30 главных фильмов 2017: «Молчание» — возвращение настоящего кинематографа
Каждый день декабря редакция «Канобу» рассказывает об одной из 30 главных картин 2017 года — лучших, худших, так или иначе самых запомнившихся. Фильмов, которые по-своему характеризуют этот год и запомнятся как его самые яркие представители. Сегодня очередь «Молчания» Мартина Скорсезе (рецензия Александра Трофимова).
Еще в самом начале года Александр Трофимов назвал «Молчание» «лучшим фильмом года», а я согласился с ним и летом написал несколько строк для двенадцатого места в нашем Топ-100 фильмов всех времен. Год заканчивается, а «Молчание» в моих глазах так и не превзошли — и, боюсь, не превзойдут еще несколько лет.
Это тот самый «настоящий» кинематограф, который, казалось, благополучно вымер десятилетия назад — завязанная на деньгах и доступных развлечениях массовая культура (ничего не имею против, но не все же хорроры и блокбастеры снимать!) и осторожные продюсеры загнали режиссеров художественного кино в гетто инди-фестивалей, где их благополучно сожрали молодые дарования с «оригинальным видением», «острой социальной проблематикой» и очками в роговой оправе.
А «просто фильмы» — хорошие, интересные, умные, но без провокаций, «вау-эффекта» и фантастики как будто просто перестали выходить. Остались только драмы про Вторую мировую («По соображениям совести» с тем же Эндрю Гарфилдом), но их уже лично я не переношу — это очень жанровое, совсем не универсальное кино.
«Молчание» стало глотком свежего воздуха — тяжелого, сложного, непривычного, такого, дышать которым приходится учиться. События происходят в средневековой Японии, в центре сюжета — гонения на христиан, а главный герой — точь-в-точь Иисус, но фильм на деле не про это. В нем нет хороших и плохих, правильной правды и неправильной, нет даже однозначно разрешенного конфликта.
Это фильм про жизнь и про людей, про универсальные вещи вроде природы веры, сущности правды и неизбежности компромиссов.
Рассказать такую историю можно было где и когда угодно: в современных США или в России 70-х, в Средиземье или далекой-далекой галактике, но Скорсезе выбрал максимально экзотический, незнакомый 99% населения планеты сеттинг, и это придало фильму аутентичности, сделало его творческим и уникальным. Режиссер взял за основу книгу 1966 года и не поленился перевернуть горы исторического материала, чтобы насытить картину фактурой. Он тридцать лет пытался снять этот фильм, и в итоге с боем нашел деньги и подходящие локации для съемок (все на самом деле снимали на Тайване). Кроме того, он собрал потрясающий каст, в котором большие американские звезды не затмевают японских актеров, совершенно незнакомых широкой западной аудитории.
Прекрасно в «Молчании» все — и сценарий, и актеры, и операторская работа, и звук. Но высидеть почти три часа, читать субтитры с японского, не уснуть, не отвлечься и не заскучать под силу далеко не каждому зрителю.
В прокате фильм ожидаемо провалился, критики его не поняли, а киноакадемия США не дала ни одного «Оскара» просто потому, что Скорсезе не успел выпустить кино до того, как кончился прием заявок на участи в премии 2017 года. И от такой вселенской несправедливости хочется грозить кулаком в небо и кричать «как так?!» Но в ответ — только молчание.