61 81 30104

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 3 (80-71)

Редакция представляет третью десятку топа ста лучших фильмов — по нашему субъективному мнению

kanobu.ru 16 августа 2017, 19:40

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 3 (80-71). - Изображение 1
Мы представляем третью десятку топа сотни самых знаковых, культовых и просто самых любимых нами фильмов в истории кино.
Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 3 (80-71). - Изображение 2

80. «Зловещие мертвецы 2» 1987

Никита Богуславский

Один из лучших фильмов Сэма Рейми стоит на грани хоррора и комедии абсурда, и именно поэтому он заслужил место в нашем топе.

Несмотря на цифру в названии, это скорее ремейк оригинального Evil Dead, который Рейми снял в 1981 году с группой друзей за жалкие 350 $ тысяч, так что первую часть можно спокойно пропустить. Начинается все с типичной «хижины в лесу»: темная чаща, монстры, напуганные парочки, но фильм в итоге не про это — это настоящий героический эпос на новый лад, классическая история о том, как обычный человек вынужден найти в себе силы противостоять злу, преодолеть ужасы и не сойти с ума в процессе.

Моменты хоррора здесь перемешиваются с черной комедией и откровенным абсурдом: сцены с танцующим скелетом, одержимой рукой и инфернально ржущей мебелью вызывают самые смешанные чувства — на первый взгляд они смешные и дурашливые, но стоит на секунду задуматься, и становится действительно жутко.

В хоррорах того времени было не принято строить историю вокруг сильного, харизматичного главного героя, все хотели смотреть на монстров, которые жестоко убивают привлекательных подростков.

Но Молодой Рейми не стал снимать «как принято» и превратил Эша Уильямса в одного из самых крутых, запоминающихся и обаятельных киногероев всех времен. «Зловещие мертвецы 2» и его продолжение, «Армия тьмы» мгновенно разлетелись на цитаты вроде «проглоти это» или «Groovy».

Эш стал настоящей иконой и жив до сих пор, его история продолжается в отличном сериале «Эш против зловещих мертвецов». Все потому, что у него есть не только рука-бензопила, обрез и бесконечный запас эпичных фраз. У него есть глубина, настоящая, искренняя драма, которой хочется сопереживать — человек потерял невесту, встретил древнее зло, отрезал себе руку, сошел с ума, спас мир от зла, и теперь ему приходится жить с этим. Отчасти это пересекается с судьбой актера Брюса Кэмпбелла, которому так и не досталось ни одной другой большой роли за всю его карьеру.

«Зловещих мертвецов 2» нужно смотреть только вместе с «Армией тьмы» — это одно длинное приключение, которое рассказывает целостную историю человека, провалившегося в пучину безумия и нашедшего в себе силу вернуться к нормальной жизни. Если проникнетесь, вас уже ждут два сезона сериала и третий уже не за горами, стоит «Зловещим мертвецам» до вас добраться, просто так они вас не отпустят.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 3 (80-71). - Изображение 3

79. «Амели» 2001

Егор Парфененков

«3 сентября 1973 года в 18 часов 32 секунды муха из семейства мясных, производящая 14 670 взмахов крыльев в минуту, села на улице Сен-Венсан на Монмартре…» — с этих строк начинается фильм Жана-Пьера Жёне «Амели», ставший классикой мирового кинематографа. В своих предыдущих работах французский режиссер делал акцент на мрачности и черном юморе, окрашивая происходящее на экране в приторные, едкие цвета.

«Амели» же, напротив, оказалась чуткой мелодрамой — легкой и беззаботной.

«О мечтателях, снятый для мечтателей» — такой лозунг закрепился за оскароносным фильмом Шазелла «Ла-Ла-Ленд», в то время как лента Жёне не идеализирует картинку, и показывает такую же мечтательную историю, но уже для реалистов. Она о 23-летней брюнетке Амели Пулен, которая работает официанткой, а в свободное время исполняет маленькие мечты окружающих ее людей — отчаявшихся и серых.

Лента подается методично, но не без сюрпризов. На протяжении всего повествования Жёне пытается совладать с творческим беспорядком: он совмещает хаос с перфекционизмом, акцентируя внимание на вещах и мелких деталях, тем самым подчеркивая характер своей героини.

Сама Амели же ведет себя неоднозначно: иногда безрассудно, иногда игриво, но все равно в итоге умиляет своими поступками. А счастливые случайности порой бывают не такими уж и случайными, какими кажутся на первый взгляд.

Фильмов на подобную тематику много, однако не каждый способен доподлинно передать всю щепетильность «той» атмосферы — именно поэтому «Амели» попала в наш топ, представляя французский кинематограф. Безусловно, в нем найдутся ленты куда более серьезные, знаковые, революционные, но «Амели» занимает особую нишу и узнается моментально даже теми, кто не слишком увлекается кино.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 3 (80-71). - Изображение 4

78. «Мстители» 2012

Максим Иванов

Сегодня легко забыть, как сильно мы любили комиксы. Теперь они повсюду: маркетинг из каждого утюга (недавно я видел морковки с логотипом Мстителей!), лицензированные издания и даже книги по мотивам лучших комикс-сюжетов (лучше не читайте их). Артефакт эпохи VHS перестал быть артефактом; ну вот оно — везде, руку протяни. И мне как человеку, выросшему в 90-х и начале 2000-х, обидно, что рынок убил эту ценность и желанность. Обидно, потому что я помню, с каким трепетом воспринимались миры Marvel — всеми, кто жил со мной в одном дворе, учился в одной школе или лингвоцентре. Супергерои были темой, которую любили и обсуждали дети и подростки. Помните, как мы называли Венома, кхм, Черной Смертью?

Комикс-приключения казались необычными, яркими, захватывающими: параллельные миры, мутанты, генетические эксперименты, симбиоты, КРОССОВЕРЫ (Спайди и Люди Икс в одном мультфильме — вау!).

Каждая возможность соприкоснуться с этими сюжетами и героями была ценной и запоминающейся: Человек-Паук, Люди Икс, Фантастическая четверка, Росомаха, Мстители, — мы покупали китайские игрушки, радовались комиксам (моя бабушка искала их по ларькам и отделениям «Почты») и всегда успевали на мультсериалы по Рен-ТВ (даже если показывали дурацкого «Непобедимого Человека-Паука» про Анти-Землю и антропоморфных животных). Да я мог за выходные по три раза пересмотреть фильмы Сэма Рейми с Тоби Магуайром — и расстроиться, что не получилось в четвертый!

Поэтому представьте, что я испытывал, когда пришел на «Мстителей» в кино. К 2012-му я уже понимал, что не все возможности СОПРИКОСНУТЬСЯ с комиксами хороши, знал, почему «Сорвиголову» с Беном Аффлеком стоит облить бензином и сжечь, считал, что, в общем-то, сами комиксы гораздо интереснее в своем оригинальном формате, и то не все — как раз дочитывал «Человека-Паука» эпохи Стражински и Ромиты. Но то, что я увидел на экране, изменило мои взгляды. Я заново полюбил комикс-муви. Почему? Да потому что «Мстители» — образцовая супергероика, навсегда ставшая частью массовой поп-культуры. Сколько там лет прошло? Пять? А хвастливый монолог Тони Старка (спасибо Джоссу Уидону) цитируют до сих пор, как и «У нас есть Халк» или «Мой секрет в том, что я всегда зол!»

Уидон снял классное приключенческое кино: с интересной историей, уместным юмором, харизматичным злодеем, правильными взглядами на персонажей, которых я обожал. При этом фильм цельный, не разваливающийся — словом, не вторые «Мстители». Он не превращается в кашу, работает на сюжет, от каждого героя есть толк и у каждого есть сюжетная арка. Тогда в кинотеатре как-то резко осозналось: все это взаправду, комиксы пришли и стали масс-маркетом, крутым кино с огромной аудиторией, которое можно обсуждать не только во дворе или школе, но и на работе. Или с девушкой — она ведь тоже смотрит и тоже в курсе, что там у Marvel.

Популярность привела к упавшей ценности комиксов как феномена 90-х, зато сегодня мы живем в мире, где детям проще простого влиться в приключения героев Marvel. Уже не артефакт — но все еще крутой медиум с ворохом увлекательных историй.

С 2012-го студия пошла в эксперименты. Я люблю «Зимнего солдата» за триллер, «Гражданскую войну» — за конфликт и неудобные темы, «Стражей Галактики» — за то, как здорово Джеймсу Ганну срывает крышу (и за персонажей, конечно же). Но первые «Мстители» остаются тем самым определяющим жанр кино, которое я до сих пор с удовольствием пересматриваю. Надеюсь, DC когда-нибудь получит такое же. Возможно, от того же Уидона.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 3 (80-71). - Изображение 5

77. «Аризонская мечта» 1991

Александр Трофимов

После того как личные топы были написаны и составлен общий, мы хватились картин многих культовых режиссеров, без которых подборка смотрелась неправильно. Среди неупомянутых мэтров оказался поначалу и Эмир Кустурица, мастер фарса и абсруда, умеющий заворачивать сложные смыслы в нелепицу простой жизни, насыщая свои фильмы необыкновенной энергией и желанием жить на полную.

Эта позиция представляет все его фильмы, на которые обязательно стоит обратить внимание, если вы не были знакомы с его творчеством. Это не сложные заумные арт-хаус эксперименты, а простые, но удивительные притчи о реальности на грани сказки, при этом чувствующиеся максимально правдивыми и точными.

Здесь могли стоять и «Жизнь как чудо», и «Черная кошка, белый кот» и любая другая картина из его на удивление слитной фильмографии, но стоит «Аризона дрим» — прежде всего потому, что с единственного американского (американо-французского) фильма режиссера зрителю будет легче начать знакомство с Эмиром.

Тут есть Джонни Депп — без обильного грима и нелепых шляп (ну почти). Есть девушка с придурью, играющая на аккордеоне и вешающаяся на колготках — эти сцены никогда не уйдут из вашей памяти, настолько живо, многослойно, уморительно и в то же время печально они смотрятся.

Это еще один фильм о мечтателях, что само по себе как-то стало общей темой данной десятки, каждый герой здесь грезит о чем-то несбыточном и отдает всего себя, чтобы сменить унылую реальность на эту мечту. Прекрасная, безумная картина.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 3 (80-71). - Изображение 6

76. «Однажды в Америке» 1983

Александр Башкиров

В моей статье о лучших фильмах про мафию я уже рассказывал о странной истории создания этой картины: символично, что лучший фильм про США снял не говорящий по-английски итальянец по книге заключенного в Синг-Синге еврейского гангстера.

С автобиографической книгой Гарри Грэя The Hoods Серджио Леоне обошелся примерно так же, как Стэнли Кубрик с «Сиянием» — в фильме от нее не осталось ничего, даже названия. Вместо этого перед нами самая удачная экранизация «Великого Гэтсби» Скотта Фицджеральда: история о типичном американском self-made man, который «сделал себя» не теми средствами и ради не той женщины.

Это лучшая роль Роберта Де Ниро — одна улыбка одурманенного опиумом молодого Лапши стоит всей его фильмографии с Мартином Скорсезе.

Это лучшая картина про преступников — из незамысловатой байки про четверку бандитов и их припрятанный в вокзальной камере хранения общак Леоне сделал универсальную историю о дружбе, предательстве и взрослении в криминальной (или просто — малообеспеченной) среде.

Это лучший фильм Серджио Леоне — одного из четырех величайших режиссеров всех времен наряду с Тарковским, Вайдой и Куросавой. В своих предыдущих картинах Леоне сделал все, чтобы железными плечами гения раздвинуть узкие рамки вестерна, но ему все равно приходилось работать в «здесь и сейчас» примитивных ковбойских фильмов, где допускаются только короткие флэшбэки под музыку Эннио Морриконе к моменту гибели возлюбленной/брата/собаки героя от рук главного злодея. Только освободившись от жанровых оков, Леоне как режиссер раскрылся в полную силу — «Однажды в Америке» носится над десятилетиями американской истории во время и после Сухого закона, играя с хронологией сюжета и отдельных сцен: помните знаменитый беспрерывно звонящий телефон в хаотичных сценах пролога?

Постоянный дребезг аппарата выматывает душу из зрителя еще до того, как мы понимаем, что слышим звонок одного из нашей четверки гангстеров, решившего предать своих друзей… и самое сильное впечатление этот изобретенный Леоне закадровый телефон производит тогда, когда все-таки замолкает.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 3 (80-71). - Изображение 7

75. «Стена» 1982

Сергей Цилюрик

Я не люблю мюзиклы, я даже не люблю музыку Pink Floyd (не считая вошедшей в этот фильм, конечно). Это совершенно необязательно, чтобы получить сильнейшее впечатление от «Стены».

The Wall — альбом концептуальный, через него проходит сквозная история, хронологически раскрывающая путь протагониста от юных лет до экзистенциального кризиса на пике популярности: даже когда он закрывается от окружающего жестокого мира иллюзорной стеной, это лишь усиливает чувство одиночества и самобичевания. Такая история идеально подходила для экранизации, и благодаря Алану Паркеру на свет появился фильм, бьющий точно в цель и раскрывающий темы альбома столь замечательными визуальными решениями, что после просмотра воспринимать их в отрыве друг от друга становится почти невозможно. «Стена» почти не содержит диалогов: она ведет повествование простыми, интуитивно понятными сценами и невероятно яркими метафорами, перемешивая живое кино и потрясающую мультипликацию.

Благодаря альбому фильм получил музыкальное сопровождение, гораздо более эмоциональное и насыщенное, чем любые диалоги.

Благодаря фильму альбом обрел новое измерение, открыл новые грани эмпатии, позволил вместе с героем пережить все строительство его иллюзорной стены с юных лет и до полного эмоционального коллапса. «Стена» — это удивительная, потрясающая синергия музыки и кинематографа, которую стоит испытать на себе каждому.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 3 (80-71). - Изображение 8

74. «Ральф» 2012

Алексей Егоров

Это одна из самых успешных лент студии Disney за последние несколько лет. Лично в моем списке он уверенно обгоняет и «Холодное сердце», и «Рапунцель», и даже прекрасный во всех отношениях «Зверополис». И дело тут даже не в том, что «Ральф» об играх, а я тот еще игроман — вовсе нет. Просто «Ральф» кажется мне куда более цельным, куда более атмосферным — и куда более человечным, что ли.

Несмотря на то, что в этом мультфильме вагон и маленькая тележка всяких стереотипов и клише, несмотря на то, что он построен на самом, казалось бы, банальном концепте — на постепенно зарождающейся дружбе между героями — он все равно смотрится прекрасно. Во многом благодаря тому, что персонажи у Disney получились добротными. Здоровяку Ральфу начинаешь сопереживать с самого начала и до конца, за безбашенной Ванилопой просто забавно наблюдать в надежде понять, что еще выкинет эта девица. И ни она, ни Ральф, ни другие персонажи не разочаровывают, с каждым кадром делая мультфильм еще круче.

Причем тут дело не только в том, что делают персонажи — это вообще тема для отдельного разговора — но и в том, что они говорят и как себя ведут. У нас же тут что? Видеоигры? Вот персонажи и ведут себя, как персонажи видеоигр. 

Ну, по большей части. Ральф кто? Громила. Что он делает большую часть фильма? Громит — пусть даже и не по своей воле, но иначе у него просто не получается. Ванилопа гонщица — и разумеется, ей хочется ездить быстрее всех. Калхун, как героиня шутера, в свою очередь одержима истреблением противников — ну и так далее. И вот то, как накладывается друг на друга поведение персонажей, веселит отдельно. А заодно лишний раз напоминает — «ты тот, кто ты есть». Под конец это понимает и главный герой, которому для этого потребовалось, фактически, остановить апокалипсис.

«Ральф» вообще вышел очень «гиковским» — в нем тонна отсылок, пасхалок и гостевых персонажей, которые не все сходу получится сосчитать. А еще при просмотре постоянно возникает чувство, что ты смотришь за тем, что творится в играх, когда компьютер или консоль выключены, и персонажи предоставлены сами себе. Жаль только, повседневной жизни персонажей уделили не так уж и много времени, но и на том спасибо. Ну и разумеется, мощная доза ностальгии для всех тех, кто застал игры периода девяностых, тоже обеспечена. А это еще один плюс в копилку фильма.

Я очень рад, что Disney решила не убирать персонажа (окей, персонажей — Ральфа, Ванилопу, Феликса и Калхун) в долгий ящик, и все-таки анонсировала сиквел. 

Причем он, судя по всему, будет сильно отличаться по тону от оригинального мультфильма. Если тут у нас были видеоигры, то там будет Интернет. Единственное, пожалуй, что меня волнует — смогут ли создатели так же убедительно показать Всемирную Сеть, как они показали один-единственный зал игровых автоматов. Масштабы, все-таки, сильно разные. А вот насчет чего я не волнуюсь — так это насчет героев. Даже если новички вдруг окажутся пресными и двухмерными (что вряд ли), то Ральф и компания с легкостью вывезут фильм на себе.

Ну и главный вопрос — занесет ли Ральфа и компанию в тот самый сектор Интернета, куда до 18 лет ходить не положено? Хватит ли на это яиц у аниматоров из «Диснея»? Узнаем уже в следующем году.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 3 (80-71). - Изображение 9

73. «Помни» 2000

Денис Варков

Мы уже писали об этой картине в киномарафоне всех фильмов Нолана

Это история Леонарда Шелби – человека, стремящегося найти убийцу его жены и отомстить. Но есть проблема: у него редкая форма нарушения памяти – антероградная амнезия. Это значит, что он очень быстро забывает все, что происходит с ним, а помнит только то, что было до убийства жены.

«Помни» или Memento в оригинале – это один из самых необычных фильмов Кристофера Нолана, и все дело в композиции. Эпизоды фильма, с помощью которых зритель узнает о Шелби и его расследовании, подаются задом наперед, что помогает создать ощущение тревожности и страха перед болезнью. Ведь Леонард может забыть все, чего он достиг, все, что он с большим трудом смог узнать.

Фильм впечатляет способами, с помощью которых Леонард оставляет самому себе подсказки о фактах, которые ему удалось узнать, а также о том, что правда, а что ложь. 

«Помни» построен таким образом, что позволяет зрителю самому встать на место Шелби и представить, что бы он делал в такой ситуации. Казалось бы, это не фильм ужасов, а триллер, но осознание того, что человек может жить с подобной болезнью, действительно навевает ужас.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 3 (80-71). - Изображение 10

72. «Москва слезам не верит» 1979

Павел Пивоваров

В Советском союзе сняли много хорошего кино, но большая часть фильмов того времени пахнет пылью и нафталином, хранит «тот самый дух», а вот «Москва слезам не верит» один из немногих фильмов, которые не потеряли свою актуальность и в 2к17.

Прошло несколько десятков лет, страна стала меньше, Москва больше, а проблемы, которые действительно волнуют людей те же самые, вы с легкостью можете узнать себя в героях фильма, увидеть те же самые трудности и сделать те же самые выводы.

В фильме Меньшова один из героев утверждал: «Через 20 лет не будет ничего кроме телевидения», сейчас мы часто слышим тоже самое про интернет. Но в одном я уверен, через 20 лет я буду смотреть «Москва слезам не верит» и так же находить там себя, наверное, мои дети тоже.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 3 (80-71). - Изображение 11

71. «Гаттака» 1997

Денис Майоров

«Говорят, каждый атом нашего тела когда-то был частью звезды. Может быть, я никуда не улетаю – может быть, я просто возвращаюсь домой».

«Гаттака» – это один из лучших в истории фильмов об исполнении мечты, о ее важности. Возможно, и вовсе лучший. Главный герой, Винсент (Итан Хоук), мечтает о полете в космос, но он просто не создан для этого, он не может полететь к звездам по вполне объективным причинам. Винсент генетически несовершенен, он рожден по любви в мире, где детей выводят «в пробирках», избавляя от всех возможных недостатков. Здесь ему уготована незавидная участь и это, к сожалению, логично, так что мир «Гаттаки» даже антиутопией назвать сложно. Но герой все равно идет к цели, даже если для этого нужно биться головой в закрытые двери и царапать их, ломая ногти и стирая пальцы в кровь.

Фильм показывает не идеалистическую картину, его идея в том, что усердие не гарантирует успеха – слепой случай может сломать все. Но без старания и стремления не будет даже шанса, а ведь это все, что у нас есть в жизни. Удивительно, но именно такой взгляд на довольно избитую тему сильнее всего заряжает энергией, а вовсе не привычные приторные «мотивационные» ленты.

Но фильм держится не только на идее и прекрасном сценарии. Это еще и чертовски красивое кино, в котором буквально каждый кадр – и композиционно, и с точки зрения гаммы – выстроен так тщательно, что зрелищем наслаждаешься даже несмотря на полное отсутствие экшена. Но тут заслуга и выверенной стилизации. Мир будущего в «Гаттаке» – это строгий минималистичный ретрофутуризм. Все интерьеры пропитаны духом пятидесятых и даже машины в съемках использованы исключительно из соответствующей эпохи. Это фильм вне времени, он прекрасно смотрелся в 1997 году, так же хорошо смотрится в 2017 и ничуть не испортится в 2027 – а это редкое явление.

Безупречная игра актеров (здесь лучшая и самая трогательная роль Джуда Лоу), максимально глубокая проработка образов персонажей и их характеров, каждого элемента картинки и всех научных аспектов, использованных в фильме – вот, что такое «Гаттака». 

NASA даже называла фильм «самой точной научно-фантастической лентой всех времен». И при этом фильм – дебютная большая работа Эндрю Никкола как режиссера и сценариста.

Удивительный случай, удивительный фильм.