13 марта 2019Игры
Обновлено 19.03.2019

История Колина Макрея: как шотландский раллист помог Subaru и подарил свое имя Colin McRae Rally

Жизнь Колина Макрея, имя которого увековечено в культовой серии Colin McRae Rally, была подчинена одной цели — на невероятной скорости стремиться вперед. Здесь я расскажу, как раллист, добившийся за свою карьеру довольно скромных результатов, стал настоящей звездой.
Жизнь Колина Макрея, имя которого увековечено в культовой серии Colin McRae Rally, была подчинена одной цели — на невероятной скорости стремиться вперед. Здесь я расскажу, как раллист, добившийся за свою карьеру довольно скромных результатов, стал настоящей звездой.
История Колина Макрея: как шотландский раллист помог Subaru и подарил свое имя Colin McRae Rally - фото 1

Один из возможных переводов слова rallying — «сплочение». На мой взгляд, это отличный и о многом говорящий синоним к ралли как таковому — самому, пожалуй, эффектному и сложному виду классического автоспорта, где без того самого сплочения просто нечего делать. Пилот, изо всех сил валящий в буквальном смысле куда глаза глядят, должен не только доверять своему штурману на сто два процента — он должен читать его без ошибок. И наоборот, конечно. Иначе не избежать схода, «ушей», а то и чего похлеще — того, что обычно деликатно называют «ошибкой пилотирования».

У Колина Макрея, человека, который, по сути, «сделал» бренд Subaru, со «сплоченностью» всегда были проблемы. Но не потому, что он не мог найти общий язык со вторым пилотом, нет. Весьма эмоциональный и чрезмерно увлекающийся спортсмен исповедовал очень дерзкий, авантюрный стиль пилотирования, постоянно прогуливаясь по грани и чаще всего просто пропуская мимо ушей рекомендации своего штурмана. «Летучий шотландец», «отважный кирпич» и «МакКрэш» — это лишь немногие прозвища, которыми Колина награждали за его постоянные попытки уткнуть свой болид в дерево или переборщить с углом входа на трамплин.

Сам Макрей, к слову, называл своим кумиром Ари Ватанена, умопомрачительно быстрого и весьма разностороннего финна, и до определенного момента практически шел по его стопам. А главную роль в судьбе Колина, считавшегося тогда «перспективным, но крайне нестабильным дарованием», сыграл Дэйв Ричардс — глава британской компании Prodrive и… экс-штурман Ари Ватанена!

Выставка машин, на которых соревновался Колин Макрей (автор: [Liz Jones](https://www.flickr.com/people/35977634@N00))

Выставка машин, на которых соревновался Колин Макрей (автор: Liz Jones)

В начале 90-х еще считалось, что для продажи спорткаров компания-производитель должна что-то представлять из себя на мировой автоспортивной арене. Компания Subaru, оправившись от последствий крайне нелепой попытки поучаствовать в «Формуле-1», решила все же сконцентрироваться на мировом чемпионате по ралли, и заниматься подготовкой машин к стартам и прочей организацией пришлось как раз Дэйву Ричардсу. Взглянув с высоты своего положения на паутину раллийных трасс, Ричардс остался немало впечатлен артистичностью Макрея и пригласил его в свою команду. Впрочем, возможно, свою роль сыграли и сентиментальные воспоминания о той дичи, которую творил Ари Ватанен во времена, когда Ричардс занимал кресло справа от него.

Глава Prodrive, авторитет в тогдашнем ралли-мире, сделал весьма рискованную ставку. И нельзя сказать, выиграл он или проиграл: склонность гонщика к рискованному пилотированию ликвидировать явно не удалось. Впрочем, Колин Макрей за рулем сначала Subaru Legacy, а позже — когда у Prodrive появился титульный спонсор, и на бортах «Субару» засверкали три знаменитые пятерки — в водительском кресле Subaru Impreza принес команде немало побед на спецучастках. Его эффектная, но не слишком эффективная манера езды стала чуть ли не самой весомой гирей на тех весах, где взвешивался спортивный имидж Subaru. Именно с этих пор «Импреза» стала прочно ассоциироваться с ралли, а Колин Макрей начал постепенно превращаться в легенду. С его помощью Subaru несколько лет подряд первенствовала в Чемпионате производителей. Макрей же за рулем «Импрезы» обеспечил себе первый и, к сожалению, последний титул чемпиона мира по ралли. Самого, на секундочку, молодого чемпиона и первого чемпиона из Великобритании. Среди земляков его успех смог впоследствии повторить только Ричард Бернс — и тоже на Subaru Impreza.

Казалось бы, что такое один титул на фоне списка побед того же Томми Мяккинена? Но статус легенды не измерить цифрами: Колин Макрей вписал себя в зал славы мирового ралли собственным упорством, фанатичной преданностью своему делу и беспримерной волей к победе. Ну, и великолепным симулятором, конечно.

История Колина Макрея: как шотландский раллист помог Subaru и подарил свое имя Colin McRae Rally - фото 3

Дебютная часть Colin McRae Rally вышла через три года после того, как Колин Макрей получил свой самый громкий титул. Причем Codemasters, разработчики игры, обставили ее релиз со всем полагающимся — привлекли к разработке самого Макрея в качестве технического консультанта по наладке игровой физики, его самого и его штурмана Ники Гриста поместили в игру, а также обзавелись официальной лицензией оргкомитета чемпионата. Симулятор получился идеально сбалансированным и отлично передающим дух классического ралли. При помощи не менее культовой второй части Colin McRae Rally компания Codemasters выбила свое имя на виртуальных скрижалях, тогда как карьера Колина начала трещать под его собственным натиском, не выдерживая манеры гонщика отчаянно рисковать.

На рубеже веков Макрей, выступавший уже за команду Ford, довел счет своих побед на этапах до четверти сотни, потом сменил Ford на Citroen, а затем вообще отказался от ралли в пользу пустынь марафона «Париж-Дакар» с Nissan и шоссе Ле-Мана с Ferrari (поговаривают, что в смене жанра виновато руководство команды Citroen, отказавшееся продлять контракт с по-прежнему нестабильным пилотом).

Колин Макрей постепенно перевоплощался в виртуального героя: с ростом известности его имени среди поклонников видеоигр статус самого спортсмена постепенно размывался. Макрей и Ричардс всерьез рассчитывали примерить на себя звание автопроизводителей, разработав диковинный хот-хэтч McRae R4, но роковой полет на вертолете поставил крест и на этих планах: Колин и его маленький сын погибли в сентябре 2007 года. После катастрофы фамилия гонщика перестала появляться на обложках новых частей серии раллийных симуляторов.

Ferrari 550-GTS, на которой Макрей участвовал в 24 часах Ле-Мана (автор: [Mark Woodbury](https://www.flickr.com/people/19607761@N00))

Ferrari 550-GTS, на которой Макрей участвовал в 24 часах Ле-Мана (автор: Mark Woodbury)

«Летучему шотландцу» некуда было деться от своей судьбы. Одно то, что родился он в семье пятикратного чемпиона Великобритании по ралли, уже о многом говорит: свой первый стартовый створ Колин пересек в семь лет. И уже тогда, по словам отца, продемонстрировал манеру, ставшую впоследствии его фирменной чертой и обеспечившую ему мировую славу. Ни шагу назад, только вперед — и желательно не снижая скорости.

История Колина Макрея: как шотландский раллист помог Subaru и подарил свое имя Colin McRae Rally - фото 5
Комментарии 8
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Stigie
Stigie

"Пилот, изо всех сил валящий в буквальном смысле куда глаза глядят, должен не только доверять своему штурману на сто два процента — он должен читать его без ошибок. " — Пилот никогда не валит куда глаза глядят, тормоза вы барабанные. Стенограмму штурман пишет под диктовку пилота во время первого и последнего ознакомительного заезда по трассе/спец-участку перед зачётом. Задача штурмана — быстро соображать и правильно читать стенограмму. Задача пилота — быстро пройти спец-участок по стенограмме, надиктованной им же самим штурману.

Доверять штурману на 102%? — Штурман может ошибиться и тогда езда рулю, если раллист будет ему доверять на 102%.

И что там должен читать пилот во время заезда? Так и не понял.

"о той дичи, которую творил Ари Ватанен" — И какую же дичь творил Ари Ватанен? Максимально быстро проходил спец-участки? Это дичь? Дичь — это ехать весь СУ задним ходом или на крыше.

Какую же вы ахинею несёте в вообще тёмных для вас темах.