Тренды 2017 — кино. Лондон вместо Голливуда, неудачные гальванизации и провалы новых вселенных
Лондон в каждый фильм!
Панорамы Лондона в этом году встречались в каждом втором фильме — небоскребы «огурец» и «осколок» кинозрители всего мира узнают уже так же легко как Тауэрский мост и здание Парламента. Голливуд снимает дорогие блокбастеры в Англии давно — еще первые «Звездные войны» снимали на британских площадках. Причина проста — там дешевле. В этом году я заметил, что американцы начали использовать не просто английские павильоны, а переносить в Лондон саму историю.
Это тоже произошло не внезапно — Лондон разносили еще в «Торе: Царстве тьмы», но в этом году тенденция набрала обороты. Чудо-женщина прибыла в древний город в сольном фильме, а затем остановила ограбление Лондонского банка в «Лиге справедливости», трансформеры гоняли именно по его улицам в «Последнем рыцаре», именно Лондон громила София Бутелла в «Мумии». И это лишь часть американских фильмов, где Лондон выбирается местом действия по не слишком очевидным причинам — скорее всего, именно из-за логистики и цен.
Еще в куче картин столица Великобритании мелькает вполне закономерно — потому что их истории завязаны на эту страну: «Kingsman: Золотое кольцо», «Иностранец», «Меч Короля Артура».
В сумме выходит, что именно этот город мы видели в кино чаще всего в этом году. Когда Голливуду надоест громить «Лондонский глаз» (то самое «чертово колесо») и другие памятники, придется искать еще какой-нибудь узнаваемый город.
Что до экономической выгоды — Англия привлекает не только дешевизной аренды, но еще и развитой инфраструктурой, наличием квалифицированных профессионалов в области кино, которых можно нанимать из местных, но и тут ситуация может измениться, найдется место еще выгоднее. «Бегущего по лезвию 2049» снимали, например, по большей части в Венгрии, поэтому наслаждаемся видами Лондона, пока можем.
Супергероика по-прежнему приносит деньги, но это больше не супергероика
В это году вышли 3 фильма Marvel, 2 — от DC/Warner и один от Fox, эта шестерка уверенно держится в топе мировых киносборов 2017. Пока супергероика по-прежнему собирает кассу и никакой усталости от парней в трико, о которой часто пишут критики (и уже не первый год), на себе не чувствует.
На мой взгляд, усталости нет, потому что супергеройским фильмам пришлось эволюционировать, скрещивать жанры (внутри киновселенной Marvel уже появились свои комедии, шпионские триллеры, военные фильмы, картины о взрослении, космическая фантастика, магическое фэнтази и так далее), что позволило не утомить аудиторию однообразием, но при этом жанр все дальше уходил от корней.
Я все еще жду каждого супергеройского фильма, но тех эмоций, что мы когда-то получали от просмотра «Паука» Рейми или «Бэтменов» Бертона и Нолана, нет и близко. Потому что самая ценная идея супергероики, образ обычного человека, который надевает маску и самоотверженно борется с несправедливостью, берет судьбу в свои руки, практически исчезла. Того эмоционального подъема, который чувствовался раньше, соответственно, тоже нет. Теперь это просто приключения, боевики, фантастика, но магии супергероя в них не осталось, по иронии. Ведь важно не просто снять фильм про парня или девушке в спандексе, плаще и трусах поверх штанов, важно показать, как и почему он/она решили отказаться от личной жизни и рисковать жизнью ради общего блага.
Да, все изменилось не в этом году, но тренды сложно ограничить таким небольшим отрезком, эти изменения происходят не в одночасье, да и заметить их, увидеть четкую траекторию, а не случайное временное отклонение или исключение, тоже быстро не выходит.
Вместе веселее
Еще один смежный тренд — тим-апы героев. Несмотря на то, что в этом году не выходили «Мстители», сборы героев в команды продолжились. Если в прошлом году царили «версусы» (Бэтмен против Супермена, Сорвиголова против Карателя, Кэп против Айронмена), то теперь все собираются вместе, чтобы накостылять одному сверхзлодею. Очевидно, сюда попадает и «Лига справедливости», как российские «Защитники», так и американские «Защитники» (это сериал, но тренды кино в этом жанре перекидываются и на телешоу), и «Отомстители» из «Тора: Рагнарек».
Если заступать на территорию сериалов еще сильнее, то там сплошь одни геройские команды — и я даже не про очередные кроссоверы сериалов канала The CW. «Легион», «Сверхлюди», «Одаренные», «Ранэвэйс» и так далее — все посвящены сразу куче людей со сверхспособностями.
Неудачные гальванизации трупов
Под провалившимися попытками воскрешения в этом году можно понимать целых две вещи: несколько крупнобюджетных фильмов, которые пытались спасти на ходу, но вышло только хуже, и очередная порция ребутов классических франшиз, которые оказались никому не нужны.
Мы получили довольно неудачного и блеклого «Короля Артура», сильного, но провалившегося в прокате «Бегущего по лезвию 2049», неокупившихся «Могучих рейджеров», с трудом вышедших в плюс «Спасателей Малибу», «Коматозников» и «На игле 2». «Чужой: Завет» же и вовсе собрал почти в два раза меньше «Прометея». А вот «Три икса: Мировое господство» внезапно оказался прибыльным — кто бы мог подумать, что из всего вышеприведенного списка людям небезразличен именно Ксандер Кейдж. «Конг: Остров Черепа» тоже неплохо заработал, несмотря на то, что вышел довольно странным.
Голливуд в последние годы привык целиком полагаться на «проверенные» истории, которые можно экранизировать или перезагрузить, но в этом году промахов оказалось куда больше. В трендах сериалов мы отдельно упоминали Кинга, в киносфере экранизации его книг так же растащило по двум полюсам: ремейк «Оно» неожиданно собрал аж 700 миллионов по миру, «Темная башня» же едва перевалила за 100. Еще из противоположностей в сфере экранизаций/ремейков классики: «Красавица и чудовище» стала самым прибыльным фильмом года со своими 1.2 миллиарда долларов, «Валериан» же провалился с треском, несмотря на Люка Бессона, большой бюджет и классический комикс в основе.
Но трубить о победе здравого смысла рано. Да, схема с «возьмем проверенное» стала сбоить очень сильно, но и те немногие оригинальные фильмы, что все же вышли в этом году, никаких рекордов не поставили: «Живое», «! мама», «Удача Логана», «Взрывная блондинка» — все стоят довольно низко в списке мировых сборов.
Ну дай миллиард
В тренд отказа проверенных схем вписываются и франшизы, начавшие сдавать позиции. Впервые за долгое время не собрали привычный миллиард очередные «Пираты» (всего 800 миллионов) и «Трансформеры» (жалкие 600 миллионов — на 500 миллионов меньше предыдущей, четвертой части), а «Форсаж 8» хоть и собрал 1.2 миллиарда, все равно выглядит блекло по сравнению с седьмым фильмом, заработавшим полтора.
В этом году вышли сразу четыре фильма-месива, которые начали сбоить еще на этапе производства, были развернуты после тестовых показов или начали разваливаться еще до этого, меняли режиссеров, уходили на досъемки и надолго задерживались на монтажном столе для полной пересборки. И после всего этого все равно проваливались. Это «Лига Справедливости» (Уидон сменяет Снайдера, переснимает чуть ли не полфильма заново, полностью меняет тон), «Геошторм» (досъемки, пересборка, изменение акцентов, выкидывание сюжетных линий) и «Мумия» (Том Круз по слухам берется снимать сам, потому что Куртцман не справляется с режиссерским дебютом). Четвертым был «Снеговик» с Фассбендером, который в итоговом монтаже выглядит как первый черновик сборки с отсутствующими сюжетными кусками, без которых ничего не понятно.
Стоит отметить и то, что идея с разбегу влетать в киновселенную — без четкого плана и медленного развития — окончательно доказала свою полную несостоятельность.
«Лига справедливости» не собрала так, как по идее должен был собрать первый кинотим-ап известных во всем мире супергероев, «Мумия» и вовсе вышла настолько неудачной, что вся киновселенная монстров может быть отправлена в утиль, едва родившись. «Короля Артура» тоже явно делали с прицелом на франшизу и возможные разветвления, спин-оффы, а там — и киновселенную. Вряд ли этому суждено сбыться, учитывая жалкие 148 миллионов по миру, из которых почти половину оставили себе владельцы кинотеатров — при бюджете 175 миллионов и еще почти таких же, считай, затратах на маркетинг, это колоссальный провал. Даже куда более дешевый «Джон Уик 2» собрал больше, как и провальный ремейк «Призрака в доспехах».
Неудача последнего, кстати, вкупе с холодным приемом «Тетради смерти» от Netflix может поставить крест на мечте о том, что аниме станет следующим бездонным источником материала для Голливуда, сменив супергеройские комиксы. Я все еще робко надеюсь на это, потому что среди аниме-сериалов есть потрясающие истории с действительно сильными и оригинальными героями, сеттингами и сюжетными поворотами. Но толк от этого будет только если Голливуд перестанет забивать гвозди микроскопом и подойдет к адаптации с умом.
Еще один мини-тренд: классические боевики с тщательной хореографией реалистичных боев получаются все лучше –безо всякой фантастики и супергероики. Помимо «Джона Уика 2» и «Взрывной блондинки» только что вышел неплохой «Иностранец» с Джеки Чаном. «Наемника» с Китоном стоит, скорее, считать неудачей, но и он свой бюджет отбил.
Никакого вала рейтинга «R»
Многие, включая меня, опасались, что успех «Дэдпула» подтолкнет Голливуд к его любимым неправильным недалеким выводам, и студии начнут выпускать фильмы с рейтингом «R», кучей мата и крови во всех жанрах, но этого не произошло. Возможно, конечно, что эти фильмы еще снимают и вал просто не докатился, но я не слишком в это верю.
Рейтинг «R» получил только «Логан» от той же студии, это не главная причина его успеха, но он помог сделать этот человечный фильм еще честнее.
В принципе, 616 миллиона «Логана» недалеко ушли от 783 миллионов «Дэдпула», подтвердив, что это не было случайностью — публика готова ходить на фильмы со взрослым рейтингом, если он действительно идет на пользу картине. Это хорошо. Если студии не будут насильно сводить картины до взрослого рейтинга, пихая в них обнаженку и кишки, а используют с умом, это однозначно даст нам более разнообразный и реалистичный кинематограф, избавив от засилья нелепо бескровного «PG-13», где можно сказать один «fuck» за весь фильм, а выстрелы даже не оставляют дыр на одежде.
Итог
В общем, можно сказать, что супергеройские франшизы чувствуют себя хорошо — почти все собрали больше, чем их предыдущие части и инкарнации, либо удержали уровень. Они по-прежнему в топе и другие жанры не подобрались даже близко к тому, чтобы скинуть супергероику с трона. Вселенная DC, может, и пережила сильнейший удар с неудачной «Лигой», но «Чудо-женщина» все еще на седьмом месте по мировым сборам года и ее 821 миллион не могут не ложиться бальзамом на раны киновселенной — значит, спасение возможно.
Остальные же проверенные франшизы начали сильно сдавать. Джонни Депп в дурацкой шляпе больше не может собрать миллиард, а после всех скандалов с избиением уже бывшей жены (и будущей жены Аквамена, она играет Меру в «Лиге») зрители не хотят видеть его вообще, особенно — в следующих «Фантастических тварях», собирают подписи в пользу оставления Колин Фаррела на роли Гриндевальда.
Сильно упавшие «Трансформеры: Последний рыцарь» могут знаменовать конец эпохи — бессвязное месиво Бэя утомило публику. Впрочем, 605 миллионов — это еще далеко от кассового провала, поэтому шестая часть, уверен, неизбежна.
Возможно ли, что все традиционные для последних десяти лет франшизы кроме супергероики пошли на спад? Сделают ли студии вывод, что больше пихать одно и то же в эту аудиторию невозможно? В прошлый раз отказ зрителей кушать один библейский эпик за другим привел к фильмам новой волны в Голливуде, создавшей ряд абсолютных шедевров. Я рад был бы зажечь надежду на скорое пришествие очередной новой волны, но мизерные сборы «! мамы» и других авторских фильмов пока не дают никакого намека на то, что публика изголодалась именно по этому. А образцово вторичный «Красавица и чудовище» на вершине топа окончательно рушит теорию о том, что массовый зритель требует чего-то нового и оригинального.
Интернет площадки вроде Netflix и Amazon все растут, уверенно делая первые шаги на территории дорогого кино и все больше разрастаясь в сфере крупномасшабных и крайне необычных сериалов. 22 декабря выйдет полнометражная «Яркость», снятая с топовыми актерами за 80 миллионов все тем же Netflix — дорогой блокбастер, который не пойдет в кино, он сделан исключительно для интернета. Это непривычно и должно приводить в ужас студии и сети кинотеатров.
Если люди привыкнут смотреть премьеры дома на подешевевших качественных экранах, кинотеатры станут нужны лишь незначительному меньшинству, а значит, фильмы будут физически неспособны окупить бюджеты в 200-300 миллионов и планка просядет, мы вполне можем вступить в эру, где самый дорогой блокбастер года будет стоить не больше сотни миллионов, потому что больше просто не выжать из интернет-подписок. Тут 8 баксов с каждого за просмотр не сдерешь, никакими тридэ-очками, эргономичными креслами и экранами размером со стадион цену не взвинтишь.
Тридэ само по себе может медленно отмирать — разницу между тридэ-фильмами и двадэ все сложнее заметить, глубину пространства киноделы используют все более сдержанно, отчего она перестает ощущаться и приносить дополнительные эмоции.
Тем временем цену за билет на 2D-сеанс кинотеатры тихой сапой подтянули к цене 3D-версии. Если в начале стереоскопического бума она взвинтили цену на версию с очками раза в полтора, то сейчас без особых причин подняли цену на обычные сеансы, почуяв, что зритель привык к высокой цене билетов и просто не заметит, что теперь сеансы отличаются по стоимости не в полтора раза, а процентов на 7. Впрочем, я сужу по ограниченному набору кинотеатров и эта тенденция может и не быть общей.
Сложно сказать, радоваться увиденным закономерностям или нет, уверенные выводы сделать сложно, да и повернуть отсюда индустрия может в нескольких направлениях, но одно ясно — что-то действительно меняется, надлом чувствуется и довольно скоро мы можем очутиться в мире совсем другого кино, что мы вряд ли могли сказать в любой из последних лет. Это вызывает осторожное любопытство и надежду. Смотреть 80 ремейков в год уже надоело.