Изгоя-один» выглядит блекло.

Но не из-за чьей-то ошибки – мы видим перед собой простых людей, приземленных, не владеющих магией и расположением сценариста, естественно, они воспринимаются менее ярко, чем картонные полубоги, в которых засунули все добродетели, что вспомнили, и делали упор на их переживаниях, сомнениях и мыслях весь фильм.

Если вспомнить другие военные фильмы – «Спасение рядового Райана» или «Братьев по оружию», их персонажи тоже мало похожи на Люка Скайуокера, потому что они обычные живые люди. Им сочувствуешь, с ними можно себя ассоциировать, но они не запоминаются на всю жизнь, их постер не вешают на сцену. Эти персонажи нужны, чтобы служить истории, не наоборот. И это еще одна поворотная точка, отличающая этот первый фильм антологии от остальной саги.

Парадокс в том, что мы одновременно кайфуем от того, что фильм избегает грубых штампов и дешевых ходов, всей санта-барбарщины и чудесных спасений, поцелуев главных героев, но при этом отчасти желаем, чтобы они поцеловались, скучаем по тупой наивной сказке, по громким сценам и пафосным дуэлям – по театральщине. Это было, видимо, неизбежно.

Рецензия на «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» - фото 8

Пасхалки и проблемы

Видимо, из-за такого контраста с основной сагой, все привязки к ней в фильме торчат как занозы и некоторых раздражают. Голубое молоко не просто стоит в углу кадра, оно в центре и на него делается наезд. Интерфейсы в стиле радиального разъема для штыря R2D2 появляются не один раз, некоторые камео выглядят необязательными. И все же, я не скажу, что меня лично эти отсылки как-то сбили – да, они несколько натужные местами, но все равно приятные и не превращают фильм в нечто несамостоятельное, вторичное.

Известно, что у фильма были проблемы – и серьезные, раз Disney решили привлечь Тони Гилроя для переписывания сценария уже почти готового фильма, а затем усадить его же за досъемку.

Когда нечто похожее проделали с «Фантастической четверкой» еще одного режиссера, который тоже должен был заниматься «Звездными Войнами» – Джошуа Транка, от нее осталась дымящаяся куча говна, причем доснятые сцены очень сильно выделялись на фоне основного фильма – уже хотя бы ужасным париком невидимки-Сью.

Здесь же такого разительного контраста нет, понять, что именно доснимали, не так просто – в глаза вроде не бросается. Заметно разве что, что многих сцен и реплик, что мы видели в трейлере (и которые многих напрягли своим неуместным пафосом), в итоговом фильме попросту нет (например, строчки «Мы же восстание, я восстаю» или «Тебе решать, кем ты станешь»). В общем, неясно, что именно было не так с картиной и что конкретно Гилрою пришлось вырезать, дописать, доснять.

Рецензия на «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» - фото 9

Все говорят о том, что фильм неидеален, у него есть проблемы с повествованием – так о чем они и насколько это серьезно? Если честно, не думаю, что у меня есть четкий ответ. Я знаю, чего примерно ожидал после таких претензий – что история будет сумбурной, ритм повествования будет скакать, появятся огромные логические дыры и акценты переползут совсем не на те вещи, которые их заслуживают. Короче, вариант «Бэтмена против Супермена» или «Отряда самоубийц». У «Изгоя» таких проблем и уж точно – такого уровня проблем – как у этих двух точно нет.

Кому-то показался скомканным первый акт, зато чем ближе к концу, тем приятнее и слаженнее все смотрелось. Мне понравился первый акт, он ввел персонажей и задал тревожную и мрачную атмосферу. На мой взгляд, самая слабая часть фильма – середина, в частности две сцены говорилок и обсуждалок. Совет Альянса, обсуждающий Звезду Смерти и воодушевляющее напутствие Джин своей команде «изгоев». Они смотрелись довольно неуклюже, выспренно и надуманно.

Это обязательные сцены, выдуманные, чтобы сдвинуть куда-то сюжет, функциональные, идущие не от героев или ситуации, а от структурной необходимости – в фильмах мы часто видим такие сцены, они заставляют нас выпасть на мгновение из повествования и даже успеть заскучать до того, как история снова вернется на рельсы. И все же, две сцены – капля в море, общего впечатления они не испортят.

Моментов, поражающих своей откровенной тупизной или разделяющих публику на «верю» и «не верю», коих было достаточно в том же седьмом эпизоде, тут меньше и они не блещут неуважением к зрителю. Есть пара моментов, нагоняющих пафос и героизм слишком уж старательно на чей-то вкус, но и только.

Рецензия на «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» - фото 10

Баланс преемственности и свежести

Фильм подкупает непредсказуемостью – это нечто настолько свежее и дикое (с оглядкой на то, что это блокбастер, жанр крайне консервативный и трусливый), что смотришь практически с детским восторгом, кайфуя от ощущения честного незнания, сюрприза – ты не знаешь, что будет дальше. Иронично писать такое про приквел, который уже 40 лет известно, как закончится – планы они украдут. И все же, внутри этих жестких рамок предопределенности Эдвардсу удается создать пространство искреннего удивления и интереса.

Причем, опять же, если присмотреться, то повторения и «рифмы Лукаса» тут все еще присутствуют.

Как я уже упоминал, параллели Джин с Рэй, Люком, Анакином и Эзрой усмотреть можно. Сироты, которым нечего терять, решающие все же воплотить свой потенциал (и заодно – поискать родителей, как делало больше половины перечисленных).

Структура всей истории тоже знакомая – мы следим за героем, который попадает к Сопротивлению, они получают голографическое послание, из которого узнают о существовании мега-оружия и летят его взрывать. Планетарный щит, который надо пробить/снять для успеха миссии, высадка с целью диверсии, одновременные бои на земле и в космосе – все это мы уже видели, правда, на этот раз в происходящем меньше эвоков.

И все же, каким-то образом ощущения вторичности нет. Возможно, потому, что Эдвардс добавляет достаточно своего в старую схему, чтобы сделать ее своей, а Абрамсу это не удалось. В «Изгое» и атмосфера, и подача, и настрой так разительно отличается от «Возвращения джедая», что назвать фильмы одинаковыми не выходит, даже глядя на список схожих черт.

Рецензия на «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» - фото 11

Уход от наивного черно-белого мировосприятия

Если и еще одна вещь, которую «Изгой» меняет в саге. Он не только по-новому показывает нам знакомый мир, этот фильм делает саму далекую-далекую галактику более правдоподобной, многослойной, менее черно-белой и сказочной.

Спойлеры средней тяжести

Если раньше самым сомнительным для Благородного Героя поступком саги был, вероятно, выстрел Хана Соло в Гвидо (Хан стрелял первым), то здесь мы видим целых два выстрела от одного из главных героев, которые куда более сомнительны с этической точки зрения. Потому что это выстрелы смертельные, обдуманные и да, маленькая деталь – это выстрелы по своим. Их можно объяснить, но все же именно в этих моментах для меня фильм перешел ту самую грань – это больше не сказка.

Они пытаются показать, что героев тут нет, чистеньким на войне не остаться. Затем они усиливают этот мотив, показывая, что Сопротивление – это вообще-то не единая сила Добра и Справедливости, а кучка существ в разной степени недовольных режимом, некоторые из которых готовы немедленно отдать жизнь только бы отбросить Империю хотя бы на миллиметр, некоторые же – вообще не готовы открыто вступать в конфликт, боясь за свою шкуру и статус кво. Нам показывают штаб Альянса, настолько перепуганный идеей Звезды Смерти, что они готовы сдаться немедленно и распустить сопротивление, не в силах собрать храбрости даже на то, чтобы попробовать выкрасть планы.

Рецензия на «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» - фото 12

Мы узнаем, что сопротивление дробится на группы в зависимости от экстремальности их методов – дипломатичная Мон Мотма не желает сотрудничать с партизаном-террористом Со Геррерой, который не жалеет жизни мирного населения в своем фанатичном крестовом походе против Империи. Все это весьма любопытные нюансы, которых мы раньше не видели, даже политика в приквелах была довольно дубовой и прямолинейной. За это не похвалить фильм Эдвардса тоже нельзя.

Ну и да, эта картина затыкает одну огромную логическую дыру оригинала, над которой не уставали издеваться все эти 40 лет – какой идиот построил Звезду Смерти с такой громадной уязвимостью и почему сам этого не заметил? Нам объясняют, что отец Джин сделал это нарочно, так как остановить строительство не смог, а вот сделать звезду уязвимой и дать шанс ее уничтожить – это у него получилось. Признаюсь, благодаря этой заплатке логика саги стала восприниматься чуть лучше.

Конец спойлеров

Рецензия на «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» - фото 13

Итог

Мы получили крайне любопытный фильм, который однозначно обогатил сагу новыми оттенками. Он выдает нам потрясающий видеоряд, показывая мир, где все предельно реалистичное (для космической оперы) – словно можно протянуть руку и дотронуться.

Нам показали отличные баталии, да не одну, причем бои были затяжными и разноплановыми. Это не настолько продуманная и сюжетная боевая сцена, как у Мела Гибсона в «По соображениям совести», тут все же больше винегрета из абстрактной беготни и взрывов, но в память врезается однозначно.

Мы узнали, что Сопротивление трещит по швам, не все там готовы воевать с Империей открыто, и когда доходит до реальных действий, Альянс тоже способен утонуть в демагогии и бюрократии.

Нам показали настоящих героев войны – простых бойцов, которые зачастую делают совсем не благородный выбор, жертвуя ради великой цели частичкой самих себя.

Что-то все же с фильмом не так, что-то не срабатывает до конца как должно, потому что в те моменты, в которые я должен был бы прослезиться, я этого не делал. На эмоциональном уровне он должен пробивать больше, но тут что-то упустили, из-за чего мы воспринимаем самые душераздирающие сцены довольно приглушенно.

И самое странное – если вдуматься, кто эти персонажи, что им пришлось пережить и чем пожертвовать, ком все же подступает к горлу, но довести зрителя до слез не должно быть домашним заданием самого зрителя, фильм должен справляться с этим еще в зале.

Пусть фильм немного сумбурен, в нем нет четкой структуры номерных эпизодов и опереточно-ярких персонажей, дуэлей на световых мечах, но есть путешествие в глубь знакомого нам с детства мира, способное сделать для нас далеку-далекую галактику еще более реальной.

Я советую всем сходить на это в кино, насладиться шикарным тридэ, и ждать эпизод 8, молясь, чтобы он поучился чему-то у фильма Эдвардса, и не растерял того, что ему удалось достичь.

Комментарии 221
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Реактивный клован
Реактивный клован
Нам обещали суровую военную драму, а получили мы армейский анекдот для своих.