Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
28 декабря 2018/Игры

10 лучших инди-игр 2018 – от Frostpunk до Celeste

Инди-игры издревле были бастионом оригинальных идей и смелых решений. Променяв масштабы и графический лоск на творческую свободу, они часто оказываются способны удивить даже геймеров, для которых ААА-индустрия стала слишком предсказуемой. Некоторые игры из этого списка попадут и в наш топ 10 лучших игр года, но отвести инди-играм отдельный топ все же стоило.
Инди-игры издревле были бастионом оригинальных идей и смелых решений. Променяв масштабы и графический лоск на творческую свободу, они часто оказываются способны удивить даже геймеров, для которых ААА-индустрия стала слишком предсказуемой. Некоторые игры из этого списка попадут и в наш топ 10 лучших игр года, но отвести инди-играм отдельный топ все же стоило.
10 лучших инди-игр 2018 – от Frostpunk до Celeste
10 лучших инди-игр 2018 – от Frostpunk до Celeste

10. The Messenger

Денис Майоров

The Messenger — отличный пример того, что в инди-пучину все-таки нужно иногда нырять. Всегда есть шанс найти в ней жемчужину, которая подарит новые ощущения, освежив вкус к играм вообще (на одних только ААА он здорово притупляется).

Самое важное касательно The Messenger — это шикарный экшен-платформер в красивом восьмибитном пиксель-арте. Не «пиксельное инди», а огромное, детально выписанное восьмибитное полотно, не хуже той же Celeste. Что до платформинга — игра практически идеально воспроизводит механику оригинальных Ninja Gaiden, но с одним важным дополнением. Ударив в прыжке противника или какой-нибудь интерактивный предмет, можно еще разок оттолкнуться от воздуха — повторять разрешено до бесконечности, было бы что лупить. Все уровни спроектированы так, что их можно пролететь, не касаясь земли. Если пальцы достаточно ловкие! Тут же крутые боссы, неплохой юмор, качественный левел-дизайн, но изюминка игры не в этом…

Дальше рассказывать без спойлеров невозможно. Просто поверьте — The Messenger есть чем вас удивить и развеселить, купите и ощутите все на себе! Или читайте дальше, я коротко объясню. Но еще раз — это СПОЙЛЕРЫ.

The Messenger только пару часов прикидывается линейным подражателем Ninja Gaiden с типовым сюжетом о спасении мира. Потом она все переворачивает, закручивает сюжет в спираль, начинает иронизировать над штампами подобных игр, пускает в закулисье, превращается в хорошую метроидванию с открытым миром и врубает 16 бит. Уф! Переключение графики с восьми на шестнадцатибитную — один из самых внезапных поворотов. С определенного момента герой начинает путешествовать во времени: в будущем 16 бит, в прошлом — 8. У каждой локации две версии, и они могут существенно отличаться. Более того, для решения головоломок в некоторых местах можно по своему желанию переключаться между временами или даже активировать специальные пузыри, меняющие графику и локацию в пределах своего радиуса. Приятная геймплейная механика, а визуально — вообще взрыв.

10 лучших инди-игр 2018 – от Frostpunk до Celeste

9. Overcooked! 2

Сергей Цилюрик

Сиквелы, не сильно отличающиеся от предыдущих частей, как правило, ассоциируются больше с ААА-индустрией, чем с полным смелости миром инди. Но разве можно упрекнуть не особо новаторский сиквел в том, что он делает то же, что и его выдающийся предшественник, только лучше? В том, что он дает игрокам то, чего больше не дает никто?

Потому что Overcooked все еще уникальна в своем роде. Это кооперативная игра, где соучастники не распиливают непомерно большие линейки здоровья бесчисленных противников, не разрушают, но созидают — готовят блюда на заказ. Лишенная жестокости кулинарная тематика и максимально простое управление делают ее идеальной для игроков абсолютно любого уровня и возраста.

Ее крайне просто освоить, но показать в ней лучший результат — особенно в команде из четырех — очень сложно. Она требует разделения ролей, координации, быстрой адаптации к меняющимся условиям. Это настоящий логистический кошмар, который вам предстоит преодолеть вместе!

И Overcooked 2 дает нам две очень важные вещи. Во-первых — множество новых этапов, один безумнее другого. Во-вторых, онлайновый мультиплеер, чтобы вы могли испытать свои навыки координатора команды с друзьями, которые не доберутся до вашего дивана.

10 лучших инди-игр 2018 – от Frostpunk до Celeste

8. Guacamelee! 2

Сергей Цилюрик

К слову о сиквелах, не слишком сильно отличающихся от оригинала: Guacamelee! 2 во многом похожа на первую часть. Она ей ни в чем не уступает, она добавляет новые механики и новые (в основном платформенные) испытания. И они хороши — по отзывчивости управления, увлекательности игрового процесса и сложности уровней Guacamelee! 2 сопоставима с Celeste, о которой речь пойдет чуть ниже.

Но только если Celeste — это чистый платформер с историей, пытающейся обратить внимание на серьезные вещи, Guacamelee! 2 — это смесь смачного beatʼem up (одного из лучших, если не лучшего) и двумерной метроидвании, щедро приправленная толстейшими шутками.

Это чистый фан, это игра, которая неустанно старается развлечь — то визуальным юмором, то игрой слов, то мемами, то геймплейными задачами. И у нее это отлично получается.

10 лучших инди-игр 2018 – от Frostpunk до Celeste

7. Frostpunk

Дмитрий Кинский

Frostpunk — необычный градостроительный симулятор в постапокалиптическом сеттинге конца 19 века, главная цель в котором — не навариться и построить гигантский мегаполис, а банально выжить, что сделать в условиях постоянного понижающейся температуры довольно проблематично.

На плечах игрока лежит ответственность за сотни жизней других людей, которые при этом вечно чем-то недовольны (опилки в супе, видите ли, им не нравятся!) и которым всегда от него что-то нужно. На что только порой не пойдешь под таким давлением…

Вся игра буквально строится вокруг одной угольной башни, которая обеспечивает поселение теплом. При этом для того, чтобы она работала (да и на все остальное!), нужны ресурсы, которых постоянно не хватает. Вообще здесь всегда что-то да в дефиците. И если в -20 без отопления кое-как можно выжить некоторое время, то в -100 это уже невозможно. Скорее уж жители несчастного городка выгонят нерадивого мэра и найдут ему достойную замену, которая будет выполнять свои обещания. Так что махнуть рукой на их бесконечные причитания не получится.

Поэтому перед игроком всегда стоит выбор, и нередко даже моральный. Причем однозначно хороших вариантов действия у него просто нет. И каждый несет за собой определенные последствия. Не хватает рабочей силы? Можно нанять детей в качестве помощников, но вряд ли их родители останутся этим довольны. С другой стороны, если этого не сделать, то люди будут гибнуть в геометрической прогрессии. А ведь с их телами нужно что-то делать! Например, можно как положено похоронить их на кладбище… или на отложить на черный день, когда пищи будет совсем в недостатке.

И так буквально во всем. Но главный вопрос, который разработчики открыто ставят в конце игры, в быстрой перемотке показывая все действия игрока: а стоило ли это вообще того?

6. Bloodstained: Curse of the Moon

Денис Майоров

Мало кем замеченная, но отличная игра, которая даже попала на первое место в нашем списке лучших забытых игр года. В «Стиме» у нее 95% положительных отзывов — тоже не пустой звук.

Это восьмибитный приквел к Bloodstained: Ritual of the Night и лучший подарок для всех ценителей оригинальных выпусков Castlevania с NES — особенно третьей части. В этом, наверное, в том числе и ее проблема — если в классические «Каслвании» вы не играли, то и в Curse of the Moon вам ловить особо нечего. Здесь абсолютно такие же принципы геймплея и те же неконтролируемые прыжки (нельзя менять их направление в воздухе), которые многих раздражают. Тут уместно будет процитировать Александра Башкирова:

Таких игр в 2018 году тоже очень много — но японцы внезапно показали высочайший уровень мастерства и заткнули за пояс любые западные подражания. И по качеству уровней, и по оригинальности боссов, и по тонкости управления с Curse of the Moon не поспорит ни один современный платформер.

А уж как игра выглядит! В этой же статье за нереальный пиксель-арт я хвалю The Messenger, но тут, кажется, еще круче — современные восьмибитные игры не перестают удивлять и развиваться. И это не какая-то там расширенная демка-приквел на несколько часов — секретов и нюансов в Curse of the Moon столько, что провести за игрой можно часов двадцать, а то и больше. Уделите ей внимание.

10 лучших инди-игр 2018 – от Frostpunk до Celeste

5. The Banner Saga 3

Алексей Егоров

Если вам вдруг нечем заняться под Новый год — ну там снег за окном валом валит, новогоднего настроения нет и вообще все тлен — тогда самое время пройти The Banner Saga. Формально, конечно, в топе у нас висит только третья часть, но рассматривать ее в отрыве от первых двух как-то неправильно. Поэтому мы и не будем.

Banner Saga вообще чуть ли не идеальная игра в зимнюю пору — она довольно меланхоличная по своему настроению (и немного депрессивная местами), неспешная, а одна из ее центральных тем — зима. По атмосфере, в общем, идеально подходит. К тому же это просто одна из лучших игр — окей, одна из лучших трилогий — за последний год.

Красивая и довольно умная RPG, где от ваших действий действительно что-то зависит, а ролевой отыгрыш не ограничивается простой перетасовкой циферок на экране характеристик.

И если вы еще ни разу не пробовали сыграть в «Сагу» — то сейчас, пожалуй, самое время. Трилогия доступна на большом количестве разных платформ, она не требует какой-то особой подготовки в виде знания терминологии Dungeons and Dragons или многолетнего стажа игры в тактические пошаговые ролевки, да и проходится не за пять минут, позволяя хорошо изучить и игровой мир, и персонажей.

Уж не знаю, чем занимается студия Stoic после третьей части, и очень надеюсь, что она не развалится из-за недостатка денег или свежих идей. Хочется верить, что рано или поздно разработчики анонсируют свою следующую игру — и она будет ничуть не хуже «Саги».

10 лучших инди-игр 2018 – от Frostpunk до Celeste

4. GRIS

Денис Майоров

Gris рассказывает о душевных метаниях девочки Грис, о ее борьбе с депрессией и попытках спрятаться в выдуманном мире, закрывшись от реальных проблем. За это некоторые игру критиковали — дескать, избитая тема, пошлая попытка надавить на чувства. Но я это комментировать не буду. Потому что прелесть Gris как раз в том, что она позволяет абстрагироваться от собственных смыслов и просто испытать на себе самый, наверное, волнующий аудиовизуальный опыт со времен Journey.

Gris — одна из самых красивых игр в истории. Благодаря волшебному пастельно-акварельному стилю. Благодаря невероятной работе художников и высочайшему качеству анимации. Редкий мультфильм нарисован столь же детально, как Gris. При этом картинка всегда находится в симбиозе с музыкой и звуками. Любая «пульсация» изображения моментально отражается на звучании игры, лучший пример — песчаная буря в самом начале «Грис». Когда она начинается, экран заливает красным, а музыка становится тревожной, злой, но стихает буря — стихает и тревожность в звучании, музыкальное оформление аккуратно перетекает обратно в эмбиент, снова воцаряется покой.

Gris не проходишь — через нее плывешь, нигде не застреваешь, нигде не задерживаешься, всегда в движении. При этом игру никак не назовешь симулятором ходьбы, в ней есть геймплей, есть эксперименты с механикой. Но игровой процесс плотно переплетен со звуком и музыкой. Одного от другого неотделимо, и это прекрасно.

10 лучших инди-игр 2018 – от Frostpunk до Celeste

3. Celeste

Дмитрий Кинский

Celeste — это идеальный, невероятно красивый пиксельный платформер, в котором нет ничего лишнего. Даже ненавязчивая история в нем выглядит органично и добавляет шарма!

Похвастаться чем-то совершенно необычным Celeste все-таки не может, потому что ее главная особенность в притворной простоте. В распоряжении героини, например, до конца игры есть всего несколько до невозможности банальных способностей: прыжок, рывок и захват — с помощью последнего она может цепляться за стены и ползать по ним. Несмотря на скромный список возможностей, платформер не успевает надоесть из-за обилия механик и задачек, над многими из которых придется изрядно поломать голову.

Разобраться, как пройти пазл, — только половина дела. Иной раз приходится — без шуток! — умереть под сотню раз, прежде чем продвинуться дальше, к следующей загадке.

При этом назвать Celeste хардкорным платформером сложно, потому что она максимально дружелюбна к игрокам. В игре можно умирать, сколько душа пожелает, никто за это не будет вас наказывать — проходить главу с самого начала не придется. Да и в любой момент можно из игры выйти, чтобы отдохнуть, и продолжить с того же самого места в следующий раз.

Можно вернуться хоть через месяц — основы вспоминаются за считанные секунды, в том числе и сюжет. Он, кстати, получился довольно примитивным, но это даже к лучшему, так как всецело погрузиться в историю не выйдет из-за особенностей самого жанра. Трудно поверить, например, что ты передвигаешься по руинам какого-то заброшенного города, когда повсюду миллиарды шипов, непонятные поршни, парящие в воздухе платформы и прочие препятствия!

10 лучших инди-игр 2018 – от Frostpunk до Celeste

2. Into The Breach

Сергей Цилюрик

Into the Breach — это шедевр компактного геймдизайна, это максимально насыщенная тактика, в которой каждый ход на счету. Как и в предыдущей игре Subset Games, FTL: Faster Than Light, в Into the Breach рандомно создающиеся сценарии, высокие ставки и возможность все стремительно потерять при низкой продолжительности одного прохождения — одна сессия займет у вас от силы час. Но если в FTL было (для кого-то) слишком много рандома и значительный упор на сюжетную/текстовую составляющую, то Into the Breach всегда оставляет в руках игрока возможность минимизировать риски или ущерб, а также исключает все, что напрямую не касается тактического геймплея.

Маленькие карты — всего 8 на 8 — наполненные препятствиями и мирными зданиями, которые надо защищать. Несколько опциональных заданий в каждой миссии. Полная информация о том, где появятся следующие противники, сколько урона нанесет каждая атака и куда она передвинет юниты на поле боя. Десятки юнитов с совершенно разными способностями и множество их комбинаций, каждая из которых разительно отличается от других по тактическим возможностям.

Никакого гринда, никакого филлера, никаких неожиданных промахов — лишь высокая сложность и предельная честность. Into the Breach — это новый стандарт для пошаговых тактических игр.

10 лучших инди-игр 2018 – от Frostpunk до Celeste

1. Return of the Obra Dinn

Никита Казимиров

Лукас Поуп однажды уже удивил всех, выпустив историю о пограничнике в тоталитарном государстве — Papers, Please. Тогда он доказал, что малыми средствами способен создавать напряженные до предела ситуации. В Return of the Obra Dinn подобный подход возведен в абсолют. В ней всего два цвета, а все важные события уже случились до начала игры, но от очередного откровения вполне могут пойти мурашки по коже.

Палуба и каюты корабля «Обра Динн» стали декорациями для целого вороха трагедий. Но игра не подает их открыто и прямолинейно — до всего необходимо додумываться самому.

Return of the Obra Dinn — это лучший интерактивный детектив за всю историю видеоигр. Тебе предстоит сопоставлять факты и даже самые незначительные детали, чтобы выяснить, что же случилось с командой корабля, которую будто кто-то проклял.

Подмечая татуировки, вслушиваясь в голоса и налаживая причинно-следственные связи, ты сам начинаешь ощущать себя первоклассным детективом. На этом фоне L.A.Noire выглядит детской игрушкой.

В очередной работе Поупа каждый элемент работает слаженно для создания ощущения огромной тайны, которую наскоком никак не осилить. Но тем приятнее, когда маленькие кусочки постепенно складываются в цельную и законченную историю, достойную отдельного романа. Возможно, взывание к чувству собственного достоинства игрока — несколько дешевый ход, однако и игра тут не из самых легких. Впрочем, насильно усложнять жизнь никто в ней не собирается — Return of the Obra Dinn просто не держит игрока за полоумного идиота. А это нынче такая редкость, что всем любителям крутых историй и закрученных загадок стоит пройти ее как можно скорее.

10 лучших инди-игр 2018 – от Frostpunk до Celeste