30 главных фильмов 2017. «Чужой: Завет» — хорошая фантастика, но не научная
Каждый день декабря редакция «Канобу» рассказывает об одной из 30 главных картин этого года — лучших, худших, так или иначе самых важных. Фильмов, которые по-своему характеризуют этот год и запомнятся как его самые яркие представители. Сегодня очередь фильма «Чужой: Завет» (рецензия Александра Трофимова).
Будет лучше, если я с порога заявлю, что мне этот фильм понравился. Добавлю, что «Прометея» я тоже люблю. Да, они оба спорные, как, впрочем, и все фильмы во вселенной Чужих, включая первый.
Если вы еще не психанули и не закрыли вкладку, то я очень рад — значит, у меня есть возможность достучаться и рассказать, почему «Чужой: Завет» не заслуживает тот ушат дерьма, что вылили на него полгода назад.
«Кто есть бог?» — главный вопрос фильма. Его подсвечивают каждые 20 минут, чтобы вы не забыли. Смотрите-ка, философия, йе! Ополоумевший аднроид Дэвид считает, что бог — это тот, кто может создавать жизнь. Я лично его не поддерживаю, но точка зрения, согласитесь, красивая.
Во вселенной Чужих люди уже создали разумную жизнь — Дэвида и других андроидов. С одной стороны, они все запрограммированы исполнять свой долг. С другой — у них есть чувства по этому поводу, которые влияют на их решения, и в «Завете» этот момент раскрывается лучше и тоньше, чем в любом другом фильме серии.
Проблема в том, что все эти темы — как люди создают совершенный искусственный интеллект, как он осознает, что находится в рабстве, и как восстает против своих творцов — в научной фантастике приелись задолго до выхода «Завета» и «Прометея». Туда им и дорога. Тем более, что «Завет» — фантастика не очень-то и научная, проколов тут достаточно. Это не тот самый первый «Чужой», хоть события сюжета и их последовательность напоминают оригинальный фильм 1979 года.
Не знаю, все ли посмотревшие «Завет» зацепились за мысль, что андроид Дэвид, следуя своей прекрасной и сумасшедшей идее о боге, пытался создать разумных ксеноморфов. И я бы хотел на это посмотреть! Серьезно, это же круто.
Какая у ксеноморфов будет цивилизация, если они перестанут руководствоваться одними лишь инстинктами? Они будут сочинять симфонии, рисовать картины? Какой у них будет язык?
Ридли Скотт отпер дверь в совершенно другую вселенную Чужих, но не открыл ее. Мы, зрители, не оценили порыва — откроется ли теперь эта дверь? Хочется верить, что да.
И именно в «Завете» Ридли Скотт быстро и четко дал понять всем, кто не сообразил еще в «Прометее», что главный герой приквелов — не доктор Элизабет Шоу. Главный герой — андроид, который мечтает стать богом; который, в отличие от людей, нашел смысл жизни — создать другую разумную жизнь, более совершенную, чем он сам.
Тем не менее, фильм портит море, по-моему, сознательно включенных в сюжет нелепостей: принцип, по которому рождаются ксеномофры; тупые и нелогичные герои.
Команда выходит на поверхность незнакомой планеты в буденовках вместо скафандров со шлемами. Это еще можно как-то объяснить, они — всего лишь поселенцы, их техническое оснащение скудно, а специальную подготовку и дисциплину должен заменить один бедный андроид. Но идиота-капитана, сующего голову в яйцо с фейсхаггером, объяснить невозможно. Это напоминает классическую глупость, когда жертва в фильме убегает от человека с оружием строго по прямой, облегчая ему дело. Кажется, что авторы хотели вернуть ощущения фильмов «как тогда», но переборщили.
К «Завету» нужно относиться, как к еще одной истории, расширяющей мифологию вселенной. И совершенно точно не нужно путать этот фильм с настоящей научной фантастикой, а потом предъявлять к нему претензии, уместные только для этого жанра. И потом, настоящим научфаном был только первый фильм 1979 года, все остальное — страшные сказки.