Легенда «Формулы-1»: жизнь и трагедия Айртона Сенны
Впрочем, как не раз отмечали современники, Сенна постоянно ходил по грани: многие называли его манеру езды сумасшествием, отдавая при этом должное гениальности стремительного бразильца. Страшная авария, случившаяся 25 лет назад во время Гран-при Сан-Марино в повороте Тамбурелло, оборвала полет Айртона Сенны — этот сезон должен был принести ему четвертый титул чемпиона мира.
Можно было бы сказать, что бразилец перешагнул ту грань, которую постоянно пытался нащупать, перешел за тот предел, откуда не сумел вернуться, несмотря на всю свою гениальность. Между тем, авторы документального фильма «Сенна» утверждают, что Тамбурелло — не из тех поворотов, в которых гонщики допускают фатальные ошибки, и к трагедии привела неисправность болида.
А вот по поводу того, что это была за поломка, до сих пор нет единого мнения. Самая распространенная версия (ее же признали официальной) называет причиной аварии неисправность рулевого механизма, а погиб великий спортсмен то ли от перелома основания черепа в момент столкновения со стеной, то ли от того, что деталь передней подвески со страшной силой ударила Сенну по шлему.
Чего стоило Айртону выйти на трассу в этот день — не узнает уже никто. Это был, пожалуй, один из самых трагических и тягостных гоночных уик-эндов в истории, начавшийся с аварии Рубенса Барикелло и продолжившийся гибелью Роланда Ратценбергера из команды Simtek, но этим не закончившийся: сразу после старта гонки в воскресенье столкнулись болиды Педро Лами и Юрви-Ярви Лехто. Практически все, кто был рядом с Сенной до старта, утверждают, что он выглядел необычно подавленным и даже шокированным.
Журналист Марк Фогарти утверждал, например, что у гонщика было плохое предчувствие. Сам «Бразильский волшебник» неожиданно попросил передать привет Алену Просту (он к тому времени уже завершил карьеру и работал комментатором на телевидении), назвав своего давнего соперника и главного конкурента «старым другом». А профессор Сид Уоткинс, глава «формульных» медиков и хороший друг Айртона вспоминал позже, что предлагал тому бросить все и отправиться на рыбалку, но гонщик заявил, что уйти не в его силах: он должен продолжать.
В этом, наверное, весь Сенна — яростный, непримиримый, страстный и целеустремленный. Способный как на крепкую дружбу, так и на неоднозначные поступки, которые принято было объяснять исключительной волей к победе. Поговаривали, что он ездит так, как будто считает себя бессмертным, хотя сам Айртон говорил, что гонки для него — это самый эффективный способ самопознания. Причем пришел он к этому решению еще в 13 лет, после первого более или менее официального старта, уже тогда поняв, что сворачивать с однажды выбранного пути не станет.
Отец Айртона, преуспевающий бразильский землевладелец, был против (хотя он-то впервые и посадил будущую легенду за руль, смастерив четырехлетнему сыну некое подобие карта): юноше предстояло встать у руля семейного бизнеса. Впрочем, однажды сеньору Милтону да Силва пришлось смириться с выбором сына. Первые шаги по карьерной лестнице к «Большим призам» Айртон сделал именно на семейные деньги, со временем превратившись в звезду мирового масштаба, но оставшись патриотом своей страны — а уж на родине в Бразилии его просто боготворили.
И только после его гибели стало известно, что свои огромные гонорары Сенна регулярно тратил на благотворительность — на борьбу с бразильской бедностью и на помощь детям. Более того, все свои капиталы он завещал благотворительному фонду, который сам же и создал, — и после гибели гонщика фонд, который возглавила его сестра Вивиан, назвали именем Айртона Сенны.
Не прошла его гибель бесследно и для самой «Формулы 1»: организаторы развернули беспрецедентную работу по повышению уровня безопасности гонщиков, итогом которой стал перерыв в смертельных авариях, растянувшийся на два десятка лет. Следующим (и последним) в этом печальном списке стал Жюль Бьянки, вылетевший с трассы на Гран-при Японии 2014 года… По мнению экс-президента FIA Макса Мосли, именно гибель Сенны привела к окончательному формированию европейской ассоциации EuroNCAP, которая занимается исследованием безопасности гражданских автомобилей.
Именем Сенны названы улицы в нескольких городах на его родине, одна из его родных «конюшен» — компания McLaren — выпустила суперкар Senna, один из пассажирских лайнеров в Бразилии выкрашен в цвета его шлема… И одна из ярчайших звезд «Формулы 1» не могла не остаться без внимания разработчиков гоночных игр — от аркадных гонок на картах до полноценных симуляторов «Формулы 1». Прототипом одного из персонажей таких симуляторов — Super Monaco GP — Айртон Сенна стал еще в 1989 году, а вторая часть игры, появившаяся через три года, и вовсе была названа его именем. В память о гибели гонщика и в ознаменование двадцати лет с этого трагического события создатели Gran Turismo 6 вместе с фондом Сенны выпустили обновление, в рамках которого можно было промчаться на тех же машинах по тем же трассам — но, конечно, без всякого риска для самого себя. Как говорил бразильский гонщик, «всегда надо верить, что именно эта гонка станет вашей лучшей».
Больше по теме «Авто»
- За что компании Chevrolet стоит поблагодарить «Трансформеров» Майкла Бэя
- С каких автомобилей скопированы машины в GTA 5?
- 5 самых крутых машин с обложек Need For Speed
- История Колина Макрея
- Что такое Tesla Model Y и какую пасхалку Илон Маск спрятал в ее названии?
- Автомобили Дарта Вейдера — на чем мог бы ездить лорд ситхов?
- Российские машины в играх — от «Лады» до «Уазика»
- Автоспорт в играх и в жизни: играют ли пилоты болидов в гонки?
- 88 миль в час: история DeLorean DMC-12 из «Назад в будущее»
- 9 самых дорогих машин в мире — сколько они стоят в консолях?
- Настоящие машины для выживания в зомби-апокалипсисе
- На чем могли бы ездить герои «Игры престолов»?
- Все об «Импале» из сериала «Сверхъестественное»
- Машины Перевозчика: пять 4-колесных сообщников Джейсона Стэйтема
- Поможет ли мотоцикл выжить в зомбиапокалипсисе?
- Mortal Kombat и реальность — смертельные битвы на автомобилях
Интересна
Помним, скорбим: https://www.youtube.com/watch?...
Уважаемая редакция, пожалуйста, не пишите о том, в чем не разбираетесь. Ну пожалуйста. Начинать статью с того, что день перед смертью - это день кульминации карьеры Величайшего чемпиона в истории. Это простите. У меня нет слов, жизнь и карьера Аиртона не об этом. Если говорить о кульминации, то почитайте, а лучше послушайте, рассказ чемпиона о дождевой гонке в Монако. Авария Сенны в Сан Марино была не серьёзной. Совсем. В шикане низкая скорость. Это было просто стечение обстоятельств и надломленна карбоновая стойка подвески. Я вас заклинаю, не пишите о том, чего не знаете!