«Американская история преступлений»: Траволта переигрывает
Story и history переводятся на русский одним и тем же словом – «история», объединяющим в себе оба значения. Перевод American Crime Story как «Американская история преступлений» не совсем верен. Это именно story а не history, то есть история об одном конкретном преступлении – об убийстве бывшей жены О. Джея Симпсона, звезды американского футбола, в котором обвинили самого футболиста.
Дело О. Джея – не просто «одно из преступлений», это веха как для американской судебной системы, так и для истории медиа. Убийство, произошедшее в июле 1994 года стало национальной сенсацией и вызвало медийную лихорадку. Все телеканалы, газеты и журналы пытались выжать из этой темы все до последней капли – они наперегонки сообщали о любой новой детали расследования, брали интервью у всех, кто был знаком с семьей Симпсонов, а если не добирались до знакомых, спрашивали мнение о деле у всех, кто его имел.
I can’t see him doing it. I met him at a golfing event, he was the nicest guy.
Это дело об убийстве было далеко не самым ужасающим, не самым запутанным и сложным, но оно было самым «сексуальным», в смысле кликабельным. Имелась национальная знаменитость, предположительно зарезавшая бывшую жену и оказавшегося рядом молодого официанта – предположительно на почве ревности. Имелась расовая подоплека – черный обвинялся в убийстве двух белых. Команда адвокатов сама по себе была звездной и обошлась Симпсону больше чем в три миллиона долларов. И эта команда устроила из расследования форменный цирк, за которым, кто с ужасом, кто с попкорном, и наблюдала вся Америка.
С годами актуальность этого дела не сильно снизилась, отсылки к «делу О. Джея» встречаются до сих пор в монологах стенд-ап комиков и телеведущих, в мультсериалах и комедиях, даже в речах Обамы. Уверен, вы видели шутки на эту тему в фильмах и сериалах, хотя, возможно, и не знали ничего об этом деле.
Многие называют это событие поворотной точкой, создавшей новую модель освещения подобных дел – с тех пор американцы видели десятки событий, которые медиа пытались раздуть в новое «дело О. Джея».
Если вы любите сериал «Служба новостей» так же, как я, то помните судебное заседание, которое сожрало весь новостной цикл и наши герои тоже были вынуждены заляпаться его освещением ради рейтингов – вместо того, чтобы говорить о действительно важных новостях.
Это очередной пример того, как людей притягивает шанс покопаться в чужом грязном белье, ведь суд над знаменитостью, да еще не за скучный уход от налогов, а за жестокое убийство – это звездный апскерт/нипслип, растянутый на месяцы, его можно смаковать день за днем, обсуждать с коллегами, строить предположения и, встав на него как ящик из-под мыла, рассуждать о расовом притеснении, бытовом насилии, коррупции в судебной системе, безнаказанности знаменитостей и так далее.
Что можно сказать о самом сериале? Он отлично сделан. Его созданием занималась команда, снявшая «Американскую историю ужасов», отсюда и преемственность названия. Кроме уровня качества и формата антологии (новый сюжет и герои каждый сезон), ничего больше общего у сериалов в общем-то и нет. Не ждите здесь никакой мистики и фикшена вообще.
Вышедший в декабре сериал «Создавая убийцу» тоже завоевал огромную популярность и признание критиков. Там так же целый сезон посвящен одному реальному делу, но он сильно отличается от «Истории преступлений». «Создавая убийцу» – документальный сериал, собранный из реальных записей и интервью. Он смотрится совсем иначе. Да, он куда достовернее, но не может сравниться в динамике и экспрессии с полной реконструкцией реальных событий. В этом плане куда ближе к American Crime Story будет столь же недавний сериал «Наркоторговцы».
Но несмотря на то, что все события происходили на самом деле, сериал можно смотреть и как обычную полицейскую драму (что особенно важно для зрителей, которым плевать на реальную историю) – повествование отлично выстроено, здесь достаточно ярких персонажей и знакомых лиц. О. Джея играет Кьюба Гудинг-младший, одного его адвоката – Джон Траволта, а другого (отца Ким Кардашьян на минуточку) – Дэвид Швиммер (Росс из «Друзей»).
Игру Траволты, кстати, критики разнесли.
Пока остальные актеры сдержанно играют обычных живых людей, а Швиммер создает подозрительно приятный и душещипательный образ Роберта Кардашьяна, Траволта выдает лучшего Марлона Брандо в своем понимании – «Крестный отец» и «Апокалипсис сегодня»-стайл. Меня, впрочем, его игра не раздражала, хотя он и впрямь мог перестараться.
В итоге, сериал выглядит крайне многообещающим. Я жду не только новых серий, но и второго сезона, который уже запущен в производство. Он будет посвящен последствиям урагана «Катрина», где ужасали не столько буйства природы, сколько беспомощность и некомпетентность правительства, бросившего своих граждан.
Даже если вас не интересует судьба американской судебной системы и зарождение медийной лихорадки в ее современной форме, то смотрите это шоу просто как хорошее телевидение. Качественно написанное и снятое, умное и захватывающее, помимо прочего обладающее некой образовательной ценностью.
Мои первые впечатления и рецензии на другие сериалы: «Секретные материалы», «Человек в высоком замке», «Джессика Джонс», подборка супергеройских сериалов, «База Куантико», «Слепое Пятно», «Грейсленд», «Наркоторговцы», «Герои: Возрождение», «Области тьмы» и «Особое мнение», «Готэм», «Ведьмак» (польский сериал), «Ганнибал», «Остановись и гори», второй сезон «Настоящего детектива», «Мистер Робот», «Джонатан Стрендж и мистер Норрел», пятый сезон «Игры престолов», «Восьмое чувство», «Сорвиголова», «Карточный домик», «Сверхспособности», «Служба новостей», «Черное зеркало», «Рим», «Лучшие сериалы 2014».