14 апреля 2015
Обновлено 17.05.2016

Рецензия на сериал «Сорвиголова»

Когда я досмотрел все 13 эпизодов, мне представилось, как Бен Аффлек смотрит этот сериал, обливается слезами и кусает наточенные локти своего бэт-костюма. Надеюсь, не поранится. Я очень люблю Бена, просто думаю, что ему действительно будет обидно, что для его фильма никто не написал сценарий такого уровня.
Когда я досмотрел все 13 эпизодов, мне представилось, как Бен Аффлек смотрит этот сериал, обливается слезами и кусает наточенные локти своего бэт-костюма. Надеюсь, не поранится. Я очень люблю Бена, просто думаю, что ему действительно будет обидно, что для его фильма никто не написал сценарий такого уровня.
Рецензия на сериал «Сорвиголова» - фото 1

Первые трейлеры «Сорвиголовы» показались мне неплохими, но сильной уверенности не вселяли. Решение создателей сериала начать с простого черного костюма показалось мне удачным, а больше про сериал практически нечего было сказать – из трейлеров было ничего не понятно.

Несколько дней назад я написал заметку о первых отзывов критиков – они были восторженными и называли сериал самым мрачным и жестоким супергеройским шоу. Меня это все не очень убеждало.

Чарли Кокс (еще один британец в роли американского героя) казался мне несколько странным выбором на главную роль, он выглядел низеньким, щуплым и совсем не грозным. Актер, играющий Фогги, ближайшего друга Мердока и его делового партнера, тоже не вызывал особых восторгов. Вообще единственным знакомым лицом во всем актерском составе была Розарио Доусон, которая, по иронии, снималась с Колином Фарелом в «Александре», а он играл противника Сорвиголовы – Меченого – в фильме 2003 года с Аффлеком.

Главная сила «Сорвиголовы» в истории, которая поглощает тебя целиком, потому что ей не мешают ни плоские персонажи ни надуманные проблемы, ни нелепые сюжетные дыры, которые убивают другие шоу и фильмы

Когда же я, наконец, запустил сериал, ему понадобилось пол-эпизода для того, чтобы привести меня в абсолютно шоковое состояние. «Сорвиголова» оказался абсолютно великолепным. Я бросился описывать свои впечатления в редчате и писал туда всю ночь, пока глотал серии одну за одной, не в силах остановиться.

В восемь утра я посмотрел половину сезона и решил лечь спать. Первое, что я сделал утром – включил следующую серию и не смог отвлечься ни на что другое, пока не прикончил весь сезон. Это лучшее что я видел – на ТВ или в кино, в играх и комиксах – за очень долгое время.

Рецензия на сериал «Сорвиголова» - фото 2

Первое, что нужно понять – трейлеры действительно не показали ничего. Заспойлерили Фиска и еще пару мелких моментов, а показать сильные стороны сериала не смогли. В ролики попали все самые громкие, пафосные, «комиксные» фразы во всем сериале, а их там по две штуки на серию от силы. The city must die before it can be reborn, ага.

Вторая промашка маркетинга – отрывки. Их выпустили слишком мало, а выбор сцен оставляет желать лучшего. Отрывки имели куда больше шансов продемонстрировать сильные стороны сериала: великолепный сценарий, живых глубоких персонажей, потрясающие драматичные сцены – нежели трейлеры. На них и стоило делать ставку, но этого не произошло.

В результате, единственное, что может донести до людей то, насколько потрясающе хорош сериал, это рецензии критиков, которые выпускают восторженные отзывы один за другим и, похоже, имеют шанс справиться со своей задачей. Даже режиссер «Стражей галактики» написал пост в facebook о том, что сериал растрогал его до слез.

Самое главное, конечно, это изначально верный подход, тон, концепция. Несмотря на то, что производством сериала занимаются все те же люди из Marvel, это шоу никто в здравом уме не поставит рядом с «Агентами Щ.И.Т.» или «Агентом Картер» (хотя они существуют в едином мире). Они были крайне далеки от реалистичности и естественности, напичканы сюжетными глупостями и условностями, показывать живых людей было последним в списке их приоритетов. «Картер» однозначно была шагом в правильном направлении – от нее уже не так тошнило как от первого сериала, но все же, меня лично она так и не смогла зацепить.

«Сорвиголова» подкупает прежде всего тем, что отказывается от погони за «комиксностью». Первое время вам может показаться, что это не так, но чем дальше вы будете смотреть, тем очевиднее будет становиться, что создатели шоу не пытались впихнуть в историю вещи из комикса или, наоборот, удалить налет комикс-условностей. Они просто взяли персонажей и начали рассказывать их историю, попробовав представить, что произошло бы с ними в реальной жизни. Получилось, что в реальной жизни им пришлось бы несладко.

Ясно, что приблизить персонажей комиксов к реальной жизни – идея не новая, все пытаются это сделать, вот только получается у всех по-разному и так далеко, как «Marvel’s Daredevil», наверное, не заходил еще никто.

Рецензия на сериал «Сорвиголова» - фото 3

Мердок показан не каким-то сверхчеловеком, который возвышается над преступным миром и легко разбирается с любым противником. Здесь он – обычный слепой человек, который не мог заснуть, потому что слышал, как в соседнем доме плачет девочка, которую каждую ночь насиловал собственный отец. В конце концов, Мердок не выдержал, отловил его однажды вечером и превратил его лицо в фарш.

Секрет концепции в том, что Сорвиголова так никуда и не ушел от этого статуса – он по-прежнему обычный слепой парень с отличным слухом, который хорошо дерется. По ночам он надевает черный спортивный костюм, повязывает бандану поверх глаз и избивает всякое отребье в подворотне, пытаясь выбить из них всю информацию, что у них есть. Кто похищает людей, где их держат, кто за этим стоит.

Но при этом он остается обычным человеком, как любой из нас. Он не защищен ни от пуль, ни от ножей, каждый день он является на работу с фингалами и ссадинами, пару раз он едва выживает после очередной стычки. Но самое главное – мы видим, как обычный человек пытается справиться со всем преступным миром города, как это тяжело и сколько это отбирает у него.

Из всех русских бандитов эти, наверное, самые проработанные

Один момент запомнился мне особенно. Была сцена, где Сорвиголова вздрагивает, ошарашенный произошедшим, и мы видим, что он испуган и абсолютно не представляет, что делать дальше.

Мердок словно только увидел вихрь, что поднялся вокруг него, и понял, что вырваться из этой воронки уже невозможно. Ясно, что он втянул себя и своих близких в игры такого масштаба, что спокойно спать они смогут не скоро. На них охотятся крайне неприятные люди – и, зачастую, успешно.

Вот этот абсолютно понятный, земной ужас, перед организованной преступностью, сталкивается не с суперсилой или мегакостюмом, а с обычным человеком, отличия которого от любого другого больше в принципах и неготовности отступать от них, чем в каких-то особенных способностях.

«Сорвиголова» мог быть историей о любом другом человеке – необязательно слепом, имеющем суперслух и обоняние. Это история любого из нас, кто решил бы поставить на кон все ради того, чтобы сделать свой город немного чище и безопаснее. И в этом огромная сила сериала.

Рецензия на сериал «Сорвиголова» - фото 4

Это шоу не пытается по любому поводу кричать о своих комикс-корнях и ставить их во главу угла, но не стоит думать, что фанаты останутся недовольны. Помимо того, что тут есть огромное количество пасхалок и деталей, взятых прямиком из комиксов, главное откровение оказывается в том, что для создания идеальной экранизации преследовать надо не букву, а дух истории. Если надо, выдумав заново все остальное.

За диалоги и подачу персонажей хочется сказать отдельное спасибо сценаристам, в числе которых был и Дрю Годдар, создатель «Хижины в лесу» и приятель Уидона, на данный момент занимающийся фильмами о Пауке.

Мы так привыкли к тупым деревянным диалогам в сериалах по комиксам (да и не только), что живая речь персонажей, выверенная по ритмике и точно прописанная под тон сцены – это глоток свежего воздуха.

Любопытно, что Netflix снова отдал львиную долю сюжета русским персонажам, и на этот раз они у него вышли еще правдоподобнее, чем президент Петров. Естественно, до идеала еще далеко, да и опять русские, естественно, злодеи-бандиты, детьми торгуют. Но из всех русских бандитов эти, наверное, самые проработанные. Говорят они между собой, как и должны, по-русски. Русского в сериале действительно очень много, и актеры действительно выучили его довольно неплохо.

Произношение, правильные ударения (включая фразовые), длинные диалоги – такого бережного обращения с нашим языком от американцев мы никогда не видели. Они не идеальны, но в сравнении с жутким русским в «Стреле», который вообще понять невозможно, это огромный шаг вперед.

Как и в случае с Петровым в «Карточном домике», здесь будет русская песня. И тут она пробирает куда сильнее «Коробейников», потому что момент и тон подачи выбран просто превосходно.

Еще в сериале много испанского, китайского и японского, но русскому они все же уступают по объему. Безусловно, радостно, что шоураннеры не боятся субтитров и понимают, насколько важно для поддержания реалистичности, чтобы китайцы говорили между собой на китайском, а не на английском по какой-то неясной причине.

Разные языки используются сценаристами, например, чтобы создать несколько слоев беседы, в которой реплика на английском обращена ко всем, а на русском – исключительно к своим. Только осторожно, русский мат тут никто не стесняется использовать, и смешной фразой «Some мудак in a mask» все не ограничится.

С тонкими малозаметными вещами у шоу тоже все в порядке. Есть изящная игра слов, переходы на смысловых рифмах, есть визуальный символизм (например, отражение Пейдж в двери раздваивается, показывая, что ее разрывает необходимость сделать сложный выбор), есть великолепно поставленные сцены, где каждое движение камеры выверено до мелочей. Например, вот эта боевая сцена, напоминающая знаменитый «проход коридора» в «Олдбое», разыграна как по нотам:

Да, не все в сериале идеально. Дракам, как вы могли заметить, не хватает интенсивности – замахи кажутся слабыми, а удары по воздуху иногда – слишком очевидными. Хотелось бы больше контакта. Но поверьте, главная сила «Сорвиголовы» в истории, которая поглощает тебя целиком, потому что ей не мешают ни плоские персонажи ни надуманные проблемы, ни нелепые сюжетные дыры, которые убивают другие шоу и фильмы.

Изнутри истории эти драки смотрятся иначе – ты уже не обращаешь внимания на неидеальную хореографию, потому что видишь только героев, а не актеров в декорациях.

Я так же напряженно следил за поединками, как и в любимом «Рейде 2», несмотря на то, что там бои были поставлены куда более профессионально. Секрет в том, что за Мердока по-настоящему переживаешь, и эти затяжные бои, высасывающие последние силы, превращаются в мощные и глубокие сцены, раскрывающие силу воли Мэтью.

Еще один минус – синематография могла бы быть более впечатляющей. Учитывая, как красиво снят «Карточный домик», Netflix имел возможность подсуетиться. Но это уже поиски минусов, чтобы не звучать фанатично.

Многих интересовало, как создатели сериала визуализируют псевдо-зрение Мэтта на этот раз. Считай, никак. Они ограничились одним моментом, когда мы видим мир его «глазами». «Мир в огне», как Мердок сам описывает его. Но в большинстве случаев нам просто четко указывают на то, как именно в данный момент он почуял или услышал опасность. И за это им отдельный плюс: сцена, где он узнал человека по тиканью его часов – великолепный штрих.

Мне нравится, как они подали его слепоту. В версии Аффлека на этом делался совсем слабый акцент, хотя деталь с разложенными купюрами была отличной. Но зрение заменяли на суперзрение, и получалось, что Мердок ничем обычным людям не уступает.

Здесь же мы видим, что несмотря на его развитые чувства это все же остальные чувства, не зрение. Да, он способен подслушать разговор с двадцати метров или почувствовать запах одеколона на другом этаже, но он не может пользоваться компьютерами без приставки, выводящей текст с ноутбука на Брайле, а телефоны с сенсорными экранами для него бесполезны.

Рецензия на сериал «Сорвиголова» - фото 5
Рецензия на сериал «Сорвиголова» - фото 6

Сорвиголова не производит впечатления ни беспомощного, ни всемогущего, Мердок обладает конкретными способностями, которые старается применить по максимуму для достижения цели. Там, где можно действовать через закон, он решает все как адвокат, если нужна скрытность или сила – он надевает маску. Несмотря на очевидную логичность такого подхода, мы не то чтобы часто видели его раньше.

Весь тринадцатичасовой сезон – это одна связная история борьбы Мердока и Амбала. Когда она заканчивается, остается горечь от того, что теперь Мэтью и других мы увидим еще не скоро.

Мердок словно только увидел вихрь, что поднялся вокруг него, и понял, что вырваться из этой воронки уже невозможно

Пять сериалов Netflix пойдут по такой схеме: четыре сериала про четырех героев по сезону на каждого, примерно по 13 серий в каждом, затем мини-сериал «Защитники», где герои объединятся – еще около 8, 60 в сумме. Соответственно, до следующего полноценного появления Сорвиголовы – в «Защитниках» – еще как минимум пара лет.

А вот следующий сериал цикла – «Также известная как Джессика Джонс» - уже находится в разгаре съемок и должен выйти еще в этом году. Надо ли говорить, что я его жду не меньше, чем «Звездных Войн».

Да, Джессика, ее будущий муж Люк Кейдж и Железный Кулак – куда менее известные и, признаем, интересные персонажи, чем Мердок, но после того, что создатели сериала показали нам здесь, у меня нет причин сомневаться в том, что они расскажут потрясающую историю этих героев.

Комментарии 145
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
The ILLUSIONIST
The ILLUSIONIST
Шикарная рецензия, как всегда, Александр. Уже начинаю смотреть)) Правда меня ввел в ступор один момент, у тебя в начале идет фраза "а он играл противника Сорвиголовы – Дэдшота – в фильме 2003 года с Аффлеком". Но Дэдшот же из DC.