Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 6 (50-41)

Александр Трофимов
Редакция «Канобу» представляет пятую десятку топа сотни самых знаковых, культовых и просто самых любимых нами фильмов в истории кино. Верхние 50 картин — здесь начинаются самые жаркие схватки.
Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 6 (50-41) | Канобу - Изображение 1

50. «Шоссе в никуда» 1997

Денис Майоров

Здесь не будет синопсиса, не будет даже малейшего описания сюжета фильма и уж тем более я не стану приводить в пример конкретные сцены. Раскрывать хоть какие-то детали «Шоссе в никуда» было бы настоящим преступлением с моей стороны перед всеми теми, кто фильм до сих пор не посмотрел. Ну а все остальные и так меня прекрасно поймут.

Знакомство с «Шоссе в никуда» у меня проходило в три этапа. Сначала я посмотрел фильм в детстве и, разумеется, ничего не понял – абсолютно. Но я был заворожен невероятной фантасмагоричностью картины: изображения, цвета, музыка, безумно переплетающиеся события и герои, которые, кажется, тоже совершенно не понимают, что происходит. Второй раз я смотрел фильм уже будучи почти взрослым – тут я пытался разобраться в происходящем, увязать все события и подобраться к разгадке. Почти получилось. Я вслушивался в каждое слово героев, внимательно отсматривал каждую сцену и открывал фильм заново.

Ну а в третий раз я с «Шоссе в никуда» столкнулся совсем недавно, когда фильм крутили в кинотеатрах. На сей раз я смотрел картину вооружившись всеми возможными теориями и разгадками – и своими личными, и популярными фанатскими. И да, я опять заново открыл для себя этот фильм, новые смыслы обнаружились буквально в каждой его детали.

Я мог бы рассказать о безупречной режиссуре, маниакально продуманном сценарии, идеальном саундтреке и прочем подобном – все это в фильме есть, но не это важно. Суть в другом: если вдуматься, три совершенно разных человека в моем лице посмотрели «Шоссе в никуда» и каждый был им захвачен, каждый нашел что-то для себя. И это случай совершенно уникальный.

Все фильмы Дэвида Линча прекрасны, но давайте будем честны – для большинства это слишком запутанные картины. Если с ходу никакие теории в голове не складываются сами собой, то за просмотром легко заскучать. А «Шоссе в никуда» можно смотреть как угодно – и копаясь, и вообще не включая голову, фильм все равно вцепится в вас и уже никогда не отпустит. В этом плане из прочих творений Линча к «Шоссе» приблизился только «Твин Пикс», но там сериал на миллион серий, а тут всего два с небольшим часа. Найдите их у себя и посвятите этой жуткой незабываемой истории.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 6 (50-41) | Канобу - Изображение 2

49. «Мертвец» 1995

Александр Башкиров

Американский сценарист и режиссер Джим Джармуш — очень талантливый человек, не снявший ни одного гениального фильма. Из всего его артхаузного творчества к уровню настоящего кино подошло только Down by Law, да и то в фильме слишком много подмигивания зрителю и заигрывания со знакомыми музыкантами и комедиантами Джармуша, чтобы его можно было воспринимать всерьез. Когда ни Джармуша, ни нас всех не станет на свете, из всего творчества этого режиссера будут помнить только его две жанровые стилизации — Ghost Dog: The Way of the Samurai (известный у нас как «Пес-призрак: Путь самурая») и Dead Man («Мертвец»). Не сумев дотянуться до величия сам, Джармуш встал на плечи криминальному боевику и вестерну... и до чего-то все-таки дотянулся.

«Мертвец» тут — безусловно лучший фильм. Это нечто гораздо большее, чем обычное джармушевское сочетание хорошей музыки, приятной картинки и абсурдно-разрозненного сюжета.

Это не совсем вестерн, хотя тут присутствует вся атрибутика жанра. Это — фильм-размышление о смерти, одно из самых страшных, тяжелых и трудных направлений мирового кино, где рядом с «Мертвецом» печально стоят «Седьмая печать» Бергмана, «Ностальгия» Тарковского и «Семейный портрет в интерьере» Висконти.

Понаехавшего с Востока Уильяма Блэйка, героя Джонни Деппа (кстати, это его лучшая роль) и тезку знаменитого британского поэта, тут убивают через считанные минуты после начала фильма. Но, придя в себя посреди рассыпавшихся бумажных цветов, персонаж продолжает двигаться, говорить, убивать людей... Ему больше не нужны очки. Он великолепно стреляет. К нему очень странно относится индеец-отшельник по имени Никто (Гари Фармер), сопровождающий Блэйка в его путешествии через бесконечный черно-белый лес. Цель путешествия тут не так уж и важна, равно как и злоключения живых людей, пытающихся преследовать мертвеца. Я затрудняюсь сказать, ЧТО тут важно, к чему Джармуш относится всерьез... Это все одна очень черная шутка, мысленный эксперимент на тему вестерна. Величие «Мертвеца» в том, что юмор тут настолько безысходно-черен, что в нем начинаешь видеть мистицизм и метафизику — прямо как в стихотворениях того, другого Уильяма Блэйка.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 6 (50-41) | Канобу - Изображение 3

48. «Шоу Трумана» 1998

Павел Пивоваров

В кино все всегда немного фальшивое, актеры выдают себя за других людей, крашеный пластик прикидывается едой, а небольшие павильоны превращаются в огромные города и мы верим в эту иллюзию. Так вот, «Шоу Трумана» входит в наш топ-100 потому, что наглядно показывает – почти все в нашей жизни еще более фальшивое, чем любой взрыв в фильме Майкла Бея. И если вы никогда не видели этот фильм и не знаете его плоттвист, то закрывайте интернет и бегите насладится одной из самых трогательных картин в вашей жизни.

Обычно комики редко снимаются в драматическом кино выбирая для этого особенные фильмы и выкладываются в них по полной, поэтому Труман — одна из лучших ролей Керри. Я мог бы рассказать еще про сам фильм, но каждое слово немного портит удивление незнакомым с картиной, а тем, кто видел ее хоть раз уже ничего не надо объяснять.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 6 (50-41) | Канобу - Изображение 4

47. «Скотт Пилигрим против всех» 2010

Сергей Цилюрик

Эдгар Райт, гениальный режиссер, на чьем счету нет ни одного плохого фильма, взялся адаптировать комикс «Скотт Пилигрим» Брайана Ли О'Мэлли – и превратил экранизацию в самодостаточное произведение, изобилующее как цитатами из оригинала, так и уникальными авторскими решениями.

«Скотт Пилигрим против всех» – это идеальное переложение языка комиксов в формат кинематографа.

При помощи живых актеров, ярких спецэффектов и своей безудержной фантазии Эдгар Райт создает такие кадры, в которых любой, даже максимально далекий от первоисточника зритель узнает страницы комиксов. Это фильм, полный сюрпризов: никогда не знаешь, чего ждать как от следующего «злобного бывшего», так и от самого режиссера, способного даже самую банальную сцену превратить в гениальную визуальную шутку.

В «Скотте Пилигриме» великолепный актерский состав – от Майкла Серы в словно придуманной для него роли гика-растяпы и Мэри Элизабет Уинстед в качестве местной femme fatale до Криса Эванса, здесь ставшим одним из мид-боссов, и Кирана Калкина, ворующего каждую сцену своими уморительными репликами. Здесь и отличный саундтрек, и запредельное количество отсылок к видеоиграм и гик-культуре в целом; «Скотт Пилигрим против всех» – это пронзительная ода молодости, аналогов которой в кинематографе просто не найти.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 6 (50-41) | Канобу - Изображение 5

46. «Король лев» 1994

Денис Варков

Сложно представить человека в 2017 году, который не смотрел мультфильм «Король лев». Возможно, он родился после 2010 года, когда мультфильмов стало слишком много, а их качество заметно упало. «Король лев» — это классика Disney, мультфильм для всей семьи, в котором каждый найдет что-то свое. Это очень добрая история о важности семьи, а также о предательстве и дружбе.

Наверно, это один из главных мультфильмов Disney, которые нужно показать детям в их ранние годы, чтобы помочь сформировать мировоззрение. «Король лев» — это история взросления львенка Симбы, переосмыслившего свою жизнь и решившего занять заслуженное место в «Круге жизни». Мультфильм придется по душе еще и тем, кто всегда хотел посмотреть на жизнь в Африке глазами животных, но не имел представления, как они живут.

Потрясающая и неустаревающая анимация, живописные пейзажи и удивительный мир африканской фауны никого не оставит равнодушным.

«Король лев» стал началом полноценной франшизы, у которого есть несколько продолжений: как полнометражных мультфильмов, так и мультсериалов (в том числе сольные приключения «Тимона и Пумбы»). Некоторые из них более удачные, некоторые менее, но прекрасный во всех отношениях оригинальный мультфильм никто из них не затмил.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 6 (50-41) | Канобу - Изображение 6

45. «V значит Вендетта» 2006

Алексей Егоров

Кино по комиксам — это не только яркая картинка, взрывы каждые две минуты, вопли «ГДЕ ДЕТОНАТОР?!» и прочие порядком уже осточертевшие вещи. Среди таких фильмов попадаются и довольно серьезные картины – от недавнего «Логана» и до, например, тех же «Хранителей». Ну или до другой экранизации комиксов Алана Мура — «V значит Вендетта».

Сам фильм довольно серьезно отличается от комикса-первоисточника, за что Мур даже ругал сценаристов в лице тогда еще братьев Вачовски (хотя с другой стороны, Мур вообще недоволен всеми экранизациями его произведений).

Где у Алана были 1990-е годы — у Вачовски оказалось недалекое будущее (где-то 2030 год), изменились некоторые довольно важные детали, но сама суть осталась неизменной — мститель в маске Гая Фокса борется с тоталитарным режимом в Англии.

По сути дела экранизация «Вендетты» — это никакой не боевик, ибо в фильме всего пара боевых сцен и совершенный минимум каких-либо взрывов в пол-экрана. Это скорее драма-антиутопия, довольно мрачная и жестокая. Ну или фантастический — а по-другому происходящее на экране назвать сложно — триллер, если хотите. Или очень уж мрачной историей любви, хотя как по мне так эта тема в фильме вообще не раскрыта. Однако это все не мешает фильму быть хорошим образчиком антиутопий, которых, к сожалению, преступно мало. Зато полным-полно «Голодных игр» и прочего подросткового бреда.

Александр Башкиров

(V первый фильм, о котором рассказывают два редактора)

В прошлом выпуске нашего топа, рассматривая «Бразилию», я рассказывал о недостатках антиутопии как жанра: бессильный герой, общая безысходная депрессивность, яркий мир, на который неинтересно смотреть, потому что нас к нему не приковывает наручник острого сюжета. Но в конце 20 века была открыта другая сторона этой монеты: изобретен новый супергеройский боевик, где тоталитарный режим выступает в роли главного противника антигероя-супермена, который, как правило, был этим самым режимом и порожден. Индивид поднимается из пепла на фоне горящего концлагеря, чтобы пустить под откос всю ту Систему, которая его создала. Общую безыходность заменили жизнерадостным, предельно оптимистичным и раздолбайским анархизмом. Помимо «Вендетты» в этот поджанр можно записать «Эквилибриум» и «Ультрафиолет» Курта Уиммера, а также «Матрицу» с «Темным городом».

Алан Мур этот жанр изобрел — как и многое другое в массовой культуре двадцатого и двадцать первого века. Будущий автор Watchmen, From Hell и The League of Extraordinary Gentlemen с V for Vendetta начинал. Нарисовав привычный по Оруэллу образ тоталитарной Великобритании недалекого будущего, Мур запустил руку жанру в глотку и вывернул его наизнанку, создав потрясающий образ V — антисупергероя-анархиста, прото-анонимуса в маске Гая Фокса, которого в экранизации прекрасно сыграл Хьюго Уивинг.

Точнее, Уивинг героя скорее ОЗВУЧИЛ — в длинном парике и глухой пластиковой маске много не наиграешь... но то, как Уивинг передает все нюансы постоянно меняющегося настроения V плечами и жестами, это настоящий мастер-класс, который надо показывать на всех актерских курсах.

Крепкий ремесленник Джеймс Мактиг «Вендетту» очень достойно снял — помните сцену с Олд-Бейли и увертюрой Чайковского «1812 год»? Но главное в этой лучшей экранизации Мура — все-таки сценарий (тогда еще) братьев Вачовски, которые сумели не только передать все ключевые моменты комикса и придумать куда более удачную, чем у молодого неопытного Мура, концовку, но и поняли и сумели раскрыть всю бездонную глубину авторского замысла.

Главное в «Вендетте» — не антиутопия и даже не V, а Иви, пойманная между неостановимой силой и недвижимым объектом простая лондонская девушка, блестяще сыгранная обритой налысо Натали Портман. Развернутая сцена ее трансформации — самая творческая, оригинальная и сногсшибательная как в комиксе, так и в сценарии Вачовски и даже фильме Мактига. На мой взгляд, это первая по-настоящему великая сцена в творчестве Алана Мура, предупредившая человечество о приближении абсолютного гения. Мур заставил создателей экранизации убрать свое имя из титров и не стал получать роялти с фильма — но сделал это не из-за каких-то претензий к V for Vendetta (которую он, вроде бы, не смотрел), а по инерции, после ужасных экранизаций From Hell и LXG.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 6 (50-41) | Канобу - Изображение 7

44. «Робокоп» 1987

Александр Башкиров

С 1987 по 1997 год Пол Верховен снимал блистательную, провокационную жанровую сатиру, выдавая ее то за фантастику («Робокоп», «Вспомнить все», «Звездный десант»), то за мюзикл (великолепные и недооцененные «Шоугелз»), то за детектив («Основной инстинкт»). Я готов включить в топ-100 лучших фильмов всех времен все эти фильмы — причем на очень высоких позициях.

Но мы все-таки решили остановиться на «Робокопе» как, быть может, и не лучшем, но самом известном фильме Верховена. Это абсолютная жанровая классика, олицетворение фантастических боевиков 80-х, трэшево-супергеройское мочилово «робот против преступников», в котором совершенно неожиданно открываются тончайшая человечность, глубочайшая сатира на американское общество потребления и точнейшие прогнозы на развитие всего человечества на тридцать-сорок лет вперед.

Сценарий Эдварда Ноймайера, с которым Верховен потом сделает Starship Troopers, не хватает звезд с неба: это стандартный вестерн или полицейский боевик, где действие перенесли в недалекое будущее, а одного из персонажей заменили киборгом. Главного героя убивают, он возвращается из мертвых и мстит обидчикам — можно ли представить себе более избитый сюжет? Но тут есть Детройт (очень талантливо сыгранный Далласом) с его черными монолитными небоскребами — как символ всех мегаполисов будущего, где борьба с преступностью будет становиться все более автоматизированной. Есть тончайше уловленный парадокс — люди хотят видеть служителей правопорядка как бесстрастных, неподкупных, всегда справедливых роботов, но в то же время начинают возмущаться, если они не проявляют должной степени человечности в обращении с подозреваемыми и свидетелями.

Есть выплескивающаяся с экрана реклама и реалити-шоу, которые в 87-м году казались Верховену жуткой сатирой, но в наше время кажутся трогательно-старомодным, КАЧЕСТВЕННЫМ телевидением.

Далее по списку — гениальный Питер Уэллер в роботизированной полумаске, передающий весь спектр человеческих эмоций подрагиванием верхней губы. Невероятная жестокость и фонтаны кровищи: одновременно фирменная черта режиссуры Верховена и абсолютно необходимая для поддержания эмоционального и сатирического накала фильма вещь. В конце-то концов, разве сцена корпоративной презентации (которую до сих пор вспоминают при каждом показе нового iPhone) была бы настолько эффективной, если бы полицейский дроид ED-209 в ее конце не ставил бы такую жирную красную точку?

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 6 (50-41) | Канобу - Изображение 8

43. «Вечное сияние чистого разума» 2004

Александр Трофимов

Это мой самый любимый фильм, он стоит на первой строчке моего личного топа с того момента, когда я впервые его увидел и ни одна картина с тех пор даже не приблизилась к тому, чтобы пошатнуть его позицию. Картина Мишеля Гондри попала в меня настолько точно, что для меня есть «Вечное сияние» и все остальное кино, которое стоит как-то отдельно – оно вне меня, а этот фильм живет внутри.

Безусловно, то, сколько великолепных художников, причем идеально подходящих конкретно этому материалу, сошлось в одном месте, поражает. Гондри – это режиссер снов, а не фильмов, его клипы Бьорк, его «Наука сна» или «Перемотка» это демонстрируют вполне наглядно. Чарли Кауфман – тоже не простой сценарист, а человек явно пишущий на абсолютно другом уровне, нежели остальные. Его «Адаптация», «Быть Джоном Малковичем» (на меня этот фильм нагоняет столько экзистенционального ужаса, что никакие хорроры не сравнятся), «Синекдоха, Нью-Йорк» и «Аномализа» – это сценарии не от мира сего, которые нельзя пропускать, если вы хотите понять, что такое действительно оригинальные глубокие истории.

Актерский состав просто шикарен: Джим Керри, Кейт Уинслет, Элайджа Вуд, Марк Раффало, Том Уилкинсон и Кирстен Данст.

Но, конечно, это прежде всего фильм Керри, его лучшая и самая важная роль, после которой он стал моим любимым драматическим актером. Да, он показал глубину своего драматического таланта еще в «Шоу Трумана», затем в великолепном «Человеке на луне» (ему не досталось места в топе, что, конечно, крайне печально), но именно здесь он получил роль, требующую от актера поразительной гаммы сложных эмоций – и никаких кривляний.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 6 (50-41) | Канобу - Изображение 9

«Вечное сияние» – это образцовая научая фантастика, выдвигающая предположение (что, если существовала бы фирма, позволяющая удалять эпизоды, события и целых людей из вашей памяти по вашему выбору) и полноценно прорабатывающая последствия такой процедуры.

И это самая искренняя и честная история любви, показывающая ее как вечную борьбу внутри двух людей. Их тянет друг к другу, но они успели нанести столько ран, так измотать друг друга, что готовы вычеркнуть партнера из своей жизни – буквально – со всем хорошим и плохим, просто чтобы прервать этот порочный круг мучений.

Многие фильмы пытаются показать отношения идеалистично, некоторые пытаются добавить реализма, показывая и грязь: ревность, недоверие, усталость друг от друга, но вечно выходит однобоко.

То слишком слащаво, то слишком отталкивающе. Кауфман, Гондри, Керри и Уинслет прошли по лезвию и показали любовь как безжалостную гравитационную силу, которая сталкивает двух людей, пока они не станут единым целым.

В любых произведениях я больше всего ценю свежие средства выражения и искренность, под которой понимаю живой, бурлящий поток мыслеобразов, которые максимально концентрированно и полно выражают мировосприятие автора, поэтому я люблю книги Барикко и песни Регины Спектор, постоянно меняющиеся, словно остановленные в миге до застывшего оптимума, нарочно недопечённые, угловатые, живые.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 6 (50-41) | Канобу - Изображение 10

Мы проводим большую часть фильма в голове главного героя, буквально путешествуем с ним по воспоминаниям, которые стираются в этот момент машиной: пропадают обложки книг с полок, исчезает улица, обваливаются дома – настолько богатого на идеи и новые решения визуального ряда с ходу больше нигде и не вспомнишь, и тут он как нельзя лучше работает на историю, на атмосферу. И это тот случай, когда безумный сюрреалистичный трип точнее отображает наше восприятие реальности, чем сама реальность, просто снятая на камеру.

Меня поражает многослойность этого произведения, то, сколько всего Кауфман успел вписать в нее, и какую глубину выдать в истории, которая в руках менее умелого человека превратилась бы в очередное блеклое сай-фай мыло на один-раз.

В общем, это абсолютно запредельного уровня сценарий, совмещающий научную фантастику, сюрреализм и лав стори в безумный, но предельно человечный и искренний коктейль, изобретательная, чуткая, необычайно креативная режиссура, потрясающая актерская игра Джима Керри, каким вы его никогда не видели, саундтрек, который застревает в голове не потому, что это клевые веселые песни, а потому что так минималистично и точно выразить настроение сцены сумело очень мало композиторов. Даже российский дубляж в кои-то веки вышел отличным.

Это сложное, честное и многослойное исследование человеческой природы, с которым мало что сможет сравнится.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 6 (50-41) | Канобу - Изображение 11

42. «Убить Билла» 2003

Никита Богуславский

Мы долго выбирали, какой же из фильмов Тарантино заслуживает представлять режиссера в нашем топе, но (спойлер!) так и не смогли остановиться на чем-то одном, ближе к первым позициям вы еще встретите это имя. Все дело в том, что в его фильмографии все фильмы отличные, но при этом очень разные. Эстеты с моноклями могут сколько угодно снисходительно качать головой, но суть от этого не изменится, все его ленты чертовски хороши.

Тарантино — безумный киноман, который снимает кино не для зрителей или не ради наград, а для себя, потому что точно знает, чего хочет, и может реализовать свои желания. А мы, так уж получилось, находимся с Квентином на одной волне.

«Убить Билла» (мы говорим о двух фильмах как о едином произведении) показывает, что Тарантино не нужны долгие монологи в камерных декорациях, чтобы снять отличное кино. Этот фильм — перенасыщенный действием театр абсурда, феерия гиперболизированного, карикатурного насилия, натянутая на примитивную, схематичную историю о мести. Только вдумайтесь, весь сюжет можно сократить до одного предложения: героиня выходит из комы и начинает методично мстить бывшим коллегам, которые застрелили ее прямо во время свадьбы. Никакой глубокой мысли или внезапных поворотов (ну, почти), только звенящие от пафоса короткие диалоги и изумительно поставленные боевые сцены, сопровождаемые идеально подобранной музыкой и веселыми фонтанами бутафорской крови.

Фильм даже не тратит времени на какой-то нарратив, практически в каждом эпизоде мы видим Невесту уже там, где она встретит следующую жертву: нет ни бестолковой беготни, ни скучных поисков, ни пустых душевных терзаний — как будто кто-то взял цикл бульварных романов (или аниме-сериал), забросил их в соковыжималку и протягивает зрителю стакан с концентратом действия и экшена. И даже с нарушенной хронологией история остается кристально ясной, кто еще способен на подобное, кроме Тарантино?

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 6 (50-41) | Канобу - Изображение 12

41. «Апокалипсис сегодня» 1979

Георгий Копьев

На первый взгляд военная драма «Апокалипсис сегодня» может показаться каким-то, пусть даже и неимоверно красивым, но бредом сумасшедшего. И это ни в коем случае не минус картины. В фильме мы видим, как люди, попавшие на войну и не имеющие достаточной мотивации отнимать жизни, кроме приказа командира, сходят с ума и запускают цепную реакцию. Заразное безумие войны.

На чужой земле, где против тебя настроены не только люди, которых ты не способен понять, но и сама природа с практически враждебной флорой, фауной и климатом, твоя единственная опора — это безумцы, свихнувшиеся на войне.

Это ад на земле, и безумие в такой среде — реакция, которую невозможно контролировать. Сойти с ума вместе со всеми — единственный способ остаться в живых.

Фрэнсис Форд Коппола показал разные формы безумия: людей, свихнувшихся от страха; от того, что не смогли сопоставить долг и личные представления о морали, а также тех, кто на войне открыл в себе чрезмерную жестокость и бессердечие. Главный герой фильма в исполнении молодого Мартина Шина — подчеркнуто стойкий капитан американского спецназа — иллюстрация к этой защитной реакции организма, к последствию синергии безумия.

Комментарии (87)
Все фильмы хорошие... даже странно как-то...
Шоссе в никуда, Шоу Трумана, Мертвец. Просто праздник какой-то, все любимые!
Как тут фильмы качать?

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE