26 ноября 2014
Обновлено 07.02.2016

Легендарные сериалы: «Черное зеркало»

«Черное зеркало» - это британский научно-фантастический мини-сериал (недавно их модно стало называть limited series), необычность которого состоит в том, что все шесть его эпизодов не имеют между собой ничего общего, кроме темы и месседжа. В каждой серии мы видим новую версию будущего, новых персонажей и новую технологию, которая и приводит сюжет в движение.
«Черное зеркало» - это британский научно-фантастический мини-сериал (недавно их модно стало называть limited series), необычность которого состоит в том, что все шесть его эпизодов не имеют между собой ничего общего, кроме темы и месседжа. В каждой серии мы видим новую версию будущего, новых персонажей и новую технологию, которая и приводит сюжет в движение.
Легендарные сериалы: «Черное зеркало» - фото 1

Ясно, что, хотя подобное предпринималось и раньше, это не самый выгодный формат. В «Настоящем детективе» персонажи и место действия меняются каждый сезон, и это стало проблемой для многих зрителей, не привыкших отпускать полюбившихся персонажей так скоро. Здесь же все меняется с каждым эпизодом, что вообще ставит под сомнение термин «сериал» и напоминает о слове «антология».

Но, как ни странно, «Зеркало» не выглядит набором из шести случайно подобранных фильмов, единый визуальный стиль и технопаранойя создателя и сценариста сериала, Чарли Брукера, объединяют эти столь разные истории в цельное высказывание. И суть его сложно упустить, так как Брукер не стесняется ни выкручивать гиперболу до предела, ни, зачастую, бить месседжом по голове зрителю, выдавая информацию в лоб.

Сериал предупреждает о том, что будущее, где мы теряем человечность, растворяясь в технологиях, более чем возможно, и оно не так далеко, как нам кажется. С тем темпом прогресса, что существует сегодня, завтра мы вполне можем проснуться в одном из миров Брукера.

Легендарные сериалы: «Черное зеркало» - фото 2

Но пугает Брукер не всеобщей слежкой, потерей свободы слова, ограничением доступа к информации и прочими Оруэлловскими кошмарами, он вообще показывает откровенную антиутопию лишь в одной из шести серий (привлекшей к себе, насколько можно судить, больше всего внимания). Его страхи ближе к предупреждению Хаксли, которое сбывается у нас на глазах: информацию не запретят, ею перенасытят до такой степени, что нам станет все равно. Вместо того, чтобы следить за важными событиями в мире или наслаждаться всеми знаниями человечества в открытом доступе, большинство людей читает слухи о скандалах звезд и смотрит футбол. Низкие потребности вытеснят высокие, мелочные страсти могут завести нас очень далеко во тьму, если технологии станут способны потакать им.

Брукер показывает, что может сделать, встретившись с услужливой технологией, боязнь потерять любимого человека, неготовность отпускать. Или жажда справедливости для тех, кто совершает немыслимые преступления – можем ли мы наказать их достаточно? Что если возникнет такая возможность?

Легендарные сериалы: «Черное зеркало» - фото 3

Еще один эпизод, который Дауни младший задумал превратить в фильм, задается вопросом, что если бы наша память не была столь непрочной, если бы мы могли посмотреть запись любого момента своей жизни? А что, если не только своей? Не заставит ли это людей прятаться от проблем настоящего в счастливых моментах прошлого, превращая ностальгию в зависимость, сравнимую с наркотической? Не превратит ли ревность и недоверие эту полезную способность в инструмент пыток?

«Черное зеркало» показывает нам разбитое отражение наших страхов и слабостей в погасшем экране смартфонов, планшетов, мониторов и телеэкранов. Больного внимания к скандалам-интригам- расследованиям, первобытной жестокости, прорывающейся наружу через тонкий налет социальных приличий, не готовность просто любить и принимать себя, мир, партнера такими, какие они есть.

Многие думают, что фантастика – это лишь эскапизм, бегство от проблем, пустая фантазия. Но настоящая фантастика всегда использовала другое время и другие миры лишь для того, чтобы посмотреть на проблемы современного общества под другим углом, экстраполировать современные тенденции и предвосхитить проблемы, о которых человечество еще даже не задумывалось. Стругацкие особенно преуспели в этом начинании, создав восхитительные «Волны гасят ветер», «Жука в муравейнике» и другие шедевры.

Но думать над несуществующими еще преградами – не просто абстрактные упражнения для ума, это помещает сегодняшних нас в контекст не только вчерашнего дня, но и завтрашнего, позволяя по-новому посмотреть на современные проблемы.

Легендарные сериалы: «Черное зеркало» - фото 4

Всматриваться в отражение в черном зеркале стоит не ради порции адреналина, это не хоррор, хотя он может напугать на куда более глубоком уровне, показав нечто страшное не в шкафу или под кроватью, а в нас самих.

Сериал, безусловно, неидеален. Он красиво снят, это талантливая фантастика, причем что чрезвычайно редко встречается, фантастика идейная, социальная, созданная не ради предлога использовать светящиеся спец.эффекты. И все же, Брукеру не хватает тонкости и сдержанности. Он перегибает палку, пока она не хрустнет, пытаясь убедиться, что до всех зрителей точно дойдет смысл послания. Проще говоря, он перебарщивает. Перебарщивает со всем – с пафосом, с драмой, с эмоциональностью сцен. Автор настолько громкий, что временами заглушает собственную историю.

Мне как фантасту приятно было увидеть свежую струю в жанре, который Голливуд давно приспособил под генерацию задников для экшен-сцен. Мне как трансгуманисту, верящему в совершенствование человечества, в том числе и моральное, через технологии, неприятно видеть очередную луддитскую страшилку на тему того, что технологии делают нас бесчеловечными. Более того, в одном из эпизодов технология, похожая на ту, что в одном из своих рассказов я подавал как возможную панацею от всего первобытного в нас, у Брукера привела только к капитуляции людей перед своими слабостями.

Донал Глисон, который подружится с девушкой-роботом в грядущем «Из Машины», сам был роботом в «Черном Зеркале»

Донал Глисон, который подружится с девушкой-роботом в грядущем «Из Машины», сам был роботом в «Черном Зеркале»

И все же я не могу закрыть глаза на то, что он во многом прав. Люди по природе своей слабы и вполне способны нырнуть в этот «дивный новый мир» без оглядки, не замечая, как меняются, теряя контакт с реальностью. Да, тема технологий, мешающих людям по-настоящему жить и общаться, уже стоит комом в горле. Но Брукер умудряется создать по-настоящему личные и захватывающие истории на эту тему.

Сериал не всегда справлялся с задачей дать вменяемый ответ на свой вопрос, но вот сами вопросы он задает отлично. «Зеркало» рисует ситуацию, прорабатывает детали, а затем дает неоднозначное развитие и финал истории. Даже если вы его не принимаете, вы можете подумать над своим вариантом развития событий, а желание размышлять, обсуждать с другими зрителями и спорить о том, как бы все было на самом деле – дорогого стоит. Мало кто горит желанием обсуждать моральную сторону событий «Аватара» или «Трансформеров», потому что всем ясно, что и создатели этих фильмов не пытались донести до нас некую глубокую мысль или выстраданную правду.

На данный момент сериал состоит из двух сезонов по три серии каждый, эпизод длится от 40 минут до часа. Третий сезон, по словам Брукера, состоится и будет содержать как минимум две серии.

Вопрос: Если вы уже смотрели этот мини-сериал, какая серия вам запомнилась больше всего и почему?

Комментарии 51
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Cowboy Wheatley
Cowboy Wheatley
Хороший сериал. Начало со свиньей просто разрушало мозг, а при рассказе об этом хоть кому-то люди не верили, что такое могут снять. А так очень много всего хорошего было, пусть и тему с маскотом и голосом за кадром, который тоже хочет быть чем-то, быстро перевели на тупость массы, готовой идти даже за синей мультяшкой.