30 главных фильмов 2017: «Время первых» — авторское космическое кино без автора
Каждый день декабря редакция «Канобу» рассказывает об одной из 30 главных картин этого года — лучших, худших, так или иначе самых запомнившихся. Фильмов, которые по-своему характеризуют этот год и запомнятся как его самые яркие представители. Сегодня очередь фильма «Время первых» (вот апрельская рецензия Александра Трофимова).
Если быть не в курсе контекста производства этого фильма и его выхода на экраны, то «Время первых» заставляет безоговорочно гордиться современным российским кинематографом.
Тут и великолепное, в принципе не переводящееся на другие языки название (на Западе картина называется очень скучно — Spacewalk), и сногсшибательная работа пары лучших современных отечественных актеров Евгения Миронова и Константина Хабенского, и очень качественный сценарий, живо, реалистично и нестандарно обыгрывающий все сцены одной из самых трудных и самоубийственных космических миссий в истории человечества. Это, наконец, фантастическая режиссура Юрия Быков, которую узнает любой поклонник предыдущих картин этого постановщика.
Но контекст есть, и он очень печален. Тут и вся эта некрасивая и нелепая история с переносом даты выхода «Форсажа 8» ради того, чтобы «Время первых» могли спокойно крутить в пустых кинотеатрах, и тот факт, что режиссером значится не Быков, а Дмитрий Киселев.
То, что фамилии Быкова вообще нет в титрах фильма, несколько ошарашивает. Лично я — огромный поклонник этого режиссера и сценариста еще со времен «Майора». Я очень ждал «Время первых» как первой возможности посмотреть картину любимого кинематографиста в кинотеатре… и в итоге увидел на экране именно то, что и ожидал по предыдущим работам Быкова.
Люди негромко и предельно реалистично говорят в полутемных помещениях. Блеклые, словно выцветшая фотография, картины жизни в СССР 60-х годов. Видения детства, словно в «Солярисе» Андрея Тарковского, — реализм у Быкова всегда натянут поверх тельняшки сюрреализма.
Потрясающие по внутреннему напряжению, но практически лишенные ненужной визуальной показухи сцены выполнения великой миссии настоящих советских людей…
Я не знаю, насколько Быков участвовал в работе над сценарием фильма (в числе указанных в титрах сценаристов его нет… но его нет и в режиссерах картины), но в диалогах и работе с сюжетом чувствуется его фирменное качество. Даже детские грезы становятся важной сюжетной деталью — когда оба космонавта теряют сознание, герой Миронова под влиянием галлюцинации о детстве двигает рукой, выдергивая провод и спасая жизнь и себе, и напарнику.
Это настоящее авторское кино про космос, какое даже в США не снимают со времен «Космической одиссеи» — не считать же таковым совершенно беспомощную «Гравитацию».
Отснявший две трети картины Быков хотел сделать что-то свое, характерное, уникальное, выстраданное. Продюсеры видели в фильме крепкий середнячок-блокбастер в духе «Аполлона-13». В итоге последнюю треть снимал совсем другой режиссер.
Как показывает кассовый и критический успех мучительно предсказуемого и не особенно художественного «Салюта-17», все действительно можно было написать и снять куда проще. Авторское кино про космос не нужно никому, кроме самого автора и небольшой группы его фанатов… но это особенность любого авторского кино.
В итоге вместо блокбастера про космос получился один из лучших российских фильмов – который очень, очень трудно оценить по достоинству в 2017 году.