Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
В прокат вышел приключенческий блокбастер «Круиз по джунглям» (Jungle Cruise) с Эмили Блант и Дуэйном Джонсоном. В новом live-action от Disney герои отправляются в верховья Амазонки, чтобы найти лекарство от всех болезней. Автор «Канобу» Мариам Григорян объясняет, почему авторам «Круиза» не удалось попытка совместить в одном фильме сразу несколько картин о джунглях и приключениях.
В прокат вышел приключенческий блокбастер «Круиз по джунглям» (Jungle Cruise) с Эмили Блант и Дуэйном Джонсоном. В новом live-action от Disney герои отправляются в верховья Амазонки, чтобы найти лекарство от всех болезней. Автор «Канобу» Мариам Григорян объясняет, почему авторам «Круиза» не удалось попытка совместить в одном фильме сразу несколько картин о джунглях и приключениях.

Сюжет

«Круиз в джунглях» – один из старейших аттракционов в парке «Диснейленд», созданный ещё при жизни основателя корпорации Уолта Диснея. Посетителям предлагают проплыть на лодке в окружении «джунглей». Ведущий круиза зовётся шкипером, декорации имитируют несколько крупных рек в Азии, Африке и Северной Америке, а на пути туристам встречаются двигающиеся модели разных животных – так называемые аниматроники. Правда, в феврале 2021 года Disney пришлось извиниться и взяться за реконструкцию аттракциона из-за расистских декораций — на рисунках внутри аттракциона местные племена изобразили как дикарей.

Сценаристы Глен Фиккара («Эта дурацкая любовь») и Майкл Грин («Логан») придумывали сюжет для фильма на основе этого аттракциона. Главными героями «Круиза» стали два учёных-исследователя, брат и сестра Макгрегор и Эмили Хоутон (Джек Уайтхолл и Эмили Блант). Они едут в Амазонию в поисках некого дерева, затерянного в джунглях. Согласно легенде, на дереве распускаются цветы, один лепесток которых способен излечить любую болезнь. Дойти до чудесного растения ещё никому не удавалось, но у Эмили есть важное преимущество: она нашла подробную карту местности и ключ, который открывает путь вглубь джунглей.

До нужной точки придётся плыть по реке, поэтому Эмили и Макгрегор ищут умелого шкипера. Они нанимают Фрэнка (Дуэйн «Скала» Джонсон), грубоватого рецидивиста. Во время круизов он часто запугивает туристов, чтобы вытрясти из них деньги. Фрэнк по уши в долгах, а Эмили обещает хорошо заплатить за опасную поездку. Троица отправляется в путешествие и не подозревает, что по пятам за ними следует немецкий принц Йоаким (Джесси Племонс). Он тоже хочет найти легендарное дерево и использовать его лепестки для военных успехов Германии. А в глубине джунглей всех искателей поджидают проклятые конкистадоры, которые 400 лет назад погибли на пути к дереву.

Недостатки фильма

Неудачные плот-твисты и вторичность сюжетов

Рецензия на «Круиз по джунглям». Красочный аттракцион, который стал вторичным фильмом

Приключенческая история в экзотическом сеттинге (например, в джунглях) с поисками некого артефакта – это многолетняя кинотрадиция, в которой сложно придумать что-то новое. «Круиз» логично сравнивать с предшественниками – «Африканской королевой» Джона Хьюстона, франшизой об Индиане Джонсе или «Мумией». Дуэйн Джонсон даже снимался в «Сокровищах Амазонки» 2003 года. Сама по себе вторичность фильма не была бы проблемой – наоборот, по трейлеру он казался отличным ностальгическим трипом по старым приключенческим комедиям.

Проблема в том, что авторы вдохновлялись не только Индианой Джонсом, и переборщили с количеством заимствованных сюжетов. В «Круизе» и так намешано множество клише жанра – опасные джунгли с ядовитыми и хищными животными, хамоватый и брутальный протагонист, бойкий женский персонаж, таинственные предания местных жителей и немного мистики.

В целом эти клише работают: пейзажи Амазонии смотрятся прекрасно, протагонисты забавно переругиваются и в течение фильма выстраивают доверительные отношения, легенда о целительном дереве сама по себе неплоха. Disney действительно потрудился над визуальной составляющей: от отдельных сцен, особенно финала с магическим растением, захватывает дух — в них соединилась отличная работа постановщиков и дорогой CGI.

Рецензия на «Круиз по джунглям». Красочный аттракцион, который стал вторичным фильмом

Чтобы уместить все эти референсы и целых три сюжетных линии, хронометраж фильма растянули до двух часов. Но ни одна из линий, кроме поиска дерева, в итоге не получилась полноценной: сценаристам пришлось сильно торопить события. Проклятые конкистадоры неплохо проработаны визуально, но у них остался минимум сюжетного времени – они появляются и исчезают без особого влияния на сюжет. Даже непосредственного столкновения с опасностями джунглей в фильме как будто нет: в основном героям препятствует река с её крутыми порогами и озеро, где спрятан проход к волшебному дереву. Даже дикие животные на них не нападают – их в фильме заменяет милый ручной ягуар Фрэнка, Проксима. Вместо реальных приключений зрителей пытаются занять внезапными, необоснованными и откровенно глупыми сюжетными поворотами.

Слабые персонажи и неуместный юмор

Фильмы «Мумия» и «Индиана Джонс» с сиквелами запоминались не за счёт красивых декораций, в которых фильм Disney с огромными бюджетом явно преуспел больше. В основе фильмов Стивена Спилберга и лучших частей «Мумии» от Стивена Соммерса были интересные герои, за приключениями которых действительно хотелось наблюдать.

Авторы «Круиза» попытались осовременить классические образы: Фрэнк стал гораздо более добродушным и толерантным, чем Индиана Джонс, Эмили сделали бойкой ученой, которая продирается через кошмарную мизогинию начала XX века — гораздо более радикально настроенной, чем профессор Эвелин из «Мумии». Но персонажи получились абсолютно плоскими – у них нет реальных характеров или отличительных черт. Даже актёрская игра и неплохая химия Эмили Блант и Дуэйна Джонсона не спасла ситуацию.

«Круиз» много времени уделяет отношениям Фрэнка и Эмили. Это герои из разных сословий, культур, разного социального статуса, упёртые и настаивающие на своём. При этом они явно симпатизируют друг другу с момента знакомства. Но история о том, что противоположности притягиваются, в фильме тоже не удалась – и виноват в этом очередной сюжетный поворот, описанный выше. Фрэнк попросту оказывается не тем персонажем, которым заявлен изначально.

Рецензия на «Круиз по джунглям». Красочный аттракцион, который стал вторичным фильмом

Единственная часть фильма, которая вызывает улыбку, связана с коренными жителями Амазонии. «Круиз» обыгрывает самое распространённое клише из подобных картин о джунглях. Вместо дикарей героев встречают вполне цивилизованные и очень расчётливые местные жители. Они любят дурить туристам головы, наживаться на их страхе и заодно защищать свои владения – после легенд о кровожадных каннибалах мало кто к ним сунется. Но и на более близкое знакомство с племенем времени не выделяется. Похожая тема была раскрыта гораздо лучше в мультфильме «Дорога на Эльдорадо»: у жителей легендарной страны золота были свои характеры, показывался их быт и поверья.

Воспринимать хоть одного героя фильма всерьёз невозможно – всё превращается в шутку или издевательский шарж. Даже главный антагонист в исполнении прекрасного актёра Джесси Племонса (знакомому многим по «Думаю всё закончить») – карикатурный нацист, навевающий ассоциации с «Великим диктатором» Чарли Чаплина. Явный садист и невротик, в триумфальные моменты он заставляет своих офицеров напевать гимн, спорит с магическими пчёлами и не может выговорить слово «джунгли». На серьёзную угрозу принц Йоаким не тянет.

Вердикт

«Круиз по джунглям» мог бы стать ярким и ностальгическим фильмом о приключениях. Об этом жанре вспоминают редко – последней попыткой его воскресить был, разве что, «Конг: Остров черепа» (2017) и «Годзилла против Конга» (2021), которые входят в киновселенную MonsterUniverse. Но кино состоит из штампов, а его авторы предлагают безликих персонажей-пустышек, которых можно описать в три слова: качок, гей и феминистка.

Попытка сделать жанр более современным и добавить в него репрезентацию тоже не удалась. Студия просто ввела в приключенческий фильм ЛГБТ-персонажа, ориентация которого ни на что толком не влияет – она просто становится основой для гомофобных шуток. И такие герои подходят для комедий наравне с любыми другими, но в контексте Disney и частых обвинений в гомофобии этот юмор смотрится странно и неуместно.

Не лучше выглядит и сама сюжетная завязка: главные герои «Круиза» – белые учёные из Лондона – хотят приехать и фактически потревожить священное дерево племён Амазонии. В результате фильм получился вторичным, местами обидным и просто неинтересным подражанием старым кинокартинам о джунглях, которые помнят и любят многие современные зрители.