26 апреля 2018/Игры
Обновлено 30.04.2018

Рецензия на Frostpunk

Обычные градостроительные стратегии, как правило, выпускают вас в чистое зеленое поле заниматься приятной и ненапряжной урбанистикой. Frostpunk подходит к делу иначе. Солнце гаснет, весь мир замерз, ваша группа беженцев из викторианского Лондона наконец добирается до расположенного в центре небольшого кратера угольного генератора, способного их согреть. Ни ресурсов, ни домов, температура неуклонно падает, и все понимают, что будет только хуже. Город в ваших руках, Капитан!
Обычные градостроительные стратегии, как правило, выпускают вас в чистое зеленое поле заниматься приятной и ненапряжной урбанистикой. Frostpunk подходит к делу иначе. Солнце гаснет, весь мир замерз, ваша группа беженцев из викторианского Лондона наконец добирается до расположенного в центре небольшого кратера угольного генератора, способного их согреть. Ни ресурсов, ни домов, температура неуклонно падает, и все понимают, что будет только хуже. Город в ваших руках, Капитан!

Видеоверсия:

Рецензия на Frostpunk - фото 1

11 bit studios широко прославилась своим симулятором выживания в охваченном войной городе This War of Mine, однако я ее запомнил еще по Anomaly: Warzone Earth, любопытной «tower defense наоборот». Портфолио студии достаточно разнообразное, но есть опасения, что от Frostpunk публика будет ожидать того же, что и от This War of Mine — и разочаруется.

Не то чтобы сама Frostpunk не подавала схожих сигналов. Она, в конце концов, тоже про выживание и про принятие тяжелых и морально неоднозначных решений: хочешь остаться в живых, так и детей работать заставишь! У каждого жителя есть и имя, и портретик, и семья, и, кажется, вот о нем-то тебе и надо бы заботиться, сопереживать ему в часы неудач и испытаний — но нет. Дальше этого Frostpunk не заходит.

По факту все горожане — взаимозаменяемые юниты, идентичные в рамках своих классов «рабочий», «инженер» и «ребенок».

Рецензия на Frostpunk - фото 2

Классы эти нужны, чтобы понять, в каких зданиях кто может трудиться. По умолчанию дети — нигде, однако можно, особо не зверствуя, принять закон, принуждающий их трудиться на неопасных и непыльных работах — например, приготовление еды или сбор металлолома (а потом, конечно, при надобности можно и в шахты их послать). Охотиться ходят только чернорабочие, а лечить людей и разрабатывать новые технологии умеют лишь квалифицированные инженеры. Большая часть дел, как, например, добыча ресурсов или охрана правопорядка, доступна всем взрослым.

Рецензия на Frostpunk - фото 3

Потребности обитателей города предельно понятны: им нужен кров над головой, еда (выращивается в теплицах или приносится охотниками, с ней обычно проблем минимум), тепло и здравоохранение. Причем проблемы со здоровьем возникают как раз из-за нехватки тепла: переохладившиеся проведут несколько дней не работая, а находясь в лечении (или в ожидании лечения) — а если отморозиться совсем сильно, то можно и руку потерять, навсегда оставшись инвалидом и обузой для всех. Так что важнее всего тепло — и дома, и на рабочем месте.

За обогрев отвечает гигантский генератор в центре города. Его надо постоянно топить углем, причем любые апгрейды его производительности (радиус и сила обогрева) приведут к значительному увеличению его прожорливости. Это — главный, но все же лишь один из многих аспектов управления городом в Frostpunk, в котором нужно постоянно находить компромиссы. Возможно, не стоит стремиться к комфортной температуре в каждом доме; возможно, кто-то перебьется неприятной, но терпимой прохладой на рабочем месте. Иначе запасы угля подойдут к концу, и тогда замерзнут вообще все.

Помимо топлива, следить надо и за стройматериалами — древесиной и сталью — и с особым трепетом относиться к паровыми ядрам — ценнейшему ресурсу, который можно получить только усилиями разведчиков, отправившихся на поиски других поселений. Число рабочих рук, кстати, тоже нельзя пополнить иначе, кроме как извне: счет в Frostpunk идет не на годы, а на дни, и местным жителям не до размножения, и этим игра заметно отличается от своего, пожалуй, ближайшего аналога — Banished, градостроительной стратегии о заселении сурового фронтира.

Однако прибытие беженцев может оказаться не благословением, а проклятием: да, это новая рабочая сила, но всех этих людей надо сперва обогреть, накормить и вылечить. А если они начнут умирать на улицах города, начнет расти недовольство.

Принятие непопулярных решений и плохие условия жизни заставят людей взбунтоваться.

Рецензия на Frostpunk - фото 4

Есть еще одна шкала, жизненно важная для населения — «надежда».

В условиях ледяного апокалипсиса не впасть в отчаяние очень сложно — особенно когда в городе появляются паникеры, желающие «раскачать лодку».

Веру в будущее горожане также теряют от особо ужасных законов и от вероломства — если вы пообещаете им что-то исправить и не выполните в срок, народ очень огорчится.

Рецензия на Frostpunk - фото 5

И вся Frostpunk — об этом. О постоянной нехватке чего-то. О растущем количестве проблем. О безысходности — как в вашем городе, так и за его пределами. О том, на какие компромиссы с совестью придется пойти, чтобы ваш город выжил. Будете ли вы разбавлять еду людей опилками, лишь бы они были сытыми?

Пожертвуете ли тяжело больными ради того, чтобы другие быстрее выздоровели? Когда в городе начнется паника, выберете ли вы автократию или теократию — и насколько радикальной станет со временем ваша власть?

Рецензия на Frostpunk - фото 6

Второе важное отличие Frostpunk от большинства градостроительных стратегий (первое, конечно, то, что она — настоящий survival) заключается в том, что ее суть вовсе не в расслабленном креативе на тему «каким я вижу свой город», а в насыщенной событиями и насквозь заскриптованной сюжетной кампании. Всего их в игре три: основная — про строительство города и выживание в условиях совсем ужасной погоды, вторая — про ученых, старающихся сохранить в «ковчегах» семена растений в надежде, что они когда-то еще пригодятся: в этом сценарии необходимо сохранить в тепле четыре здания, сильно удаленные от основного генератора. Третья кампания посвящена городу, в который стремятся толпы беженцев из низших слоев общества, преследуемые бывшими лордами.

Эти три сценария очень интересны и разнообразны, однако ими Frostpunk и ограничивается: ничего больше в ней нет. Какой-то резон возвращаться дают ачивменты, но в целом вариативности тут не так много — проведя за Frostpunk полтора десятка часов, вы, скорее всего, повидаете все, что в ней есть (во всяком случае, до тех пор, пока разработчики не добавят обещанные новые кампании). Зато эти часы будут гораздо более напряженными и увлекательными, чем в любой другой подобной стратегии.

Сохранить
Шустрый скаут
Шустрый скаут
Ну как бы уже подтвердили что сценарии можно будет потом делать в мастерской как в ThisWarOfMine
realavt
realavt
>особенно когда в городе появляются паникеры, желающие «раскачать лодку». Это оппозиция, Сергей. Не бойся использовать этот термин :) >на какие компромиссы с совестью придется пойти, чтобы ваш город выжил Очень напоминает управление одной большой страной, не так ли?
Лев Макридичев
Лев Макридичев
Игра точная копия серии игр "Тропико". Только полностью наоборот.
ЗлаяУточка
ЗлаяУточка
самое плохое, это отсутствие реиграбельности, как только ты понимаешь как оно работает, как добывать ресурсов, больше чем тратишь, то дальше уже скучно, начинается прост гонка со временем
BigBadWhale
BigBadWhale
Проблема игры - слабая связь с жителями, они скорее раздражают, чем вызывают сочувствие. У меня вот кучка грозится свалить в Лондон, да и хрен бы с ними - меньше ртов, ресурсы могут и автоматоны собирать.
RTX 3080Ti
RTX 3080Ti
>особенно когда в городе появляются паникеры, желающие «раскачать лодку». Таки нашёл себя в игре!