11 сентября 2019
Обновлено 11.09.2019

«Промар» от студии Trigger — лучшее аниме десятилетия

О полнометражке «Промар» (Promare) до релиза не было известно практически ничего. Студия Trigger дала фанатам лишь очень условную завязку и пару кислотных промо-материалов, внушающих надежду, что аниме готовятся перевернуть. Так вот, ожидания полностью оправданы. Ведь Promare — это главное, лучшее и как минимум самое драйвовое аниме десятилетия.
О полнометражке «Промар» (Promare) до релиза не было известно практически ничего. Студия Trigger дала фанатам лишь очень условную завязку и пару кислотных промо-материалов, внушающих надежду, что аниме готовятся перевернуть. Так вот, ожидания полностью оправданы. Ведь Promare — это главное, лучшее и как минимум самое драйвовое аниме десятилетия.

Это аниме — всепоглощающий триумф. Торжество анимации над серостью мира. Громкое заявление, что Trigger — лучшая современная аниме-студия.

Это полнометражка, которая нужна была миру чуть ли не с 2007 года, когда все узнали о существовании «Гуррен-Лаганна». Только если тогда по по венам миллионов потекла магма, то теперь в сердце загорелось бушующее пламя.

В мире «Промара» часть людей мутировала, получив способность контролировать пламя. Из-за этого по всему миру начались массовые беспорядки, правительство признало мутантов вне закона. «Новую расу» назвали Опаленными. С последствиями пожаров борется особая спасательная бригада «Пламенные спасатели», куда входит и главный герой — Гало Тимос. Однажды во время вызова он сталкивается с лидером террористической организации Опаленных — Лео Фортией. И эта встреча впоследствии повлияет на весь мир вокруг.

«Промар» от студии Trigger — лучшее аниме десятилетия - фото 1

Японская премьера «Промара» состоялась 24 мая 2019 года, дата премьера в России — 12 сентября 2019-го. Это не столь критичная задержка, особенно учитывая, как редко хорошие аниме у нас выходят в прокат. Но эта сезонная разница оказалась принципиальной, ведь в июле стартовал показ аниме Fire Force, в котором речь тоже идет о специальных пожарных и огненных мутантах. Потому сразу конкретизирую — кроме фабулы, у этих аниме нет ничего общего, ни о каком плагиате не может быть и речи, тем более с темой огня Trigger обошлась намного креативнее.

Креативность — одно из ключевых слов в описании всего в «Промаре». Каждый кадр тут не просто красивый — он поражает воображение. Компоновкой объектов, ракурсами, цветовой палитрой — визуально у аниме нет конкурентов. Особенно в мире, в котором среди японских полнометражек преобладают драмы с красивыми небесами и многочисленными шлагбаумами. Выпускать динамичный экшен при таком положении дел — ход рискованный, но за это мы и любим Trigger.

Причем «Промар» стал дебютом как самой студии, так и Хироюки Имаиси (пересказы «Гуррен-Лаганна» и 52 минуты Dead Leaves не в счет), в полнометражном формате. И сразу стало очевидно, насколько пара часов хронометража идеально подходит историям от Trigger. В фильме нет никаких провисаний или филлерных моментов. Каждый кадр, любая фраза несут в себе какой-то смысл и могут неожиданно всплыть к концу истории, раскрыв ее с новой стороны. «Промар» укомплектован идеально, а у Имаиси могли бы поучиться и некоторые западные режиссеры.

«Промар» от студии Trigger — лучшее аниме десятилетия - фото 2

Но самое главное, что бросается в глаза — это визуальная часть. По трейлерам могли возникнуть некоторые опасения из-за использования 3D-графики, с которой аниме-студии почему-то совершенно не дружат. И даже тут Trigger отличилась. Нет, вы все так же будете иногда замечать эти кривые анимации при 15 кадрах в секунду. Но они настолько аккуратно дополнены спецэффектами и ручной работой, что совершенно не вызывают отторжения.

А в лучшие моменты «Промар» затмевает все остальные аниме-полнометражки, а сериалы так вообще оставляет далеко позади. Отдельные сегменты секунды на три выглядят дороже, чем все шоу летнего сезона.

Причем тут у нас тот случай, когда картинка богата и с технической точки зрения, и с творческой. А когда визуал образует единое целое с сутью анимационного произведение — это один из основных признаков шедевра.

Причем в аниме не просто сеттинг придает осмысленности картинке, но и наоборот — некоторые подробности мира, особенности характеров героев и прочие подробности раскрываются как раз через визуал. То есть каждый случайно взятый кадр не только красиво выглядит, но своей красотой еще и говорит зрителю, каков контекст происходящих событий. Доходит даже до крайностей, когда геометрия форм (например, того же пламени Опаленных) становится неотъемлемым стилистическим приемом сценария.

«Промар» от студии Trigger — лучшее аниме десятилетия - фото 3

С последним тут полный порядок, за что опять же стоит благодарить полнометражный формат. С ним не нужно уделять слишком сильно внимания условным пляжным эпизодам и побочным сюжетным линиям — вместо этого авторы сконцентрировались на самой сути.

Концентрация событий в «Промаре» запредельная: локации, настроения, битвы и драматические моменты постоянно сменяют друг друга, из-за чего соскучиться невозможно. Но и действо не превращается в мешанину образов — сценарию удается даже подобное безумие держать хоть в каких-то условных рамках.

Из-за этого даже дикие сюжетные повороты, часть которых удивляет, а другая читается с самого начала фильма, смотрятся органично и не вызывают сомнений в адекватности сценариста. За два часа в аниме все несколько раз перевернется с ног на голову, причем настолько, что сценаристы Запада смогли бы растянуть такую историю минимум на трилогию.

И тут раскрывается еще одна заслуга «Промара» — он закончен от начала и до конца, цепко держится за свою логику и в целом даже чересчур продуманный для аниме о пожарных.

«Промар» от студии Trigger — лучшее аниме десятилетия - фото 4

Тем приятнее, что за относительно короткое время главные герои успевают искренне полюбиться. С Гало в Trigger особо не заморачивались — по духу это более молодой и наивный Камина из «Гуррен-Лаганна», но и сам по себе этот образ стал визитной карточкой студии.

На его фоне Лео смотрится достаточно иронично, ведь с его адекватным взглядом на вещи зрителю ассоциировать себя проще всего. Хватает и других ярких персонажей, которым достаточно пары фраз, чтобы из статистов превратиться в полноправных участников огненной феерии.

Особенно приятно при просмотре почувствуют себя давние фанаты творчества Имаиси и Trigger, ведь отсылок и почти дословных цитат тут хватает. А ближе к концу в одном моменте было трудно удержать себя от восторженного крика. Все-таки Trigger почти во всех аниме полагается на собственное прошлое, из-за чего, кстати, студию любят обвинять в однообразии. Так что, если вас это раньше раздражало, то «Промар» ничего нового для вас не откроет.

«Промар» от студии Trigger — лучшее аниме десятилетия - фото 5

Но, используя наследие своего режиссера, полнометражка чудесным образом умудряется шагнуть в идеях и смысл еще дальше, подстроившись под актуальные проблемы 2019 года. «Промар» поднимает проблемы расизма, власти избранных и вреда монополий корпораций. Сюжет не тыкает этими вопросами вам в лицо, поступая более изысканным образом и вплетая их в общую сюжетную канву.

Если вы пришли за экшеном и только — пожалуйста, никто вас отвлекать не будет. Но и пищу для ума вы тут найдете.

А довершает все потрясающая музыка Хироюки Савано, который год не перестающего радовать качественными композициями и открывать все новые грани таланта. Возможно, кому-то его стиль покажется немного однотипным. С другой стороны, проблема может быть и в том, что в выбранных жанрах он достиг абсолютного максимума, а теперь просто поддерживает столь недосягаемую планку качества.

Есть ли у фильма вообще недостатки? Зависит от того, понимаете ли вы, ради чего он существует. Свой первый час «Промар» — это лучшая работа Trigger уровня золотых времен Gainax. Но к началу второго он начинает искреннее удивлять и шокировать, выходя за рамки очерченных авторами условий. Экспрессия в чистом виде, не иначе.

Другое дело, что не всем такой подход нравится. Кого-то может отпугнуть почти токсичная графика, другие пожалуются, что проработке некоторых персонажей уделено не так много времени. Третьи вообще скажут, что им показали бессмысленный бред на два часа. Да и в целом на фоне главенства драм в современных аниме-полнометражках «Промар» ощущается инородно. Но в этом одновременно кроется и его прелесть. Это действительно аниме из другого времени и места, которое удивительным образом мы все-таки можем посмотреть.

Когда обычно я пишу рецензии, то стараюсь сразу же после просмотра отметить какие-то тезисы в голове. В случае с «Промаром» пришлось дать себе почти неделю, чтобы эмоции улеглись. Иначе бы этот текст был весь написан капсом и громкими бессвязными криками. Даже сейчас тяжело удержаться, чтобы не напихать сюда цитат о пламени, энергии и прочих пафосных вещах.

«Промар» от студии Trigger — лучшее аниме десятилетия - фото 6

Ведь «Промар» жжет и зажигает одновременно. Он наполнен той самой мистической любовью к аниме, которой горели сотрудники Gainax. Именно к форме искусства и средству выражению мыслей, а не формату, в котором можно бесконечно показывать трусы главных героинь. Эта любовь искрится в каждом моменте, и ей невозможно не поддаться. Признаюсь честно — «Промар» даже вновь вернул мне страсть к японской анимации, от которой я порядком подустал.

Прекрасно, что полнометражка добралась до российского проката, причем на неделю раньше, чем в США. Мне совершенно не нравится позиция «сходите в кино, чтобы поддержать аниме в России», ведь произведения искусства нужно оценивать по качеству, а не каким-нибудь метафизическим факторам. Потому на «Промар» стоит сходить не ради мутной поддержки японской анимации на русском языке, а исключительно потому, что это замечательное аниме.

Замечательное в каждом кадре и слове, четко осознающее, чего оно пытается добиться, и все равно превосходящее все ожидания. Даже несколько символично, что оно вышло в конце декады. Имаиси доказал, что готов удивлять нас еще долгие годы, а Trigger громко заявила о себе в полнометражном формате.

И если именно к таким аниме мир будет стремиться следующее десятилетие, то уставшую и немного подгнившую японскую анимацию ждет долгожданное Возрождение.

P. S. Дубляж от студии «Реанимедиа», кстати, прекрасен.

Комментарии 54
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
СумасшедшийСкай
СумасшедшийСкай
Мне почему то визуально больно смотреть на картинку.