Рецензия на «Венома» с Томом Харди

Александр Трофимов
4 октября в России вышел «Веном». Кинокомикс о симбиоте из космоса, ставшем ненадолго черным костюмом Человека-паука, наконец, добрался до большого экрана в виде сольного фильма. Правда, потеряв все связи с Питером Паркером по дороге.
Рецензия на «Венома» с Томом Харди | Канобу - Изображение 1

Sony давно мечтала сделать сольный фильм про Венома, поэтому и заставила упирающегося Сэма Рэйми впихнуть его в третьего «Человека-паука», что развалило и фильм, и всю серию Рэйми (четвертую часть он снимать уже не стал), и планы студии на спин-офф про симбиота. Такой Веном оказался никому не нужен, фанаты героя плевались от киноверсии.

Прошло 11 лет, Sony успела начать новую серию фильмов о Спайди, утопить ее все тем же невменяемым студийным вмешательством, затем сдаться, разделить права с Marvel и вернуть Пауку уважение публики чужими руками. Стоило этому случиться, Sony тут же воскресило свои планы на выжимание вселенной Паркера досуха различными спин-оффами, которые должны опираться на популярность Паука Холланда, но при этом странным образом его не задействовать, потому что это будет дорого и вызовет потребует кучи сложных разговоров с Marvel. Поэтому, по крайней мере пока, «Веном» и вся будущая «киновселенная персонажей Человека-паука Sony» существует отдельно и независимо, собственно, от Паука Sony-Marvel, без Паука и даже намеков на существование такового в этом мире.

Соответственно, сам Веном на экране вышел максимально близким к своему комикс-образу, вот только белого паука у него на груди нет и костюмом Паркера он тут не становился, попав сразу к Эдди Броку, который все еще репортер с проблемной карьерой, но теперь это никак не связано с конкуренцией с Паркером.

И да, все максимально странно и запутано. И это еще до того, как понимаешь, что у Sony теперь минимум 4 версии паучьей вселенной — и все действуют одновременно. Паук Холланда с Marvel, паучий мир без самого паука в «Веноме», Паркер из свежей игры Spider-Man для PS4 и вся бесчисленная орава людей-пауков из грядущего анимационного фильма — там будет и средних лет Питер, и Майлз, и Спайдер-Гвен, и Свинопаук, и куча других героев и их вариантов из разных вселенных, возможно, включая и версию Холланда с игровым Паркером, и того же Венома Харди.

Рецензия на «Венома» с Томом Харди | Канобу - Изображение 2

Удачным стартом спин-офф киновселенной «Веном» точно не назовешь, хорошим фильмом — тоже, но ряд моментов и решений спасает картину от полного провала. Она смотрится и вызывает довольную улыбку время от времени, скуки тоже не вызывает, что уже ставит ее выше обоих «Халков», например.

Лента подкупает своей игривостью и хулиганской натурой, которая временами проступает сквозь насквозь конвейерную, продюсерскую оболочку фильма. Вечно голодный до живой плоти симбиот, орущий в ухо бедному Броку: «Еда!», «Жрать!», «Не то! Падаль!» — это однозначно нечто новое в застоявшемся болоте супергероики.

Взаимодействия и внутренний диалог Венома и Брока — это действительно самое ценное в фильме, в меру успешно отвлекающее от всего остального — невзрачного, шаблонного и серого.

Визуально фильм выглядит отвратительно. В лучших традициях экономии на графике и деталях, он максимально темный. Если над «Соло» до сих пор шутят на тему утопания в непроглядном мраке, то здесь уже даже не до шуток. Не секрет, что я обожаю «Нового Человека-паука» Уэбба, но он страдал от все тех же проблем у той же студии — все происходит ночью, не видно ни черта, общее впечатление бедности изображения, нехватки деталей и ярких задних планов вызывает клаустрофобию. Но там хотя бы были яркие пятна для контраста — сам Спайди хотя бы, огни полицейских машин, ночного города, здесь же мы имеем черную кляксу вместо красно-синего Паука в роли главного героя (и серого злодея вместо зеленого), поэтому проблемы с цветом усугубляются. Даже ночной город выглядит выцветшим, дневные сцены — поблекшими, а кино в целом — мутной серой кашей.

Рецензия на «Венома» с Томом Харди | Канобу - Изображение 3

Не помогает и то, что в декорации и выбор локаций тоже явно никто душу не вкладывал. Складывается ощущение, что снимать решили на ближайшей улице, чтобы далеко не ездить. Лес скучный, город невзрачный, помещения однотипные — все локации максимально безликие, взгляду не за что зацепиться. Традиционная уже погоня с участием вереницы черных внедорожников завершает картину — складывается ощущение, что Голливуд закупил миллион этих машин оптом и теперь вынужден бить их в каждом фильме, пока они не кончатся.

Синематография добивает шансы визуального ряда как-то запомниться. Съемка очень статичная и зажатая. Если я в очередной раз, говоря о каком-нибудь другом фильме, начну хвалить операторскую работу, и вы не до конца будете понимать, в чем фишка — включите «Венома» для контраста, это должно помочь.

А ведь качественная съемка — это не просто дополнительный плюс, повод для выпендрежа и номинации на «Оскар» в категории «Чиво в этом году не номинировался». Это ключевой аспект картины, те же сцены в тех же декорациях можно снять абсолютно по-разному, полностью меняя впечатления зрителя от происходящего. И когда никто особо не заморачивается тем, как выбрать угол съемки, с какой позиции зритель будет воспринимать сцену, будут ли герои смотреться потерянными, зловещими, суетливыми или имеющими полный контроль над ситуацией, это заметно. Поставили камеру, сняли дубль, свернулись.

Компьютерная графика вроде на уровне, особенно в том, что касается конкретно Венома, но вот злодей все равно выглядит мыльно-пластмассовыми, а их схватка превращается в худший пример «битвы пикселей в третьем акте», которым болеет большинство голливудских блокбастеров в последнее время (вспомните финальные битвы «Чудо-женщины», «Меча Короля Артура», «Лиги Справедливости» и «Черной Пантеры»).

Фильм ставится на паузу и включается кат-сцена словно из какой-то игры — настолько все это выглядит чуждо и бестолково. Никаких ставок и эмоционального вовлечения в этих битвах нет. Вроде камера крутится, экшен мутится, но не чувствуешь к этому ничего. Как бы ни ругали третью часть «Паука» Рэйми в целом и его версию Венома в частности, финальная битва там все равно смотрелась более внятно, креативно и увлекательно, чем все вышеперечисленное.

Рецензия на «Венома» с Томом Харди | Канобу - Изображение 4

Сюжетно фильм силен ровно настолько, чтобы не развалиться от первого чиха, но не более. Многие ключевые решения, касающиеся того, как подавать персонажа, оказались удачными, и сам герой не вызывает отторжения. Но вот конкретная история первой картины, в которой этот герой оказывается, интереса не вызывает. Другие студии не стесняются в первом же фильме-ориджине сталкивать героя с его самым знаменитым злодеем (Стрэндж и Дормаму, Диана и Арес), Sony же все откладывают на потом, возможно, мечтая о повторении схемы Нолана, который не торопился с Джокером и сумел создать шедевр.

С одной стороны, это логично — в первой картине нужно разобраться с ориджином героя и показать его обычную человеческую жизнь до превращения, на драку со злодеем остается совсем мало времени, поэтому глупо сразу сталкивать его с кем-то ценным.

Но в результате многие ориджины выходят крайне блеклыми в плане противостояния, ставок и опасности. Отчасти из-за выбора малоинтересного и малоизвестного злодея, отчасти — как раз из-за той же нехватки времени.

Легкие спойлеры

Райот мог бы быть любопытным антагонистом, раз уж сам Веном побаивается своего бывшего начальника и откровенно признается, что в бою тот разделает его под орех, но времени развить этот контраст и покопаться в сложных отношениях двух пришельцев нет. Симбиот Брока упоминает, что у Райота куда более богатый арсенал, но что это значит, остается неясным. Разве симбиоты не создают все свое оружие из собственной плоти? Разве сложно Веному создать такие же шипы или секиры из рук? Стоило бы вбросить пару слов по поводу того, почему Райот может делать что-то, а Веном — нет.

Конец спойлеров

Рецензия на «Венома» с Томом Харди | Канобу - Изображение 5

Риз Ахмед в роли злодея — это не слишком удачный кастинг. Он хороший актер, но тут этого оказалось недостаточно. Хотя, возможно, проблема больше в том, как плохо прописали его персонажа. Молодой миллиардер, грезящий спасти человечество космическими технологиями, не взирая на жертвы по пути, — это потенциально терпимый вариант, но довести его до ума не вышло. Герой смотрится плоским и угрозы от него не чувствуешь. Все эти беспринципные главы корпораций, лишенные морали и заботящиеся только о достижении результата, уже успели утомить.

Еще когда вышли первые трейлеры, многие заметили сходство «Венома» с куда более скромным по бюджету и масштабу фильмом — «Апгрейдом». Там парализованный механик получал супер-продвинутый чип, управлявший его телом за него. Актер был похож на «Тома Харди для бедных», а диалоги героя с чипом — на разговоры Брока и Венома.

Та же концепция — нечто управляет твоим телом, калеча противников, а ты сам, в ужасе от творящейся жестокости, неловко извиняешься перед теми, кому твоими руками отрывают головы. Вот только на деле картины получились очень разными. Экшен в «Апгрейде» действительно вышел здорово, но сама картина оказалось чем-то куда большим, чем просто букварной экранизацией любопытной идеи для драк. Она ближе к «Из Машины» или «Черному Зеркалу», чем к «Веному», учитывая какое мрачное будущее изобразила и сколько внимания уделила именно научно-фантастическому элементу истории, в ущерб голому фану и экшену. Ее я советую посмотреть, потому что в целом «Апгрейд» оказался более связным и талантливым, чем «Веном», пусть и довольно камерным.

Итог

В целом первый камень в основании новой киновселенной оказался довольно шатким. Сильной заявки на самостоятельность не вышло. Если бы Sony и этот фильм делало в связке с Marvel, результат отличался бы очень сильно — подобное Файги бы точно не выпустил под логотипом своей студии. Да, Marvel тоже делает очень конвейерное и шаблонное кино, но это совсем другой конвейер. Возможно, это бы «исправило» не только минусы фильма, но и убило в корне те удачные решения, что чудом просочились сквозь внутренности студийной мясорубки, но спутать получившийся «Веном» с картиной Marvel вы не сможете.

К сожалению, несмотря на то, что жестокость и мрачный юмор Венома в картине остались, всю кровь оттуда убрали — до последней капли. Головы тут откусывают вместе с камерой, поэтому зрителю никаких сцен запредельной жестокости не достанется. Это, безусловно, выглядит трусливо и прижимисто. Рейтинг R тут напрашивался и был бы очень в тему — поэтому изначально фильм под него и снимали, несмотря на недавние заявления, что в планах всегда был исключительно PG-13. Судя по рубленому монтажу, картину вообще долго пытались пересобрать в нечто совсем другое, по пути теряя сюжетные связи и логику повествования.

И все же, несмотря на все недостатки и общую блеклость, картина подкупает необычным дуэтом Брока и Венома. Мы еще не видели подобной динамики (кроме как в том же «Апгрейде» разве что) и она смотрится свежо. Тут есть отдельные фразы, находки и целые сцены, которые вызывают улыбку — а вот это мило, а вот тут молодцы, а это даже смело. Хватит ли вам всего этого, чтобы закрыть глаза на минусы — вопрос сложный.

Хочется взять этот удачный дуэт, выдернуть из болота невзрачного фильма и отпустить резвиться в какие-нибудь более чистые и полные воды. Возможно, сиквел будет более живым и ярким. Если продолжать аналогию с «Новым Человеком-пауком», то там Sony с одной стороны исправила ряд минусов (опять же — темноту и депрессивность первой картины, переработала костюм), показав, что слушает своих фанатов, с другой — окончательно утопила связность и тон фильма, погубив всю франшизу Паука Гарфилда.

Думаю, «Веном» соберет достаточно, чтобы не повторить судьбу «Мумии» и ее «Темной вселенной» (которую картина Круза должна была запустить, а вместо этого удушила в зародыше), и мы сможем увидеть еще несколько необычных спин-оффов. Но сказать, что у этой киновселенной большое будущее и она однозначно в надежных руках, я, к сожалению, не могу.

Больше о «Веноме»

Игры в материале
Комментарии (82)

Недавно пришёл с фильма. Мне понравился. Просто хороший фильм. Классно показали венома и его силы. Юмор неплохой. Оценил бы на 8\10. Графика минус и сюжет моментами проседает, хотя он скорей просто обычный. Без детективных завязок. Вот плохой парень, он хочет ценой гибели сделать мир лучше. Всё. Вся его мотивация. Мне как зрителю этого хватает, ибо юмор и сам веном классно сделаны. Ничего более от фильма не ждал. Жаль одного чувачка не было в фильме. Не буду спойлерить кто это

Не знаю, ходил на премьеру, все очень даже понравилось, явно он не достоин такого хейта со стороны критиков, продажные черти, желаю фильму успехов)))

Какие фильмы Марвел реально качественные? Первый ЖЧ, второй Кэп, мб первые мстители и первые стражи. Остальное варьируется от дженерик блокбастера (Стрендж, Муравей, Паук), до полного днища (Эра Альтрона, первые два Тора, гражданка, пантера). Если рассматривать их фильмы отдельно (что логично, ведь выходят они именно в этом формате), то действительно хороших фильмов там мало. Ну и записывать действие фильма ночью в минус, это что-то совсем за гранью. Фильм может быть плохим, но явно не из-за этого.

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE