Рецензия на фильм «Веном 2»: как сиквел умудрились сделать хуже первой части
Сюжет
События сиквела происходят через год после действия оригинала. В организме Эдди Брока (Том Харди) по-прежнему живет симбионт Веном. «Канобу» приготовил специальный рекап для тех, кто хочет освежить в памяти сюжет первого фильма.
В прошлом Эдди был успешным журналистом, известным своими интервью, однако после событий первого фильма с ним никто не хочет работать. Эдди признали невиновным в гибели Карлтона Дрейка, но полиция по-прежнему пристально следит за ним. Невеста Эдди, Энн Уэйинг (Мишель Уильямс), ушла от него ещё по сюжету первой части. Остался только Веном, но они с Эдди откровенно не ладят: симбиоту скучно сидеть дома, а питается он в основном мозгами живых существ, например, куриц, которых покупает для него хозяин.
Неожиданно Эдди приглашает к себе в тюрьму Клетус Кэсиди (Вуди Харрельсон), маньяк-убийца, который уже много лет сидит за решёткой. Кэсиди хочет дать Эдди интервью, чтобы заявить миру о себе и заодно помочь горе-журналисту реанимировать свою карьеру.
Беседа не складывается, но на стенах камеры Эдди замечает рисунки — зацепки по нераскрытым убийствам. По его наводке полиция находит тела жертв Кэсиди, и преступника приговаривают к смертной казни.
Перед смертью Кэсиди желает снова увидеть Эдди. И на этой встрече главный герой совершает роковую ошибку — в тело Кэсиди попадает частица симбиота. Вырвавшись из тюрьмы, убийца жаждет отомстить Эдди… И воссоединиться с женщиной по имени Фрэнсис Баррисон (Наоми Харрис), своей первой и единственной любовью, с которой их разлучили в юности.
Плюсы
Юмор и отсылки
«Веном 2» смог сохранить шутливый и слегка хулиганский тон предыдущего фильма. Эдди просто хочет нормальной жизни, но спотыкается о любую неудачу, не может о себе позаботиться и совсем не взрослеет. Он остается олицетворением термина manchild (дословно — мужчина-ребёнок), что смотрится особенно забавно, учитывая брутальную внешность Тома Харди и суровость его ролей в фильмах в духе «Дороги ярости».
Веном тоже постоянно капризничает и требует внимания. Совместный быт Венома и Эдди — самое яркое, что есть в сиквеле. Они забавно ругаются и делят сферы влияния, засоряют квартиру шоколадными обёртками и птичьим помётом из-за куриц, которых должен есть Веном, и не могут договориться о будущем. Любая попытка позаботиться друг о друге приводит к кошмарным последствиям — что иллюстрирует сцена из трейлера, где Веном готовит Эдди завтрак и едва не сжигает квартиру.
Из «Венома 2» получилась неплохая комедия. Шутки ниже пояса в духе «Дэдпула», смешные эпизодические персонажи вроде невозмутимой кассирши в местном магазине — старушки-китаянки, которую никакими симбиотами не запугать. Абсурдна и забавна сама ситуация, в которой Венома окружающие любят больше, чем его носителя; он в целом умнее, остроумнее и решительнее, с ним отлично ладит даже Энн, бывшая невеста Эдди.
Фильм заигрывает с более молодыми фанатами — конкретно с Gen Z, хорошо ориентирующимися в TikTok. Например, в середине фильма Веном случайно попадает в клуб, где выступает певица Little Simz (она играет саму себя). В 2020 году её трек Venom породил в TikTok целый тренд, связанный с эмансипацией женщин и борьбой с мизогинией. Это милый кивок в сторону юной аудитории и неплохая шутка про совпадение названий — Venom к Веному.
Отличный каст
Второе (и последнее) достоинство фильма — прекрасный актёрский состав, который пытается вытянуть на себе невнятный сюжет. Том Харди всё так же хорош в роли неудачливого, инфантильного, но обаятельного Эдди Брока. Режиссёр первого «Венома» Рубен Фляйшер видел в роли Клетуса Кэсиди исключительно Вуди Харрельсона, и был абсолютно прав. Даже при том, как плохо прописан Кэсиди (и впоследствии Карнаж), Харрельсон выдаёт актерский максимум: пытается придать естественность неловким диалогам с Эдди, изображает безумие и издевается над коллегами по фильму.
Авторы сиквела расширили роль Энн, поэтому Мишель Уильямс было где развернуться: она играет одновременно сильную и смелую (подчас смелее, чем Эдди) женщину, не лишённую при этом эмпатии. В «Веноме 2» в целом интересно наблюдать за второстепенными и эпизодическими персонажами — и всё благодаря актёрам.
Детектива Маллигана, который приглядывает за Эдди, играет фактурный Стивен Грэм из «Большого куша» и «Банд Нью-Йорка». К роли нового жениха Энн вернулся смешной и обаятельный Рейд Скотт из «Почему женщины убивают». Героиня Наоми Харрис, Фрэнсис Баррисон, практически идентична её богине Калипсо из «Пиратов Карибского моря», что порадует всех поклонников корсарской франшизы.
Минусы
Слабый сюжет и повторения
Первый фильм франшизы о Веноме поставил Рубен Фляйшер, режиссёр «Добро пожаловать в Zомбилэнд», а писала группа сценаристов — в их числе была Келли Марсел, сценаристка «Круэллы». Для работы над «Веномом 2» команду сильно перетасовали: Фляйшер ушёл снимать сиквел к «Zомбилэнду», режиссёром стал Энди Сёркис («Маугли»). Из старого состава Осталась только Марсел, которая писала сценарий вместе с исполнителем главной роли, Томом Харди. Всё это сильно повлияло на качество фильма, особенно на сюжет.
В отличие от российской локализации, «Веном 2», оригинальное название сиквела звучит как Venom: Let There Be Carnage — «Да будет Карнаж» (дословно carnage переводится с английского языка как «резня» или «бойня»). Но полноценного, продуманного противостояния Карнажа и Венома авторы фильма предложить не смогли. Проблема в том, что сам Веном — приложение к Человеку-пауку, его антипод, со временем выросший в полноценного персонажа в комиксах. Чтобы создать правдоподобного антигероя, нужен недюжинный сценарный талант. А в «Веноме 2» для антигероя нужно было ещё и создать врага. Карнаж рожден от Венома, но процесс этот на экране не объясняется. А дальше он почему-то хочет пожрать своего родителя — в этом весь конфликт фильма, слабый даже на фоне «Венома», в котором антигерой противостоял зловещей корпорации.
Персонажи в фильме в целом ведут себя несуразно: почему Кэсиди выбрал для своего интервью именно Эдди, если тот давно не популярен? Почему вместо встречи с Эдди не попытался потребовать встречу с возлюбленной? Как надзиратели Кэсиди за столько лет не заметили никаких намёков на местоположение его жертв, если карта была нарисована буквально на стене — так, чтобы Эдди точно её заметил?
Ещё больше раздражает постоянное повторение ходов из первого фильма. Самые крутые сцены — вроде передачи симбиота от одного персонажа другому или пожирания преступников заживо, — были в первом «Веноме». Все интересные находки из первой части Сёркис просто перенёс во вторую без особых изменений.
Нулевое развитие персонажей
Помимо появления Карнажа в фильме есть один центральный конфликт: Эдди хочет жить спокойной мирной жизнью, а Веном внезапно желает быть героем. Он постоянно подталкивает хозяина к тому, чтобы уничтожать преступников и защищать жителей города. И это единственное изменение по сравнению с первым фильмом. В остальном оба персонажа препираются репликами из первого фильма, бесконечно бодаются за управление одним на двоих телом и отказываются слушать друг друга, чтобы потом неожиданно объединить усилия в критический момент.
В первом фильме Веному нужно было прижиться в чужом организме и уговорить Эдди не сопротивляться ему. Во втором они похожи на женатую пару с проблемами в отношениях — хозяин и симбиот как раз провели в одном теле около года.
Polygon, The Alantic и ряд других изданий в один голос прозвали первого «Венома» ромкомом, а студия даже сделала специальный романтичный трейлер. Но вся их динамика, всё взаимодействие ограничивается дежурными шутками. Авторы фильма сосредоточились на Кэсиди и его безумии, упустив шанс развить линию Эдди и Венома в по-настоящему абсурдную и трогательную комедию.
Обилие плохой компьютерной графики
Карнаж и Веном полностью созданы с помощью CGI, которая в фильме используется, по ощущениям, в каждой второй сцене. Поэтому по сложности исполнения «Веном 2» можно сравнить с другим фильмом, где бьются два компьютерных монстра — «Годзиллой против Конга» этого года. Но у «Годзиллы против Конга» был бюджет в 200 миллионов долларов; на «Веном 2», по информации Forbes, потратили в два раза меньше — 90 миллионов долларов.
По отдельности Веном и Карнаж выглядят неплохо: второго симбиота действительно разработали и нарисовали иначе, в своей антропоморфной форме он выше и шире Венома и пользуется мелкими щупальцами. На крупных планах художники старались как можно правдоподобнее прорисовать превращение человеческого лица в тёмную инопланетную массу. Но большинство эпичных боевых сцен происходит ночью, в свете уличных фонарей и прожекторов, или в помещениях с плохим освещением. Из-за этого симбиоты становятся мыльными, они неотличимы друг от друга — остаётся только гадать, кто побеждает в финальной схватке.
В фильмах Marvel, скажем, в «Чёрной пантере», нередко встречаются финальные поединки между двумя СGI-персонажами. Но там они хотя бы выглядят как люди! Герои Харрельсона и Харли в кульминационный момент фильма с людьми не имеют ничего общего — просто две кляксы на экране. Симбиоты не воспринимаются как живые существа. Интересно бы вам было смотреть «Нечто» Джона Карпентера, если бы одна бесформенная инопланетная тварь там бы охотилась не за людьми, а за другими аморфными кляксами? Эмоциональная связь с героем и злодеем окончательно рвётся, когда их дуэль превращается в абстрактную CGI-живопись.
Вердикт
«Веном 2» в точности копирует все черты первого фильма, в разы усугубляя их плохим исполнением. Сюжетные линии персонажей продуманы меньше, мотивация у симбиотов и их хозяев слаба, а графика будто стала ещё хуже. Из Карнажа не вышло полноценного врага точно так же, как из Венома — сильного антигероя. А откровенное цитирование сцен из первой части выглядит не как отсылки, а как отсутствие фантазии и желания придумать что-то новое.
История Венома по-прежнему смотрится как неловкая комедия, местами действительно смешная и запоминающаяся, местами — даже трогательная из-за взаимодействия Венома и Эдди. Комедии можно было бы простить пресный экшен, невнятное развитие героев и нелогичный сюжет.
Но авторы фильма всеми силами пытаются вызвать у зрителей сильные эмоции: за Эдди нужно переживать, Кэсиди и его несчастной любви — сочувствовать, Энн — восторгаться. Веном не может просто хотеть веселого и бессмысленного насилия, он непременно должен быть героем. И эти попытки сделать фильм более серьёзным только мешают.
Франшиза о Веноме слишком далека от масштабов и бюджетов дорогих блокбастеров. И раз она никак не может конкурировать с «Мстителями» или хотя бы «Шан-Чи», стоило относиться к сиквелу проще — и дать зрителям трэшовую комедию о сожительстве человека с симбиотом.