Тренды 2017 — комиксы: тема семьи, наследия и перезагрузки
Если абстрагироваться от конкретных сюжетов, то из года в год Marvel и DC показывают нам одни и те же ключевые тренды:
- Ренумерация (обнуление серий комиксов, чтобы подстегнуть продажи);
- Смерть/воскрешение персонажей;
- Перезагрузки вселенных;
- Герои против героев;
- Смена лагеря;
- Спасение мира от Конца Света/разрушения/тирании;
- Перемещения во времени;
- Параллельные вселенные и альтернативные версии героев.
Ежегодно мы получаем сюжеты, в которых в той или иной степени проявляется вышеперечисленное. Приведу пример: в 2016 году Капитан Америка оказался тайным нацистом, а Лекс Лютор — положительным персонажем. В этом году Дефстроук и Доктор Дум стали героями, а Эмма Фрост, потеряв возлюбленного, развязала войну двух рас. Пример можно найти под каждый тренд, это не меняет главного — из года в год эти вещи остаются неизменными, меняется лишь форма их подачи.
Сценаристы стараются преподносить эти идеи так, чтобы у читателей сложилось впечатление, что перед ними нечто новое, но на деле, если вы решитесь препарировать сюжеты комиксов, то заметите, что многие их элементы схожи.
А какие интересные тренды были в 2017 году?
Тема семьи
Наиболее заметной темой стала семья. Особенно ярко это заметно в комиксах DC на примере взаимоотношений Кларка Кента и его сына Джона. На страницах серий Superman, Action Comics и Super Sons нам многократно показывали, как изменился образ Супермена после того, как в DC Rebirth он стал семьянином и отцом.
Кроме того, мир Супермена, Лиги справедливости и Бэт-семьи показывается глазами Джона Кента, Супербоя, который только познает свои способности.
Параллельно тема семьи в несколько ином аспекте затрагивается в серии Batman. Брюс Уэйн решает сделать предложение Селине Кайл, и она отвечает ему взаимностью. Эта линия показывается как глазами самого Брюса Уэйна, так и его ближайшего окружения — Дэмиена Уэйна, Дика Грейсона, Джейсона Тодда.
В Бэт-семье грядут заметные перемены, и поэтому семья должна быть вместе, чтобы научиться жить по-новому.
Marvel тоже не стоит на месте.
В Amazing Spider-Man: Renew Your Vows нам рассказывают о семье Питера и Мэри Джейн в параллельной вселенной, где и они, и их дочь Энни — супергерои.
В 2017 году серии Spider-Man Майлз Моралес делает шаг навстречу семье и рассказывает матери о том, что он — Человек-паук. Незадолго до этого они с отцом наконец находят общий язык, когда Майлз отправляется выручить отца с опасного задания ЩИТ в параллельной вселенной. Еще пример — линия Вижна и его дочери Вив на страницах серии Champions.
Сложно однозначно сказать, почему именно эта тема приобрела неожиданную популярность.
Можно предположить, что это способ изменить условия, в которых существует персонаж, без непосредственного изменения его самого.
Добавляя в его окружение членов семьи, авторы создают возможность развития этой темы в ином ключе. То есть, например, те темы, что уже поднимались ранее на страницах комиксов, будут выглядеть иначе, если у супергероя появятся дети. Изменятся его приоритеты и ответственность. Это создает пространство для создания новых сюжетов.
Тема наследия
В комиксах Marvel недавно стартовало новое направление — Marvel Legacy. Оно было призвано угодить всем и сразу. С одной стороны, это отличная возможность для новых читателей начать свое знакомство с комиксами Marvel. С другой — это возвращение многих давно пропавших по разным причинам героев.
В последние годы на страницах комиксов издательства появилось множество персонажей, которые носят титулы других супергероев.
К примеру, у нас есть Халк-Амадей Чо, который стал зеленым гигантом после того, как помог Брюсу Баннеру излечиться от гамма-радиации. Или Тор-Джейн Фостер — девушка, оказавшаяся достойной поднять Мьельнир после того, как Одинсон потерял веру в себя. Или новая протеже Тони Старка Рири Уильямс, ставшая Железным человеком после того, как сам Тони попал в кому в финале Civil War II.
Каждый из этих новых героев — часть наследия первоначального персонажа. В большей или меньшей степени. Чтобы подтвердить это, издательство Marvel даже выпустило серию комиксов-ваншотов Generations, в которой современные герои встретились с героями прошлого, многие из которых на сегодняшний день мертвы.
Кстати, во время Marvel Legacy происходит обратный ренумерации процесс — все основные серии комиксов возвращаются к оригинальной нумерации.
Это лишний раз доказывает желание Marvel показать идею наследия. Все, что происходит в комиксах сейчас, — это последствие решений, принятых героями в прошлом.
К слову, идея наследия проявляется еще и в том, что «Большая двойка» старается издавать комиксы так, чтобы вы могли читать истории про все вариации героев сразу.
Например, в комиксах Marvel сейчас есть серии у четырех Людей-пауков: Питер Паркер (причем у него три серии), Майлз Моралес, Гвен Стейси и Бен Рейли, а еще в этом году закончились сольные серии Синди Мун и Джессики Дрю. Еще пример: у DC параллельно выходят две серии про Зеленых фонарей, в которых участвуют все ключевые земляне-носители этого титула: Саймон Баз, Джессика Круз, Хэл Джордан, Кайл Райнер, Гай Гарднер и Джон Стюарт.
ResurrXion
В 2016 году издательство Marvel бросило все силы на то, чтобы заменить мутантов нелюдями (сверхлюдьми, если вам так проще). Они участвовали во всех ключевых событиях, а мутанты, наоборот, принимали участие только в тех сериях, в которых не могли не появиться. Это был масштабный эксперимент, в котором издательство хотело привить аудитории интерес к нелюдям, чтобы заменить ими мутантов и впоследствии использовать их не только в комиксах, но и в кино/сериалах.
Но эксперимент не удался.
Не всем понравились комиксы про нелюдей, поэтому издательство постепенно стало сокращать количество серий (они никуда не пропали и до сих пор), возвращая интерес к мутантам.
После событий комикса Inhumans vs. X-Men (где мутанты воевали с нелюдями, чтобы остановить распространение смертельного для них терригена) мутантам во вселенной Marvel больше ничего не угрожает, и в связи с этим издательство полностью перезагружает комиксы про Людей Икс. В рамках RessurXionбыло запущено сразу восемь новых серий: X-Men: Gold, X-Men: Blue, Astonishing X-Men, Cable, Iceman, Generation X, Weapon X и Jean Grey, а Old Man Logan и All-New Woverine продолжились в рамках этой перезагрузки.
Не все новые серии были одинаково хорошо встречены фанатами, но в целом они заметно лучше, чем все те, что были в период искусственной популярности нелюдей. В скором времени стартует еще четыре серии: Legion, Rogue & Gambit, Phoenix Resurrection и продолжающая эту мини-серию X-Men: Red. И, скорее всего, какие-то из текущих будут закрыты (а то их слишком много).
Больше космоса в Marvel
В 2017 году заметным явлением стало выведения места действия в космос. Во многих сериях, даже тех, что не рассказывают непосредственно о космосе, персонажи отправляются туда, повинуясь сюжету. И ладно еще те серии, в которых в принципе задействованы герои, так или иначе связанные с космосом: Ultimates, Captain Marvel, Nova, All-New Guardians of the Galaxy (а также спин-оффы I am Groot и Rocket), но когда космос начинает играть важную роль в Captain America Steve Rogers, U.S.Avengers, The Mighty Thor, Old Man Logan, Black Widow, Nick Fury — да даже Secret Empire, где одна из побочных линий — попытка Капитана Марвел и других супергероев пережить в космосе атаку Читаури.
Причем в этих сериях космос показывается совершенно разным. В Ultimates мы видим конфликты могущественных космических сущностей, которые намного старше, чем Земля и вся Солнечная система, в The Mighty Thor Асгард и расой Шиʼар, а в Nick Fury нам показывают шпионскую операцию в стиле Джеймса Бонда.
Иными словами, космос в комиксах Marvel, как и сами серии, максимально разнообразный. И это нам хотят доказать авторы, отправляя самых разных персонажей за пределы Земли.
История превыше всего
Это значит, что сценаристы предпочитают подавать события своих историй так, как им угодно, если от этого зависит сюжет, который они пишут.
То есть автор одного комикса может проигнорировать события другого, который издается параллельно, если ему это необходимо.
В идеале редакторы должны следить за подобными случаями и пресекать их, но на деле все работает не так.
Некоторые авторы получают слишком много самостоятельности и складывается впечатление, что их серии вообще не вычитывают.
Яркий пример: в комиксе Invincible Iron Man #593 Брайан Майкл Бендис на одной из страниц приводит различные воспоминания, связанные с Тони Старком, среди которых можно увидеть момент из Первой гражданской войны, когда Питер Паркер публично раскрывает свою тайну личности. Проблема в том, что этот момент истории Человека-паука был изменен в сюжете One More Day, и весь мир забыл тайну личности супергероя. Но Бендис, видимо, не забыл.
Подобные ошибки возникают очень часто, а в 2017 они стали еще и более заметны.
Опять же — сложно сказать, кто в подобных ситуациях виноват больше — редактор, который не уследил, или автор, который не удосужился ознакомиться с тем, что происходит с персонажем, задействованным в его истории, в других комиксах. На мой взгляд, виноваты оба.