Провалы 2017 — Интернет. Условный срок Соколовского, Совет блогеров, Тиньков и «Немагия»
Русский SMM
Работа SMM-специалиста — это постоянное балансирование на грани. Любой твит или пост, написанный от имени более-менее крупной компании или СМИ рассматривается под микроскопом. В последние пару лет многие берут курс на «очеловечивание» своих аккаунтов в соцсетях: отвечают простым пользователям в шутливой форме и подначивают конкурентов. Иногда получается по-настоящему хорошо и в точку. Но когда получается плохо — это почти всегда скандал. И таких ситуаций в этом году было в избытке. Вот лишь несколько примеров:
В апреле в Twitter-аккаунте розничной сети «1С Интерес» появилось объявление о снижении цен на Xbox One. Замечательно, только на картинку, почему-то, поместили более свежую модель Xbox One S.
На это обратили внимание ребята из подкаста Zavtracast и даже предложили исправленный вариант баннера с оригинальной Xbox One, на которую и была снижена цена. Вместо того, чтобы удалить вводящий в заблуждение твит и написать новый, аккаунт «1С Интереса» отреагировал вот так:
Разумеется, на следующий день компании пришлось выступить с извинениями. Мол, мы ничего такого в виду не имели, а контроль за публикациями усилим.
В октябре «Тинькофф банк» запустил в Instagram рекламное объявление, в котором обратился к молодым пользователям. Суть предложения была в том, что с несовершеннолетних клиентов плата за обслуживание карт не взимается. Но форма, в которой это было сделано, вызвала резонные вопросы.
В тот же день объявление было снято, а пресс-служба банка выступила со следующим заявлением:
Этот рекламный пост был настроен на молодежь, при этом из-за некорректной работы таргетинга её увидели пользователи старшего поколения, от которых мы и получили большую часть негативных отзывов.
С точки зрения эффективности это была удачная реклама — сразу после запуска мы начали получать новые заявки. В то же время пользователи старшего поколения отреагировали негативно, поэтому мы её убрали через несколько часов после публикации»
После баттла Oxxxymiron и Dizaster в Лос-Анджелесе последний дал интервью «Ленте.ру». В нем, среди прочего, он рассказал, что Мирон получил от организаторов, KOTD, 2000 долларов.
Рэпер усомнился в качестве перевода издания, на что получил от «Ленты» вот такой ответ. «Шломо», сокращенное от «Соломон» — пренебрежительное обращение к еврею.
Пожелание на 2018-й: русский SMM, пожалуйста, не надо так.
Саша Спилберг в Госдуме и совет блогеров
22 мая блогер Саша Спилберг выступила на заседании Государственной Думы «О молодежной политике в Российской Федерации». Кто это такая, мы писали еще тогда, в мае. Если коротко, Саша — дочь бизнесмена Александра Балковского, совладельца блогерского агентства Z Agency. Самые яркие примеры ее контента — видео, где она принимает ванну из чипсов, а также один из главных кинопровалов 2016 года — «Взломать блогеров».
В своей четырехминутной речи Саша признала, что не сильна в политике, но отметила, что очень рада приглашению. По ее словам, это знак того, что государство готово прислушиваться к лидерам мнений молодежи.
Я не сильна в политике, названиях партий и прочем, но хорошо разбираюсь в общении с большой аудиторией. Мое выступление — знак того, что государство признает значимость блогосферы и сетевых лидеров мнений и хочет нас услышать. Это самое главное.
Да, мы готовы признать: тот факт, что государство пытаться делать шаги в сторону диалога с молодежью — это замечательно. Однако, как это часто бывает, благое намерение напрочь уничтожено исполнением. Кому в здравом уме могло прийти в голову, что, например, Лиза Пескова — это лицо российской молодежи?
А ведь она была одной из тех, кто представлял блогосферу на «Совете блогеров», прошедшем спустя месяц после выступления Спилберг в Госдуме. Сама Саша, кстати, как и Данила Поперечный, Николай Соболев, Юрий Дудь и Wylsacom, на заседание не пришла. В итоге этот цирк превратился в сольное выступление Владимира Жириновского, а второго заседания так пока и не случилось. Вот это поворот!
Условный срок Руслана Соколовского
В конце своей речи в Госдуме Саша Спилберг упомянула Руслана Соколовского:
Недавно мой коллега Руслан Соколовский получил условный срок. Я, конечно, извиняюсь, но он идиот. Идиотов нужно лечить или штрафовать. Судить таких людей — это жестоко и не прагматично. И точно не способствует доверию молодежи.
Оставим за скобками то, что с трибуны Госдумы можно безнаказанно назвать человека без зафиксированных умственных отклонений идиотом. Здесь важно другое.
За 11 дней до выступления Спилберг, 11 мая, на свободу с условным сроком вышел Руслан Соколовский. Чтобы как следует разобраться во всех перипетиях его дела, рекомендуем воспользоваться интерактивным таймлайном, который мы собрали сразу после его освобождения.
Если совсем просто — жил в Екатеринбурге парень по имени Руслан и снимал себе видеоблоги. Увидел новость о том, что за игру в Pokemon Go внутри церкви в России теперь можно сесть в тюрьму. Не поверил и решил проверить. И чуть не сел.
В ходе слушаний Соколовскому инкриминировали экстремизм, оскорбление чувств верующих и оборот специальных технических средств для негласного получения информации (это за ручку с камерой, которую нашли при обыске квартиры блогера). Обвинение просило 3,5 года колонии общего режима, самый гуманный суд в мире решил смилостивиться и реальный срок в приговоре заменил условным.
В России 2017 не сажают за открытый атеизм, ура!
Ура ведь?
Да нет, не ура. И наш главный редактор Максим Иванов даже объяснял, почему.То, что условный срок за критику религии, пускай и резкую, нам подают под соусом торжества всепрощения и великодушия — один из самых стыдных моментов года.
Роскомнадзор против Telegram, Twitter и YouTube
Роскомнадзор за время своей работы успел снискать, мягко говоря, спорную репутацию. Особенно в части своей эффективности. Ведомство пачками рубит головы сайтам, нарушающим российское законодательство, чтобы на их месте в течение суток вырастали новые зеркала и то и дело грозится навсегда заблокировать то одно, то другое. Только в 2017 году РКН несколько раз выступал с угрозами в сторону мессенджера Telegram.
Павел Дуров, его создатель, постоянно подчеркивает, что полная защищенность переписок пользователей — главная ценность Telegram. И что он не станет помогать в их расшифровке ни ФСБ, ни ФБР, ни Папе Римскому. В итоге со стороны диалог Павла с российскими властями на протяжении всего года выглядел примерно так:
— Выдайте нам ключи шифрования, вы по закону обязаны. — Не выдадим, мы так не работаем. — Ну мы же можем и это самое, заблокировать. — Нет, мы никому их не даем и вам не дадим. — Заблокируем! — Мы. Так. Не. Работаем. — Вот вы ведь доиграетесь, заблокируем!
И так до бесконечности.
В какой-то момент Дуров согласился предоставить необходимую информацию для внесения мессенджера в реестр распространителей информации. Внесенные в реестр компании обязаны выполнять требования «пакета Яровой», то есть, по запросу предоставлять государству доступ к любой информации о пользователях. Создатель Telegram, естественно, таких намерений никогда не имел и не раз озвучивал это вслух.
В сентябре выяснилось, что ФСБ все-таки требовала от Дурова выдачи ключей шифрования для Telegram. По закону, в случае неудовлетворения запроса, Роскомнадзор вправе начать блокировку сервиса в течение 15 дней. Но мессенджер до сих пор прекрасно работает на территории России. Почему — загадка.
Совсем недавно, 13 декабря, РКН отправил в Twitter письмо с угрозой блокировки сервиса на территории России, если тот не заблокирует аккаунт движения «Открытая Россия». На выполнение требования дали 24 часа. На следующий день аналогичное письмо получил YouTube. Угадайте, сколько сервисов оказались заблокированными спустя двое суток? Правильно, ноль. Сколько сервисов выполнили требование? Да, ровно столько же. РКН опять не смог.
Постоянные угрозы Роскомнадзора заблокировать то один, то другой крупный сервис в сочетании с фактически полным бессилием ведомства — еще один провал года.
Олег Тиньков против «Немагии»
В августе на YouTube-канале NEMAGIA появился ролик о российском предпринимателе Олеге Тинькове. В нем блогеры из Кемерова в свойственной им резкой манере прошлись по «Тинькофф-банку» и лично Олегу Тинькову. Видео вызвало живую реакцию у многих блогеров, в том числе и у тех, кто ранее рекламировал карты банка в своих видео - они стали отказываться от услуг “Тинькофф” и от дальнейшего сотрудничества.
Тинькову видео не понравилось, и он потребовал у блогеров его удалить. Нас заметку о ролике тоже попросили снять с публикации. Правда, запрос пришел не от пресс-службы банка или других представителей предпринимателя, а от «команды быстрого реагирования на компьютерные инциденты CERT-GIB», что бы это ни значило. Видео блогеры удалять не стали, а уже в конце августа «Тинькофф банк» подал на них в суд. А дальше началась грязь.
Несколько блогеров, в том числе Николай Соболев, заявили, что получили от банка заказ на видео, разоблачающее ролик «Немагии». Роскомнадзор по решению суда заблокировал злосчастный обзор, в квартире у Алексея Псковитина, одного из участников «Немагии», провели обыск. Юрий Хованский, ранее публично защищавший коллег, сообщил, что к нему в квартиру тоже пытались проникнуть — якобы кто-то взламывал дверь. Ролики против Тинькова ему позже посоветовал удалить адвокат. 22 сентября «Немагия» выложили видео, в котором рассказывают об угрозах со стороны представителей банка.
Однако в какой-то момент обе стороны внезапно решили пойти друг-другу навстречу: Тиньков в интервью Амирану Сардарову заявил, что отзывает свои иски к «Немагии», а кемеровские блогеры, в свою очередь, сняли обзор этого интервью, в котором внезапно начали хвалить его предпринимательский талант. В результате дело закрыли, а ролик восстановили. Да, вот так просто.
Мы не хотим решать, кто в этой истории прав, а кто виноват. Вместо этого, обратим ваше внимание на тот факт, что за время конфликта состояние Олега Тинькова выросло на 400 млн долларов, а канал NEMAGIA 13 сентября установил личный рекорд дневного прироста подписчиков — в этот день канал вырос на 23 тысячи человек.
В 2017-м простого забрасывания друг друга грязью все еще достаточно, чтобы стать заметнее, популярнее и богаче. И это провал.
Диана Шурыгина
Еще одна громкая история, прокатившаяся по всему российскому медиа-пространству в самом начале года. 1 апреля 2016 года 17-летняя Диана Шурыгина из Ульяновска заявила в полицию об изнасиловании. В заявлении говорилось, что 31 марта на праздновании дня рождения ее изнасиловал 21-летний Сергей Семенов. По решению суда Семенов отправился в тюрьму на три года и три месяца. Это только то, что мы знаем о ситуации наверняка.
Однако то, что происходило дальше, уже в январе 2017-го — совершенно отдельная история. Сексуальное насилие — это очень плохо, с этим никто не спорит. Насильники должны нести наказание. Но случившееся с Дианой Шурыгиной — это не история о преступлении и наказании. Это грустная история о том, как на резонансе от сексуального насилия делаются большие деньги, как табуированную, больную для России тему превращают в популярное шоу.
С каждым новым выпуском «Пусть говорят» (а их с Дианой сняли целых пять) дело Шурыгиной приобретало очередной, еще более неожиданный поворот. То отец жертвы признается, что предлагал семье Семенова отозвать дело за миллион рублей, то сам Семенов из камеры отнекивается от всех показаний и говорит, что его оклеветали. То мать Шурыгиной и Диана начинают со слезами на глазах рассказывать о травле и угрозах. Из желания помочь, запустить общественную дискуссию? Конечно, нет.
Каждая новая жареная подробность — добрая горсть угля в топку хайптрейна, на который весело уселись все, кому не лень: и «Бургер Кинг», и Life, и даже трешеделы из Steam Greenlight. В роли начальника поезда Андрей Малахов. Ведь, как мы писали в материале о трендах-2017, где хайп, там и деньги.
Что мы имеем в итоге? Громкий суд, 5 выпусков часовой передачи на главном телеканале страны. Сексуальное насилие в России можно считать побежденным? Да черта с два. История Дианы Шурыгиной показала, что сексуальное насилие — это в первую очередь шанс заработать и поднять свою популярность. А раз так, то и бороться с ним по-настоящему ни компаниям, эксплуатирующим мемы с возможными жертвами насилия, ни журналистам, якобы включающим советь нации, неинтересно, это просто очередной инфоповод. И это омерзительно