12 мая 2017
Обновлено 13.05.2017

Рецензия на «Меч Короля Артура»

11 мая стартовал в прокате «Меч Короля Артрура», новый фильм Гая Ричи с Чарли Хэннемом и Джудом Лоу. Критики по большей части фильм разругали, а зрители – приняли и остались вполне довольными (сейчас всего четверть критиков и три четверти зрителей на томатах хвалят фильм). Так кто же прав? Оказывается, и те, и другие.
11 мая стартовал в прокате «Меч Короля Артрура», новый фильм Гая Ричи с Чарли Хэннемом и Джудом Лоу. Критики по большей части фильм разругали, а зрители – приняли и остались вполне довольными (сейчас всего четверть критиков и три четверти зрителей на томатах хвалят фильм). Так кто же прав? Оказывается, и те, и другие.
Рецензия на «Меч Короля Артура» - фото 1

Если коротко, то если вы верили в фильм, несмотря на вал негативных рецензий, то вы правы, фильм не провальный, он вполне смотрится, в нем есть хорошие шутки, динамичные сцены, захватывающий экшен и великолепный саундтрек. Местами даже чувствуется (на двух монтажах и одной погоне), что это снимал Гай Ричи.

Если вы были уверены, что фильм выйдет ни о чем, окажется пустым голливудским блокбастером, из которого не запоминаются ни герои, ни сцены, ни сюжет, то вы правы. Все именно так.

В общем, с каким настроем пойдете, то от фильма и получите. Хотите бодрый зрелищный фильм – наслаждайтесь. Уверены, что выйдет блеклая бездушная поделка, элементы которой не складываются в единое целое – получите подтверждение своей правоты.

Лично я шел на фильм ожидая нелогичного месива, которое обещали критики, занизил ожидания, и поэтому фильм меня приятно удивил – сюжет развивался более-менее логично и связно, особой торопыжки не замечалось (если не считать таковой превращение некоторых временных отрезков в монтажные нарезки), скачков туда-сюда тоже. Я все ждал каких-то косяков, откровенных провалов, жертв текущему сюжету в пользу выстраивания франшизы – и не находил. Пока фильм не кончился.

Рецензия на «Меч Короля Артура» - фото 2

Проблема «Меча» не в том, что в нем было, а в том, чего не было. Не было Легенды, не было Короля, не было Рыцарей стола и самого стола (полноценно. Тут у него, считай, камео), не было запоминающихся живых персонажей (кроме, разве что, Кабана с сыном), не было внятного объяснения магов, магии, вообще лора этого мира как такового. Не было Мерлина, что на мой взгляд, непростительное упущение.

Возможно, это как раз и была уступка франшизности – отложили седобородого до сиквелов, чтобы хоть что-то вкусное осталось. Отложили и стол, и рыцарей, и, возможно, любовный треугольник с Ланселотом (хотя вряд ли тут это будет) на потом. Вопрос только в том, что тогда осталось на первый фильм от легенды об Артуре? Да практически ничего, вытаскивание из камня эпического артефакта.

То, что Мерлина в фильме заменили на ученицу Мерлина (в роли магического наставника Артура), на которую зритель и сам Артур могут плотоядно облизываться, раздражает. Мерлин – колоритный персонаж и терять его обидно, ученица до яркого героя так и не дотянула.

Но тот факт, что в экранизации самой рыцарской истории всех времен нет рыцарей и рыцарских идеалов, отчетливо постулированных, это фейл. Артура здесь показывают как «уличную крысу», сироту, выросшую в борделе, знающую город и впитавшего законы улиц с молоком приемных матерей-проституток. Получается, что Ричи снял «Аладдина», а вот «Короля Артура» так и не снял. Может, Аладдин у него будет в доспехах и на лошади, чтобы завершить обмен, не знаю.

Рецензия на «Меч Короля Артура» - фото 3

Отсюда и до Итогов я буду писать с легкими спойлерами, но не торопитесь листать вниз. Я упомяну лишь очевидные вещи, никаких гениальных поворотов сюжета я спойлерить не собираюсь (их и не было, в общем), просто говорить абстрактно тут не выйдет.

Артур здесь – не рыцарь и не король. Просто хороший парень, выросший на улице, заботящийся о проститутках, воспитавших его, и о своих сундуках, которые он набивал золотом непонятно с какими целями – о мечтах Артура мы так ничего и не слышим, на что он копил – не знаем. На этого простого парня сваливается огромная ответственность, волшебный меч, корона и люди, которые требуют привести их к свободе. Он большую часть фильма пытается от них отмахаться.

Вообще самостоятельных поступков Артур в картине совершает на удивление мало – как для короля, так и для главного героя.

Вырос в борделе – там и живет, с «мамами», деньги копит, но неясно на что, когда отбирают – никакой реакции от него не дожидаемся, больше про них не вспоминаем. Сказали вытащи меч – вытащил, сказали идти в тюрьму – сел, сказали быть королем – ну, не. Иди в инстанс, прокачайся на кабанах! Пошел. Ну будь королем! Ну не. Ну будь! Ну оке.

Рецензия на «Меч Короля Артура» - фото 4

В картине есть как минимум три монтажных нарезки: взросление Артура на улицах (ролик ниже), рассказ о ссоре с викингами и рейд Артура в Темные земли. Именно из-за них, насколько я понимаю, на ленту и посыпались обвинения в хаотичности и монтаже тесаком.

Первые две сделаны отлично, в фирменном стиле Ричи, со всеми приметами, что мы отмечали вчера в статье, посвященной фирменному стилю этого режиссера: ускорение/замедление времени, точная синхронизация видеоряда с прекрасным саундтреком, задор и бешеная динамика. В монтаже про викингов есть даже ироничный пулементный Ричевский диалог («Какой Джон?»).

По слухам, из фильма вырезали полтора часа и большая часть этого выпавшего хронометража приходилась как раз на развернутую сцену этой истории с викингами. По иронии, ужатая версия истории выглядит лучшей частью фильма. Уверен, она смотрится энергичнее, чем полная, так как абсолютно неясно, зачем уделять этой истории больше внимания и тратить на нее драгоценное время.

Третий же монтаж, посвященный «прокачке на кабанах» и впрямь выглядит странно. Суть такова: ученица Мерлина отправляет Артура одного в Темные Земли, чтобы он научился выживать, используя всю силу Экскалибура – пока та его захлестывает, он ее боится. Нам показывают короткую нарезку того, как Артур бродит по неким готическим лесам и рубит гигантское зверье. Пару минут порубил под музыку – вернулся с левел-апом.

Рецензия на «Меч Короля Артура» - фото 5
В недавнем [«Затеряном Городе Z»](https://kanobu.ru/articles/retsenziya-na-zateryannyij-gorod-z-370358/) Ханнэм выглядел более мужественным и суровым

В недавнем «Затеряном Городе Z» Ханнэм выглядел более мужественным и суровым

Тут нужно понять, что нас собственно цепляет в кино. Монтажные нарезки вполне уместны – это и тренировки Рокки, и пьянка того же Ричи в «Картах, деньгах», но нужно учитывать, что исполняют они чисто информационную функцию. Мы быстро узнаем, что случилось – в сжатом виде. Мы можем получить от нее заряд зрелищности и динамики, но не можем прожить с героем эти события, прочувствовать их. Не успеваем физически.

Для того, чтобы зритель провалился в картину, почувствовал что-то, ему нужно оказаться в моменте.

В дышащей живой сцене, которая никуда не торопится и кропотливо создает настроение, драму, напряжение. В этой сцене должно резко измениться состояние (героя, группы людей, страны) – но так, чтобы мы могли это прочувствовать, чтобы наши эмоции успели синхронизироваться с состоянием героев. Проблема в том, что в Артуре таких сцен почти нет.

Рецензия на «Меч Короля Артура» - фото 7

Главным образом из-за того, что они все подчинены больше тому же информационному императиву – по-быстрому что-то объяснить и нестись дальше. Сцен, где мы успеваем синхронизироваться с героями, тут недостает катастрофически, а когда что-то похожее и мелькает, раскрывает оно больше не Артура, а его соратников. Момент с Кабаном и его сыном, ожидание битвы в додзе Джорджа.

О самом Артуре нам многое становится известно, но так и остается грудой фактов, мы не чувствуем его, лишь знаем о его чувствах.

Мы видим, что он заботится о воспитавших его проститутках, но не заботимся о них сами, видим, что он не готов стать королем, но не понимаем, что его сдерживает и почему потом он все же соглашается. Не видим перелома, не говоря уже о его причинах. Все его черты характера и изменения решений остаются для нас загадкой, его мотивация оказывается абсолютно нераскрытой.

Рецензия на «Меч Короля Артура» - фото 8

Самый любопытный подвиг Артура по легенде – это не битвы и завоевания, не магия, меч и круглый стол, а то, что он по доброй воле стал рогоносцем. Его жена Гвиневра влюбилась в его лучшего друга, рыцаря Ланселота. Артур узнал об этом, но не желая придавать двух самых близких людей смерти, молча закрывал глаза на их роман. Ради круглого стола.

Мордред, который по легенде – племянник или и вовсе сын Артура, решает придать адюльтер огласке и вынудить Артура казнить парочку.

Тот вынужден отправить жену на костер, но медлит, дожидаясь, пока Ланселот прискачет спасать ее – что тот и делает. После этого Артур отправляется собирать армию и идти на Ланселота войной – во Францию. В общем, совсем другой Артур, совсем другая история. Ну и да, вырос он не в борделе, а у Мерлина и рыцаря Эктора.

В принципе, никакого криминала в изменении и без того многоликой легенды я не вижу, главное, чтобы получилось лучше. А вот в том, что получилось лучше, я уже не уверен.

Рецензия на «Меч Короля Артура» - фото 9

Трейлеры убеждали нас, что эта версия легенды полна магии и монстров, эдакий «Властелин колец». Вот только в самом фильме битва со слонами-небоскребами идет в самом начале, дальше присутствуют лишь несколько друидских фокусов с управлением животными и парочка столь же гигантских зверюг.

Проблема в том, что во «Властелина» от этого фильм не превращается – элементы фэнтези вываливаются из картины, они вроде и не выглядят чуждыми, но ни на что особо не влияют, до них никому нет дела, сам мир остается вполне себе обычным, он не пропитан магией.

В итоге выходит, что это и не Артур из легенды, так как нет Мерлина, рыцарей, круглого стола, Гвиневры и Ланселота – нет духа рыцарства, и не выдуманный нами фэнтази-Артур из трейлеров, где люди сражаются с магами и монстрами.

Это некий Артур-Аладдин-Хрен-Попадешь, парень с Лондонских улиц, который плюет на закон и попадает в передряги. То есть – герой большинства предыдущих фильмов Ричи.

По сути, картина в этом плане получилась куда более «ричевской», чем мы расчитывали. Вот только привычной яркой подачи Гая Ричи тут почти нет (не в паре сцен, а именно на уровне сюжета) – сценарий-то писал не он один, как в ранних фильмах. Нет закрученного клубка преступных факапов, нет шуточек, пыток, огромных долгов, интриги, отлично написанных монологов, которые можно разбирать на цитаты. В итоге получается черт знает что за Артур, который непонятно почему должен быть нам интересен.

Отдельные надежды многие из нас возлагали на Джуда Лоу в роли мега-злодея. К сожалению, запоминающегося образа не вышло. Нет, Джуд отработал на все сто, как обычно, но достойных сцен ему не прописали. У его злодея есть несколько моментов, которые могли бы стать достойными шексировской драмы, но вокруг них для этого должен был быть совсем другой фильм.

Спойлер: Добивает его линию то, что сражается Артур в итоге с дядей в образе демона – с кучей полигонов, в общем, а не с Джудом Лоу, из-за чего драка лишается харизмы «молодого папы» и вообще смотрится как кат-сцена из игры – без каких-либо эмоций. Все эти танцы компьютерных героев в дыму и искрах, со слоумо и нереальными прыжками не заставляет хоть сколько-то переживать за персонажа. Если бы это был приземленный условно-реалистичный бой двух рыцарей в полном доспехе, хорошо поставленный, затяжной, выматывающий – было бы куда больше эмоций.

Как и в «[Кредо Убийцы](https://kanobu.ru/articles/retsenziya-na-kredo-ubijtsyi-370006/)» все компьютерные пейзажи старательно задымлены – чтобы меньше было рендерить, отчего они превращаются просто в мутное серо-коричневое месиво, как трейлеры «реалистичных шутеров».

Как и в «Кредо Убийцы» все компьютерные пейзажи старательно задымлены – чтобы меньше было рендерить, отчего они превращаются просто в мутное серо-коричневое месиво, как трейлеры «реалистичных шутеров».

Итого

Фильм неплохо выглядит изнутри, пока его смотришь, он находит, чем зацепить ваше внимание на пару секунд, еще на пару, еще… но по выходу из зала понимаешь, что снаружи, как целое, картина выглядит не слишком впечатляюще. Ей просто нечем цеплять по-настоящему – за чувства, а не за зрительные рецепторы и вау-эффект. Пересматриваешь трейлер – да ну нет, ну круто же. Выключаешь – хрень бездушная.

Фентези-элементы, обилие коричневой графики и общая торопливость, отсутствие дышащих сцен, где видны герои и мотивация их действий, покрывают картину неким «налетом блокбастера», непроницаемым для зрителя лаком, который не дает попасть в этот мир и хоть что-то почувствовать к героям, их поражениям и победам.

Если оценивать картину как зрелищный летний фильм, его вполне можно смотреть – он нескучный, бодрый и там есть неплохие драки (правда, Артур куда реалистичнее и интереснее дерется со своими, чем с врагами, ведь тут ему приходится входить в Сумрак и превращаться в спецэффект). Но как связную историю о легендарном герое ее смотреть не выходит.

В итоге, это больше похоже на супергеройское кино про чувака с волшебным мечом, рубящим даже другие мечи, и которого вполне можно представить присоединяющимся к Лиге Справедливости части к третьей. Тем более, что палитра с высосанными красками у фильма уже есть – войдет в Снайдерверс как влитой.

Если смотреть на «Меч» как на фильм Гая Ричи, то это одна из его неудач. Гораздо слабее дилогии «Шерлока Холмса», столь же спорно и на любителя, как «Агенты А.Н.К.Л.».

Сохранить
MagnaBestia
MagnaBestia
Дядя Артура в фильме - Вортигерн, Мордред это придворный маг Утера и главный гад предыстории. Хотя я тоже почему-то Лоу еще с трейлеров Мордредом звала)
Роман Грузман
Роман Грузман
Там два раза повторяется один и тот же абзац: "Для того, чтобы зритель провалился в картину, почувствовал что-то сильное, ему нужно оказаться в моменте, в дышащей живой сцене, которая никуда не торопится и кропотливо создает настроение, драму, напряжение. В этой сцене должно резко измениться состояние (героя, группы людей, страны) – но так, чтобы мы могли это прочувствовать, чтобы наши эмоции успели синхронизироваться с состоянием героев. Проблема в том, что в Артуре таких сцен почти нет. " И потом еще раз
Babitchev
Babitchev
Лоу не Мордред, а Вортингерн. Мордреда убил в самом начале фильма отец Артура-Утер
kraev.m
kraev.m
Очень разочарован. Напоминает Конга, Отряд самоубийц, и прочие нарезанные из клипов фильмы. Не так плох, как думал, но все равно. Но стильноты от Ричи хватает все же. И да, саундтрек очень, очень хорош.
Photo-Graph
Photo-Graph
Чет мне Джуд Лоу на первом кадре с поднятой рукой дико напоминает образ Короля Фольтеста из второй части игровой серии "Ведьмака"))
Qelit
Qelit
Торопливость фильма чувствуется. Но к середине фильма все таки снижается. Очень жаль, что не показали Мерлина и Ланселота. А так фильм мне понравился. Студийный Ричи - это все же не 100% свобода. Надеюсь, что фильм окупится, но сиквелы пусть снимают другие люди. Ричи нам еще должен Шерлока.
RumbleFish
RumbleFish
Фильм получился. Хэннэм хорош, сила будущего короля чувствуется. Лоу тоже как влитой. Музыка шикарная. И все очень драйвово. Удивляюсь на оценки критиков
RumbleFish
RumbleFish
И там еще Dark Souls экранизировали один в один. Прям неслучайно
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
Я не догоняю этих претензий по поводу того, что это не "тот самый Король Артур".
MagnaBestia
MagnaBestia
Честно говоря, увидев рецензию, напряглась и приготовилась спорить, но нет - она замечательная. Хотя, все таки поспорю - ничего Агенты не спорные, они чудесные, яркие, остроумные, с потрясающими актерами и вообще мой третий любимый фильм Гая Ричи. Что до Артура, как не грустно признавать, но это первый фильм Ричи, в котором недостатки лезут пряма в глаза. Особенно обидно за темные земли. С одной стороны - это потрясающая локация, исследованию бы которой посвятить хотя бы десять минут, а не полтора десятка склеенных сцен (кладбище слонов я еще с трейлера жаждала увидеть, а его, оказывается, все в трейлере-то и показали). С другой - они вообще нафиг в повествовании не нужны. Вивианна (кстати, это все таки Вивианна или кто? Я пару раз видела, что в интернете ее Гвиневрой называли, но это же вообще бессмысленно) говорила, что ему необходимо туда пойти, чтобы научиться владеть мечом, но блин, он же так там этому и не научился! Все, что мы получили с темных земель - наконец-то непорезанный флешбек. Хотя, стоит признать, мне очень понравилось,как меч попал в камень, классная идея. Второй фейл - башня Вортигерна, и в целом его уличная магия Дэвида Блейна. Весь фильм нам преподносили эту башню как нечто супер-мега-важное, а в итоге все, для чего она понадобилась - поработать локацией для финальной битвы. Магические трюки Лоу оказались еще более бесполезны. За весь фильм он один единственный раз пафосно скастовал фаерболл, чтобы попижониться перед начальником гвардии, а потом дрался исключительно силой теток-осьминожек. На кой черт фильму вообще сдалась эта линия Вортигерна-мага? Единственная роль, которую она сыграла: "Чем больше твоя сила - тем сильнее ей противодействие." Но почему нельзя было устроить отлив просто потому, что это случайность? Объяснение ничуть не хуже, зато не пришлось бы тащить за собой весь фильм бесполезную линию. Что до персонажей - да, они не раскрыты совершенно, но все таки они достаточно примечательные, чтобы заострять на себе внимание, пока смотришь фильм. А вот после него, к сожалению, все что о них помнишь - Бейлиш, негр в Камелоте, азиат, какой-то араб, пацан, которого не убили, хотя я сначала подумала, что убили, и Кабан. Еще есть красавица-"представительница народа", которая внезапно оказалась очень для всех важна, а потом исчезла туда же, откуда появилась. Линия с дочерью безнадежно загублена. Извините, мы ее до этого видели один раз на протяжении десяти секунд, почему данный поворот должен нас тронуть? Лоу, конечно, великолепно отыграл сцену, но даже ему не под силу вызвать сочувствие к персонажу, о существовании которого большая часть зрителей вообще забыла (я лично о ней помнила потому, что имя у нее забавное). Кстати, что до самого Лоу, я тоже весь фильм сравнивала его с Папой. Это, наверное, первый раз за всю карьеру Ричи, когда он не то что не выжал из актера, все, что возможно, но не дотянул даже до уже взятой планки. Джуд-то все равно было неподражаем (или я просто слишком сильно его люблю), но когда три месяца назад я смотрела на то, как он творил на экране натуральную магию, его роль в Артуре несколько озадачивает. И магичка, моя любимица (кем бы она там ни была). Меня лично отсутствие Мерлина ни капли не расстроило, насмотрелась уже на него. А вот эта суровая умница с ее зверо-фокусами и нахмуренными бровками радовала меня весь фильм. И вообще - женский персонаж, с которым у гг нет вымученной, бесполезной любовной линии - да ее только за это можно полюбить! Сам же Артур, к счастью, получился отличным. Ханнэм замечательный, и его харизма уличного короля, внезапно ставшего королем страны просто чудесна. Насчет его немотивированности и аморфности все же не согласна. Остался в борделе - но круто начал менять тамошние порядки. Собирал денюжки - серьезно, это нужно было объяснять? Очевидно же, что он собирался провернуть маневр из грязи в князи лайт эдишн. Или не очень лайт, но для фильма это и не важно. Пошел на плаху - и так из-за него уже одну девушку прирезали, а если бы не пошел, с остальными бы то же самое сделали. Отобрали денюжки - извините, там партизанская война началась, не до подсчета потерянных монеток сейчас. Сказали стать королем - он и рад бы не быть, но сам же сказал, что повстанцы не просто так людей теряли, чтобы на его "нет" сказать "окей", и отпустить восвояси. Пошел кабанов рубить - потихоньку начал проникаться грузом ответственности, да и обидно быть лохом, который собственный меч держать не может. Попытался все-таки не быть королем - Озерная Фея нарисовалась, да вполне однозначно показала, что будет, если не будет. В том то и прелесть его персонажа, что никаких переломных моментов в нем нет, он постепенно, событие за событием незаметно растет, постепенно преображаясь из уличной шпаны в короля. Постановка, экшен, музыка - великолепно, великолепно, великолепно. В фильме, внезапно, намного меньше Гая Ричи, чем ожидалось, но когда он все таки проглядывает - он великолепен. Определенно, это самый стильный режиссер современности. Возвращаясь к тем же темным землям - да, мне не нравится их порезанность, но три параллельно идущих сцены смотрятся просто потрясающе. А уж начиная с того момента, как Артура укусила волшебная змея, и, считай, до самого конца - один большой восторг. Какие же восхитительные там боевые сцены. О, эта прекрасная бойня, где он то в слоу-мо, то на ускоренной перемотке вырезает черных рыцарей. А гигантская змеюка - чудо просто! Даже если экшен здесь слишком супергеройский и грофонистый - покажите мне хоть одну супергероику, где сражения были поставлены так же круто. В конце концов, пожалуй, все таки придется признать, что Ричи полез слегка не в ту степь. Фентэзи как-то не его тема, да и студийные рамки ему совсем не к лицу. Из гениального творца он в данном случае превратился в замечательного ремесленника, который крайне добротно выстругал детали, тщательно их собрал, и вроде бы делал все в своем темпе, но вместо шедевра почему-то все равно получил изделие. "Меч Короля Артура" - отличный фильм, бодрая, интересная история, им можно наслаждаться, его можно пересматривать - но это не фильм Гая Ричи. Этот безумно талантливый британец пришел в кино, чтобы делать невероятно стильные, ироничные, характерные фильмы, но никак не снимать блокбастеры, которые и так ото всюду валятся на голову. P.S. Местные викинги просто ужасны. После Рагнара и ко на этих разнаряженных лебезящих клоунов и смотреть-то стыдно.
ColinLonn
ColinLonn
что саша, что паша все по делу расписала, молодцы, рецензии стоящие и раскрытые
OXYBOT
OXYBOT
Только что с сеанса=фильм хороший, ну а стиль Гая Ричи так вообще прекрасен, но всё же буксует перед финалом фильма и тем не менее=в эти холодные майские дни сходить на "Меч Короля Артура" стоит=останетесь довольны...
nikitastep
nikitastep
Получил огромное удовольствие от фильма, пожалуй это пока лучшее впечатление от того, что выходило в этом году. Прекрасный визуал, совершенно потрясающий саундтрек, отличные актеры - персонажи, за судьбу которых действительно переживаешь. Кто бы мог подумать, что Гай Ричи сможет в фэнтези, да еще и с визуальной эстетикой Снайдера? Но он смог! Здесь и прекрасные боевые сцены, и хорошо выдержаные драма и напряжение, и фирменные диалоги, в которых порой очень не хватало Гоблинской озвучки, и романтика уличной жизни, а также хорошее сочетание фэнтезийной мифологии и будничной реалистичности. В общем, я в восторге, и очень надеюсь что эта серия получит продолжение. Гай Ричи традиционно прекрасен.
Ezio.Auditore
Ezio.Auditore
"Фака-пов", "слоумоу", "по выходу из-за" - я так понимаю, по выходу из зала. Замечательно, значит пересмотрю на выходных стражей
Aleksandr Sheglov
Aleksandr Sheglov
Вот поэтому и надо трейлеры смотреть. Уже по первому трейлеру стало понятно - Ричи пилит свою историю про Артура. Она будет отличаться от всяких там легенд, историй и прочего. И шел я не на историю об Артуре, а на фильм Ричи. И я получил максимум восторга от просмотра. Уже два раза в кино сходил. Фильм не без грехов, но он дико фееричен. И как-то ты в своей рецензии обошел крайне стильный и эпичный саундтрек. Чего только стоит сцена вначале фильма, когда Утер с мечом прыгает на слона к Мордреду под звук волынок. Господи, это сцена невероятно эпична. Фильм 10 мечей из 10 однозначно