15 декабря 2017
Обновлено 15.12.2017

Круглый стол. Обсуждение фильма «Звездные войны. Эпизод VIII: Последние джедаи»

14 декабря на экраны кинотеатров вышел восьмой эпизод «Звездных войн». В нашей редакции он вызвал бурю обсуждений: мнения о картине кардинально разделились. Вот что о «Последних джедаях» думают те, кто уже успел посмотреть фильм.
14 декабря на экраны кинотеатров вышел восьмой эпизод «Звездных войн». В нашей редакции он вызвал бурю обсуждений: мнения о картине кардинально разделились. Вот что о «Последних джедаях» думают те, кто уже успел посмотреть фильм.

Алексей Егоров

Автор

Ну, в общем и целом, как я и думал, верить тем заоблачным оценкам и крикам «Шедеврально!» и «На века!» не стоило. «Последние джедаи» оказались чуть ли не хуже, чем «Пробуждение силы», так что назвать фильм хоть сколько-то хорошим у меня все-таки не поворачивается язык. Зато могу однозначно сказать, что Райан Джонсон умудрился снять фильм во вселенной «Звездных войн», который максимально пренебрежительно обращается ко всем фанатам серии. И к канонам. И, к сожалению, к адекватным сценариям скрипт «Последних джедаев» тоже не относится.

Если «Пробуждение силы» ругали за то, что фильм передирал «Новую надежду», только с новыми персонажами, то «Последних джедаев» можно ругать за то, что фильм берет «Империю» и «Возвращение», а затем добавляет немного своих кусков сценария. Получившуюся массу сценарист фильма закинул в блендер, тщательно перемешал, а то, что вышло в итоге, было неровным слоем вывалено на бумагу и представлено как «оригинальный сценарий восьмого эпизода Star Wars».

Не буду особо спойлерить (если вдруг хотите проникнуться — или сходите в кино, или хотя бы прочитайте нашу заметку с пересказом ключевых моментов фильма), но если вкратце — то все плохо. Часть персонажей получилась безобразно пресной, часть — вообще не нужна сценарию. Единственные два человека, которые реально нужны фильму и серии, — это Кайло Рен и Рей, все же остальные творят неизвестно что неизвестно зачем. Часть сцен можно с чистой совестью вырезать из фильма вообще без каких-либо проблем для последнего, хотя ощущение того, что вы смотрите бессвязную нарезку сцен, никуда не денется.

И нет, местами фильм все-таки удивляет, а прожженных фанатов серии, полагаю, и вовсе изумит — но таких сцен мало. Да, приятно конечно, что режиссер и съемочная группа нашли в себе силы пройтись по фанатской конспирологии, вот только все, что у них в итоге вышло, — это сказать «азазза, вы не правы, мы вас затраллели».

Кто-то писал о том, что «Последних джедаев» стоит смотреть ради последних пяти минут. Немного не соглашусь — те пять минут, ради которых фильм можно смотреть, находятся минут эдак за двадцать до конца фильма. Да и то, честно говоря, на фоне предыдущего эпизода этот момент вызывает скорее недоумение. Кайло Рен научился нормально фехтовать и пользоваться Силой? Да в жизни не поверю. Реально возникает ощущение, что героя подменили, потом спохватились, что что-то пошло не так, и поменяли его снова, «откатив» его к версии, что была в «Пробуждении».

Единственное, к чему я вообще не хочу придираться, — так это к визуальной составляющей картины. Смотрится восьмой эпизод действительно очень круто, и на него можно сходить из-за одного лишь визуала. Здесь много космических сцен, сражений и стычек, и если для вас «Звездные войны» — это в первую очередь блокбастер про спецэффекты, то даже думать забудьте о том, что там хромающий сценарий и не вытягивающие фильм герои, просто идите. Другой такой красивой космооперы в Голливуде еще долго не снимут.

А вот если вы хотите нормального сценария, героев или хотя бы соблюдения канонов вселенной, то лучше бы вам в кино не ходить — или, по крайней мере, стоит приготовиться к худшему. Иначе есть риск прилечь с инфарктом прямо там, в кинотеатре.

Никита Богуславский

Редактор раздела «Технологии»

А мне очень понравились «Последние джедаи». Вот так — седьмой эпизод оставил послевкусие вторичности, это конвеерная, рафинированная и дезодорированная выжимка «Новой надежды». Это фильм, который выложился на 110% для того, чтобы выглядеть как «Звездные войны» и нравиться фанатам, но остался пластмассовым, пустым.

А вот с восьмым все наоборот — да, по ходу действия фейспалмы летят пулеметными очередями (что за чушь они вытворили с Леей, зачем опошлять происходящее столь очевидными и неуместными «продюсерскими» акцентами на умильных зверушках?), но эти странные решения ничуть не влияют на авторский подход, творческое переосмысление всей франшизы и, главное, логику повествования.

«Звездные войны» никогда не были про «хорошее кино» кроме, разве что, «Новой надежды». Они всегда были космическим фэнтези с постановкой уровня ТЮЗа: «Вот этот дядя плохой, смотрите, какой он сморщенный и гадкий!». Все эпизоды Джорджа Лукаса были посвящены всего одной простой идее — противостоянию добра и зла на примере семьи Скайуокеров. Дарт Вейдер сомневался и тянулся к сыну, Люк смог перебороть искушение Темной стороны, а падению Энакина, развитию его страхов, боли и сомнений, которые и ввергли его во тьму, посвящено целых три фильма.

Все остальное, на мой взгляд, всегда было сценарной мишурой — яркой, развлекательной, но абсолютно карикатурной и простецкой. И Джей Джей Абрамс снял отличный, невероятно успешный фантастический блокбастер-утренник «по мотивам» для детей всех возрастов (даже тех, кому за сорок). А вот Райан Джонсон, как фанат, нашел стержень всей франшизы, ухватился за него и смог вернуть историю на правильные рельсы, развив и усилив лучшего персонажа «Звездных войн».

Я считаю, что главный герой всей третьей трилогии — Кайло Рен, и сквозной сюжет седьмого, восьмого и девятого эпизодов посвящен его возвращению с Темной стороны. В первой трилогии Люк открыто противостоял злу и хотел рассеять тьму над галактикой извне. Вторая посвящена тому, как в сердце светлой Республики прорастает заговор ситхов и тьма сжирает всю галактику, захватывая и Энакина. Третья же трилогия заходит с обратной стороны — попытка Люка спасти мир от тирании Темной стороны провалилась, и если переть той же дорогой второй раз, исход будет таким же (это показало уничтожение базы «Старкиллер», которое не решило вообще ни одну проблему). Единственный выход — стереть тьму как таковую, установить «серое» равновесие, в котором Сила перестанет делиться на «хорошую» и «плохую», потому что они всегда и неизменно идут бок о бок, от этого не деться. И слово «равновесие» звучит в «Джедаях» больше раз, чем во всех предыдущих эпизодах вместе взятых.

К тому же Бен Соло не злой, он не Палпатин и даже не Сноук, а просто напуганный и обиженный человек, который сам не знает, чего хочет, но уже разочаровался как в джедаях, так и в Темной стороне. Его терзаниям и метаниям уделяется больше времени и проработки, чем всем остальным линиям и персонажам — и это неспроста, он в этой вселенной единственный настоящий человек, который совершает ошибки, но не лишен свободы выбора. Все остальные — просто черно-белые картонные вырезки, которые должны помочь ему определиться с итоговым решением, которое определит судьбу далекой-далекой галактики.

Восьмой эпизод обрывается на главном вопросе — осталась ли у Рей надежда вернуть Кайло или нет, сможет ли он вновь стать Беном Соло и усмирить свой страх и ярость, чтобы построить лучший новый мир. К сожалению, девятый фильм вряд ли сможет правильно поставить все необходимые точки — его вновь снимает Абрамс под бдительным руководством Disney, и уж они-то точно заинтересованы, чтобы в их фантастической галактике огонь войны не потух никогда и шоу продолжалось вечно.

Круглый стол. Обсуждение фильма «Звездные войны. Эпизод VIII: Последние джедаи» - фото 1

Денис Майоров

Ведущий редактор

Восьмой эпизод «Звездных войн» – идеальный пример того, как нельзя работать с киновселенной. И это при том, что у нас есть фантастически идиотская киновселенная DC и сдохнувшая, толком не родившись, «вселенная монстров». Disney, вы хотите, чтобы «Звездные войны» тусовались в такой компании? Все свои два с половиной час фильм то ли оправдывается, то ли просто вдалбливает в зрителя мантру «отбросьте старое, забудьте, примите новое». Раз от раза нам повторяют это словесно, параллельно отрезая от киновселенной жирные куски и выбрасывая их в окно. Но тут создателям картины становится мало и вместе со старым в окно начинают лететь новые, их собственные идеи.

Новое – замечательно. Зацикливание на старом – плохо. Но нельзя смывать наследие в унитаз, если ты развиваешь единую франшизу. А еще неплохо бы сначала сделать так, чтобы на новое нам было не пофиг, прежде чем заменять им все старое.

После седьмого эпизода глаза горели. Умом-то понимал, что все это – повторение пройденного, но внутри что-то все равно рвалось. Любимая вселенная вернулась! Столько новых тайн, столько интриг, что же будет дальше? Как все будет развиваться? Бежишь на форумы читать теории, гадаешь, какая сбудется. После финала восьмого эпизода мне просто плевать на то, что будет в девятом. Никаких интриг не осталось, наследие в помойке, а все таинственное и крутое из «Пробуждения силы» оказалось тупым филлером.

«Последние джедаи» мог бы работать, будь это просто новый обособленный фильм – не часть огромной киновселенной, окруженной спин-оффами, сериалами, книгами, комиксами и играми.

Да и в таком случае фильм остался шикарным, но бесконечно тупым развлечением. Идиотских сцен, после которых я снимал 3D-очки, чтобы протереть глаза – масса, мне кажется, я полфильма так без очков просидел. Ничего новаторского я не увидел (а должен был, судя по первым отзывам), а вот переснятые на новый лад сцены из старых эпизодов – это снова пожалуйста. Финалу трилогии нужно сделать невозможное, чтобы вернуть мой интерес и доверие. Другой вопрос, нужно ли это ей? Большинству фильм нравится, а нам, оставшимся в меньшинстве, остается только НАДЕЯТЬСЯ.

Круглый стол. Обсуждение фильма «Звездные войны. Эпизод VIII: Последние джедаи» - фото 2

Павел Родин

Автор

Вот чего больше всего было в голове после просмотра восьмого эпизода, так это недоумения. Понимаете, «Последние джедаи» получился очень неожиданным, как в хорошем, так и в плохом смысле. Здесь полно своих идей, почти нет «Империи», фильм не кажется ровной калькой предыдущих материалов в угоду канону и самым диким фанатам. И уж тем более «Джедаи» не ощущаются таким картонным и ненастоящим фильмом, как «Пробуждение силы». С самодеятельностью, правда, переборщили.

Очень много шуток. Уместных и неуместных, удачных и просто глупых. Даже ловил себя на мысли, что смеюсь над чем-то, а через секунду понимаю, что этой шутки здесь быть не должно! Момент совсем неудачный! Но нет, шутка есть, обратно ее не отсмеешь. Я не считаю это каким-то издевательством над «Звездными войнами», но Джонсон явно переборщил с юмором.

И сценарий. Он очень странный. Во-первых, Сноук, но вы это лучше сами посмотрите. Во-вторых, мотивация Кайло Рена окончательно осталась в шлеме-маске, да так с ним и пропала. Получилось что-то едва связанное с настоящей психологией человека. Еще многих могут возмутить некоторые моменты с Силой и обучением, но лично я в них не вижу ничего ужасного. Уже столько Jedi Knight и KOTOR пройдено, что каверзные вопросы к авторам давно не формируются сами собой. Наберется еще минимум два по-настоящему вопиющих момента, которые не то что не объясняются логически, а вообще смотрятся откровенной чушью. Нет, серьезно! Вот только я не настолько дотошный кинокритик и совсем не фанат с «маршем Империи» вместо рингтона.

Фильм все равно хороший. В основном благодаря тому, что все чудаковатые идеи запускают очень занятный экшен и приводят сюжет в интересные места. Смысл в впечатлениях, каких-то небольших историях, в деталях! Их очень не хватало «Пробуждению», как мне кажется. Даже сражения на световых мечах, несмотря на то, что их мало, получились зрелищными! Да-да, зрелищными! В отличии от «Пробуждения», опять же.

В конце хочу рассказать о проблеме, которую редко вижу в рецензиях. Это немного халтурный монтаж. Бывает, что выражение лиц откровенно не совпадает между кадрами. В некоторых местах непонятно, что камера смотрит в другую сторону. Такого я не ожидал от Disney и Lucasfilm. Фанаты восьмой эпизод посмотрят в любом случае и наверняка будут негодовать, но сейчас «Звездные войны» можно рекомендовать даже простым обывателям, что очень неожиданно.

Круглый стол. Обсуждение фильма «Звездные войны. Эпизод VIII: Последние джедаи» - фото 3

Сергей Цилюрик

Ведущий новостного отдела

Сразу очерчу свою позицию: я вообще всегда недолюбливал «Звездные войны», и седьмой эпизод мне понравился больше остальных. Возможно, он был просто более современным и в меньшей степени наивным, чем старые фильмы (а про приквельную трилогию и говорить нечего). И в нем в кои-то веки появился неоднозначный центральный персонаж, за которым было действительно интересно наблюдать — это, конечно же, Кайло Рен. История нелепого лопоухого отпрыска Скайуокеров — лучшее, что есть и в «Последних джедаях», только помимо нее, там нашлось место для кучи ненужных и глупых сцен, сильно портящих впечатление от картины.

Иронично, что почти все самые интересные сцены «Последних джедаев» случаются с участием Рей — в то время как сама она как персонаж практически не раскрывается и не растет (владение Силой не в счет). Центральными героями ленты становятся Люк и его племянник — именно они проходят через тяжелейшие душевные терзания и принимают судьбоносные решения. Но по хронометражу им и Рей отводится хорошо если треть экранного времени, а все остальное заполоняют собой никчемные повстанцы, вечно находящиеся в бегах. Им невозможно сопереживать уже хотя бы ввиду невыносимой искусственности их положения (такое количество условностей сразу переварить ну очень тяжело). Более того — положение это вроде как совершенно критическое, но при этом оно затягивается на невообразимо длительное время, достаточное, чтобы Финн, которого будто не придумали, куда пристроить, смог выполнить свой бестолковый сайдквест. При этом ни Финн, ни кто бы то ни было еще из повстанческого фронта никак не раскрывается, и в рядах сопротивления царят предсказуемые паника и самопожертвования.

Пустота и тщетность, увы, не единственное, что тянет «Последних джедаев» на дно: фильм прямо-таки зияет огромными сюжетными дырами и несостыковками (которых седьмой эпизод, что показательно, был почти лишен). Мне совершенно не важны «Звездные войны» как таковые и я был бы рад креативной деконструкции этой космосаги, но на деле я получил фильм, который даже в рамках самого себя ухитряется не иметь ни смысла, ни внятного посыла.

Круглый стол. Обсуждение фильма «Звездные войны. Эпизод VIII: Последние джедаи» - фото 4

Александр Башкиров

Ведущий раздела «Кино и сериалы»

Star Wars: The Last Jedi — именно такое кино, какого я ожидал от Райана Джонсона после его фильмов Looper, Brick и даже эпизодов Breaking Bad (которые я десятки раз пересматривал).

Джонсон — удивительный, может быть, даже гениальный режиссер, который умеет не только лихо и круто снимать динамичные сцены. Также он способен глубоко зондировать психику персонажей в практически статичных эпизодах, где камера стоит неподвижно, и все держится на уникальной для Джонсона подаче материала (голоса, интонации, манера актерской игры и выбранный ракурс на происходящее). Если вам интересно, о чем я говорю, пересмотрите его эпизод Fly в Breaking Bad или сцену, где Джозеф Гордон-Левитт и Брюс Уиллис впервые встречаются лицом к лицу в закусочной в Looper. К Джонсону-сценаристу можно выдвинуть массу претензий, но он умеет делать главную для современного автора сценария вещь: заканчивать сцену не так, как вы думали.

The Last Jedi на всю катушку демонстрирует режиссерскую мощь Джонсона: таких боевых сцен и такой работы с актерами в «Звездных войнах» еще не было (в Rogue One после всех пересъемок остались только неимоверные претензии на боевые сцены и актерскую работу). Его сценарные скиллы фильм тоже демонстрирует: ну нельзя удержаться от смеха, когда Джонсон показывает фанбоям средний палец, отказываясь убивать персонажа, которому весь канон готовил красивую героическую гибель (и наоборот, безжалостно избавляется от навороченных Абрамсом и Кэзданом бесполезных персонажей). Это ближайший аналог «Звездных войн», снятых Квентином Тарантино, другим мастером «левого поворота» в хорошо знакомой сцене-штампе.

Мне не совсем понятно, как Джонсон смог протащить все это мимо сюжетных нацистов из Lucasfilm Story Group, настолько обкорнавших Rogue One. Видимо, все дело в том, что у Джонсона на всех ключевых эмоциональных сценах стоит жирный знак «плюс», тогда как у Гарета Эдвардса все уходило в глубокий минус. Здесь ведь как у Форда с черным автомобилем: неважно, какие эмоции внушают фильмы Disney… главное, чтобы они были позитивными!

Ну и да, при всех достоинствах в The Last Jedi вовсю проявляется третья характерная авторская черта Райана Джонсона, которая не должна удивить ни одного поклонника Looper. Он умеет вставлять в свои отличные, в общем-то, фильмы такие чудовищные по тупости и неуместности куски, от которых хочется не то что закрыть лицо рукой, а просто завыть в голос и убежать из зала. Но сразу после очередной такой режиссерской и сюжетной ямы Джонсон упирается рогом и снова начинает затаскивать зрителя в, казалось бы, безвозвратно потерянный для него фильм. В итоге все как-то, ни шатко, и валко, работает, доставляя одинаковое удовольствие и простым кинообывателям, и профессиональным критикам, и другим кинематографистам.

Фактически The Last Jedi — самый дорогой в мире экранизированный фанфик (причем не только к «Звездным войнам», но и к «Гарри Поттеру»). Star Wars как франчайз — настоящая мясорубка для режиссеров-авторов с серьезными амбициями (помните, Return of the Jedi должен был снимать Дэвид Линч!). То, что кому-то разрешили снять такое кино, как «Джедаи», это даже не научная фантастика, а реально космическое фэнтези.

И фильм получился авторский, хороший, качественный, заслуживающий ваших денег и вашего внимания. Скажем так: в играх Хидео Кодзимы 20% гения и 80% невероятного, невыносимого бреда, что не мешает ему обладать (во всех смыслах) армией фанатов. У Райана Джонсона во всех картинах (и в «Джедаях» тоже) 80% гения и 20% — невероятного бреда. В «Звездных войнах» я возьму эти 80% великолепного, настоящего кино, скажу спасибо и попрошу еще трилогию.

Круглый стол. Обсуждение фильма «Звездные войны. Эпизод VIII: Последние джедаи» - фото 5

Денис Князев

Редактор раздела «Игры»

Снять продолжение «Звездных войн» — непосильная задача по одной простой причине: угодить всем поклонникам саги в любом случае не вышло бы. Тем не менее Джей Джей Абрамс в «Пробуждении Силы» вернул историю про семью Скайуокеров на экраны единственным верным способом. У Райана Джонсона же было несколько вариантов эту историю продолжить, и он, увы, выбрал из всех не самый удачный.

Основных проблем у нового фильма всего две (проблем поменьше, правда, десятки, но это ладно). Во-первых, он окончательно доказывает, что совершенно любую, самую дичайшую и невероятнейшую дичь, возникшую в голове режиссера, сценаристы смогут объяснить Силой. Чтобы показать, как Энакин перешел на Темную сторону, Лукас снял новую трилогию, но будь на его месте Райан Джонсон, то он бы просто обвинил во всем Силу и не стал городить никаких историй про мальчика с пустынной планеты. Вот так работают «Последние джедаи». На любой вопрос их постановщик отвечает Силой, и вы можете делать с этим что хотите.

Во-вторых, фильм Джонсона противоречит сам себе, и это худшая характеристика для картины, претендующей на какую-то там развлекательную историю. Почему Люк стал отшельником? Потому что Сила! Ладно, шучу. На самом деле «Последние джедаи» предлагают три истории, отвечающие на этот вопрос, но ни одну из них нельзя считать правдивой. Да, кое-что рассказывает сам Люк, но в первой половине ленты его показывают чуть ли не сошедшим с ума стариком с дикими глазами. Мне сложно верить этому человеку.

Противоречий полна и история Кайло Рена, который вновь мечется от Светлой стороны к Темной, а в конце проворачивает план, на который был бы способен только человек, всю сознательную жизнь поедающий живьем детей — то есть абсолютное зло. Так это Кайло Рен мечется или же сценаристы во главе с Райаном Джонсоном не могут придумать для персонажа вменяемый характер?

Сильнее всего от них досталось, конечно, Лее и Кэрри Фишер, но об этом в подробностях написал Максим Иванов, поэтому повторяться не вижу смысла.

Но самое интересное в том, что фильм у Джонсона получился неплохой. Да, это не те «Звездные войны», которые вы ждали после седьмого эпизода, но… А какие «Звездные войны» вы вообще ждали после седьмого эпизода? Да вы и сами не знаете, я уверен. И никто не знает. Джонсон же поделился своим виденьем, и оно имеет право на жизнь — просто оно отличается от виденья большинства.

«Последние джедаи» — не закат Star Wars, но весьма неоднозначное кино. Полное недостатков, но не без удачных моментов. Только вот если «Пробуждение Силы» — это фильм, снятый как будто специально для меня, то The Last Jedi — фильм, снятый для кого-то другого.

Больше о «Последних джедаях»

Больше о «Звездных войнах»

Комментарии 129
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
ilovesaintjimmy
ilovesaintjimmy
Саша Башкиров лидирует в рейтинге народной любви, потрясающе! Я просто заскриню это для будущих поколений)