Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
На прошлой неделе без особых фанфар завершился седьмой, последний сезон сериала Marvelʼs Agents of S.H.I.E.L.D., известного у нас как «Агенты „Щ.И.Т.“». Рассказываю, почему у шоураннеров Джеда Уидона и Мориссы Танчароен по итогам 7 сезонов получился яркий жанровый сериал вне времени и пространства. Это смешное, честное, трогательное и творческое шоу… которое, к лучшему или к худшему, игнорирует современные возможности сериалов на стриминг-платформах, чтобы рассказать историю в духе поздних 90-х или ранних 2000-х.
На прошлой неделе без особых фанфар завершился седьмой, последний сезон сериала Marvelʼs Agents of S.H.I.E.L.D., известного у нас как «Агенты „Щ.И.Т.“». Рассказываю, почему у шоураннеров Джеда Уидона и Мориссы Танчароен по итогам 7 сезонов получился яркий жанровый сериал вне времени и пространства. Это смешное, честное, трогательное и творческое шоу… которое, к лучшему или к худшему, игнорирует современные возможности сериалов на стриминг-платформах, чтобы рассказать историю в духе поздних 90-х или ранних 2000-х.

Из 13 серий нового сезона «Агентов» всерьез запоминаются три, одна из которых достойна номинации на «Эмми» (хотя бы за сценарий) и самостоятельного просмотра вне контекста всего сериала. Другие две — просто забавные стилизации с тоннами отсылок в духе «Рика и Морти» или «Американской истории ужасов».

Но это не значит, что оставшиеся десять серий — филлер. Как раз филлера в новом сезоне нет, он весь посвящен главным героям, попадающим в отчаянные ситуации в процессе борьбы за сохранение пространственно-временного континуума. Большую часть времени они проводят на войне с расой путешествующих во времени и пространстве пришельцев-роботов, известных как хроникомы. Такой формат предполагает частую смену сеттинга и использование массы штампов из других фильмов и сериалов о путешествиях во времени.

Агенты действительно успевают навестить каждое десятилетие 20 века, начиная с 30-х годов, и в процессе процитировать практически каждое тематическое кино или шоу — от «Терминатора» до «Доктора Кто». Отсылки творчески переработаны и используются для рассказывания самостоятельной истории, шоураннеры достаточно эрудированы и самобытны, чтобы «Агенты» ни разу за сезон не скатились до тупого цитирования в духе бездарного «Человека из будущего».

Рецензия на финальный сезон «Агентов „Щ.И.Т.“». Лучший сериал, который вы пропустили в «нулевые»

Если вы не смотрели серии по мере их выхода, сезон проглатывается на одном дыхании. Но при этом «Агенты „Щ.И.Т.“» ни разу не поднимаются на уровень настоящего искусства, который предлагают лучшие современные сериалы-деконструкции уровня «Хранителей». Джеда Уидона и Танчароен хватает лишь на то, чтобы ухватить формулу-штамп и обыграть ее максимально творчески, опираясь на своих уникальных персонажей с их накопленным за 6 лет совершенно безумным жизненным опытом.

Даже самым выносящим мозг ситуациям в «Агентах» никто особо не удивляется, это самая сильная и необычная черта шоу. Нам показывают хороших профессионалов, с одинаковым спокойствием и целеустремленностью выполняющих задание, когда им противостоят роботы-инопланетяне, суперзлодеи с букетом сверхспособностей или неизвестный убийца на борту их космического корабля, подвешенного в повторяющейся петле времени.

Шоураннеры не идут на более серьезные жертвы или эксперименты с нарративом. Никто из полюбившихся героев толком не погибнет. Внезапные выстрелы в головы безоружных врагов (все-таки шоу делал один из клана Уидонов) не приводят к серьезным последствиям для сюжета. Лихо выведенный за скобки повествования злодей просто подменяется мало чем отличающимся от него заместителем.

И даже умные и нестандартные действия героев, на середине сезона вдруг приводящие к решительной победе над хроникомами, всю вторую половину сезона отыгрываются назад. Их самопожертвование и смекалка обесценивается финалом сериала, в котором конфликт с роботами приводят к куда более беззубому и типовому решению.

В итоге «Агенты» — очень стандартное шоу с нестандартным исполнением отдельных сцен и целых эпизодов. От этого возникает ощущение, что ты читаешь комикс или смотришь сериал из ранних нулевых. Это супергеройский спин-офф «Баффи» или «Ангела», который уже использует наработки революционных шоу-прорывов Джосса Уидона, но еще не может протолкнуть мимо руководства канала или студии действительно ломающие канон вещи.

Рецензия на финальный сезон «Агентов „Щ.И.Т.“». Лучший сериал, который вы пропустили в «нулевые»

Думаю, что Уидона с Танчароен такая формулировка бы вполне устроила. Они явно делали шоу для себя, под свои стандарты, которые отличаются от того, что принято в современной постсупергероике. Судя по содержанию отдельных серий, в руководстве ABC материал вообще никто не отсматривал, на шоу давно махнули рукой, предоставив его создателям возможность хулиганить, как душе угодно.

Скажем, в серии с характерным названием The Totally Excellent Adventures of Mack and The D впервые (насколько я знаю) в истории телесериалов Disney на экране проливаются литры крови, а людей разрывают на части циркулярной пилой. Причем происходит все трэшово и откровенно, с практическими эффектами вместо CGI.

Эпизод Out of the Past целиком состоит из пародирования нуаров (как известных, так и культовых) — включая черно-белую гамму и закадровый голос агента Колсона. Это опять-таки не уровень знаменитой серии This Extraordinary Being из «Хранителей», использующей сходные стилистические приемы. «Агенты» экспериментируют с формой, а не с содержанием, и эпизод, со всеми поправками на космические путешествия и темпоральные скачки, рассказывает вполне типовую нуарную историю.

Абсолютный максимум сериал показывает в девятом эпизоде финального сезона под названием As I Have Always Been. Это та самая серия про временную петлю. Можно ли представить в 2020 году что-то более банальное, чем эпизод про бесконечно повторяющиеся события в замкнутом пространстве? Тем не менее, шоураннеры с помощью постоянного сценариста «Баффи» Дрю Гринберга превратили это в самый драматически нагруженный эпизод всего сериала. Он не только раскрывает главную тайну сезона и служит точкой прощания с важным героем — это еще и место главного актерского прорыва сериала.

Рецензия на финальный сезон «Агентов „Щ.И.Т.“». Лучший сериал, который вы пропустили в «нулевые»

Домашний хроником Инок (Джоэл Стоффер), которого весь сезон использовали для шуток про Терминатора, внезапно получает сцену в духе Рутгера Хауэра в «Бегущем по лезвию».

В остальном актерские работы то деревянные и раздражающие (Скай, Мэй, Мак), то безобидно-комедийные (Ди). Но сюжеты отдельных серий закручены так лихо, что даже самые картонные агенты нет-нет да и предстают живыми людьми в моменты трудного выбора. Кларк Грегг в роли Агента Колсона не получает таких крутых моментов, что в первой серии сезона, но остается крепкой нормализующей основой актерского состава. Уж на что на что, а на реакции Колсона можно положиться в любой серии.

В целом, если у вас есть любимый герой, с ним обязательно произойдет что-то интересное и нестандартное — а в финале так и вовсе каждый персонаж получит виньетку в духе игр-файтингов, рассказывающую об их дальнейших похождениях.

Рецензия на финальный сезон «Агентов „Щ.И.Т.“». Лучший сериал, который вы пропустили в «нулевые»

Затрудняюсь сказать, остался ли в сериале какой-то нереализованный потенциал. Да, второй «биг бэд», главный злодей, выходящий на подмену хроникомам, получился невзрачный; да, вторая половина сезона состоит из супергеройских драк на тросах в духе отвратительных фильмов и сериалов о Людях Икс; да, подмена одной временной линии другой в финале обесценивает большую часть подвигов героев. Но не факт, что с более жесткими сюжетными решениями шоу было бы настолько комфортно смотреть.

Самое приятное в «Агентах “Щ.И.Т.”» — их неформальность и расслабленность при общем высоком качестве письма. В те моменты, когда «Мир Дикого Запада» делает серьезное лицо и пафосно оставляет «в своем мире» персонажей, с которыми нас так усердно знакомили последнюю пару серий, «Агенты» приветливо машут рукой — поднимайся на борт, парень, зависай с нами, давай весело проведем вместе весь остаток сезона!

И даже главной ставкой, источником напряжения в сезоне оказывается не исход конфликта с хроникомами (ведь понятно, что роботы-убийцы проиграют), а пророчество о том, что это последняя миссия, которую агенты выполняют вместе. Ведь понятно, что она и на самом деле последняя, и нужно ценить каждый миг каждой серии, проведенный в этой компании. Такое нарушение «четвертой стены» вызывает эмоциональное вовлечение, которого сериал уровня «Агентов “Щ.И.Т.”», строго говоря, не заслуживает.