28 декабря 2015Игры
Обновлено 05.02.2016

30 лучших игр 2015 года: Metal Gear Solid 5


Фанаты MGS чествуют Кодзиму.

Фанаты MGS чествуют Кодзиму.

По идее, продать Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain проще простого. Это самый продуманный стелс-экшен из всех, в которые я играл. Точка. Рука на Библии. Нет, ну правда, где вы увидите (читать с интонацией кликбейт-баннеров) ТАКОЕ? Я сейчас серьезно – где? Загибаю пальцы.

Если долго не мыться, Снейка чуют враги и дикие животные (ветер донесет до нежеланных гостей ваше зловоние). Но душ – не единственный способ согнать пот, можно и по дождю прогуляться. Вода есть вода.

Если вы знакомы с основами астрономии, ночью у вас появятся дополнительные преимущества. Кодзима воссоздал в игре реальную карту звездного неба, которая точь-в-точь повторяет «оригинал» (я мало что в этом понимаю, но Медведиц нашел). Если враг обыскивает кабинки туалетов, включите аудиозапись испражняющегося солдата, и противник, скривив нос, пройдет мимо.

Просто откройте статью «100 мелочей Metal Gear Solid 5, которые взорвут вам мозг»: коробки намокают под дождем (вас проще демаскировать), караул сменяется каждые 12 часов, водяной пистолет гасит костры, приглашая темноту на вражескую базу…

Да, это совершенно точно самый продуманный стелс из всех существующих. Но вот парадокс, статус короля не делает Metal Gear Solid 5 лучшей игрой на свете. И даже не лучшей MGS. Почему? Моя версия – Кодзима заигрался.

С ним давно уже произошло то, к чему после «Интерстеллар» идет Кристофер Нолан — Хидео перестали говорить «нет». Геймдизайнера превозносят, хвалят и боготворят, а любое высказывание/действие кумира воспринимается фанатами как откровение. На время разработки The Phantom Pain он остался один на один со своей фантазией, над ним не было контроля, ему боялись перечить (до определенного момента). Ведь это же Кодзима, он знает что делает, не может ошибаться! Вера наша сильна! А для творческого человека это бывает опасно. Посмотрите на Канье Веста, который посреди озера в Ереване начинает противным голосом петь Queen. Для Кодзимы вот этим неловким оммажем стала Peace Walker, которая вообще непонятно про что, зачем и для кого.

И с The Phantom Pain то же самое. Добавить срущих лошадей? Пожалуйста. Часовой пролог с горящим китом? Конечно! Кодзиме прощают то, за что других казнили бы на месте. И к пятой части мы подошли к точке, когда вы либо по умолчанию восхищаетесь его гением, либо ругаете и задаетесь вполне справедливым (вне контекста серии) вопросом: «А в чем этот японец особенный, и какого черта я должен терпеть вот эту графоманию?» Трофимов в редакционном чате натурально сошел с ума, критикуя сценарные дыры MGS. Соглашусь, со стороны, без деталей, история Снейка и правда выглядит дико. Бедный Саша!

Хидео настолько увяз в любви поклонников, что я не удивлюсь, если попытки Konami надавить, подогнать геймдизайнера и вылились в этот затяжной развод. Ведь наверняка медовый месяц и терпение боссов в один печальный момент закончились. Бюджет раздут и потрачен на черте что (например, музыку, которая в релизную версию даже не вошла). Но Кодзима видит народную любовь, чувствует свою непогрешимую правоту. Так какого хрена ему будут указывать, если он знает, как лучше? Почему к нему приходят и спрашивают: «Мужик, а нам точно нужны срущие лошади, давай срежем косты»? «Какая разница, сколько это стоит, я принесу вам бабла!»

Уверен, так Metal Gear Solid и превратилась в симулятор постройки базы с элементами открытого мира (а давление издателя привело к вырезанному контенту). Но именно страх оспорить решения вождя, боязнь усомниться в необходимости переизобретения концепции серии сделали свое дело. The Phantom Pain ушла от акцента на сюжет и получасовых роликов. Ведь Хидео — художник. Он так видит. И бабла он, кстати, принес. Много. Что значит лишь одно — Хидео окончательно снесло башню от собственного великолепия (in your face, Konami!). Теперь ему можно выпускать хоть черно-белый платформер про яйцеклетку — подтекст найдут. Потому что Кодзима, как и Нолан, стал абсолютным культом.

30 лучших игр 2015 года: Metal Gear Solid 5  - фото 2

Интересно, что игре — в определенных моментах — эти изменения пошли только на пользу («Я сказал, что теперь у нас открытый мир, значит, открытый мир!»). Плюс The Phantom Pain (внимание!) — это первая MGS, в которую можно играть без боли. Тут удобное управление, приятная стрельба (моя личная головная боль в прошлых выпусках), сам игровой процесс стал в разы интереснее, во многом благодаря открытому миру. Она просто современнее. Если в предыдущих частях вы жались по узким коридорам, то в MGS 5 вам развязывают руки. Это настоящий стелс с «песочницей», где всегда все происходит по-разному, миссии, даже если переигрывать их, редко проходят по одному сценарию.

Опять же, открытый мир обеспечивает вас десятками точек подхода, сотнями решений предложенного задания. В итоге каждая миссия превращается в испытание для живого ума. Хочется пробовать самые интересные и необычные варианты, проверять, сработает ли вот эта схема. А вот эта? Я минутами сидел на холме, изучал цель в бинокль и планировал подходы: что, кого и где вырубить, использовать ли приманку с грудастой женщиной, нарисованной на коробке, и так далее. Увлекательно — не то слово.

Но честно, я расстроен, потому что ждал Metal Gear, а не The Phantom Pain. Я ждал сюжет, роликов, завершения истории Снейка.

То, что я в итоге получил, это… так, ладно, это спойлеры. В общем, не то, чего я ждал (чего ждали мои друзья, и, возможно, вы). Да, геймплейно — это эволюция и высшая точка развития серии. Но в остальном это кардинальная смена курса. Кат-сцен мало, сюжетные миссии перебиваются филлерами, которые вы конечно же не запомните, потому что они не имеют никакого значения для мифологии Снейка (солдаты перекинули войска туда-сюда, вау, мне плевать).

Я пытаюсь написать рецензию на Metal Gear Solid 5.

Я пытаюсь написать рецензию на Metal Gear Solid 5.

Больше всего эти задания напоминают предлог для того, чтобы Снейк покинул базу. Раз в три часа вам показывают небольшой ролик, и вы опять возвращаетесь к мелким, ничего не значащим миссиям. И все потому, что MGS теперь не про историю, а про истории. Истории, которые вы создаете сами. И это здорово, правда. Геймплей — это важно. Но мне все равно обидно. Обидно, что я уже не увижу ту MGS, которую полюбил (что не делает The Phantom Pain ужасной игрой, оговорюсь).

Почему я так уверен в мрачном фатуме серии? Ведь Konami все еще трепыхается, обещает радугу и планирует и дальше развивать легенду Биг Босса. Но правда в том, что без Кодзимы MGS невозможна. Как без Мартина невозможна «Игра Престолов». Ведь все в курсе, кто тут Снейками командует!

И да, не могу не отдать Кодзиме должное (за яйца и мужество повернуть серию в совсем иное русло). Пусть The Phantom Pain и не стала для меня новой Snake Eater, но это уж точно одно из самых ярких впечатлений года. Да и признаюсь, отправлять в кювет вражескую технику лошадиным дерьмом — чертовски весело. Поэтому… ave Kojima!

Другие материалы:

C 1 по 30 декабря авторы «Канобу» будут рассказывать о главных играх 2015 года. Игры идут в случайном порядке, то есть эта серия заметок не является рейтингом.

Комментарии 96
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
mihey911
mihey911
@ilovesaintjimmy Максим, они тебя пытали, чтобы ты это написал? Кивни, мы тебя спасём!
orels1
orels1
Свершилось!