Лучшие аниме 2019. От «Ванпанчмена» и «Госпожи Кагуи» до «Промара» и «Дороро»
10. Carole & Tuesday («Кэрол и Тьюсдей»)
Мало кто может похвастаться даже не одним, а сразу двумя аниме-сериалами, которые принято считать безусловными шедеврами анимации. Синъитиро Ватанабэ — один из таких счастливчиков, ведь на его счету есть «Ковбой Бибоп» и «Самурай Чамплу». Можно долго рассказывать о гениальности этих аниме, но их объединяет одно — центральное место музыки в построении сюжета. И в 2019 году Ватанабэ окончательно перестал скрывать, что музыка — чуть ли не единственный предмет его интереса.
Потому в его новом аниме «Кэрол и Тьюсдей» не стоит обращать внимание на футуристический сеттинг Марса, необычных персонажей, сюжетные интриги и прочую мишуру. Главное в аниме — это музыка во всем ее многообразии. От попсы и рэпа до RʼnʼB и экспериментальных жанров — местный саундтрек явно найдет, чем порадовать каждого. А потрясающий визуальный ряд, напоминающий скорее набор клипов, чем стандартное повествование, не оставит фанатов качественной анимации равнодушными.
А еще аниме подарило нам вот этот момент. Ну как его после такого не включить в топ?
Больше итогов года на «Канобу»:
9. One Punch Man («Ванпанчмен», второй сезон)
Когда что-то находится в производстве четыре года, то уровень ожиданий от этого произведения сам по себе начинает достигать критических значений. Особенно если речь идет о чем-то дико популярном. Аниме One Punch Man в свое время произвело настоящий фурор, сумев привлечь даже далеких от японской анимации людей. Отсюда и высокие требования к продолжению.
Оправдали ли себя четыре года на производство? Вопрос спорный. Но одного беглого взгляда достаточно, чтобы понять — в плане анимации второй сезон «Ванпанчмена» оказался провалом. Слишком уж много в нем статичных планов, рваного движения героев и скучных графических решений. На фоне потрясающей манги с рисунком Юсукэ Мураты аниме выглядит совсем блекло.
Только если позволить себе на секунду забыть о графике, то вдруг обнаружится, что в смысловом плане второй сезон «Ванпанчмена» на голову выше предшественника. В нем лучше раскрываются устои супергеройского мира, каждый интересный второстепенный персонаж получил внятную сюжетную линию, а Сайтама наконец-то перестал быть центром вселенной. Потому за любовь зрителей начал активно бороться Гароу — новый антагонист с понятными мотивами, которому очень просто симпатизировать.
И пускай второй сезон оборвался почти на полуслове, он все равно доставляет удовольствие. Главное, чтобы продолжение не пришлось ждать четыре года.
Больше итогов года на «Канобу»:
8. Yakusoku no Neverland («Обещанный Неверленд»)
Манга Yakusoku no Neverland сразу с момента старта в 2016 году стала откровением и доказала, что в мире бесконечных сенэнов еще остались новаторы и визионеры с яркими мыслями. История, явно вдохновленная «Островом» 2005 года (или «Частями: Ужас клонов» 1979-го), стала глотком свежего воздуха для всех любителей нестандартных сюжетов. Продажи манги начали активно расти, потому выход экранизации стал лишь вопросом времени.
Насколько удачной она вышла? Скажем так — анимационный «Обещанный Неверленд» хорош ровно в той мере, чтобы при просмотре ничто не мешало вам следить за похождениями детей, жаждущих избежать жуткой участи. Некоторые моменты в манге-первоисточнике раскрыты лучше, местами анимация хромает, но в целом студия CloverWorks постаралась на славу.
Если вы уже прочитали все вышедшие главы манги — аниме станет прекрасной отдушиной и позволит в динамике взглянуть на многие напряженные моменты. С другой стороны, если именно с шоу вы начали знакомство с миром «Обещанного Неверленда», то впереди вас ждет еще и манга с сюжетом, убежавшим далеко вперед. Аниме стало такой себе win-win ситуацией для всех. И оно действительно очень хорошее.
Больше итогов года на «Канобу»:
7. Tenki no Ko («Дитя погоды»)
Новая работа Макото Синкая не стала революцией, не собрала рекордную кассу и не заставила людей говорить о «новом Хаяо Миядзаки», как это было с «Твоим именем». Напротив, кто-то скажет, что «Дитя погоды» — это шаг назад для режиссера. Впрочем, когда ты прошел столь гигантский путь, иногда можно позволить себе немного отступить. Да и это не отменяет того факта, что аниме-фильм получился прекрасными.
Шутить о том, какое прекрасное в аниме небо, уже как-то не хочется — все это понимают и без меня. Другое дело, что погода и ее влияние на небосвод стали отличным художественным элементом, чтобы подчеркнуть сложность взаимоотношений старшеклассника Ходаки Морисимы и необычной девушки Хины Амано. «Дитя погоды» — редкое аниме, в котором визуал находится в плотнейшей связи с историей, из-за чего оба элемента становятся лишь более неординарными и впечатляющими.
Новая работа Макото Синкая — редкое полнометражное аниме, которое полностью оправдывает ожидания. Не пытаясь казаться чем-то большим и претенциозным, оно оперирует простыми и приземленными понятиями. Но к последним минутам фильма даже они возносятся в небо, будто испаряющиеся капли дождя.
Больше итогов года на «Канобу»:
6. Kaguya-sama wa Kokurasetai: Tensai-tachi no Renai Zunousen («Госпожа Кагуя: В любви как на войне»)
Будем честны — остроумные комедии у японцев получаются очень редко. Почти весь юмор у них сводится либо к откровенно тупым гэгам, либе к столь сложной игре слов, что даже сами жители Японии не всегда способны ее раскусить. Потому найти хорошую аниме-комедию почти невозможно, разве что вы готовы терпеть шутки про отходы и секс (как в Gintama или Asobi Asobase). Но «Госпожа Кагуя» — пример идеальной комедии, которую спокойно можно смотреть даже без знания японского юмористического бэкграунда.
Фабула аниме максимально проста и на первый взгляд могла бы быть реализована и в западном сериале с живыми актерами. Главные герои Кагуя Синомия и Миюки Сироганэ любят друг друга, только вот слишком горды, чтобы признать это. Потому для них любовь — это действительно война, в которой каждый готов пойти на самые грязные уловки, чтобы добиться признания соперника. Не менее харизматичные персонажи второго плана лишь накаляют страсти, из-за чего легче жить Кагуе и Миюки точно не становится.
Авторы «Госпожи Кагуи» ориентируются на ситуативный юмор, поддерживая его стабильно высокую планку. Когда дело все-таки доходит до чего-то глупого, то аниме открытым текстом это признает, будто самоиронизируя над собой. А тот факт, что это именно анимационное шоу, позволил возвести его в совершенно иную сферу, сделав аниме не только очень смешным, но и чертовски стильным.
Больше итогов года на «Канобу»:
5. Kimetsu no Yaiba («Клинок, рассекающий демонов»)
О «Клинке, рассекающем демонов» в 2018 году говорили запредельно много. Такое чувство, будто почти все обратили внимание на историю парня Тандзиро Камадо, чья семья была почти полностью уничтожена демонами, а единственная выжившая сестра сама стала полудемоном. В чем причина такой популярности? Точно сказать тяжело, но есть вероятность, что мангака Кехару Готогэ просто удачно совместила знакомые и полюбившиеся всем художественные тропы с парой необычных элементов.
Ведь Kimetsu no Yaiba — это ни капли не шедевр и не какое-нибудь открытие. Даже «Мою геройскую академию» можно рассматривать сквозь призму проблематики преемственности поколений, тут же история использует менее комплексные вопросы в духе давления обстоятельств и морали «по ту сторону баррикад». Но так ли это важно, если битвы пленяют своим драйвом, а персонажи — дизайном и характером?
Тем более, что студия ufotable вложилась в каждый кадр с таким усердием, что налюбоваться ими окончательно никак не выходит. Kimetsu no Yaiba — это самый красивый аниме-сериал 2019 году. И уже за это его можно любить.
Больше итогов года на «Канобу»:
4. Dororo («Дороро»)
«Дороро» — манга 1967 года от легендарного Осаму Тэдзуки, который чуть ли не единолично сформировал современную японскую индустрию печатных комиксов. Экранизировать нечто подобное — ответственная задача, особенно учитывая, что первое аниме по «Дороро» вышло в 1969 году и нынче считается скрытым шедевром и забытой классикой. Но у студий MAPPA и Tezuka Productions все получилось превосходно.
Dororo образца 2019 года — это аниме, которое не стесняется быть немного монотонным и занудным, чтобы рассказать цельную историю о мести и построении себя как личности (в прямом смысле). Шоу получилось мрачным, но зрители увидят вовсе не чернуху ради чернухи. Все жуткие демоны и не менее жуткие люди — всего лишь метафора кошмарной жизни и бесконечных смут периода Сэнгоку.
Что инвалид Хяккимару, буквально собирающий себя по кусочкам, что совсем юный мальчишка Дороро быстро найдут место в вашем сердце. Они постоянно конфликтуют, ссорятся, попадают в передряги и пытаются найти общий язык совсем как живые люди. Проработка персонажей в Dororo на высоте — как и все остальное, если вы не гонитесь за сверхзвуковой динамикой.
А еще второй эндинг записал популярный японский исполнитель Eve. И уже за это я готов накинуть Dororo лишний десяток баллов.
Больше итогов года на «Канобу»:
3. Shingeki no Kyojin Season 3 Part 2 («Вторжение титанов», третий сезон, вторая часть)
Следить за развитие анимационной «Атаки титанов» — несколько извращенное, но все-таки удовольствие. Первый сезон стал экшен-сенсацией, о нем продолжают говорить до сих пор. Тем обиднее, что второй оказался бессвязной пустышкой, в котором мало того, что не произошло почти ничего важного, так еще и качество графики, за которое многие полюбили аниме, ухудшилось в разы.
Третий сезон в Wit Studio решили разделить на две части. Первая сконцентрировалась на политических интригах, доказав, что даже без титанов сюжет может оставаться напряженным и захватывающей. А вторая должна была вернуться к драйву из самого начала аниме — но результат превзошел даже самые смелые предположения.
Пятое место в топе лучших аниме всех времен на MyAnimeList достаточно красноречиво. Пускай графика второй половины третьего сезона «Атаки титанов» так и не достигла пика, само наполнение позволяет игнорировать даже самую убогую CGI-анимацию. Конечно, во многом это заслуга первоисточника Хадзимэ Исаямы, который из стандартного постапокалиптического сенэна о превозмогании сделал взрослую военную драму, в которой все не так однозначно. Авторы аниме просто ничего не испортили — и результат не заставил себя ждать.
Не верите мне — посмотрите видео от Gigguk. Один тамбнейл с названием ролика и его длиной уже говорят о многом.
Больше итогов года на «Канобу»:
2. Mob Psycho 100 II («Моб Психо 100», второй сезон)
2019 год оказался невероятно удачным для фанатов мангаки ONE, а наш топ лучших аниме это наглядно демонстрируют. Ведь в него попали продолжения сразу двух экранизаций главных работ автора. И если о «Ванпанчмене» еще можно долго спорить, то второй сезон Mob Psycho 100 — это безоговорочная победа.
Студия Bones приняла единственное правильное решение и решила не изменяться стиль рисунка ONE, оставив его неряшливым и карикатурным. Видимо, сэкономленный на художниках бюджет отдали аниматорам — и так родился визуальный шедевр. Стиль «Моб Психо 100» может отпугнуть лишь на субъективном уровне, ведь по факту каждый кадр аниме — это торжество фантазии над техническими ограничениями.
В истории, в персонажах, даже в шутках — второй сезон аниме на голову превосходит первый, который во время премьеры в 2016-м тоже называли лучшим аниме года. Bones держит марку качества, тут не поспорить.
Больше итогов года на «Канобу»:
1. Promare («Промар»)
Каким должно быть лучшее аниме года? Вы можете сказать, что близким к идеалу во всех отношениях, но как по мне это слишком скучное и непонятное определение. Ведь что такое «близкий к идеалу»? Что это за идеал такой?
Для меня аниме года — это нечто сияющее и яркое. Что-то, что продвигает наше представления об анимации, выбранном жанре и самом мироустройстве вперед. Что-то не совсем продуманное в отдельных деталях, но в сумме своих элементов не оставляющее ни шанса конкурентов. Что-то, о чем хочется только кричать — или хотя бы обсуждать днями и неделями. И это «что-то» в 2019 году подарила нам студия-спасительница аниме — Trigger. А речь, само собой, об аниме-фильме «Промар».
До сих пор удивительно, как эта полнометражка вообще сумела появиться. В эпоху, когда в кинотеатрах крутят в основном сопливые аниме-драмы, Trigger создала неоэкшен, при просмотре которого адреналин и тестостерон начинают вырабатываться в десятикратных дозах. При этом в центре истории находятся двусмысленные (или, я бы даже сказал, недвусмысленные) отношения нескольких мужчин. А еще «Промар» не опирается на известные франшизы и не следуют популярным ходам — это целиком оригинальное произведение, что тоже нынче большая редкость.
И тут я бы мог снова расписать вам на несколько тысяч знаков, почему от «Промара» сердце загорается фиолетовым пламенем. Но я уже сделал это в рецензии, потому просто процитирую оттуда фрагмент, а затем сконцентрируюсь на более тонких материях:
Ведь «Промар» жжет и зажигает одновременно. Он наполнен той самой мистической любовью к аниме, которой горели сотрудники Gainax. Именно к форме искусства и средству выражению мыслей, а не формату, в котором можно бесконечно показывать трусы главных героинь. Эта любовь искрится в каждом моменте, и ей невозможно не поддаться.
Но есть кое-что намного любопытнее, чем какие-то пространные попытки загнать «Промар» в рамки объективной критики. Исходя из опыта, аниме сумело влюбить в себя самых непохожих людей. Тех, кто всей душой презирает «Гуррен-Лаганн» и «Килл ла Килл». Тех, кто вообще ничего не смотрел от студии Trigger и Gainax. Даже равнодушные к аниме люди, которых друзья чудом затащили на сеанс, оказались приятно удивлены. Всех будто объединило странное заклинание, скрытое где-то внутри «Промара».
А это значит, что Trigger создала нечто большое, чем просто великолепное аниме. Их работа пленяет с первой же секунды и уже через час просмотра ты ее любишь безоговорочно, а еще через час хочешь поделиться этой любовью со всем миром. «Промар» не пытается быть слишком умным и говорит со всеми на доступном языке — но в то же время по своей сглаженности находится далеко за горизонтом событий. Оставаясь простой и веселой, полнометражка полна иррационального и почти необъяснимого.
Пожалуй, именно таким и должно быть аниме года — сталкивающим противоположное, чтобы врываться в сердца и умы, оставаясь там навечно. И «Промар» прекрасно с этим справился.