Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Железные покемоны: как маленькие причудливые машинки поставили Японию на колеса

Ни в какой другой стране, кроме Японии, такой странный народец, как покемоны, появиться не мог. Маленькой стране — маленькие монстры, верно (и мы сейчас не будем про Годзиллу и прочих Роданов)? Но целая толпа карманных чудиков образовалась в Японии задолго до создания вселенной покемонов. Были они, правда, отнюдь не воображаемыми, зато очень-очень полезными.
Ни в какой другой стране, кроме Японии, такой странный народец, как покемоны, появиться не мог. Маленькой стране — маленькие монстры, верно (и мы сейчас не будем про Годзиллу и прочих Роданов)? Но целая толпа карманных чудиков образовалась в Японии задолго до создания вселенной покемонов. Были они, правда, отнюдь не воображаемыми, зато очень-очень полезными.
Железные покемоны: как маленькие причудливые машинки поставили Японию на колеса

Строго говоря, японское слово «кей» в сочетании «кей-кар» никакого отношения к ключам не имеет. Однако, ультракомпактные машинки, так похожие на современных покемонов, воистину оказались ключом к тому, что сейчас принято называть «мобильностью населения». А следом, чем Пикачу не шутит, и одной из причин феноменального «японского экономического чуда».

Как и в Европе, в стране Восходящего Солнца в середине прошлого века сделали ставку на маленькие и доступные автомобильчики. Но подошли к делу с присущей японцам основательностью. В стране, пережившей Вторую мировую войну, почти не было автопрома, и эту отрасль промышленности следовало как-то восстановить. Значит, надо обеспечить заводам сбыт, стимулировать местный народ, успевший привыкнуть к разнокалиберным мотороллерам, покупать именно автомобили — пусть очень условные, но все же полноценные и новые.

И руководство Японии пришло к выводу, что самым простым методом будут налоговые льготы, как для производителей, так и для покупателей этих коробочек на колесах. И знаете, что? Это отлично сработало и работает до сих пор: примерно половина всего автопарка Японии — это именно кей-кары.

Правда, с 1949 года, когда слово кэйдзидося вошло в обиход, многое изменилось. И тогда, после войны, и сейчас кей-кары, чтобы считаться кей-карами, должны были вписываться в очень жесткие параметры буквально по всем характеристикам. Но если в конце сороковых длина машинки ограничивалась 2,8 м (это сравнимо с современным «Смартом»!), то сейчас им разрешают быть длиной до 3,4 м, а допустимый объем мотора вырос практически вчетверо. Вполне можно считать, что творчество в этом жанре стало в свое время пропуском на большой автомобильный рынок для таких авторитетных марок, как Subaru и Mazda. И даже культовый внедорожник Suzuki Jimny появился на свет именно как кей-кар — а биография у него весьма богата на события.

Железные покемоны: как маленькие причудливые машинки поставили Японию на колеса

Внутри установленных правительством ограничений японские производители развлекались, как могли, — и с успехом продолжают это делать. Учитывая невероятную популярность кей-каров, каждый стремился предложить что-то особенное. Экспериментировали и с типами кузовов, предлагая седаны, кабриолеты, спорткары, внедорожники и даже пикапы.

Вы можете себе представить пикап длиной с велосипед? Планомерно наращивали мощность двигателя, пристроили малышам полный привод, повышали комфортность салона — а однажды взялись и за дизайн. Вот тут-то и началась эра настоящих покемонов.

Даже в неизбалованной иномарками России на рубеже XX и XXI веков пользовались бешеной популярностью, например, спортивные кей-кары из Японии — двухместные Daihatsu Copen, Suzuki Capuccino или Honda Beat. Такие автомобили англоговорящие граждане с их особой метрической системой называют pint-sized — «размером с пинту». И они почти правы в буквальном смысле, так как предельно допустимый объем двигателя кей-кара сейчас составляет 0,66 л, то есть ровнехонько две банки кока-колы.

Но сверхлегкие родстеры даже со штатными 64 л. с. оказывались удивительно проворными и потрясающе зажигательными в извилистых поворотах, а разномастные тюнеры доводили отдачу моторчика того же «Копена» до чудовищных 120 л. с. А еще у него был жесткий складной верх! Honda Beat же, несмотря на размеры, вообще был построен по всем канонам среднемоторного спорткара и в этом смысле считался эдаким «мини-мы» для культовой Honda NSX (кстати, вы читали о том, как ее возвращали к жизни)?

Железные покемоны: как маленькие причудливые машинки поставили Японию на колеса

Сейчас, правда, большинство японских кей-каров напоминает передвижные параллелепипеды: выделенное законом пространство надо использовать по максимуму, и на первое место вышла практичность. Но местные фантазеры от автопрома нашли иную нишу для самовыражения и укладывают в заданные параметры просто фантастические концепт-кары.

Вот, скажем, проект Suzuki SSC. Четырехколесная коробочка, которая считается даже не автомобилем, а мобильным гаражом для одноместных самоходных капсул Pixy: днем ездишь по делам в этом коконе, а вечером отправляешься домой уже в гараже. Или, допустим, Honda MC: 2,5-метровый хэтчбек с тремя (!) посадочными местами и встроенным в заднюю часть электроскутером (!) К слову, для Honda это повторение пройденного: в начале восьмидесятых складным мопедом Motocompo вполне серийно комплектовался ультракомпакт Honda City Turbo.

Но самыми оригинальными работами японских дизайнеров некоторые называют троицу концептов, составленную из Honda Puyo, Suzuki Q и проекта Nissan с ласкающим русское ухо именем Pivo. При обширном списке отличий у концептов много общего: все трое похожи на колобки на тележках, снабжены электромоторчиками и были для своего времени буквально напичканы высокими технологиями. Nissan так вообще в итоге построил аж три инкарнации «Пива».

Бонус: Lada Rapan

Железные покемоны: как маленькие причудливые машинки поставили Японию на колеса

Простите за насильственную интеграцию отечественного проекта в историю про Японию, но уж очень Lada Rapan похожа по градусу высококачественного дизайнерского безумия на некоторые поделки страны Восходящего Солнца. Многие всерьез считают «Рапан» первым российским концепт-каром — как за экстремальный дизайн, так и за прорывные для 1998 года разработки. Однако, история Lada Rapan, увы, закончилась ничем.

Больше по теме «Авто»

Отложить
Хотите скрыть партнерские блоки?Войдите или Зарегистрируйтесь