30 главных фильмов 2017. «мама!» — нож под ребро от мира кинематографа
Каждый день декабря редакция «Канобу» рассказывает об одной из 30 главных картин 2017 года — лучших, худших, так или иначе самых запомнившихся. Фильмов, которые по-своему характеризуют этот год и запомнятся как его самые яркие представители. Сегодня очередь картины Даррена Аронофски «мама!» (рецензия Александра Трофимова).
Трейлер фильма «мама!» я случайно увидел при походе в кинотеатр на «Оно». Соответственно, тогда мне показалось, что это очередной хоррор. Но имя Даррена Аронофски, режиссера гениального «Черного лебедя», удержало меня от поиска дальнейшей информации и заставило пойти на сеанс. И как бы лучше описать свои эмоции…
Меня разорвало на куски.
Фильм поначалу казался стандартным психологическим триллером, но чем дальше развивался сюжет, тем сильнее складывалось ощущение, что что-то идет не так. Тебя даже не пытаются напугать. Но то ли неловкие переглядывания персонажей Дженнифер Лоуренс и Хавьера Бардема, то ли сам дом, в котором разворачиваются события всего фильма, ужасали.
Я ожидал, что «мама!», притворившись одним из творений Дэвида Линча, в определенный момент перевернет все с ног на голову и унесет сюжет в совершенно другое русло. Но Аронофски пошел своим путем, не прибегая к помощи неожиданных сюжетных поворотов (да и вообще сюжета).
Последние полчаса фильма — дикая фантасмагория, плевок в лицо и удар под дых всем культурным, религиозным и социальном ценностям. Последние сцены физически неуютно смотреть, но ты не можешь оторвать взгляд от происходящего. Ведь ловушка истории «мамы!» уже захлопнулась.
Только вот о чем же конкретно ее история? Да обо всем! Или, как минимум, об очень многом.
Серьезно, на фундаменте сюжета о семейном разладе выстраиваются аллегории на Библию, проблемы современного общества и искусства, внутренние конфликты людей творчества, пагубное влияние человечества на природу и много чего еще. Мне решительно непонятны возмущения людей, которые ничего не поняли после просмотра, ведь «мама!» позволяет воспринимать себя даже как крайне прямолинейную картину. Такой себе «фильм для всех и ни для кого».
И пускай фильм обругали многие критики и зрители, он все еще крайне важен как для кинематографа, так и искусства в целом.
Он очень многослойный и нетривиальный, зрителя своего за дурака не держит, но и не оставляет большую часть вопросов открытыми для фанатских теорий. Даррен Аронофски снова воплотил свой гений в формате кинофильма, сделав это изящно и виртуозно. «маму! » будут вспоминать и к ней будут возвращаться еще очень долго, ведь подобное авторское кино выходит не так уж часто.
Впрочем, особо впечатлительным лучше воздержаться от просмотра, настолько больно «мама!» ударяет своими идеями в сердце, задевая ребро.