Рецензия на «Ла Ла Ленд»

Александр Трофимов
12 января до нас добрался «Ла Ла Ленд», успевший стать для многих американцев главным фильмом ушедшего года (у себя на родине он вышел еще 25 декабря). Возможно, кого-то из вас отпугнет легкомысленное название (которое, в общем-то, намекает на Лос-Анджелес, который тут не только место действия, сколько один из персонажей) или то, что это – мюзикл, но, если вы все же доверитесь критикам и зрителям, которые влюбились в этот фильм (или вас затащит ваша девушка), и пойдете, уверен, жалеть вам не придется.
Рецензия на «Ла Ла Ленд» | Канобу - Изображение 1

Говоря о «Ла Ла Ленд» нельзя сначала не упоминать предыдущий фильм режиссера – «Одержимость» (рецензия), в оригинале – Whiplash, переводящийся в том числе как «удар кнутом». Фильм о молодом барабанщике, отдающим всего себя ради шанса стать на один уровень с великими, и его учителя, балансирующего на грани между откровенным садизмом и нетрадиционной педагогикой. Фильм получился напряженнее многих триллеров, пробирающий до глубины души и дающий одну из самых потрясающих концовок в истории кино.

Заставить людей, далеких от музыки следить за каждым движением барабанщика (далеко не самого сексуального и понятного большинству вида музыкантов), с замиранием сердца ждать ошибки, высчитывать темп – это абсолютно невероятное достижение Дэмьена Шазелля.

Фильм получил кучу наград и при этом все равно было ощущение, что его не успели понять до конца и дать все, что он заслуживал. Дж. К. Симмонс за свой образ учителя-садиста получил и Глобус, и Оскар, и приз Британской академии, и награду Гильдии актеров. Майлз Теллер за великолепное исполнение главной роли при этом не получил ничего. Оскар за монтаж и звук, но за сценарий Шазеллю – лишь номинация, за отличную режиссуру и вовсе ничего. На «Сандэнсе» при этом фильм взял как гран-при, так и приз зрительских симпатий.

И все же «Одержимость» был знаковым для Шазелля фильмом, так как был отчасти автобиографичным. Это Дэмьен учился в музыкальном колледже и у него был учитель-тиран, это он выкладывался на полную ради того, чтобы приблизиться к совершенству хоть на дюйм. Большой вопрос был в том, сможет ли режиссер/сценарист в новом проекте, уже отвлеченном от собственной жизни, создать нечто столь же уникальное.

Во-первых, от автобиографичности избавится полностью не вышло – история взлетов и падений героев фильма переплетена с перипетиями судьбы самого Шазелля и даже конкретно с историей попыток снять «Ла Ла Ленд».

«Одержимость» – это не первый его фильм, а второй. Первым был «Гай и Мэдлин на скамейке в парке», выпущенный в 2009 году, и это, собственно, первая версия «Ла Ла Ленд». Микробюджетная, снимавшаяся на деньги, занятые у друзей, дожидавшаяся монтажа в подвале Гарварда. Сюжет отличался, и все же видно, что это зародыш того самого фильма – любовь джазиста и девушки в поиске, атмосфера волшебного голливудского мюзикла, тема хрупкости любви, трагедия ошибки.

К 2010 «Гай и Мэдлин» в голове Шазелля постепенно превращался в «Ла Ла Ленд», место действия сменилось на Лос-Анджелес, а темой все больше становились молодые мечтатели, приезжающие в город для того, чтобы стать звездой. Носился Шазелл с этим сценарием довольно долго – никто не хотел браться за рисковый проект даже с минимальным бюджетом. Дэмьен снял короткометражную версию «Одержимости», а после ее успеха – сделал полнометражный фильм. Только после признания этой картины, у «Ла Ла Ленд» появился шанс.

Рецензия на «Ла Ла Ленд» | Канобу - Изображение 2
Рецензия на «Ла Ла Ленд» | Канобу - Изображение 3

Изначально Шазелл предложил главные роли все тому же Майлзу Теллеру и Эмме Уотсон. Они в какой-то момент из проекта выбыли, и на их место пришли уже Райан Гослинг и Эмма Стоун. Несмотря на мою любовь к первой паре, нельзя не признать, что замена, скорее всего, пошла фильму на пользу, с этим согласился даже сам Шазелл.

Трудности сопровождали и процесс съемок – тут нет особой графики и взрывов, но есть куча танцующей массовки, сложные для съемок локации (вроде перекрытой автострады) и требовательные к актерам на главных ролях музыкальные сцены.

Зато, как обычно у Шазелла, все настоящее.

Кровь Теллера на барабанах была настоящая, Симмонс по-настоящему хлестает его по лицу, тот в ответ по-настоящему ломает коллеге-актеру два ребра в другой сцене. Теллер занимался ударными в молодости, но подтягивал навыки для фильма, у Гослинга есть собственная музыкальная группа, где он и поет, и играет на гитаре, клавишах и на басу, но для съемок он подтягивал свои навыки игры на пианино, Эмма в этот момент разучивала хореографию.

Рецензия на «Ла Ла Ленд» | Канобу - Изображение 4

Кому-то может показаться странным, что песни в фильме не впечатляют уровнем вокала – тут никто не голосит на уровне Адель, не поражает диапазоном голоса, да и вокальные строчки не слишком требовательны, исполнение очень минималистичное, тихое, распеваться актерам приходится лишь в паре моментов. И все же, несмотря на это, песни запоминаются и захватывают, особенно три ключевые композиции. Голоса актеров, пусть не самые сильные и идеально поставленные, добавляют в них столько характера и атмосферы, что перестать слушать заглавную City of Stars (которая сама по себе тоже получила Глобус) невозможно.

Я ждал «Ла Ла Ленд» прежде всего из-за занятых в проекте людей – Шазелла, Гослинга, Стоун, из-за хайпа вокруг картины (признание критиков, верхние места в топах 2016, куча наград и прогнозов на Оскар) и потому, что трейлеры картины действительно воодушевляли. И при этом – я побаивался идти на фильм. Ролики не давали представления о самой истории, лишь намекая на то, что мы увидим в кинотеатре. Понять, что же мы идем смотреть, было в кои-то веки довольно сложно.

Первые минут 10-20 полностью оправдали мои ожидания – худшие. Картина стартует с места в карьер – с эпичной музыкальной сцены: автострада в пробке, массовка поет и танцует на капотах машин, камера проносится над сотней людей в ярких костюмах… и ты абсолютно не понимаешь, о чем все это и зачем.

Самая дорогая и сложная сцена фильма промахивается? Мы еще даже не знаем героев, да и их самих в ней нет, этот танец был нужен для того, чтобы стать буквальным прибытием в Лос-Анджелес и сразу задать тон всей картине, раскачать динамику, настроить на нужный лад. Многих, я уверен, оно просто смутит, как меня.

Рецензия на «Ла Ла Ленд» | Канобу - Изображение 5

Затем нам представляют, наконец, Мию и практически сразу идет вторая массовая музыкальная сцена – яркие цвета, мелькающие подолы, полное варьете База Лурмана. Опять абсолютно непонятно что дающее. Две первые песни не цепляют, вырвать из них некое сюжетное значение тоже довольно сложно.

В этот момент я серьезно переживаю за то, что фильм окажется полностью пустым – и тут этот фильм, собственно, начинается. Массовые музыкальные номера из него исчезают – вообще, дальше в пляс герои пускаются гораздо реже и только вдвоем, это уже сюжетные танцы и сюжетные песни, которые имеют огромное значение для раскрытия персонажей и передачи их эмоций. Они смотрятся уже совсем по-другому и не вызывают раздражения или чувства неестественности даже у тех, кто не любит мюзиклы.

Два дня спустя я понимаю что первую пару песен я прекрасно помню, а значит, они не были ни лишними, ни провальными, просто фильму потребовалось время, чтобы полностью затянуть в себя и объяснить правила игры. Уверен, у большинства из вас не возникнет проблем и с началом.

Рецензия на «Ла Ла Ленд» | Канобу - Изображение 6

Важная деталь – песни в нашем дубляже не переведены. Есть русские субтитры, которые переводят не дословно, а литературно, иногда позволяя себе большие вольности, но не в этом суть. Переход от русского дубляжа героев к настоящим голосам Стоун и Гослинга меня лично сбивал куда больше, чем факт того, что люди начинают танцевать чечетку в середине разговора.

Я предпочел бы смотреть фильм либо полностью в оригинале, либо полностью в дубляже – да, наши бы не спели бы так, как Эмма и Райан, но это минус любого дубляжа. В винегрете из перевода и оригинала я не уверен. Надеюсь, вам он не покажется таким отвлекающим. В конце концов, шанс послушать в провинциальных кинотеатрах реальные голоса актеров – это редкость, которую надо ценить, поэтому ситуация неоднозначная, и все же, если вы будете готовы, это уже вас так не собьет.

Рецензия на «Ла Ла Ленд» | Канобу - Изображение 7

Что касается сюжета, который я себе мало представлял по трейлерам – оказалось, что я его представлял довольно верно. Пианист и актриса встречаются в Голливуде, влюбляются и воодушевляют друг друга преследовать свои мечты во что бы то ни стало, в конце есть конфликт, который я не хочу описывать никак, чтобы ничего не испортить, но да, он искупает всю простоту первой части истории, заземляя ее и делая на редкость настоящей, человечной и трагичной.

Поначалу я удивлялся тому, какими стандартными и театральными, нарочито-надуманными выглядят даже сцены безо всяких песен. Персонажи ведут себя как герои пьесы, а не как обычные люди, темп повествования и подача истории тоже работают на такой малореалистичный тон. Неужели Шазелл не мог поработать над убедительностью и деталями, чтобы драма сильнее действовала на нас, а в героев больше верилось?

Оказалось, создатели фильма делали специальный акцент на том, чтобы не уходить в реализм – вся эта легковесность нужна для того, чтобы сцены естественно перетекали одна в другую, чтобы «реальная жизнь» не контрастировала с моментом, в котором герои начинают петь.

После просмотра я смирился с этой мыслью. Я не могу всерьез ругать за недостаточную глубину фильм, который в результате рассказал так много о чувствах, о преследовании мечты, о цене верности своим идеалам и цене отказа от них. Реализм – не самоцель. Если ты можешь превратить главных героев в откровенные архетипы мюзиклов и все равно заставить зрителя переживать за них всем сердцем – это высший пилотаж.

Рецензия на «Ла Ла Ленд» | Канобу - Изображение 8

В общем, история и герои действительно довольно просты. Тут нет непредсказуемости и свежести «Одержимости» (хотя у «Черного лебедя», по сути, был тот же сюжет), но есть все тот же бешеный накал эмоций, который в конце приводит к потрясающему катарсису. Фильмы нередко заставляют меня прослезиться, но здесь ничем кроме откровенных рыданий это назвать было нельзя. Было сложно вдохнуть, концовка погружает тебя в некий транс, взгляды героев заставляют время замедлиться и осознание сцены выходит болезненным, словно из груди тянут окровавленную леску, задерживаешь дыхание и молишься, чтобы финальный аккорд, наконец, прозвучал.

Я не думаю, что у всех будет подобная реакция, кто-то может остаться просто доволен, кто-то так и не сможет перешагнуть порог доверия из-за музыкальных сцен или простоты сюжета, так и не сумеет погрузиться в фильм до конца, чтобы что-то почувствовать. Но теперь я могу сказать точно, что награды сыплются на Шазелля не только потому, что Голливуд обожает награждать фильмы о себе любимом. Да, история начинающей актрисы и пианиста, влюбленного в джаз, была обречена на внимание Академии и ее гильдий, но фильм однозначно интересен и важен не только для тех, кто работает в киноиндустрии.

Рецензия на «Ла Ла Ленд» | Канобу - Изображение 9

В итоге, это история о любви. Знаю, звучит как приговор, банальщина. Вот только сказать что-то осмысленное о любви, сильное, пробивающее – дорогого стоит, поэтому не стоит списывать его со счетов.

Если вас отпугивает жанр – не обращайте на него внимания. Это не «Чикаго» и не «Мулен Руж», это не варьете.

Даже если все песни промахнутся мимо вас, фильму будет, что вам предложить. Это не набор музыкальных номеров, а трогательная история двух людей, мечтавших стать вровень с великими.

Я советую обязательно посмотреть этот фильм – уверен, и у нас для многих он станет главной картиной года и соберет еще кучу Оскаров, но важнее то, что лучшие произведения переворачивают все внутри нас, дают новую перспективу, а с этим лента Шазелля однозначно справилась.

Комментарии (98)
Я ненавижу любовные истории. Нет, серьезно, я едва фейспалмом не пробил себе лицо при просмотре "300 дней лета", "До встречи с тобой" вообще показалось инструкцией к жизни недалеких девушек, но никак берущим за душу кино, просматривая "Красотку" меня одолевал сон весь фильм, Скажу честно: я пошел на "Ла ла Ленд" только потому, что захотел посмотреть, за что картина схватила глобусов. Пошел, откровенно говоря, не смотря даже на жанр кино. Когда я понял. что это мюзикл, то было подумал, что меня занесло на экранизированную сказу Диснея. Герои будут пусечки, режиссеры злодеи, будет конфликт, прилетит богатый ценитель искусства и поможет, а в конце будет ждать "да жили они долго и счастливо, пока не умерли в один день". Черта с два: герои не пусечки, злодея нету, равно как и богатой крестной феи. Себ и Миа живут и дышат своей мечтой, но оба находятся на грани отказа. Слишком часто они слышали завуалированное нет. И вот тут, по моему мнению, раскрывается самая лучшая часть картины: они толкают друг друга к мечте, всеми силами заставляют друг друга держаться за нее. Это было подано так прекрасно, с идеально вставленными музыкальными сценами, что дух захватывает. Как бы не смешно звучало, в конце весь мой зал (я в том же числе) желал, чтобы концовка была истинно диснеевская, чтобы счастье победило хотя бы там, на экране. И последние минуты фильма просто заставляют впасть в меланхолическое настроение на целый день. Искренне надеюсь, что фильм завоюет несколько Оскаров.
отлично, можно будет на него хоть с девушкой сходить, не на Викинга же
"...вас затащит ваша девушка..." Девушка. У меня, читателя Канобу. Конечно, конечно.

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE