Что смотреть после «ВандаВижн»: самые нестандартные сериалы о супергероях
Нестандартная подача
«Легион» (Legion), 2017-2019
Необычный формат «ВандаВижн» определенно имеет успех среди зрителей. Но не стоит забывать, что у сериала есть своеобразный старший брат — и имя ему «Легион».
Реальность, смешанная с фантазиями, безграничные и бесконтрольные силы, проблемы с психикой и неожиданные злодеи: в «Легионе» есть все, что в «ВандаВижн» дается только любопытными тизерами. Кроме того, это один из первых совместных проектов Marvel и Fox, уже после того, как мутантам формально стало можно появляться в MCU.
Сюжет построен вокруг печальной судьбы Дэвида Хеллера, сына профессора Чарльза Ксавье из «Людей Икс». Дэвиду – мутант (в комиксах известный как Легион), причем один из самых могущественных на планете, но он страдает множеством психических заболеваний. Большую часть жизни ему пришлось провести в психбольнице, он с трудом отличает реальное от воображаемого и страдает нервным тиком.
В таком состоянии Дэвид общается с другими пациентами, знакомится с новенькой Сидни, еще одной мутанткой, не слишком любящей прикосновения, и сталкивается с Королем Теней – одним из самых впечатляющих злодеев MCU в исполнении гениальной Обри Плазы.
- Первые впечатления от 2 сезона «Легиона»
- Финал «Легиона»: сумел ли самый странный супергеройский сериал оправдать ожидания?
Сериал посвящен бесконечной внутренней борьбе Дэвида и выражает простую мысль: никакие способности не способны избавить нас от проблем, травм и тяжелых эмоций. А рано или поздно большая сила способна исказить любого человека и его намерения. Совсем как иллюзия в конечном итоге не может спасти Ванду от боли утраты, а эгоизм делает ее злодейкой в собственном шоу.
«Тик» (Tick), 2017-2019
Для просмотра некоторых шоу в этом списке нужно не бояться по-настоящему нестандартной подачи. Все версии «Тика» были созданы для людей с чувством юмора и умением по-детски радоваться дурацким супергероям. Иначе как смотреть шоу о людях в костюмах насекомых?
Да, «Тик» рассказывает об одноименном супергерое в костюме клеща. Тик чрезвычайно силен, быстр и к тому же неуязвим (но смертен). В сериале 2017 года от Amazon у него есть милый, мягкий и неуверенный в себе сайдкик по имени Артур (Гриффин Ньюман), который первым вышел на след суперзлодея по кличке Террор. Вместе они начинают работать над тем, чтобы победить Террора и обезопасить некий Город без названия.
«Тик» — абсолютная сатира на супергеройский жанр, это понятно по всем вводным данным. У главного героя, которого в этой версии играет Питер Серафинович («Зомби по имени Шон», «Стражи галактики»), нет ни реального имени, ни воспоминаний о прошлом. Он ведет себя вполне как клещ, «цепляясь» к Артуру и чувствуя себя плохо вдали от него.
Само существование Тика – просто шутка, изначально его нарисовали как маскота для сети магазинов комиксов. Но наблюдать за персонажем, который вырос из буквальной карикатуры, неожиданно увлекательно.
«Герои» (Heroes), 2006 – 2010
Без культового сериала нулевых в этом списке никак не обойтись. «Герои» стали очень важной вехой в жанре супергероики, как бы к ним не относились зрители: они здорово вложились в идею, что такие истории можно рассказывать вдумчиво и интересно, не цепляясь только за зрелищность и спецэффекты.
Действие сериала стартует с одного ключевого события: солнечного затмения, пробуждающего в людях разные способности. Они варьируются от физических, вроде способности летать и регенерации, до более разнообразных и изощренных (как поглощение чужих суперсил). Так называемых «героев» изучает профессор Суреш, чей отец был загадочно убит, а пути героев, никак не связанных между собой, начинают пересекаться.
Глобальный конфликт в том, что как до людей с суперспособностями хотят добраться самые разные силы, включая их злобных сородичей. К слову, Гэбриел Грей (Сайлар) был настолько запоминающимся злодеем, что обеспечил Закари Куинто амплуа на годы вперед — переплюнул его только маньяк из «Американской истории преступлений». А герои могут стать как спасением человечества, так и причиной его гибели.
В общем, создатели с головой уходят в символизм и банальную, но вечную тему: как вести себя, когда с большой силой приходит большая ответственность?
«Хэппи» (Happy!), 2017 – 2019
Строго говоря, в «Хэппи» вообще нет супергероев: есть бывший коп Ник Сакс (весьма созвучное с английским sucks – «отстой») и его веселая галлюцинация. Однако сериал снят по серии комиксов, да и сногсшибательный экшн там прямиком из комиксных экранизаций.
«Хэппи» — история о полицейском, который когда-то был лучшим из лучших, но постепенно опустился на самое дно. Жестокий и отвратительный мир вокруг с годами сломал Ника Сакса (Кристофер Мелони), превратив его в алкоголика-неудачника, зарабатывающего на жизнь убийством людей. В каком-то смысле он даже ждет смерти, но даже сердечный приступ не освобождает его от страданий.
Вместо этого Сакс вдруг получает некое подобие второго шанса. Он встречает небольшого летающего единорога (озвученного американским комедиантом Паттоном Освальдом), который просит Ника помочь найти девочку по имени Хейли, похищенную неизвестным в канун Рождества. В процессе выясняется пара мелодраматических подробностей, но в основном с этого момента Никс еще глубже погружается в мир разврата, грязных денег и криминальных схем.
Завязка может показаться странной, но абсурд — это главная фишка «Хэппи». Чем дальше уходит сюжет, тем бредовее становятся некоторые персонажи. Сам воображаемый единорог начинает восприниматься как совершенно адекватный и нормальный герой на фоне дичи, творимой некоторыми побочными антагонистами.
Дела семейные
«Беглецы» (Runaways), 2017 – 2019
Создатели некоторых супергеройских сериалов понимают, что способности – всего лишь сюжетный инструмент. А иногда и призма, через которую можно посмотреть на привычные проблемы; например, «скачущий» неровный контроль над своими силами – отличная аллегория на взросление.
Примерно об этом марвеловские «Беглецы», больше похожие на добротную драму об отцах и детях. Это история о шести школьниках, которые случайно узнают, что их родители состоят в преступной организации «Прайд». У каждого из подростков есть свой особый «талант»: манипуляция энергией, интеллект уровня гения, связь с животными и так далее.
В целях экономии бюджета ребята пользуются своими силами не так уж и часто, но при этом создатели постарались продемонстрировать их все — как в комиксах «Беглецы». Правда, во многом они сильно отошли от оригинального материала, дополнив и переделав персонажей.
Смысл и цели «Прайда» неизвестны до последнего; ясно только, что это нечто сверхсекретное и определенно злое. Сериал получился откровенно неспешным, экшена и фокуса на суперсилы в нем не так много. Зрители видят две сюжетные линии, которые постепенно должны сойтись в одной точке.
С одной стороны есть интересная история со злодейскими планами, с другой – психологические проблемы подростков и их родителей. Им тяжело понять друг друга, быть откровенными, встать на место другого человека и объяснить свои поступки. Именно эта стена, которая растет между героями из серии в серию, в конце концов заставляет подростков бежать, и наблюдать за ней интереснее всего.
«Необычная семья» (No Ordinary Family), 2010 – 2011
Сериал с Майклом Чиклисом совершенно идеален, если вам по душе не только уютная семейная магия «ВандаВижн», но и мультфильм «Суперсемейка». Всего один сезон и морально устаревшая графика ничуть не делают его хуже: «Необычная семья» остается отличным аттракционом.
У семьи Пауэллов еще до появления суперспособностей был ворох проблем. Дети не ладят с родителями: у сына Джей Джея проблемы в школе, а его старшая сестра Дафна вошла в самую тяжелую подростковую фазу. Родители ничуть не лучше, поскольку Джим холодный и не слишком внимательный к жене, а Стефани все интереснее ее научная карьера. Но потом Пауэллы попадают в авиакатастрофу и каждый из них получает по суперспособности, о которых можно только мечтать: силу, скорость, ум и телепатию.
Как развивается история, угадать несложно. Одной рукой члены семьи пытаются сохранить свою обычную жизнь, другой – контролировать неожиданно доставшиеся им суперсилы. Все это местами комично, а местами трогательно и дает реальный инсайд в семейные отношения.
Но удивительнее всего в сериале то, что в нем есть и неплохой сюжет, и несколько стоящих злодеев. Например, один из них колется специальным веществом, чтобы иметь суперсилу, и отчаянно завидует тем, кому она досталась просто так — вы вольны видеть в этом умную метафору или типичный сюжетный поворот для супергероики.
Деконструкция жанра, сатира и сквернословие
«Проповедник» (Preacher), 2016 – 2019
«Проповедник» — еще одна экранизация, которая никак не вышла бы стандартной из-за источника. Серия комиксов от Vertigo отличилась жестокостью, богохульством и крайне спорными героями (а точнее, антигероями). Как точно подмечено в нашей рецензии на первый сезон, если вам по нраву замысловатые теологические фарсы в духе «Догмы», или если вы просто хотите посмотреть нечто умное, атмосферное и крайне жестокое, то этот сериал определенно стоит взять на заметку.
Сюжет «Проповедника» разворачивается вокруг божественной сущности, Генезиса. Генезис каким-то образом сбежал из Рая и ищет душу смертного, в которого можно было бы вселиться. Но кандидаты не выдерживают мощи Генезиса и буквально взрываются. Единственный, кто не взорвался – проповедник в крошечном техасском городке, Джесси Кастер (Доминик Купер). Оставив свою девушку Тюлип (Рут Негга) и преступную жизнь позади, он хочет «замолить» свои грехи и помочь родному городу прийти к свету.
С помощью Генезиса Джесси получает способность повелевать другими людьми. Спойлер: сущность выбирает Джесси не просто так. Вскоре за обоими – и за Проповедником, и за его даром – начинают охотиться Рай, Ад и даже обычные люди. В этом сериале много суперсил, но в основном он держится на цинизме, безумном сюжете и бешеной харизме актеров, особенно Джо Гилгана («Отбросы», «Голяк») в роли ирландского вампира Кэссиди.
«Академия Амбрелла» (The Umbrella Academy), 2019 – …
Один из любимых супергеройских сериалов последних лет (и один из самых успешных проектов Netflix) тоже основан на комиксах. Причем их автор – вокалист My Chemical Romance Джерард Уэй, так что легкие эмо-нотки на его страницах вполне объяснимы. Как и яркий, интересный стиль и в комиксах, и в сериале.
«Академия Амбрелла» (The Umbrella Academy) предлагает взглянуть на супергероев с другой стороны: как на фабрику по производству универсальных солдат. Логично, что воспитывать детей с пеленок как будущую надежду человечества – крайне плохая тактика. Но именно ее выбирает таинственный сэр Реджинальд Харгривз. Когда в одно время в разных концах света у женщин, которые не были до этого дня беременны, родились дети, Харгривз решает их усыновить и сколотить собственную команду.
У каждого из семерых детей свои способности – сверхъестественная сила, управление разумом, управление траекторией предметов, общение с мертвыми и т.д. Харгривз натаскивает их всех на спасение мира и превращает в юных знаменитостей. После своего травматичного супергеройского детства вся семерка в конце концов разбредается кто куда. Но крайне странная и загадочная смерть приемного отца заставляет их собраться снова.
Что самое приятное, сюжет с каждым сезоном все закручивается: в первом мы только знакомимся с героями, во втором они уже попадают в прошлое (точнее, в 60-е годы), а в будущем третьем сезоне столкнутся с конкурентами – воспитанниками еще одной академии для супергероев.
«Пацаны» (The Boys), 2019 - …
Еще один отличный пример деконструкции жанра – «Пацаны», очередная одна сериальная адаптация комиксов. Создатель «Сверхъестественного» Эрик Крипке взял за основу историю от DC Comics и Dynamite Entertainment, собрал огненный каст, и в итоге получилась прекрасная сатира сразу на ряд явлений массовой культуры (и не только).
В мире «Пацанов» есть не только супергерои, суперзлодеи и пародия на большинство комиксных икон вроде Супермена. Люди в нем страдают, в основном, от действий зловещей и жадной корпорации Vought. Одна из ее жертв — обычный паренек Хьюи (Джек Куэйд), работающий в магазине электроники. Когда его девушку убивает супергерой из элитной «Семерки», с Хьюи неожиданно связывается человек по имени Бутчер (Карл Урбан).
Это типичный циничный антигерой в темном плаще, который по личным причинам хочет раскрыть секреты компании и уничтожить ее, а секретов у Vought полно. К тому же, все супергерои, которых общественность считает своими защитниками и идеалами, в жизни оказываются извращенцами, наркоманами, маньяками и так далее. Никого из них не заботит судьба обычных людей, лишь собственный имидж и позиция в компании. Бутчер и его разношерстная команда становятся антиподом Семерки – теми самыми Пацанами.
Но помимо интересного сюжета в «Пацанах» хороша многослойность происходящего – и то, как отлично он отражает современную политическую, культурную и социальную обстановку в США. Отсылки к реальным людям, спрятанные внутри интервью и репортажи о супергероях, почти неотличимые от реального ТВ, и очень знакомые скандалы наподобие #MeToo. И сериал работает в любом виде: как динамичное, хорошо написанное развлекалово, как нестандартное супергеройское шоу и как крепкая, умелая сатира.
Много приключений
«Роковой патруль» (Doom Patrol), 2019 – …
У «Рокового патруля» есть огромное преимущество перед другими похожими сериалами: он рассказывает о команде неудачников. И не нуарно-пафосных «неудачников» из совместных шоу Marvel и Netflix, которые носят кожанки и борются с травмами прошлого. От этих людей по-настоящему отвернулась фортуна.
Создатели сериала собрали лучших героев из комиксов за авторством Гранта Моррисона, которые считаются «золотым веком» этой серии. Например, гонщик Клифф Стил (Брендан Фрейзер) ведет разгульный образ жизни, изменяя своей жене с кем попало. Автомобильная авария как наказание фактически полностью его уничтожает, а то, что осталось, помещается в тело робота (так он становится Роботменом). За это стоит благодарить Шефа (Тимоти Далтон) — пожилого гения в инвалидном кресле, который дал вторую жизнь Клиффу и приютил его в своем особняке.
Помимо Клиффа, в доме живут и другие несчастные: Ларри Трейнор (Мэтт Бомер), который выглядит как Человек-невидимка и с трудом контролирует странную энергию внутри себя; бывшая актриса, а ныне буквально разжижающаяся от любого расстройства красавица Рита (Эйприл Боулби); Безумная Джейн (Дайан Герреро) с ее Подземкой в сознании, где скрываются ее самые опасные и странные личности.
Без присмотра Шефа Роковой патруль начинает творить полный хаос, но в конце концов им придется стать полноценной командой. Сериал хорош не только черным и низким (в хорошем смысле) юмором, но и тем, что собрал отличных актеров – на экране их видишь нечасто, особенно Брендана Фрейзера, который фактически попал в черный список Голливуда.
Агенты «Щ.И.Т.» (Agents of S.H.I.E.L.D.), 2013 – 2020
«Агенты «Щ.И.Т.» всегда были немного аутсайдерами среди супергеройских сериалов. С одной стороны, они были частью кинематографической вселенной Marvel – и сохранили похожий стиль и дух блокбастеров нулевых, но с меньшим бюджетом и более длинным и проработанным сюжетом.
С другой, всего через пару лет после релиза начал выходить «Сорвиголова», и своей мрачностью и условной реалистичностью он точно не помогал. Но «Агенты» упорно шли своим путем: это был местами легкий и даже глуповатый, но интересный сериал. Своеобразные «Секретные материалы», но в мире Marvel.
Формально весь сюжет стартует с агента Фила Колсона (Кларк Грегг), который каким-то чудом спасся после событий «Мстителей». Позже оказывается, что вернуло его к жизни вовсе не чудо, а секретные технологии. Но пока Колсона заботит другая задача – собрать в «Щ.И.Т.» команду специалистов, которая сможет дать отпор любой угрозе, инопланетной или земной. Периодически в сюжет вплетались события, происходившие в фильмах Marvel – например, предательство Гидры.
Но за семь сезонов шоу выросло в нечто совершенно аутентичное и особенное. В «Агентах «Щ.И.Т.» есть и невероятная глубина проработки героев, и все темы от дружбы и сотрудничества до поисков себя. А последний, 7 сезон стал настоящим любовным письмом телевидению: герои воюют с расой путешествующих во времени роботов, а поэтому на экране успевают навестить каждое десятилетие 20 века, начиная с 30-х годов, и в процессе процитировать практически каждое тематическое кино или шоу — от «Терминатора» до «Доктора Кто».
«Легенды завтрашнего дня» (DC’s Legends of Tomorrow), 2016 — …
И еще один пример сериала, который со временем стал лучше и нашел свой уникальный формат. После слабого первого сезона «Легенды» смогли уйти в более веселую и заводную сторону, с безумными сюжетами и путешествиями во времени.
«Легенды завтрашнего дня» — это, по сути, спин-офф «Стрелы» и «Флеша», за несколько сезонов успевший вобрать в себя еще больше героев из CW. В начале сериала яркие персонажи отправивший их в путешествие во времени в погоне за супер-злодеем. Это и внезапно ожившая Белая Канарейка Сара Лэнс (Кейти Лотц), и Атом (Брэндон Рут), и Огненный Шторм, единый в двух лицах (Франц Драмех), братья-акробаты со своими огненно-ледяными пушками и влюбленная парочка Ястребов.
Всех их встречает и утаскивает на свой хронокорабль подозрительно похожий на некого Доктора британец Рип Хантер – Артур Дарвилл, сыгравший в ньюскульном «Докторе Кто». И, что иронично, именно на это шоу сериал со временем стал похож больше всего. В нем много супергероев, а значит – штампов и знакомых сюжетных поворотов.
Но также в нем море безумия, которое сложно встретить в каком-либо другом сериале. Вряд ли вы часто сталкивались с серией, посвященной нападению разумной гигантской гориллы на молодого Барака Обаму или превращению всех героев в маппетов. У «Легенд завтрашнего дня» в закромах есть Чингисхан на самокате, кровожадный единорог, супергеройская пьеса от Уильяма Шекспира – и список этот можно продолжать бесконечно.
Мало суперспособностей
«Джессика Джонс» (Jessica Jones), 2015 – 2019
Последние серии «ВандаВижн» довольно активно исследуют травмы и трагические события Ванды Максимофф, которые привели ее в эту сюжетную точку. Сериалы Marvel до появления Disney+ были хороши именно этим – глубоким погружением в мир героя, в его прошлое и причины, по которым он предстает зрителям именно таким.
Целый букет таких травм, переживаний и внутренних терзаний есть у Джессики Джонс (Кристен Риттер), сыщицы из нью-йоркской Адской кухни. Она не заводит длительных отношений, ни романтических, ни дружеских, заливает свои эмоции алкоголем, но у нее, как водится, золотое сердце. Просто достучаться до него могут редкие люди – например, ее приемная сестра Триш (Рэйчел Тейлор) или сосед-наркоман Малкольм (Ика Дэрвилл).
Но когда в городе начинает орудовать злодей из ее прошлого, Джессика не может остаться в стороне. Пытаясь противостоять Киллгрейву (неподражаемый Дэвид Теннант), человеку со способностью внушения, она все глубже погружается в собственные травмы и постоянно балансирует на краю пропасти, из которой еле выбралась в прошлом.
Первый сезон «Джессики Джонс» — идеальная аллегория на разрыв абьюзивных, жестоких отношений. Это прекрасный пример супергеройского сериала, в котором способности играют далеко не первостепенную роль. Даже с учетом более слабых следующих сезонов у Джессики вышла очень камерная, личная и во многом внутренняя история практически без использования суперсил. Даже крайне редкие «полеты» не показывают, а лишь намекают на них, проговаривают – внимание на них не заостряется.
«Каратель» (The Punisher), 2017 – 2019
В тон остальной супергероике от Netflix, «Каратель» тоже мрачно-реалистичен, а местами просто депрессивен. В нем нет ни красивых спецэффектов, ни даже намеков на сверхсилу, скорость и прочие способности. С ними главный герой сталкивался только в качестве второстепенного героя «Сорвиголовы».
Сам Фрэнк Касл — бывший военный, вставший на путь мести после убийства его жены и детей. Никаких суперспособностей у него нет, использует он обычное огнестрельное оружие, взрывчатку, ножи и так далее. Весь его супергеройский «костюм» — большой белый череп на футболке или бронежилете. Главная особенность этого антигероя — он убивает. Причем без каких-либо колебаний, зачастую с особой жестокостью и цинизмом, что противопоставляет его большинству супергероев, боящихся переходить эту грань.
Помимо мести, конфликт сериала упирается в сложное военное прошлое Фрэнка и тайные сговоры с участием его сослуживца и лучшего друга, Билли Руссо (Бен Барнс). Вообще, «Карателя» сложно назвать супергеройским сериалом; скорее, это шпионский боевик. С большим количеством насилия, канонично, как в комиксах, кровавыми расправами и абсолютной отрешенностью Касла в тот момент, когда он должен исполнить свой долг – убить «злодеев».
Но «злодеев» именно в кавычках. На самом деле, сериал хорош тем, что в нем нет откровенных антагонистов или деления на черное и белое – а им супергерои грешат очень часто. Создатели дают неожиданно вдумчивые и интересные размышления о детских и взрослых травмах, о печальной судьбе военных, о равнодушии властей. И только на фасаде всего этого нарисован белый череп – чтобы привлечь внимание фанатов отличных комиксов.