34 77 26426

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 7 (40-31)

2 фильма о музыке, 2 триллера о маньяках, 3 сокровища азиатского кино, мешок удобрений и обдолбанная девка

kanobu.ru 13 сентября 2017, 22:32
Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 7 (40-31). - Изображение 1
Редакция «Канобу» представляет седьмую десятку топа сотни самых знаковых, культовых и просто самых любимых нами фильмов в истории кино. Самая пора вспомнить, что было в предыдущих статьях и посмотреть, какие картины оказались выше в топе.
Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 7 (40-31). - Изображение 2

40. «Внутри Льюина Дэвиса» 2012

Александр Трофимов

«Дэвис» — мой любимый фильм Коэнов, как и любимый фильм о музыкантах, а еще — именно эти роли Айзека, Тимберлейка, Драйвера стали для меня самыми запоминающимися. Да, у последних двух тут лишь камео, но сколько в них харизмы и жизни в контексте этой истории. Но даже этими «любимый в такой-то нише» чувства к фильму не исчерпываются. Это настолько глубокий, трогательный и атмосферный фильм о неудачнике-музыканте, что я до сих пор продолжаю слушать его песни, несмотря на то что никогда не любил и не понимал кантри. Песни, к слову, взяты у прообраза Льюина, Дэйва Ван Ронка, по мотивам чьих мемуаров и написан сценарий.

Это история человека, переживающего тяжелый период жизни — музыкант, чьи пластинки не продаются, бродит по холоду, кутаясь в пиджак (пальто, как и денег на него у Льюина нет), играет по барам и ночует у знакомых с золотым сердцем, с которыми при этом обходится довольно грубо. Уходя из очередной чужой квартиры, он случайно выпускает хозяйского кота, и это становится для него неким символом — собственного свинства, череды неудач, беспросветного будущего. Словно пытаясь заделать дыру в собственной удаче, он гоняется за рыжим котом и пытается вернуть его хозяевам — как за своим небольшим куском солнца.

Кошки появлялись в кино нередко, тот же кот Рипли, Джонси, но здесь из зверя получилось сделать по-настоящему комплексный образ, который и очеловечивает Льюина, и служит навязчивой идеей, мотиватором его действий, и стягивает на себя, заземляет эмоциональный тон фильма. Потрясающая сценарная работа, а не кот, вы его точно запомните.

Даже от трейлера, воспоминаний и размышлений о фильме комок подступает к горлу, а глаза слезятся — не от трагичной сцены или героической смерти, а просто от силы произведения, столько правдивого, живого и настоящего удалось Коэнам выжать из этой простой истории. Но самое ценное — это не ванильная драма, не «Форрест Гамп», не слезогонная мелодрама, собранная из штампов, не типовой фильм про путь музыканта к успеху — это крайне необычный фильм-притча, многослойный, неторопливый, ироничный, с не особо приятным по характеру героем, которого оправдывает лишь его выстраданная музыка. Так уж вышло, что два моих любимых фильма про музыку идут в топе подряд, потому что дальше у нас…

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 7 (40-31). - Изображение 3

39. «Одержимость» 2014

Егор Парфененков

За свою карьеру Дэмьен Шазелл снял всего три фильма, однако уже успел собрать множество «Оскаров» за собственные детища. «Ла-Ла Ленд» произвел фурор — с этим не поспоришь, но именно «Одержимость» впервые раскрыла потенциал режиссера и сделала его знаковой фигурой в современном кинематографе.

Фильм повествует об Эндрю, молодом барабанщике, мечтающем стать великим — и не шумным рок-н-рольщиком, а настоящим джазовым исполнителем. Все как обычно: у главного героя есть талант, который он совершенствует его изо дня в день, в то время как простая юношеская жизнь проходит мимо него. Любовь сменяется музыкальной страстью, дружба — манией попасть в ритм, в то время как наставнику оказывается недостаточно вложенных сил, отчего все старания превращаются в настоящий челлендж по выходу за пределы человеческих возможностей.

«Одержимость» — это тот фильм, который действительно можно назвать «сильным». Он оглушает своей идеей и манерой подачи, сливая джаз с кровью, а чистую мелодию с потом и грязью.

Это не воздушный «Ла-Ла Ленд» — на заре своей славы Шазелл не был мечтателем, но добивался своего грубостью и искренностью. Полученные на съемочной площадке травмы Симмонса, барабанящий до изнеможения Теллер, проблемы с финансированием — фильм буквально служит олицетворением одержимости: причем не столько музыкальной, сколько режиссерской. За что и был удостоен всех наград и мирового признания.

В нашем топе оказался именно первый фильм Шазелля, потому что, по нашему мнению, он дал кинематографу куда больше нового и был сам по себе куда более сильным высказыванием (ведь он основан на музыкальном прошлом самого режиссера, который так же сражался со своим суровым наставником), чем «Ла Ла Лэнд». Великолепные роли Теллера (который достаточно занимался на барабанах, чтобы играть самостоятельно и взаправду сдирать руки в кровь на съемках) и Дж. К. Симмонса (контраст с карикатурным Джемисоном шокирует), и просто великолепный фильм о музыке, который учит понимать джаз.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 7 (40-31). - Изображение 4

38. «Три негодяя в скрытой крепости» 1958

Александр Башкиров

В материале о лучших приключенческих фильмах я рассказывал, почему The Hidden Fortress (известная у нас как «Скрытая крепость» или «Три негодяя в скрытой крепости») Акиры Куросавы — величайший приключенческий фильм всех времен. Если вы хотите больше узнать о сюжете этой картины и самых блестящих сценарных и режиссерских находках Куросавы, я советую вам ознакомиться с этим текстом. В рамках Топа-100 я хочу подробнее рассказать о значении «Скрытой крепости» для мирового кинематографа.

Не секрет, что Джордж Лукас вдохновлялся «Скрытой крепостью» при создании оригинальных «Звездных войн». По некоторым сведениям, фильм Куросавы Лукас на тот момент не смотрел, зато прочитал краткий пересказ его сюжета в телепрограмме. Этого хватило, чтобы у нас появился развлекательный кинематограф в современном представлении. Также Лукас и Стивен Спилберг очень много позаимствовали из «Крепости» при создании Индианы Джонса — особенно лучшего, второго, фильма трилогии, часть титанических декораций которого идентична обстановке замка Акизуки из открывающих сцен фильма Куросавы.

Словом, без «Трех негодяев» у нас не было бы изрядной части топа… да и возможно, что сама профессия кинорецензента носила бы совсем другой характер. Сколько людей решило писать о кино, посмотрев фильмы Лукаса и Спилберга?

Позднейшие подражания так и не смогли превзойти первоисточник. Куросава — потрясающе оригинальный и самобытный режиссер и сценарист, который многое заимствовал из пьес театра «но», средневековых японских легенд и собственных ранних фильмов, но при этом в какой-то момент выжимал из материала абсолютный максимум.

Написать или снять лучше, чем Куросава, невозможно чисто физически: «Великолепная семерка» всегда будет хуже «Семи самураев», «Звездные войны» и «Индиана Джонс» — «Скрытой крепости». Каждая сцена в фильме задумана с расчетом на максимальную кинематографичность, при этом не теряя в литературности и глубине анализа самых благородных и самых низменных человеческих качеств.

Фильм ни на секунду не перестает развлекать, все время заставляя о чем-то задуматься и вызывая сложнейшие, противоречивые ощущения. При практически невыносимом уровне сюжетного напряжения мы до самого конца не знаем толком, за кого нам болеть, и кого из героев можно назвать отрицательным или положительным. Но последние секунды картины (позаимствованные «Звездными войнами») всем воздают по заслугам и четко расставляют персонажей по позициям черно-белой морали! Это одновременно артхаус, мэйнстрим и жанровый фильм: аттракцион, тест на любовь к кино и испытание на эмоциональную устойчивость.

Трейлер

Сравнение с «Новой надеждой» на русском

Мы уже рассказывали о замечательных эссе о кино от Every frame a painting, это эпизод, посвященный Куросаве, с русским переводом

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 7 (40-31). - Изображение 5

37. «Молчание ягнят» 1990

Денис Варков

Этот фильм вошел в историю благодаря потрясающему образу маньяка-интеллектуала Ганнибала Лектера, сыгранного Энтони Хопкинсом, но это не единственное, чем впечатлит вас этот триллер.

«Молчание ягнят» — это экранизация одноименного романа писателя Томаса Харриса, придумавшего Ганнибала Лектера — психиатра, серийного убийцы и каннибала, ставшего одним из самых известных маньяков в истории кинематографа. Самое удивительное –Ганнибал Лектер здесь не главный антагонист. Его роль — второго плана, но Энтони Хопкинс создал настолько яркий образ, что он затмил другого маньяка, представленного в фильме, а также оказался интереснее Лектера из книг Харриса.

Но Ганнибалу в яркости образа и глубине характера не уступает молодой агент ФБР Кларисса Старлинг. Ее задача — убедить Лектера помочь в расследовании дела о пропаже девушки, а Ганнибал, увлеченный Клариссой, решает помочь только в том случае, если она расскажет ему о своей жизни. Жадно вылавливая каждую подробность ее прошлого, он использует свои знания в психологии, чтобы понять причины, по которым она пришла работать в ФБР. Беззащитная на первый взгляд Старлинг становится в конечном счете достойным оппонентом Ганнибала Лектера.

Сегодня Лектер стал героем целой франшизы. Следом за «Молчанием ягнят» вышли «Ганнибал» и «Красный дракон», затем появился приквел «Ганнибал: Восхождение» и сериал «Ганнибал» с Мадсом Миккельсеном в главной роли.

Но ни одна картина не была так же хороша, как «Молчание ягнят» с Энтони Хопкинсом. И это даже был не первый фильм про Ганнибала (в 1986 году вышел «Охотник на людей» с Брайаном Коксом в роли Лектера), но Хопкинсу удалось внести в образ интеллектуала-каннибала что-то от себя, что-то, что не удавалось больше никому.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 7 (40-31). - Изображение 6

36. «Семь» 1995

Александр Башкиров

Фильмы про маньяков очень редко содержат какой-то месседж помимо «поймать маньяка». Когда же авторы действительно понимают, про какой ужас они рассказывают, и через какие экстремальные формы психологического и физического хоррора обычно проходят индивидуумы, ставшие серийными убийцами случайных людей, эти картины летят прямиком в топ — во всяком случае в наш. И в «Молчании ягнят», и в «Семь» убийцы — крайне харизматичные личности… в полнейшей невменяемости которых не сомневаешься ни одну экранную секунду.

Как и доктор Ганнибал Лектер, Джон Доу Кевина Спейси появляется на экране совсем ненадолго. Толком мы его видим лишь в третьем акте фильма, большую часть которого Спейси проводит, сидя неподвижно и пренебрежительно глядя в сторону. При этом перед нами ошеломительно задуманный и сыгранный образ — человек, которыми всеми средствами намерен утащить за собой в ад героев Брэда Питта и Моргана Фримана. В отличие от Лектера, любовно культивирующего свою форму уютного джентльменского психического отклонения, Доу себя ни во что не ставит. Индивида, которым когда-то был Джон Доу, больше нет, бесконечные ужасы жизни в большом городе срезали с него нормальность, как бритва — отпечатки с его пальцев.

Осталась оболочка, пустое место, гражданин без имени и фамилии, продолжающий убивать и проповедовать. Главное для героя Спейси — это конечный эффект, последняя иллюстрация, ради которой он охотно пожертвует и самим собой. Это один из величайших образов, когда-либо созданных в кино.

Образы пары героев-полицейских в дебютном сценарии Эндрю Кевина Уокера (потом он напишет «8 миллиметров» и «Сонную лощину») тоже интересные: оптимист и пессимист, разглядывающие один и тот же стакан, наполовину заполненный кровью. Дэвид Финчер так проникся сценарием, что снял свой лучший фильм. Атмосфера бесконечного дождя, немыслимое количество деталей в каждом кадре, революционно снятая сцена погони за безликим убийцей через многоквартирный дом… Но все это не работало бы без ТОЙ САМОЙ концовки. Я не буду ее спойлерить, но кто за эти 22 года не успел выяснить, что там, в коробке? В проповеди, как и в любой другой нарративной форме, должен сильнее всего запоминаться финал. Мало постучать человеку по плечу — нужно сделать это кувалдой.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 7 (40-31). - Изображение 7

35. Трилогия «Корнетто»

(«Шон живых мертвецов» 2004, «Типа крутые легавые» 2007, «Армагеддец» 2013)

Сергей Цилюрик

Один фильм Эдгара Райта у нас в топе уже засветился — но этот режиссер, без сомнения, заслуживает того, чтобы вспомнить еще одну его картину. Точнее, не одну, а сразу три. Цитируя самого режиссера:

Это три фильма, объединенные актерами, тем, что их действие происходит в современной Великобритании, и тем, что они все — «троянские лошади». Это жанровые фильмы, куда запихнули комедию об отношениях: в кино о зомби, кино о полицейских и кино о пришельцах. Они все — фильмы о личностях в коллективе, о взрослении, об опасности застревания в подростковом возрасте.

Эдгар Райт — мастер визуальной комедии, и все три фильма из «Трилогии вкусов „Корнетто“» изобилуют блистательными визуальными решениями и всевозможными гэгами, возможными только в кино.

«Шон живых мертвецов» — полнометражный дебют Райта и мой самый любимый фильм наряду с пинкфлойдовской «Стеной». Он ухитряется не только быть уморительно смешным даже после десяти просмотров, но и полностью оправдывать самоопределение «комедия об отношениях»: главное здесь — вовсе не зомби, а персонажи, эти умилительные британцы, оказавшиеся в необычной ситуации. И их взаимоотношения, несмотря на всю абсурдность разворачивающегося зомби-апокалипсиса, выглядят крайне жизненно и правдоподобно.

«Типа крутые легавые» не стесняется напрямую указывать источник своего вдохновения через одного из центральных персонажей — «Плохие парни 2» для блюстителя правопорядка в захолустном городке без каких-либо происшествий кажутся образцом, примером того, какой должна быть «настоящая» полицейская работа. Впрочем, не стебом единым: фильм Райта строится на вопросе, как много готовы скрывать обитатели идиллических городков, чтобы поддерживать их репутацию, и достаточно почитать про Роттерхэмский скандал, чтобы понять, что как минимум отчасти эта лента — обличительная сатира.

«Армагеддец» — наименее комичный и наиболее мрачный фильм трилогии. Затянувшееся отрочество героя тут — не повод для шуток, а центральный сюжетный элемент: все повествование строится исключительно на контрасте протагониста, в свои 40 пытающегося вести себя так же безрассудно, как и в 20, и его (бывших) друзей, выросших и ставших ему чужими. Он отчаянно пытается наладить с ними контакт, как вдруг они становятся чужими в буквальном смысле: их родной городок захватывают умеющие контролировать людей пришельцы. Используя привычные НФ-образы и свой фирменный визуальный стиль, Райт легким языком комедии рассказывает тяжелую историю человека без будущего — человека, для которого мир в буквальном смысле подходит к концу.

Трейлер всей трилогии, названной в честь марки мороженного — все вкусы «Корнетто».

Обложки нет, но ролик работает — это эпизод все того же Every frame a painting, посвященный Райту

Александр Трофимов: прошу прощения за наглую вставку, но больше я вряд ли где-то найду место, чтобы этим поделиться. В Лондоне стоит бар с тем же названием: The Worldʼs End, люди в нем (и снаружи) собрались довольно колоритные, поэтому вставлю все же несколько фото. Заказать в нем «Гинесса» и услышать в колонках музыку из «Карты, деньги» было чем-то незабываемым — правда создалось ощущение, что провалился в некий киномир.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 7 (40-31). - Изображение 14

34. «Любовное настроение» 2000

Александр Трофимов

Впервые на упоминание лучшего фильма прекрасного китайского режиссера Вонга Кар-Вая я наткнулся в «Священной книге оборотня» Пелевина, где его пересматривали и расхваливали главные герои. Картина, безусловно, заслуженно держится в топах лучшего мирового кино — настолько совершенный во всех аспектах фильм найти сложно.

Здесь много бытовых сцен простой жизни в коммуналке, но воспринимаются они совсем иначе чем в нарочитом реализме, качающийся в руке девушки бидон с лапшой еще долго будет преследовать вас, столько жизни и меланхолии в этой сцене, показывающей, что слоу мо годится не только для драматизации кадров падающей посуды или взрывов.

Это история пары людей, живущих по соседству — они оба состоят в браке, но со временем замечают некоторые странности, из которых становится ясно, что их супруги им изменяют, причем друг с другом.

Наши герои не решаются устроить скандал своим половинкам, вместо этого они бродят вдвоем, объединенные странным общим горем. Мысль отомстить своим неблаговерным друг с другом они отметают — им не хочется опускаться до того же уровня, поэтому эта влюбленность проходит в молчаливых прогулках и мучительных инсценировках — они пытаются представить, как их супруги впервые встретились, как заговорили, что их привлекло друг в друге. Герои притворяются теми, кто их предал, пытаясь не то понять их, не то наверстать то, что любовники получали за их спинами — хотя бы эти первые взгляды, первые улыбки, первые фразы. И не скажешь с уверенностью, своя ли любовь связала наших героев или в них вселился призрак чужого чувства, силы притяжения тех, кого они так старательно изображали.

Следить за этой сладкой пыткой приходится затаив дыхание — настолько чарующую атмосферу сумел сотворить Кар-Вай в воссозданном Гонконге шестидесятых. Это прекрасный фильм, пронизанный светлой грустью и размышлением о природе чувств, обязательно насладитесь им.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 7 (40-31). - Изображение 15

33. «Карты, деньги, два ствола» 1998

Никита Богуславский

Фильмы Гая Ричи большинство людей опознают с пары кадров: фирменная цветокоррекция, тараторящие британские актеры и монтаж, который не спутаешь ни с чем — только он умеет рассказывать о криминальных схемах и чередах абсурдных ситуаций через динамичные, стремительные, но при этом интуитивно понятные нарезки. Есть, правда, одна проблема — со временем его фильмы сливаются в памяти в одну бесконечную череду зарисовок о жизни мелких лондонских преступников с классным монтажом.

Задумайтесь на секунду, сможете ли вы в деталях вспомнить все сюжетные линии фильма «Карты, деньги, два ствола», «Большого куша», «Револьвера» и «Рок-н-ролльщика», и не перепутать местами роли Винни Джонса или Джейсона Стэйтема? Нет, каждый фильм в чем-то уникален и по-своему хорош, их можно пересматривать сколько угодно раз, и неизменно получать огромное удовольствие от прекрасных диалогов, мрачноватой комедии положений и колоритных персонажей вроде Бориса Бритвы, Цыгана или Гарри «Топора».

Но проблемы это не отменяет, даже «Шерлок Холмс» и «Меч короля Артура», созданные, казалось бы, в совершенно ином жанре все равно очень сильно зависят от той самой «фишки» с монтажом, которая заменила Ричи собственный творческий почерк. 

Или же она просто намертво пристала, как несмывающаяся краска из сумки с краденой наличкой, и режиссер не может от нее отделаться, потому что продюсеры отказываются давать деньги на фильмы без «ричивских» нарезок.

И все же Гай Ричи заслужил себе место в топе лучших фильмов в истории первым же своим фильмом — «Карты, деньги, два ствола». Именно он дал шанс футболисту-хулигану Винни Джонсу, именно он откопал Джейсона Стейтема и именно он смог показать мелких британских бандитов очаровательными разгильдяями, ни капли не приукрасив их жизнь, поступки и даже внешность. Не важно, сколько еще раз Ричи снимет вариации на тему «Карты, деньги, два ствола» — в 1998 году он создал собственный поджанр, новые фильмы в которым мы готовы с нетерпением ждать снова и снова.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 7 (40-31). - Изображение 16

32. «Спасти рядового Райана» 1998

Георгий Копьев

Во время Второй мировой трагический случай унес жизни пятерых братьев, служивших на одном корабле, после чего Военным министерством США был издан ряд правил, запрещающих призывать на службу граждан, которые уже потеряли родных в военных конфликтах. Эта реально существующая директива позже переросла в закон и была использована как центральная тема для фильма. Но на самом деле «Спасти рядового Райана» не о директиве, и не рядовом Райане, а о ценности человеческой жизни.

Может ли жизнь одного человека стоить жизней многих других? Нет, не может. И режиссура Стивена Спилберга, камера Януша Камински и монологи Тома Хэнкса, исполняющего главную роль, прекрасно доносят это утверждение до зрителя.

20-минутная сцена высадки на Омаха-бич с ныряющей под воду камерой и имитацией съемки фронтовым оператором изменила образ популярного военного кино. Одна сцена, благодаря которой мы можем провести границу между фильмами про войну до «Райана» и после — так же, как между фильмами про космос до «Гравитации» Альфонсо Куарона и после нее. Спилберг и Камински визуализировали ужасы войны в виде лучших в Голливуде батальных сцен, которые позже получили развитие не только в кино, но и в игровой индустрии — от прямого копирования в Call of Duty до заметного вдохновения в роликах Warhammer 40 000: Dawn of War.

Если вы никогда не видели «Спасти рядового Райана», то самое время заполнить этот пробел, а если уже видели — тем лучше, у вас есть два отличных повода вернуться к этой картине. Первый — найти детали, уловить которые при первом просмотре трудно, а некоторые — практически невозможно, если не знать о них заранее: например, убийство двух чешских солдат, сдавшихся в плен на Омаха-бич. Второй — посмотреть на молодого Тома Хэнкса, Мэтта Деймона, Вина Дизеля, Брайана Крэнстона и Нейтана Филлиона. И главное, что, в отличие от другой работы дуэта Спилберга и Камински — «Списка Шиндлера» — «Спасти рядового Райана» пересматривать приятно.

Топ 100 фильмов «Канобу». Часть 7 (40-31). - Изображение 17

31. «Призрак в доспехах» 1995

Никита Казимиров

Тяжело представить более значимое для киберпанка произведение, чем «Призрак в доспехах». Создатели полнометражного аниме, пускай и снятого по одноименной манге Масамунэ Сиро, не побоялись пойти своим путем, создав настоящую классику анимации и киберпанка в целом. История киборга Мотоко Кусанаги, разворачивающаяся в мире победивших корпораций, мрачна и почти меланхолична. Она умудряется быть философским произведением, ставя вопросы о границе между человеком и искусственным разумом, не скатываясь в монотонность.

При этом аниме не зацикливается на попытках заставить зрителя задуматься, в нем всего в меру. За 80 минут хронометража мы успеваем увидеть и трущобы Японии 2029 года, которые мало чем отличаются от нынешних бедных районов, и корпоративные заговоры на пару с политическими интригами, прекрасные боевые и бытовые сцены. Авторы ценят время зрителя, уважают его право на получение цельного произведения.

В любви к «Призраку в доспехах» признавались и тогда еще братья Вачовски, вдохновившиеся им при создании своей «Матрицы». Идеи и сцены из него почти дословно цитируются во многих фильмах и сериалах.

Отличная музыка Кэндзи Каваи (который, кстати, написал саундтрек к японскому «Звонку») необычно звучит и прекрасно вписывается в повествование. Даже с технической стороны аниме стало небольшой революцией, открыв дорогу объединению рисованной анимации и компьютерной графики. «Призраку в доспехах» — настоящий, чистокровный киберпанк, сполна передающий настроения пускай не самого радужного, но удивительного будущего.

И очень жаль, что ни одно произведение в серии так и не смогло достигнуть вершин первой полнометражки. Сиквел «Призрак в доспехах 2: Невинность» получился слишком претенциозным, сериал «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» пускай неплохо расширяет характеры и вселенную, но масштабы уже скромнее, да и концентрируется не на том. Голливудская же адаптация, кажется, и вовсе не уловила, за что зрители полюбили оригинал (о расширенной вселенной «Призрака» читайте в отдельном материале из цикла «Шедевры аниме»).


77 комментариях