Рецензия на сериал «Джессика Джонс»

Александр Трофимов
Вчера, 20 ноября, Netflix выложили первый сезон своего детективно-супергеройского сериала «Джессика Джонс». Я с удовольствием сел и проглотил все 13 эпизодов подряд. Следующее после великолепного «Сорвиголовы» шоу Marvel не разочаровало, несмотря на задранную первым сериалом планку.

Если вы не знаете ничего о Джессике Джонс, ее суперспособностях, алкоголизме и взрывном характере, советую прочитать сначала мою вчерашнюю статью.

Моя задача – дать вам представление о сериале и ничего не спойлерить. Легче всего добиться этого через очевидное сравнение с предыдущим сериалом линейки – «Сорвиголовой». Если вы еще не смотрели его, то что вы сидите, бегите смотреть немедленно, это лучший супергеройский сериал и честные 9/10 (а может и 10) вне зависимости от жанра.

Джессика сильно отличается от Мердока, но главную черту его сериала они сумели сохранить – планку, уровень качества, честности, серьезного подхода к материалу.

Никто не пытается экранизировать комикс и оживить двухмерные картинки (хотя комикс Джессики и поумнее большинства), они ставят своей целью создать цельную (это не сериал в привычном смысле, это очень длинный фильм) человеческую историю.

И все же, есть ряд формальных отличий двух сериалов, которые стоит перечислить:

Рецензия на сериал «Джессика Джонс» | Канобу - Изображение 0
Рецензия на сериал «Джессика Джонс» | Канобу - Изображение 0
Рецензия на сериал «Джессика Джонс» | Канобу - Изображение 0

Когда смотришь «Агентов Щ.И.Т.» или любой другой супергеройский сериал, время от времени ловишь себя на мысли, что да, это приятное комикс-мыло, но в нем бывают любопытные повороты и многообещающие моменты. И в эти моменты ты молишься, чтобы они дожали свою находку, пошли до конца, были чуть смелее и честнее, чтобы сделать сцену или всю линию так, как она того заслуживает. Но это никогда не сбывается. Мыло остается мылом.

«Сорвиголова» поразил меня тем, что он всегда шел туда, куда следует – без компромиссов, без уверток и подачек, он докручивал все до конца, делал все так, как мог бы при полном карт-бланше. «Джессика Джонс» во многом отличается, но она тоже не отступает от этого правила.

Когда я работаю над сценарием видеоигры, я сталкиваюсь со множеством ограничений, о которых уже писал в отдельной статье, время от времени я проверяю, насколько я ушел в компромиссы – для этого мне достаточно подумать «как бы я написал это, если бы это была не игра, а роман». Когда пишешь книгу у тебя нет ограничений помимо собственных знаний, амбиций и таланта. Да, ты можешь пытаться потакать вкусам публики или редактора – как сам их видишь, но творческой свободы у тебя неизмеримо больше.

Рецензия на сериал «Джессика Джонс» | Канобу - Изображение 0

Эти упражнения привели к тому, что временами я вижу (как мне представляется), как сценаристы кино и сериалов упираются в ту или иную черту – что-то не пропустили продюсеры, пытающиеся снизить возрастной рейтинг, что-то наоборот потребовали и так далее. В сериалах Marvel/Netflix есть осмысленные сюжетные сцены секса, но нет обнаженки – и это выглядит естественно.

Даже вечное «почему в кино все трахаются в лифчиках?» здесь неуместно – Джессика никому не раскрывается до конца, она чувствует себя уязвимой, любит жесткий и быстрый секс, для нее не снимать верх во время секса – вполне подходящий ход. Это довольно показательная деталь – даже привычные ограничения здесь не вызывают раздражения, так как вписаны в контекст.

С авторами этого шоу я не чувствую, как они упираются в стену и это оргазмически приятно. Видеть, как талантливые люди делают свое дело, не пытаясь втиснуться в ограничения процедурала или «злодея недели».

Рецензия на сериал «Джессика Джонс» | Канобу - Изображение 0

Джессика – очень удачный персонаж для продолжения этой телевселенной, так как она во многом является противоположностью Мэтта Мердока. Они получили сверхспособности в результате практически идентичных несчастных случаев, но это лишь формальность.

Мэтт – крайне дисциплинированный человек с отличным самоконтролем, в комиксах его часто называют «Человеком без страха», история Джессики же – это история человека раздавленного, потерянного, потерявшего веру в себя и абсолютного одержимого страхом.

Это не какой-то темный этап истории героя, когда он опускает руки на пять минут, выкидывает костюм на помойку, и газеты пишут «Spider-man no more», а уже в следующей сцене герой героически возвращается к геройству. Это вся ее жизнь.

Небольшой спойлер, касающийся предыстории персонажа

Она прошла через ад, находясь 8 месяцев под полным ментальным контролем суперзлодея Килгрейва, она выполняла его приказы, нарушала закон, пока тот забавлялся с нею, насиловал ее (в комиксах об этом умолчали, в сериале это говорится открытым текстом) и делал вид, что они – счастливая пара.

Конец спойлера

Из-за этого она отказывается от супергеройства и веры в зайчиков и радугу. Джес становится частным детективом, занимаясь по большей части не какими-то ужасными или увлекательными делами, а банальной слежкой за неверными супругами и фотографированием их со спущенными штанами/юбкой для бракоразводного процесса. Она постоянно напивается, спит в лифте, ходит в драных джинсах и пытается держаться подальше от людей.

Ей сложно поддерживать старые связи и заводить новые, она все еще страдает от пост-травматического синдрома, Килгрейв мерещится ей повсюду, на что намекает вездесущий лиловый в кадре – в свете неоновых вывесок, сумок, детских игрушек. Его сложно не заметить.

Рецензия на сериал «Джессика Джонс» | Канобу - Изображение 0
Рецензия на сериал «Джессика Джонс» | Канобу - Изображение 0

В какой-то момент осознаешь, что Джес сражается не с Килгрейвом, а с бессмысленностью и жестокостью реальности как таковой – тут не получится всех спасти и добиться справедливости – многих уже не вернуть, жертвы лишь прибывают, а от собственных грехов не сбежать, можно лишь попытаться остановить эту мясорубку. Конкретно этот кровавый жернов, один из многих.

Честно говоря, выбор Кристен Риттер на роль Джессики не казался мне идеальным. По сериалу «Во все тяжкие», где она играла девушку Джесси Пинкмана, она не то чтобы запоминалась. Да и на суперсильную героиню она не слишком походила, но в итоге можно сказать, что я был неправ (счастлив таковым оказаться), Джессика из нее получилась превосходная: депрессивная, саркастичная, жесткая и действительно сильная.

Керри-Энн Мосс, наша бессменная Тринити, получает здесь крайне интересную роль – бессердечного адвоката-лесбиянки. Персонаж вышел крайне сложным и безусловно интересным, наблюдать за ней одно удовольствие.

Майк Колтер (Лок из вселенной Halo), сыгравший Люка Кейджа, тоже смотрится в своей роли как влитой. Надо ли говорить, что его собственного сериала «Люк Кейдж» я жду не меньше. Грустно от мысли, что его придется ждать еще год.

Рецензия на сериал «Джессика Джонс» | Канобу - Изображение 0
Рецензия на сериал «Джессика Джонс» | Канобу - Изображение 0

Поздравляю нас с еще одним прекрасным сериалом, осталось дождаться остальных. На очереди – второй сезон «Сорвиголовы», пока же остается лишь пересматривать первый.

Последние статьи