21 декабря 2017Игры
Обновлено 09.01.2018

30 главных фильмов 2017. «мама!» — нож под ребро от мира кинематографа


Каждый день декабря редакция «Канобу» рассказывает об одной из 30 главных картин 2017 года — лучших, худших, так или иначе самых запомнившихся. Фильмов, которые по-своему характеризуют этот год и запомнятся как его самые яркие представители. Сегодня очередь картины Даррена Аронофски «мама!» (рецензия Александра Трофимова).

30 главных фильмов 2017. «мама!» — нож под ребро от мира кинематографа - фото 1

Трейлер фильма «мама!» я случайно увидел при походе в кинотеатр на «Оно». Соответственно, тогда мне показалось, что это очередной хоррор. Но имя Даррена Аронофски, режиссера гениального «Черного лебедя», удержало меня от поиска дальнейшей информации и заставило пойти на сеанс. И как бы лучше описать свои эмоции…

Меня разорвало на куски.

Фильм поначалу казался стандартным психологическим триллером, но чем дальше развивался сюжет, тем сильнее складывалось ощущение, что что-то идет не так. Тебя даже не пытаются напугать. Но то ли неловкие переглядывания персонажей Дженнифер Лоуренс и Хавьера Бардема, то ли сам дом, в котором разворачиваются события всего фильма, ужасали.

Я ожидал, что «мама!», притворившись одним из творений Дэвида Линча, в определенный момент перевернет все с ног на голову и унесет сюжет в совершенно другое русло. Но Аронофски пошел своим путем, не прибегая к помощи неожиданных сюжетных поворотов (да и вообще сюжета).

30 главных фильмов 2017. «мама!» — нож под ребро от мира кинематографа - фото 2

Последние полчаса фильма — дикая фантасмагория, плевок в лицо и удар под дых всем культурным, религиозным и социальном ценностям. Последние сцены физически неуютно смотреть, но ты не можешь оторвать взгляд от происходящего. Ведь ловушка истории «мамы!» уже захлопнулась.

Только вот о чем же конкретно ее история? Да обо всем! Или, как минимум, об очень многом.

Серьезно, на фундаменте сюжета о семейном разладе выстраиваются аллегории на Библию, проблемы современного общества и искусства, внутренние конфликты людей творчества, пагубное влияние человечества на природу и много чего еще. Мне решительно непонятны возмущения людей, которые ничего не поняли после просмотра, ведь «мама!» позволяет воспринимать себя даже как крайне прямолинейную картину. Такой себе «фильм для всех и ни для кого».

30 главных фильмов 2017. «мама!» — нож под ребро от мира кинематографа - фото 3

И пускай фильм обругали многие критики и зрители, он все еще крайне важен как для кинематографа, так и искусства в целом.

Он очень многослойный и нетривиальный, зрителя своего за дурака не держит, но и не оставляет большую часть вопросов открытыми для фанатских теорий. Даррен Аронофски снова воплотил свой гений в формате кинофильма, сделав это изящно и виртуозно. «маму! » будут вспоминать и к ней будут возвращаться еще очень долго, ведь подобное авторское кино выходит не так уж часто.

Впрочем, особо впечатлительным лучше воздержаться от просмотра, настолько больно «мама!» ударяет своими идеями в сердце, задевая ребро.

Все главные фильмы 2017

Комментарии 13
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Аркашка Россеянин
Аркашка Россеянин
Этот фильм, ад для интроверта. Не один кинч так грамотно не обыгрывал вторжение в личное пространство человека! Было максимально дискомфортно его смотреть.
Fullmoon699
Fullmoon699
Театр абсурда
Vasya Skywalker
Vasya Skywalker
ну так, "ниче", Арановски сильный режессер, но далеко не лучшая его работа