Первые впечатления от сериала «11.22.63»
Пока вышел всего один эпизод, но шоу выглядит весьма многообещающе, поэтому я предлагаю всем прыгать на этот хайповый поезд, ждать новых серий и обсуждать вышедшие вместе со всеми фанатами. Смотреть весь сезон подряд после его окончания, конечно, удобно, но несколько одиноко. Книгу разбили на 8 эпизодов и на этом сериал закончится, поэтому мучиться ожиданием особо долго не придется.
Я считаю Кинга переоцененным автором, местами жутко банальным и слишком часто опирающимся на стереотипы. Но не признавать его таланта и способностей вытаскивать из идеи все возможное, я не могу. Некоторые вещи он умеет делать просто потрясающе, чему можно только позавидовать. Как бы то ни было, этот дисклеймер здесь для того, чтобы обозначить слона в комнате – я не самый вероятный кандидат на восхваление этого сериала, однако он мне понравился.
Безусловно, для глобальной аудитории «11.22.63» – не слишком удачное название.
Во-первых, только американцы распознают в этой груде цифр трагическую дату, во-вторых, в большинстве стран даты записываются как день-месяц-год, в США же все перемешано: месяц-день-год, то есть речь идет о 22 ноября 1963.
Сюжет следующий: Владелец закусочной, которого играет Крис Купер («Новый человек-паук 2», «Адаптация», «Идентификация Борна»), обнаруживает в шкафу портал, выбрасывающий его в 1960 год. Он возвращается в настоящее, экспериментирует с порталом и понимает, что с его помощью может изменить историю, предотвратив убийство Кеннеди. Если он останется президентом, как минимум не будет войны во Вьетнаме и тысячи жизней будут спасены.
Постепенно новоявленный хрононавт понимает, что ему самому эта миссия уже не по плечу, поэтому он открывает свой секрет молодому учителю английского, которого играет Джеймс Франко. Тот после периода шока и отрицания соглашается взять на себя сумасшедшую миссию.
Миссия эта осложняется тем, что до сих пор не известно наверняка, кто и как убил Кеннеди – Освальд ли это сделал, один он был или за ним стоял заговор и так далее. Вторая проблема – до дня покушения нашему герою придется прожить в прошлом целых три года. В настоящее возвращаться нельзя, так как при повторном заходе в портал ты попадаешь в тот же момент в прошлом каждый раз (конкретный день и время), что сбрасывает все внесенные тобой за прошлый визит изменения.
Механика «волшебного шкафа» и путешествий во времени по Кингу обрастает подробностями. Если вернуться в настоящее, то вне зависимости от времени пребывания в прошлом, здесь пройдет всего две минуты, поэтому можно не так опасаться за жизнь, которая пойдет в настоящем дальше без тебя. Правда, сам путешественник возвращается постаревшим, поэтому три года его молодости он уже не вернет, если доведет все до конца. Из его жизни в настоящем они вывалятся, хотя «по паспорту» он все еще будет молодым. Тут все, в принципе, соответствует базовой логике путешествий во времени, к которой мы привыкли по фильмам. Марти МакФлай возвращается в тот же момент, откуда улетал, но немного старее.
Вслед за Марти вспоминается и страшный пространственно-временной континуум, который крайне жестко отвечал на попытки его менять. Кинг тоже рисует Время как довольно склочную суперсилу, которая не в восторге от попыток изменить историю. Стоит хронопутешественнику приблизиться к возможности сильно повлиять на течение событий, она начинает закидывать его всяческого рода несчастными случаями, которые обычно попадают не конкретно в него, а сыпятся рядом, как беглый огонь.
Все это сильно напоминает Гомеостатическое Мироздание Стругацких, которое пыталось помешать ученым изобрести нечто, дающее людям слишком большие способности по изменению этого самого мироздания. И тоже то и дело промахивалось. Оно, правда, чередовало свой странный подслеповатый кнут с не менее странными пряниками, пытаясь отвлечь ученых, а не только напугать. Кинговское Время до пряников не додумалось, по крайней мере в первом эпизоде.
Третье сходство с «Назад в будущее» – самодельный спортивный альманах, который составил для себя хозяин закусочной, чтобы разжиться в прошлом необходимыми средствами без особых усилий.
Джеймс Франко, Стивен Кинг и Джей Джей как продюсер
Сериал этот интересен по нескольким причинам. Первая – путешествия во времени это здорово, особенно, когда они хорошо продуманы и сделаны с вниманием к деталям. Кинг задумал этот роман еще в 1971, но решил, что у него недостаточно мастерства для такой идеи и желания углубляться в рисерч, который для этой идеи очевидно потребуется. В 2011 он понял, что время пришло – тщательно изучил особенности шестидесятых и закопался в теориях заговора, окружавших убийство Кеннеди. Роман быстро стал бестселлером, несмотря на то, что сильно отличался от обычных книг Кинга. Он и сам понимал, что пишет его не для своей традиционной аудитории хоррор-фанатов.
Еще одна причина смотреть «11.22.63» – шанс взглянуть на современный мир со стороны, в сравнении.
Как современный человек будет чувствовать себя в шестидесятых. Еда была вкуснее, а трава зеленее, но никакого вам интернета, компьютеров и мобильников, никакого равноправия для негров и женщин. Консервативное общество, в котором нам с вами было бы довольно некомфортно, скорее всего. Никаких видеоигр, никакого порно, никаких комикс-муви и «Звездных войн». Наш герой, впрочем, пока воспринимает прошлое довольно бодро.
Третья причина – большое количество узловых точек гарантирует непредсказуемость сериала. Он него и впрямь не знаешь, чего ожидать, даже на протяжении первого эпизода он успевает несколько раз удивить и свернуть не туда, куда я предполагал. Это большая редкость для сериалов, которые обычно движутся довольно линейно и даже их твисты ограничены некими общими рамками.
Нет никаких гарантий, что сериал меня не разочарует. Я не читал книгу, поэтому не знаю, куда именно сюжет заведет героя. Насколько сильным будет сопротивление Времени и какие формы примет, с чем именно придется бороться нашему учителю – итоговое впечатление здесь будет зависеть от множества поворотных точек, на каждой из которых Кинг мог свернуть не туда, куда бы хотелось мне или вам. Но одно ясно – сериалу стоит дать шанс. Хорошая фантастика от заслужившего мировую известность автора – это любопытно. Притворимся, что кинговского сериала «Под куполом» никогда не было.
Мои первые впечатления и рецензии на другие сериалы: «Американская история преступлений», «Секретные материалы», «Человек в высоком замке», «Джессика Джонс», подборка супергеройских сериалов, «База Куантико», «Слепое Пятно», «Грейсленд», «Наркоторговцы», «Герои: Возрождение», «Области тьмы» и «Особое мнение», «Готэм», «Ведьмак» (польский сериал), «Ганнибал», «Остановись и гори», второй сезон «Настоящего детектива», «Мистер Робот», «Джонатан Стрендж и мистер Норрел», пятый сезон «Игры престолов», «Восьмое чувство», «Сорвиголова», «Карточный домик», «Сверхспособности», «Служба новостей», «Черное зеркало», «Рим», «Лучшие сериалы 2014».