Восторг, смятение и боль: 15 главных игр года по версии «Канобу»
Редакция «Канобу» постаралась откровенно и с иронией проанализировать, каким получился 2021 год для индустрии игр. Cоставили список из 15 релизов, которые так или иначе не оставили аудиторию равнодушной. Каждый проект чем-то примечателен: вдохновил больше всего мемов, показал, что серию пора бы отправить на покой, или стал образцом того, как нужно (или не нужно) делать ремастеры. Номинации получились и шуточные, и серьёзные. Объясняем, что и почему попало в эту подборку.
Серия Nier, игры которой выходят с 2010 года, получила второе дыхание в 2017 году с выходом Automata. Она выстрелила, хотя творения Йоко Таро до этой игры не были особо популярны. Прорыв случился благодаря активной пиар-кампании, выстроенной вокруг образа главной героини, андроида 2B — игра стала популярной еще задолго до релиза.
Replicant ver.1.22474487139 стала возможной именно благодаря этому самому успеху. Фанаты интересовались событиями до Automata, поэтому создание ремастера оригинальной Nier было логичным шагом.
Ремастер весьма дотошно воспроизводит оригинальную Nier, что может вызвать некоторое недоумение. С одной стороны, да, все круто, игра (практически) такая же, какой она запомнилась… Но проходить сюжет три раза для открытия истинной концовки будут явно не все.
Как «Канобу» уже писал в рецензии, остановиться можно и в конце первого прохождения. Альтернатива — идти до самого конца, до добавленной в ver.1.22474487139 «секретной» концовки, которая не просто заканчивает историю, но и подвязывает события обеих частей Nier друг к другу. Правда, для этого придется вытерпеть левел-дизайн уровня начала десятых годов, любовь японцев к гринду, а также необходимость удалить все сохранения. Перед запуском NieR Replicant лучше сразу убедиться, что вы готовы идти до конца, чтобы потом не метаться, когда настанет время выбирать.
Дополнительно, конечно, стоит отметить выдающийся саундтрек от бессменного композитора серии Кэйити Окабэ. Одно только музыкальное сопровождение игры искупает многие ее грехи — и это даже не преувеличение.
Resident Evil 8 продолжает и развивает идеи седьмой части, которая отошла от формата безостановочных экшенов в пользу атмосферного хоррора с видом от первого лица. Геймплей подвергли масштабной доработке, а сюжет продолжает историю Итана Уинтерса и его жены Мии.
Ещё до релиза игра стала крайне популярной в Интернете благодаря одной выразительной даме — леди Димитреску. Красивая, элегантная, а также высокая и крайне опасная, она сильно повысила популярность франшизы в сети. Её образ активно использовался в каждом трейлере, а вместе с тем количество мемов и артов с персонажем постоянно увеличивалось.
Леди Димитреску выделяется на фоне других героинь, надолго закрепив себя в памяти игроков. С её помощью Capcom удалось превзойти успех Resident Evil 7 и сделать новую игру одной из самых продаваемых в серии. И судя по тому, что леди Димитреску присутствует в игре недолго, Village удалось привлечь игроков не только привлекательной героиней, но и собственным качеством.
Победителем The Game Awards 2021 вышла не крупная AAA-игра, а милая кооперативная игра, которую невозможно пройти в одиночку. Впрочем, ничего удивительного — творение Юсефа Фареса приглянулось и игрокам, и критикам, и продалось весьма хорошо.
При довольно дружелюбен к игрокам: это линейный паззл-платформер, который не требует быть магистром платформенных наук для прохождения. Юсеф и его команда очевидно хотят развлечь игроков, а не заставить их страдать.
У Hazelight Studios получилась красивая игра, в которую легко можно предложить сыграть как человеку, вообще не разбирающемся в играх, так и ветерану, который прошел не одну сотню игр. It Takes Two — это очень приятный, небольшой, и вместе с тем душевный проект, которых очень не хватает индустрии. Особенно сейчас, в весьма мрачное и тревожное время.
Серии Call of Duty и Battlefield конкурируют почти двадцать лет. С конца нулевых фанаты обеих ожесточенно спорят друг с другом, какая же серия лучше. Выход Call of Duty: Vanguard и Battlefield 2042 должен был породить очередную волну обсуждений, но в 2021 году случилось иначе: фанаты объединились из-за недовольства проектами.
Vanguard, кажется, стала жертвой своего собственного цикла серии: шутер ничего нового предложить не может. Предыдущая часть — Call of Duty: Black Ops Cold War — в сюжетной кампании имела нелинейный и интересный сюжет, запоминающиеся ситуации и харизматичных персонажей. Это всё то, чего не хватает новой игре.
Новая Call of Duty предлагает скучную историю о войне, что происходит по большей части во флэшбеках. В них рассказывают про одного из четырёх героев, в истории которых зачем-то впихнули социальные комментарии: например, о несправедливом отношении к превосходящим мужчин девушкам-солдатам; о бесконечной неприязни к цвету кожи одного из протагонистов — чернокожему. Бессвязный сюжет дополняет безыдейный геймплей об отстреле болванчиков в тесных коридорах, а дополняет картину невыразительная постановка. Всё вместе порождает ощущение, будто играешь в Call of Duty: World at War — игру 2008 года выпуска, между прочим.
В общем, итог неутешительный: Call of Duty уже давно напрашивалась на то, чтобы взять перерыв, и сейчас для этого самое подходящее время. Кажется, от неё устали не только игроки, но и сами разработчики.
У авторов Battlefield 2042 было почти все, чтобы создать идеальную преемницу BF3 и BF4. И если Call of Duty: Vanguard стала жертвой конвейерности серии, то у Battlefield проблемы другого сорта — чрезмерный гигантизм во всем, начиная от карт до режимов. Слепые попытки копировать успешные идеи у конкурентов, а не развитие собственных идей. Абсолютная глухота ко всему, о чем говорит коммьюнити.
Кажется, DICE окончательно забыли о том, за что игроки вообще любят серию Battlefield. Спору нет, забирающиеся на небоскребы катера на воздушных подушках, летающие танки и прочее издевательство над техникой — это в целом вполне в духе мультиплеера серии, но это явно не то, чего игроки ждали.
О проблемах игры можно писать долго: слишком большие карты, где 90% территории не используются; вместо классов — оперативники, словно бы пришедшие из Call of Duty (с совершенно клоунскими скинами). Очередные попытки в «уникальный режим» под названием Hazard Zone. Целый ворох технических косяков разного характера. Вышло уже несколько крупных патчей, еще как минимум один ожидается во время рождественских праздников, но они не особо помогают.
Рейтинг игры в Steam за последний месяц — 38% положительных отзывов, игру уже отдают со скидкой в 34% и даже предлагали сыграть в нее бесплатно. С учетом слухов о том, что первый внутриигровой сезон стартует только в марте, хочется задать один простой вопрос — а останется ли к тому времени достаточно игроков, чтобы участвовать в этом самом сезоне?
Релиз новой Ratchet & Clank — важное событие для Sony и её сообщества, хотя бы потому, что других громких эксклюзивов для PS5 в 2021 году больше не выходило. Эта серия игр — эксклюзив платформы начиная с PlayStation 2. В 2016 году продолжение-перезапуск игроки приняли на «ура». Rift Apart, один из первых громких проектов для PlayStation 5, продолжает сюжет перезапущенной серии, попутно стараясь продемонстрировать весь потенциал новой консоли Sony.
И со своей задачей Ratchet & Clank: Rift Apart отлично справилась! Творение Insomniac Games дарит игрокам яркое и захватывающее приключение, активно используя все возможности PS5. Игра получилась одной из самых красивых на платформе, некоторые сцены можно перепутать с мультфильмом от какой-нибудь Pixar. Способствует этому простая, но работающая завязка: знаменитым героям Рэтчету и Кланку предстоит остановить злодея Нефариуса, попутно посетив альтернативные миры и встретит новых друзей — Ривет и Кит.
Может быть Ratchet & Clank: Rift Apart не удалось показать «тот самый некстген», о котором грезят некоторые игроки, зато игра продемонстрировала возможности актуального железа PS5 и насколько качественные проекты с его помощью можно делать.
Вечный парадокс игр от Arkane Studios — они выходят интересными, нравятся и игрокам, и прессе, но не приносят большого количества денег. С недавней Deathloop получилась та же история — множество номинаций на премию The Game Awards 2021, хорошие оценки прессы, хвалебные отзывы от игроков… и при этом низкие продажи. Пятидесятипроцентные скидки начались спустя пару месяцев после релиза, а в Англии игра на старте оказалась самым неудачным релизом Arkane за последние десять лет.
При этом неудачной игру назвать язык не поворачивается — это immersive sim, который, в отличие от той же Dishonored, вообще никак не ограничивает игрока. Все типичные для жанра ситуации на месте: убить или обойти незаметно, пройти через главный вход или найти потайной, найти свой путь через огромный и открытый для исследования уровень, только тут никто не заставляет, скажем, проходить игру тихо и без убийств для получения «хорошей» концовки. Это была одна из тех вещей, за которые ругали Dishonored, и в Deathloop Arkane сделали так, как игроки и просили.
Deathloop — первый immersive sim с многопользовательским режимом, где один игрок охотится на другого. Этот элемент игры подчиняется ровно тем же правилам, что и все остальные — то есть игроки могут устроить мясорубку в попытках найти свою цель…, а могут поступить хитрее: использовать стелс и особенности карты. Получается эдакая смертельная игра в кошки-мышки, где далеко не всегда выигрывает лучший стрелок.
Словом, к Deathloop стоит как минимум присмотреться. Не во всех своих аспектах игра вышла отличной (скажем, к техническому состоянию проекта есть множество вопросов), но она получилась довольно любопытной. В конце концов, «иммерсив симов» у нас не так и много, и поддержать одну из тех немногих студий, которая занимается регулярным их выпуском однозначно стоит.
Во время первой демонстрации Kena: Bridge Of Spirits, дебютной игры Ember Lab, было ощущение, что перед нами The Legends of Zelda для мультиплатформы. Но после прохождения мнение изменилось — это очень специфичный, даже в каком-то смысле уникальный проект. Отдельные элементы Bridge of Spirits могут напоминать о похожих играх, но аналогов у неё нет.
Есть проекты, например, Ratchet & Clank: Rift Apart, которые можно «пересобрать» в мультфильм. C Kena: Bridge of Spirits получилось наоборот. Все катсцены в игре являются пререндеренными роликами — судя по прошлым, неигровым творениям разработчиков, им было проще работать с графикой, чем с движком проекта.
Но талант Ember Lab так или иначе проявил себя и в игровом процессе. Разработчики создали красивую анимацию, множество завораживающих эффектов, огромное количество деталей — и всё это вместе образует уникальную атмосферу чарующего леса, полного духов. Bridge of Spirits постоянно дарит ощущение сказки, в которой герою суждено пройти приключение, повстречав милых существ, опасных врагов и дорогих друзей.
У Amazon с играми не ладится. Например, free-2-play шутер Crucible находился в разработке с 2014 года, вышел 20 мая 2020 года и почти сразу отправился обратно в статус беты. Из игры удалили два режима, сфокусировались на исправлениях, но это все не помогло: 9 октября того же года авторы объявили об отмене разработки и закрытии проекта, а авторов, студию Relentless, перевели на работу над MMORPG New World.
История этой игры тоже довольно любопытная — анонсированную еще в 2016 году MMORPG переносили четыре раза, после релиза она набрала больше 700 тысяч одновременных игроков… которые спустя месяц разбежались. Игру быстро наводнили боты, жалобы на игроков во враждебных кланах стали одним из способов выигрывать местные войны, а из-за падения одного из серверов всех игроков «переместило» во времени на месяц вперед. В общем, нет ничего удивительного в том, что игроки продолжают уходить, а рейтинг игры в Steam — падать. Даже обновления не помогают — напротив, они только подливают масла в огонь и сильнее раздражают тех, кто еще не ушел из New World.
Авторы, кажется, вообще не понимают, чего хотят игроки. Они увеличивают количество гринда, снижают количество выпадающих предметов и вообще затрудняют жизнь новичкам. Также игроки жалуются на совершенно случайные баны без причин, постоянные ошибки и глитчи, ведущие к абузам игровых механик (вроде дюпа предметов). Прибавьте к этому засилье ботов, с которыми игроки пытаются бороться разными методами, разного рода технические проблемы, а также довольно скромное количество доступного для освоения контента.
«Потраченный» ремастер года
Grand Theft Auto: The Trilogy — The Definitive Edition вполне заслуженно можно назвать худшим ремастером последних лет. Если Grand Theft Auto III, Vice City и San Andreas запали в душу многим игрокам, стали феноменом, оставившими след всердцах игроков, в индустрии и в мемах, то вот The Definitive Edition, кажется, свой след оставит исключительно в мемах.
Фанаты годами грезили о переиздании, публиковали графические моды, с помощью редакторов делали конверсии трилогии на движке Grand Theft Auto IV. Так было до определённого момента, пока издатель в лице 2K Games не забанил несколько модов, анонсировал и опубликовал крайне противоречивые скриншоты будущего ремастера, а позже удалил из магазинов оригинальные GTA III, Vice City и San Andreas. Чем ближе была дата выхода ремастера, тем меньше он соответствовал мечтам игроков.
Релиз оказался катастрофой — часть игроков не могла поиграть из-за упавших серверов Rockstar, другая же ринулась строчить гневные отзывы. Как оказалось, 2K наняли для работы над игрой стороннюю студию, которая, судя по всему, «улучшила» качество текстур и эффектов оригинальных игр с помощью нейросетей.
Из-за этого The Definitive Edition стала объектом для самых едких насмешек из-за огромного количества недостатков: распухших мультяшных персонажей, отвратительного эффекта дождя, безграничной дальности прорисовки, угловатых объектов, что вдруг стали круглыми и т. д. Список графических проблем GTA: The Trilogy можно перечислять очень долго.
Но не так долго, как список багов. Сообщество фанатов предположило, что The Definitive Edition является портом мобильных версий игр из-за схожих ошибок, к которым студия Grove Street Games добавила новые. В кратчайшие сроки появились многочасовые подборки, посвященные проблемам сборника. Причем багов было настолько много, что наслаждаться геймплеем было почти невозможно, а некоторые ошибки делали игры непроходимыми. И хотя геймплей и содержание остались неизменными, качество ремастеров возмутило даже самых далёких от серии Grand Theft Auto игроков.
Если у нас существует «худший ремастер года», то должен существовать еще и «лучший». Это звание достается переизданию Diablo 2.
Resurrected демонстрирует ту планку качества, к которой должны стремиться все ремастеры: не просто добавили 4K-разрешение, а игру с разрешением 800×600 и позволили запускать в разрешениях до 8K; полностью перерисовали вообще всё, взяв за основу базовые модели с возможностью переключаться между классической и обновленными версиями прямо по ходу игры.
Авторы максимально бережно перенесли классический игровой процесс, скопировав, по мнению некоторых игроков, даже то, что можно было и убрать (например, выносливость для бега!).
Запуск игры омрачили проблема с серверами, а также то, что продолжительный скандал вокруг Activision Blizzard. Тем не менее, ремастер уже получил несколько обновлений, а в начале 2022 года выйдет и обновление баланса — первое за последние одиннадцать лет. Вместе с ним в игре появится и немного нового контента: пока что это будут только рецепты для Куба и новые рунные слова, но как знать — может быть, Blizzard все-таки порадует игроков и чем-то совершенно новым?
Если вы играли в любую из частей Far Cry, начиная с третьей, то можете считать, что вы играли и в новинку тоже. Судя по выпускаемым играм, Ubisoft практически в каждом своём проекте пытается реализовать один и тот же набор механик. Жанр и сеттинг будут различаться, а вот содержание будет почти одинаковым.
Новая Far Cry не привносит в серию ничего нового. Игроку снова предстоит захватывать аванпосты, гриндить ресурсы и опыт, а также сражаться с учётом уровней — серия окончательно отказалась от приобретения перков и навыков, теперь на всё влияют только числовые значения урона, здоровья и т. д. Из-за этого в какой-то момент персонаж получает оптимальную экипировку и уровень, делающие его хорошим во всём. После этого игроку можно будет даже не пытаться пробовать что-то новое. Не спасает ситуацию и сюжет: события поражают своей глупостью, харизматичные персонажи отсутствуют, а в сравнении с главными героями можно начать сопереживать антагонисту.
Смотреть на серию Far Cry больно и грустно одновременно. Она просто паразитирует на самой себе, вспоминая по поводу и без великолепного Вааса из третьей части. И спасти все это может только перезапуск — проекту отчаянно нужны новое видение и свежие идеи.
Pathfinder: Wrath of the Righteous создана по классической формуле сиквелов: она больше, лучше, круче. Увеличился масштаб происходящего, возможностей для прокачки героя стало гораздо больше, а сюжетная линия вышла куда более насыщенной. Игра стала куда более стабильной и сбалансированной по сравнению с Kingmaker.
В Wrath of the Righteous есть буквально все, чтобы любители ролевых игр чувствовали себя как дома. Сюжетная линия, тесно переплетенная с историей мифических классов героя. Богатые возможности для ролевого отыгрыша. Множество колоритных NPC и напарников, один другого краше.
Отдельным пунктом стоит напомнить, что это одна из крутых российских игр, вышедших в этом году. Отечественный геймдев в последнее время только радует — надеюсь, что ситуация в дальнейшем будет только улучшаться.
Первая часть Psychonauts от Double Fine вышла в 2005 году и не сыскала коммерческого успеха, пусть и получила хорошие отзывы игроков и прессы. Интересный сюжет, уникальный стиль и захватывающей геймплей поспособствовали тому, чтобы игра стала культовой. О возможном продолжении начали спрашивать фанаты, но разговоры о проекте начались лишь в 2012 году, а анонс произошел вообще только в декабре 2015.
Вторых «Психонавтов» проспонсировали с помощью краудфандинга, как и предыдущие несколько игр студии — хотя тут не обошлось и без вмешательства крупных компаний. К примеру, в игру вложились создатели Payday, компания Starbreeze — они добавили восемь миллионов долларов к тем четырем, которые уже были у Double Fine. Благодаря этому им отошли права на издание проекта, тогда как разработчики сохранили за собой все остальное. Игру к тому моменту планировали закончить к 2018 году, но в итоге она сдвинулась на 2019 год.
Затем последовала череда переносов: в июне 2019 Double Fine купила корпорация Microsoft, после чего «Психонавтов» отложили сначала на 2020 год, а потом и на 2021 год. В итоге от анонса до релиза игры прошло без малого шесть лет, а между выходом первой и второй частей — 16 лет.
Psychonauts 2 предлагает всё то же самое, что и первая часть: многие аспекты игры либо осовременили, либо вовсе остались неизменными. Сюжет продолжает историю так, будто и не было огромного перерыва между играми. В любом случае, годы ожидания были не напрасны и игроки получили именно то, чего хотели.
«Стражи Галактики» от Square Enix и Eidos Montreal — настоящий hidden gem этого года. Игру после анонса очень вяло продвигали, практически никак не пытались объяснить игрокам то, что это вовсе не спин-офф Marvelʼs Avengers. Иными словами, делали все возможное, чтобы игра не нашла своего покупателя и не стала коммерческим хитом (по крайней мере быстро). Тем более что она этого вполне заслуживает. Это исключительно одиночная сюжетная игра без микротранзакций и прочего ненужного мусора. Яркое и крутое приключение, которое, увы, проходит мимо игроков.
И это вовсе не фигура речи — в Steam количество одновременно играющих не превышало 10 тысяч игроков, хотя отзывы исключительно восторженные: 95% отзывов из 10 тысяч оставленных «Стражей» рекомендуют. Игра спустя месяц после релиза потеряла треть цены, но даже это, кажется, не помогает ей найти свою аудиторию.
В итоге игроки пропускают очень многое: ярких и крутых персонажей, которые чуть что пускаются в диалог, обсуждая друг друга, сложившуюся ситуацию, политику в Галактике и черт знает что еще; интересные события и моменты — вот ты сражаешься против двух наемных убийц, которых послали по твою голову, а спустя пять минут уже летишь на самоубийственное задание через изнанку вселенной.
И в результате выходит парадокс. Вы хотели одиночную игру, ориентированную на сюжет, без лутбоксов, сезонных пропусков и прочего? Так вот же она, перед вами — только руку протяните! Но игроки продолжают проходить мимо. Обидно как-то. И нелепо.