08 мая 2019Игры

Легенда «Формулы-1»: жизнь и трагедия Айртона Сенны

Возможно, именно этот момент следовало бы считать кульминационным в карьере и жизни Айртона Сенны — ночь с субботы, 30 апреля, на воскресенье, 1 мая 1994 года, когда самый быстрый человек на Земле, наверное, впервые был готов бросить все. 25 лет назад гонщик, уже ставший легендой, идолом, национальным героем — назовите как угодно, окончательно доказал, что выходит на трассу только ради того, чтобы победить — или умереть.
Возможно, именно этот момент следовало бы считать кульминационным в карьере и жизни Айртона Сенны — ночь с субботы, 30 апреля, на воскресенье, 1 мая 1994 года, когда самый быстрый человек на Земле, наверное, впервые был готов бросить все. 25 лет назад гонщик, уже ставший легендой, идолом, национальным героем — назовите как угодно, окончательно доказал, что выходит на трассу только ради того, чтобы победить — или умереть.

Впрочем, как не раз отмечали современники, Сенна постоянно ходил по грани: многие называли его манеру езды сумасшествием, отдавая при этом должное гениальности стремительного бразильца. Страшная авария, случившаяся 25 лет назад во время Гран-при Сан-Марино в повороте Тамбурелло, оборвала полет Айртона Сенны — этот сезон должен был принести ему четвертый титул чемпиона мира.

Можно было бы сказать, что бразилец перешагнул ту грань, которую постоянно пытался нащупать, перешел за тот предел, откуда не сумел вернуться, несмотря на всю свою гениальность. Между тем, авторы документального фильма «Сенна» утверждают, что Тамбурелло — не из тех поворотов, в которых гонщики допускают фатальные ошибки, и к трагедии привела неисправность болида.

А вот по поводу того, что это была за поломка, до сих пор нет единого мнения. Самая распространенная версия (ее же признали официальной) называет причиной аварии неисправность рулевого механизма, а погиб великий спортсмен то ли от перелома основания черепа в момент столкновения со стеной, то ли от того, что деталь передней подвески со страшной силой ударила Сенну по шлему.

Легенда «Формулы-1»: жизнь и трагедия Айртона Сенны - фото 1

Чего стоило Айртону выйти на трассу в этот день — не узнает уже никто. Это был, пожалуй, один из самых трагических и тягостных гоночных уик-эндов в истории, начавшийся с аварии Рубенса Барикелло и продолжившийся гибелью Роланда Ратценбергера из команды Simtek, но этим не закончившийся: сразу после старта гонки в воскресенье столкнулись болиды Педро Лами и Юрви-Ярви Лехто. Практически все, кто был рядом с Сенной до старта, утверждают, что он выглядел необычно подавленным и даже шокированным.

Журналист Марк Фогарти утверждал, например, что у гонщика было плохое предчувствие. Сам «Бразильский волшебник» неожиданно попросил передать привет Алену Просту (он к тому времени уже завершил карьеру и работал комментатором на телевидении), назвав своего давнего соперника и главного конкурента «старым другом». А профессор Сид Уоткинс, глава «формульных» медиков и хороший друг Айртона вспоминал позже, что предлагал тому бросить все и отправиться на рыбалку, но гонщик заявил, что уйти не в его силах: он должен продолжать.

В этом, наверное, весь Сенна — яростный, непримиримый, страстный и целеустремленный. Способный как на крепкую дружбу, так и на неоднозначные поступки, которые принято было объяснять исключительной волей к победе. Поговаривали, что он ездит так, как будто считает себя бессмертным, хотя сам Айртон говорил, что гонки для него — это самый эффективный способ самопознания. Причем пришел он к этому решению еще в 13 лет, после первого более или менее официального старта, уже тогда поняв, что сворачивать с однажды выбранного пути не станет.

Легенда «Формулы-1»: жизнь и трагедия Айртона Сенны - фото 2

Отец Айртона, преуспевающий бразильский землевладелец, был против (хотя он-то впервые и посадил будущую легенду за руль, смастерив четырехлетнему сыну некое подобие карта): юноше предстояло встать у руля семейного бизнеса. Впрочем, однажды сеньору Милтону да Силва пришлось смириться с выбором сына. Первые шаги по карьерной лестнице к «Большим призам» Айртон сделал именно на семейные деньги, со временем превратившись в звезду мирового масштаба, но оставшись патриотом своей страны — а уж на родине в Бразилии его просто боготворили.

И только после его гибели стало известно, что свои огромные гонорары Сенна регулярно тратил на благотворительность — на борьбу с бразильской бедностью и на помощь детям. Более того, все свои капиталы он завещал благотворительному фонду, который сам же и создал, — и после гибели гонщика фонд, который возглавила его сестра Вивиан, назвали именем Айртона Сенны.

Не прошла его гибель бесследно и для самой «Формулы 1»: организаторы развернули беспрецедентную работу по повышению уровня безопасности гонщиков, итогом которой стал перерыв в смертельных авариях, растянувшийся на два десятка лет. Следующим (и последним) в этом печальном списке стал Жюль Бьянки, вылетевший с трассы на Гран-при Японии 2014 года… По мнению экс-президента FIA Макса Мосли, именно гибель Сенны привела к окончательному формированию европейской ассоциации EuroNCAP, которая занимается исследованием безопасности гражданских автомобилей.

McLaren Senna

McLaren Senna

Именем Сенны названы улицы в нескольких городах на его родине, одна из его родных «конюшен» — компания McLaren — выпустила суперкар Senna, один из пассажирских лайнеров в Бразилии выкрашен в цвета его шлема… И одна из ярчайших звезд «Формулы 1» не могла не остаться без внимания разработчиков гоночных игр — от аркадных гонок на картах до полноценных симуляторов «Формулы 1». Прототипом одного из персонажей таких симуляторов — Super Monaco GP — Айртон Сенна стал еще в 1989 году, а вторая часть игры, появившаяся через три года, и вовсе была названа его именем. В память о гибели гонщика и в ознаменование двадцати лет с этого трагического события создатели Gran Turismo 6 вместе с фондом Сенны выпустили обновление, в рамках которого можно было промчаться на тех же машинах по тем же трассам — но, конечно, без всякого риска для самого себя. Как говорил бразильский гонщик, «всегда надо верить, что именно эта гонка станет вашей лучшей».

Легенда «Формулы-1»: жизнь и трагедия Айртона Сенны - фото 4
Легенда «Формулы-1»: жизнь и трагедия Айртона Сенны - фото 5

Больше по теме «Авто»

Комментарии 7
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
SERzol
SERzol

Интересна

Сеня Лютый
Сеня Лютый

Помним, скорбим: https://www.youtube.com/watch?... 

Антон Рубец
Антон Рубец

Уважаемая редакция, пожалуйста, не пишите о том, в чем не разбираетесь. Ну пожалуйста. Начинать статью с того, что день перед смертью - это день кульминации карьеры Величайшего чемпиона в истории. Это простите. У меня нет слов, жизнь и карьера Аиртона не об этом. Если говорить о кульминации, то почитайте, а лучше послушайте, рассказ чемпиона о дождевой гонке в Монако. Авария Сенны в Сан Марино была не серьёзной. Совсем. В шикане низкая скорость. Это было просто стечение обстоятельств и надломленна карбоновая стойка подвески. Я вас заклинаю, не пишите о том, чего не знаете!