03 марта 2018Игры
Обновлено 28.11.2018

5 жестоких и безумных правителей Средневековья

В Средневековье хватало всяких правителей — и талантливых политиков, и самодуров, и жестоких тиранов, и по-настоящему безумных монархов. Недавно вышедшая Kingdom Come: Deliverance знакомит игроков с Вацлавом, королем Богемии, и его сводным братом Сигизмундом, королем Венгрии. Оба творили странное: первый в истерике убивал неугодных, а второй без труда предавал людей, чтобы добраться до имперского престола. Впрочем, Вацлав и Сигизмунд покажутся вам главными симпатягами XV века, если сравнить их с иными правителями того времени. О них и пойдет речь — о самых жестоких и безумных лидерах.
В Средневековье хватало всяких правителей — и талантливых политиков, и самодуров, и жестоких тиранов, и по-настоящему безумных монархов. Недавно вышедшая Kingdom Come: Deliverance знакомит игроков с Вацлавом, королем Богемии, и его сводным братом Сигизмундом, королем Венгрии. Оба творили странное: первый в истерике убивал неугодных, а второй без труда предавал людей, чтобы добраться до имперского престола. Впрочем, Вацлав и Сигизмунд покажутся вам главными симпатягами XV века, если сравнить их с иными правителями того времени. О них и пойдет речь — о самых жестоких и безумных лидерах.

Хуана I Безумная

Насколько Хуана, королева Кастилии, Леона и Арагона, и впрямь была безумной, сказать сложно. Жизнь у нее выдалась непростой — это правда, а вот рассказам о том, что женщина страдала от агорафобии (боязнь открытого пространства) и некрофилии, верить следует с большой осторожностью. Тем не менее возникнуть на пустом месте эти рассказы, наверное, не могли.

Хуана родилась в испанском городе Толедо в 1479 году. Девушку воспитывали согласно строгим религиозным порядкам — возможно, именно поэтому она сторонилась людей и предпочитала проводить время в одиночестве. И когда Хуане было 17 лет, ее выдали замуж за герцога Бургундии Филиппа I Красивого, в которого она без памяти влюбилась. Но Филипп не был бы Красивым, если бы частенько не развлекался на стороне, поэтому супруга вскоре стала ревновать мужа и устраивать ему истерики.

В 1505 году, после смерти матери, Изабеллы Кастильской, Хуана унаследовала корону королевы Кастилии, и, согласно завещанию, регентом при ней должен был стать ее отец, Фердинанд II. В этот момент внезапно объявился Филипп, уверенно заявил, что регентом будет он, и меньше чем через год умер. Не исключено, что без содействия Фердинанда тут не обошлось.

Хуана

Филипп Красивый

И без того не всегда уравновешенную Хуану смерть супруга заметно подкосила. Она решила отвезти тело мужа из Бургоса, столицы Кастилии, в королевскую усыпальницу в Гранаде и вместе со свитой отправилась в неблизкий путь. Если верить совсем уж дикой легенде, Хуана каждую ночь открывала гроб, чтобы обнять умершего Филиппа, но, по словам историков, гроб она открывала только четыре раза — с целью опровергнуть слухи о похищении тела.

Это, правда, не оправдывает того, что даже после смерти супруга Хуана ревновала его ко всем подряд и никому из женщин не позволяла подходить к гробу. По одной из версий, королева искренне верила в то, что Филипп может воскреснуть. В общем, так и ездила Хуана по стране с телом покойного мужа, опять же если верить легенде, целых три года.

Оставшиеся 46 лет жизни королева провела под надзором в замке Тордесильяс, куда ее отправил Фердинанд.

Хуана над гробом мужа

Хуана над гробом мужа

Генрих VI Ланкастер

Быть королем в Средние века — дело весьма непростое. Особенно если ты занимаешь престол еще до того, как тебе исполнился год. Особенно если ты при этом еще и одновременно король Англии и правитель Франции. С ума можно сойти. Вот Генрих VI Ланкастер и сошел.

Получить две короны для него было проще простого: английская досталась от отца, Генриха V, а французская — от деда, Карла VI. Понятно, что у наследника были регенты, но каждый из них думал об устройстве двух государств свое, что в итоге тоже сыграло роль в том, какой из Генриха получился король.

Весьма скверный, надо признать. Англия терпела одно поражение за другим в Столетней войне, уступала земли во Франции, да и во внутренней политике, особенно в Лондоне, царили коррупция и беззаконие. А в 1453-м, после сражения при Кастийоне, Англия фактически проиграла войну.

У Генриха VI и до этого проявлялись признаки шизофрении, но поражение добило его окончательно. Полтора года король не замечал ничего вокруг и не интересовался политическими делами.

5 жестоких и безумных правителей Средневековья - фото 2

В источниках даже сохранились воспоминания тех, кто видел Генриха в то время. Члены английского двора утверждают, что правитель без повода закатывал глаза и долго находился в таком состоянии, а порой и вовсе впадал в кататонический ступор.

На фоне всего этого в Англии усиливала свое влияние династия Йорков, которая в определенный момент стала активно бороться за власть. В итоге, в 1455 году, началось знаменитое противостояние Ланкастеров и Йорков, более известное как Война Алой и Белой розы.

Генрих VI окончание этой войны не застал — он умер в 1471 году в Лондонском Тауэре.

Карл VI Безумный

Карл VI, король Франции и дед Генриха VI, вошел в историю под прозвищем Безумный, и на то были причины. Монарх и впрямь был подвержен приступам безумия, которые с годами проявлялись все чаще. Началось все с того, что в 1392 году король впервые перенес лихорадку, после чего придворные стали замечать странности в поведении Карла. Он по любому поводу раздражался и показывал странные жесты.

Первый серьезный пристут случился в том же 1392-м, несколькими месяцами позже. В лесу под Ле-Маном, где Карл находился с небольшой армией, произошло два события, из-за которых король начал убивать своих же солдат. Во-первых, если верить Жану Фруассару, следом за армией побежал какой-то оборванец и крикнул Карлу, что того предали. И в этот же самый момент — вот совпадение! — один из пажей отвлекся и случайно уронил копье, которое упало на французского рыцаря. Что мог подумать Карл? Разумеется, что «предатели» уже среди своих. Потому и начал без разбора рубить собственных людей. До того, как короля остановили, он успел убить несколько рыцарей, а затем впал в кому. Очнулся через пару дней и умело выкрутился — назначил пенсии для вдов и детей убитых.

«Бал объятых пламенем»

«Бал объятых пламенем»

Состояние Карла ухудшилось в 1393 году, после «Бала объятых пламенем». Король с пятью приближенными пришел на бал в костюмах «диких людей» — умники надели поверх голого тела намазанные воском льняные мешки и приклеели сверху пеньку, изображавшую шерсть. В какой-то момент шутник Людовик Орлеанский взял и поднес к одному из приближенных короля факел, и изобретательный костюм бедолаги тут же вспыхнул. Огонь перешел с одного на другого, и вот шесть человек в буквальном смысле горят прямо посреди танцпола. Благо, короля успели потушить, и еще один находчивый умудрился прыгнуть в емкость с водой. Увидев горящих заживо людей, Карл затем несколько дней никого не узнавал, пытался отказаться от королевского титула и просил убрать от него королеву, потому что та, по его мнению, за ним следила.

Следующие тридцать лет жизни Карл VI творил всякое. Причем безумие короля не было постоянным — время от времени он приходил в себя и мог даже управлять государством. Тем не менее приступы случались: король рвал занвески, вел себя как ребенок, требовал называть себя Жоржем, кидал в камин посуду, искренне верил, что сделан из стекла, отказывался от еды и не мылся на протяжении нескольких месяцев.

В 1422-м, в год своей смерти, Карл окончательно сошел с ума и перестал кого-либо узнавать.

Томас Торквемада

Томас Торквемада — не монарх, но тоже своего рода правитель. Основал и возглавил испанскую инквизицию, в 1483 году стал первым великим инквизитором Испании. Прославился благодаря своей жестокости и желанию жечь все, что горит.

Безумцем Томас Торквемада не был — если не считать того, что нормальный человек настолько жестоким быть попросту не может. За то время, что он возглавлял инквизицию, на кострах сожгли больше восьми тысяч человек, еще двадцать семь тысяч были подвергнуты жесточайшим пыткам. Причина — еретические взгляды на религию.

Самое интересное, что в Испании Торквемаду по большей части любили и уважали. Хронист Себастьян де Ольмедо вообще называл его «молотом еретиков, светом Испании, спасителем своей страны, честью своего ордена». Инквизитор сыграл важную роль в объединении Кастилии и Арагона в единое королевство Испания и даже умудрился повлиять на римского папу.

Влад Цепеш

Если о Владе Цепеше вы слышите впервые, то наверняка вам знакомо другое его прозвище — Дракула. Это тот самый князь Валахии второй половины XV века, с которого Брэм Стокер списал образ главного героя своего романа «Дракула».

Влад Цепеш вампиром, конечно, не был, однако менее страшным человеком он от этого не становится. Чаще всего Влад развлекался тем, что садил бояр на колья, за что и получил прозвище Цепеш, что на румынском языке означает «кол». Всего за время респрессий при Владе погибли около ста тысяч людей.

Да и кровь правитель Валахии вроде бы тоже не пил, однако, если верить многочисленным легендам, во время еды макал в кровь хлеб. Но самое интересное, что реальный Дракула был рыцарем ордена Дракона, основанного тем самым Сигизмундом, королем Венгрии и сводным братом Вацлава IV, короля Богемии. Члены ордена защищали венгерский престол от врагов внутри государства и за его пределами. Кроме того, все, кто носил медальоны и подвески с изображением свернувшегося в кольцо дракона (знак члена ордена) обязаны были отстаивать власть католической цервки перед еретиками и язычниками.

Больше о Kingdom Come: Deliverance

Гайды по Kingdom Come: Deliverance

Комментарии 49
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
JesTaiL
JesTaiL
Безумцев в то время было немало, но редкие из них смогли бы переплюнуть уровень жестокости Цепеша и Торквемады. Тот случай, когда после прочтения множества историй из их жизни, радуешься, что живёшь в XXI веке.